Файл: Урок по теме Скелет. Строение, состав и свойства костей Цель урока познакомить учащихся со скелетом человека, с видами костей, строением, химическим составом и типами соединения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раз подняться, подтянуться,

Два согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – ноги шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – на место сесть опять.

Проблемный вопрос:

Почему при сильном бросании мяча рука не отрывается в плечевом суставе, а во время футбольного матча нога не отрывается в тазобедренном суставе?

Чтобы ответить на проблемный вопрос, мы с вами посмотрим видеофильм: “Соединение костей”.

Вопросы к видеофильму:

  1. Какие существуют типы соединения костей, перечислите их.

  2. Покажите приспособленность соединения костей к выполняемым функциям.

После просмотра видеофильма учащиеся отвечают на вопросы и делают выводы:

1. Различают 3 типа соединения костей:

- подвижное; полуподвижное неподвижное;

2. Называют приспособленность соединения костей к выполняемым функциям на примере суставов (плечевого и тазобедренного).

3. Охарактеризовав строение сустава, учащиеся отметили, что подвижность конечностей обеспечивается тем, что на одной из сочленяющихся костей находится суставная впадина, куда входит головка другой кости, головка и суставная впадина по своим размерам и формам соответствуют друг другу.

Учитель: Из выше сказанного следует сделать вывод (демонстрируя на скелете):

Запишите схему в тетрадь



Учитель:

  1. Неподвижное соединение костей характерно для костей черепа, таза, крестцово- копчиковых позвонков. Неподвижное соединение кости образуют путём срастания между собой.

  2. Полуподвижное соединение характерно для позвонков и лонной кости, при этом они соединяются между собой хрящевыми прокладками, обладающими упругостью и эластичностью

  3. Подвижное соединение – сустав, где имеется суставная сумка (впадина) и головка, самые подвижные суставы – плечевой и тазобедренный.

4. Закрепление новых знаний

1. Выполнение теста на индивидуальных карточках ( один ученик за компьютером). Проверка с помощью компьютера.

Тест

1.Костная ткань – это особый тип

а) нервной ткани б) соединительной ткани


в) мышечной ткани г) эпителиальной ткани

2. Рост костей в толщину достигается за счет губчатого вещества кости

а) губчатого вещества кости б) надкостницы

в) плотного вещества кости г) хряща

3. Шов – это

а) полуподвижное соединение кости и мышцы б)подвижное соединение кости и мышцы

в) место соединения кости и мыщцы г)неподвижное соединение кости и мышцы

4. Какие органы составляют опорно- двигательный аппарат?

а) скелетные мышцы б) соединения костей

в) кости скелета г) верны все варианты

5. Сустав – это

а) прерывное соединение костей б) непрерывное соединение костей

в) неподвижное соединение костей г) верны все варианты

6. Костные пластинки компактного вещества имеют

а) форму гантелей б) цилиндрическую форму

в) звездчатую форму г) форму сферы

7.Губчатое вещество кости

а) располагается в концевых утолщениях длинных трубчатых костей

б) образовано множеством костных пластинок, расположенных под разными углами друг к другу

в) содержит красный костный мозг

г) верны все варианты

8. Скелет человека состоит более чем из

а) более чем из 300 костей б) 156 костей

в) более чем из 200 костей г) 56 костей

9. Малая берцовая кость - это

а) плоская кость б) широкая кость

в) трубчатая кость г) смешанная кость

10.Кость состоит из

а) органических веществ б) неорганических и органических веществ

5. Домашнее задание

Карточка №5 Задание на дом: учебник стр.100-107, решить задачи:

1. Толщина твердого вещества кости неодинаковая на разных ее частях. В каких местах она наибольшая? Какое это имеет биологическое значение?

2. В процессе антропогенеза менялась форма позвоночника. У современного человека позвоночник имеет такие особенности, которые обеспечивают ему упругость и создают благоприятные условия для смягчения толчков при ходьбе, прыжках и беге. О какой особенности позвоночника человека идет речь?

6. Рефлексия
Учитель: Ребята возьмите карточки№4.
«Итак, друзья мои, пора
Нам оценивать самих себя,
А также в целом весь урок,
Чтоб это сделать каждый смог,
В портрете важную деталь дорисовать необходимо

Коль удался урок на славу,
Пусть наш биолог улыбнется,
Ведь тот, кто весел, тот смеется,
Коль не понравился урок,
Улыбку прочь – рот на замок»

Свою оценку ставь в дневник
За труд «спасибо» ученик!