Файл: Абакумова Основы аудита.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 3032

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

2)  создавать  аудиторской  организации  (индивидуальному  аудито-

ру)  условия  для  своевременного  и  полного  проведения  аудиторской  про-
верки,  осуществлять  содействие  аудиторским  организациям  (индивиду-
альным  аудиторам)  в  своевременном  и  полном  проведении  аудиторской 
проверки,  предоставлять  им  информацию  и  документацию,  необходимую 
для  осуществления  аудита,  давать  по  устному  или  письменному  запросу 
аудиторов  или  аудиторских  организаций  исчерпывающие  разъяснения  и 
подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необ-
ходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц; 

3) не предпринимать каких  бы то ни было действий в  целях огра-

ничения  круга  вопросов,  подлежащих  выяснению  при  проведении  ауди-
торской проверки; 

4)  оперативно  устранять  выявленные  аудиторами  в  ходе  аудитор-

ской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и состав-
ления финансовой (бухгалтерской) отчетности; 

5)  своевременно  оплачивать  услуги  аудиторских  организаций  (ин-

дивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение ауди-
та,  в  том  числе  в  случаях,  когда  выводы  аудиторского  заключения  не  со-
гласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в слу-
чае  неполного  выполнения  аудиторами  работы  по  независящим  от  них 
причинам; 

6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоот-

ношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не про-
тиворечащие законодательству Российской Федерации. 

 

2.  Основные мероприятия в ходе аудита 

 

2.1. Планирование аудита 

 

Аудиторская  организация  и  индивидуальный  аудитор  (далее - ау-

дитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была прове-
дена  эффективно.  Планирование  аудита  предполагает  разработку  общей 
стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведе-
ния и объему аудиторских процедур. 

Планирование  аудитором  своей  работы  способствует  тому,  чтобы 

важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы бы-
ли  выявлены  потенциальные  проблемы  и  работа  была  выполнена  с  опти-
мальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволя-
ет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, 
участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую ра-
боту. 

Планирование аудита осуществляется в три этапа: 
•  предварительное планирование; 

 

20 


background image

•  составление и подготовка общего плана аудита; 

•  составление и подготовка программы аудита. 
 Этап предварительного планирования 
В  процессе  развития  аудиторской  деятельности  были  выработаны 

подходы к планированию аудита, направленные на достижение оптималь-
ного соотношения качества и продолжительности аудиторской проверки. К 
ним относятся: 

•  сбор сведений о бизнесе клиента, оценка внутренней и внешней 

среды его деятельности; 

•  ознакомление  с  системой  бухгалтерского  учета  и  внутреннего 

контроля; 

•  оценка существенности и аудиторского риска; 

•  разработка общего плана и программы аудита. 

Используя эти походы, к этапу предварительного планирования ауди-

та арендных отношений можно отнести: 

•  сбор  информации  о  специфике  и  условиях  бизнеса  экономиче-

ского субъекта (в том числе о его аффилированных лицах); 

•  анализ финансового состояния экономического субъекта и пред-

варительное  определение  применимости  допущения  о  непрерывности  его 
деятельности; 

•  знакомство  с  системами  бухгалтерского  учета  и  внутреннего 

контроля; 

•  предварительную оценку аудиторского риска; 

•  предварительную  оценку  трудозатрат  на  проведение  аудита  и 

формирование аудиторской группы; 

•  определение задач и общей стратегии проверки. 
Цель  предварительного  планирования - оценка  возможности  про-

ведения  аудита  и  принятие  решения  о  предполагаемых  масштабах  и  про-
должительности проверки. Условно этот этап можно разделить на две ста-
дии:  до  принятия  решения  о  проведении  аудита  и  подписания  договора  с 
клиентом и после подписания договора. 

По  итогам  данного  этапа  может  быть  принято  решение  о  невоз-

можности проведения аудита, если определенный на стадии предваритель-
ного планирования объем проверки не соответствует возможностям ауди-
торской  фирмы  либо  руководство  организации  не  предоставляет  необхо-
димые для проверки документы. 

Изучение  потенциального  клиента  аудитору  целесообразно  начи-

нать  со  сбора  информации  о  бизнесе  организации.  Интерес  здесь  могут 
представлять  сведения  самого  различного  характера:  организационно-
управленческая структура, отраслевая принадлежность, кадровая политика 
и т.п. При получении такой информации, состав и источники которой при-
ведены в табл. 2.1, аудитору необходимо учитывать влияющие на деятель-

 

21 


background image

ность организации внешние и внутренние факторы. 

 

Таблица 2.1 

Данные о бизнесе организации 

№  

п/п 

Информация 

Источник 

1  

Общие сведения     

Учредительные 

и 

регистрационные  

документы, 

личные 

наблюдения 

аудитора,  

разъяснения персонала                     

2  

Аудиторские        
проверки           
прошлых лет        

Аудиторские 

заключения 

и 

отчеты  

аудиторов, 

консультации 

и 

ответы  

на запросы прежних аудиторов              

3  

Уставный 

капитал  

и 

учредители  

(собственники)     

Учредительные 

документы, 

протоколы  

собраний 

акционеров 

(учредителей,  

участников, 

совета 

директоров), 

реестр  

акционеров, бухгалтерская отчетность      

4  

Управление         
организацией       

Учредительные 

документы, 

протоколы  

собраний 

акционеров 

(учредителей,  

участников, 

совета 

директоров),  

разъяснения 

персонала, 

схема  

организационной 

и 

производственной  

структур, 

бизнес-планы 

и 

сметы,  

публикации 

в 

печати, 

хозяйственные  

договоры                                  

5  

Масштаб            
деятельности       

Бухгалтерская 

и 

статистическая  

отчетность, 

разъяснения 

персонала,  

бизнес-планы и сметы, внутренние отчеты   

6  

Отраслевая         
принадлежность     
(основные 

виды  

деятельности)      
и 

условия  

конкуренции        

Учредительные 

документы, 

бухгалтерская  

отчетность, 

разъяснения 

персонала,  

бизнес-планы 

и 

сметы, 

рекламные  

объявления, 

лицензии 

и 

разрешения,  

статистические 

данные, 

публикации  

в 

печати, 

заключения 

привлеченных  

экспертов, 

материалы 

специализированных  

семинаров и конференций                   

7  

Особенности        
ценообразования    

Хозяйственные 

договоры, 

внутренние  

отчеты, 

прайс-листы, 

разъяснения  

персонала, 

бизнес-планы 

и 

сметы,  

статистические 

данные, 

публикации  

в 

печати, 

заключения 

привлеченных  

экспертов, 

ответы 

на 

запросы 

сторонних  

организаций                               

8  

Деловая 

репутация  

фирмы              

Разъяснения 

персонала, 

статистические  

данные, 

публикации 

в 

печати, 

заключения  

привлеченных 

экспертов, 

материалы  

специализированных 

семинаров  

и 

конференций, 

ответы 

на 

запросы  

сторонних организаций                     

 

22 


background image

9  

Состав имущества   

Бухгалтерская 

и 

статистическая  

отчетность, 

разъяснения 

персонала,  

внутренние 

отчеты, 

личные 

наблюдения  

аудитора                                  

10  Банковские 

счета  

и 

репутация  

обслуживающих      
банков             

Договоры 

банковского 

счета, 

разъяснения  

персонала, 

публикации 

в 

печати,  

заключения 

привлеченных 

экспертов, 

ответы

на запросы сторонних организаций          

11  Кредитная политика 

Бухгалтерская 

отчетность, 

кредитные  

договоры, 

внутренние 

отчеты, 

разъяснения 

персонала, публикации в печати            

12  Основные           

покупатели         
и поставщики       

Бухгалтерская 

отчетность, 

хозяйственные 

договоры, 

внутренние 

отчеты, 

разъяснения 

персонала                                 

13  Дебиторская        

и 

кредиторская  

задолженность      

Бухгалтерская 

отчетность, 

хозяйственные  

договоры, 

внутренние 

отчеты, 

разъяснения 

персонала, 

деловая 

корреспонденция,  

материалы судебных разбирательств         

14  Основные 

статьи  

расходов           

Бухгалтерская 

и 

статистическая  

отчетность, 

внутренние 

отчеты,  

разъяснения 

персонала, 

бизнес-планы  

и сметы                                   

15  Особенности        

налогообложения    
и 

налоговая  

политика           

Учетная 

политика 

в 

целях 

бухгалтерского  

и 

налогового 

учета, 

бухгалтерская  

и 

налоговая 

отчетность, 

внутренние  

отчеты, 

разъяснения 

персонала, 

материалы 

налоговых 

и 

аудиторских 

проверок,  

материалы 

судебных 

разбирательств 

по  

спорам  с  налоговыми  органами,  заключения 
привлеченных экспертов                    

16  Кадровая политика  

Штатное 

расписание, 

трудовые 

и  

коллективные  договоры,  приказы  по  кадрам,
внутренние 

отчеты, 

разъяснения 

персонала,

личные наблюдения аудитора                

17  Автоматизированные 

системы 

управления 

и 

информационные  

системы            

Разъяснения 

персонала, 

личные 

наблюдения 

аудитора, 

хозяйственные 

договоры,  

заключения привлеченных экспертов         

18  Наличие 

операций,  

в 

отношении  

которых            
предусмотрен       
особый 

порядок  

бухгалтерского     
или 

налогового  

учета              

Учетная 

политика 

в 

целях 

бухгалтерского  

и 

налогового 

учета, 

бухгалтерская  

и 

статистическая 

отчетность, 

журналы  

операций, 

бухгалтерские 

справки,  

хозяйственные 

договоры, 

внутренние  

отчеты, 

разъяснения 

персонала, 

отчеты  

контролирующим 

органам, 

заключения  

привлеченных экспертов                    

 

23 


background image

19  Аффилированные     

лица               

Учредительные 

документы, 

бухгалтерская 

и 

статистическая 

отчетность, 

хозяйственные 

договоры, 

внутренние 

отчеты, 

разъяснения 

персонала, 

отчеты 

контролирующим 

органам,

заключения привлеченных экспертов         

 

На  этапе  предварительного  планирования  аудитору  необходимо 

проводить  аналитические  процедуры  с  элементами  анализа  финансового 
состояния экономического субъекта, направленные на определение объема 
предстоящей проверки и выявление областей учета, требующих повышен-
ного внимания аудитора. Кроме того, с помощью аналитических процедур 
аудитор определяет вероятность банкротства организации и применимость 
допущения о непрерывности деятельности. 

В  процессе  предварительного  планирования  наибольшее  распро-

странение получили следующие процедуры финансового анализа: 

•  проверка  показателей  бухгалтерской  отчетности  на  наличие 

арифметических ошибок; 

•  вертикальный анализ бухгалтерской отчетности, который состо-

ит в определении доли укрупненных статей в общем итоге (валюте балан-
са) и в итоге соответствующего раздела баланса; 

•  горизонтальный  анализ  бухгалтерской  отчетности,  который  за-

ключается  в  расчете  абсолютных  и  относительных  отклонений  значений 
статей отчетности для оценки отклонений показателей в динамике и опре-
деления существенности этих отклонений; 

•  расчет основных финансовых коэффициентов и оценка их в ди-

намике; 

•  сравнение  показателей  отчетности  экономического  субъекта  с 

данными по соответствующей отрасли; 

•  сопоставление  данных  отчетности  с  прогнозными  (плановыми) 

показателями. 

На стадии предварительного планирования весьма важно оценить сис-

темы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, так как их состояние 
считается  одним  из  главных  факторов,  влияющих  на  возможность  прове-
дения аудита и объем трудозатрат.  

Хотелось  бы  отметить,  что  первичный  анализ  систем  бухгалтерского 

учета и внутреннего контроля позволяет на ранней стадии взаимоотноше-
ний  с  потенциальным  клиентом  определить  достаточность  информации 
для проведения аудита, так как в ходе такого анализа выявляется способ-
ность системы учета предоставлять соответствующие сведения. Кроме то-
го, по итогам проведенного анализа, а также на основании другой инфор-
мации, собранной в ходе предварительного планирования, аудитор может 
уже  на  раннем  этапе  проверки  судить  о  примерном  уровне  аудиторского 
риска. 

 

24