Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 3032
Скачиваний: 4
2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудито-
ру) условия для своевременного и полного проведения аудиторской про-
верки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивиду-
альным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской
проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую
для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу
аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и
подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необ-
ходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;
3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях огра-
ничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении ауди-
торской проверки;
4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудитор-
ской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и состав-
ления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (ин-
дивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение ауди-
та, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не со-
гласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в слу-
чае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них
причинам;
6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоот-
ношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не про-
тиворечащие законодательству Российской Федерации.
2. Основные мероприятия в ходе аудита
2.1. Планирование аудита
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее - ау-
дитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была прове-
дена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей
стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведе-
ния и объему аудиторских процедур.
Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы
важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы бы-
ли выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с опти-
мальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволя-
ет эффективно распределять работу между членами группы специалистов,
участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую ра-
боту.
Планирование аудита осуществляется в три этапа:
• предварительное планирование;
20
• составление и подготовка общего плана аудита;
• составление и подготовка программы аудита.
Этап предварительного планирования
В процессе развития аудиторской деятельности были выработаны
подходы к планированию аудита, направленные на достижение оптималь-
ного соотношения качества и продолжительности аудиторской проверки. К
ним относятся:
• сбор сведений о бизнесе клиента, оценка внутренней и внешней
среды его деятельности;
• ознакомление с системой бухгалтерского учета и внутреннего
контроля;
• оценка существенности и аудиторского риска;
• разработка общего плана и программы аудита.
Используя эти походы, к этапу предварительного планирования ауди-
та арендных отношений можно отнести:
• сбор информации о специфике и условиях бизнеса экономиче-
ского субъекта (в том числе о его аффилированных лицах);
• анализ финансового состояния экономического субъекта и пред-
варительное определение применимости допущения о непрерывности его
деятельности;
• знакомство с системами бухгалтерского учета и внутреннего
контроля;
• предварительную оценку аудиторского риска;
• предварительную оценку трудозатрат на проведение аудита и
формирование аудиторской группы;
• определение задач и общей стратегии проверки.
Цель предварительного планирования - оценка возможности про-
ведения аудита и принятие решения о предполагаемых масштабах и про-
должительности проверки. Условно этот этап можно разделить на две ста-
дии: до принятия решения о проведении аудита и подписания договора с
клиентом и после подписания договора.
По итогам данного этапа может быть принято решение о невоз-
можности проведения аудита, если определенный на стадии предваритель-
ного планирования объем проверки не соответствует возможностям ауди-
торской фирмы либо руководство организации не предоставляет необхо-
димые для проверки документы.
Изучение потенциального клиента аудитору целесообразно начи-
нать со сбора информации о бизнесе организации. Интерес здесь могут
представлять сведения самого различного характера: организационно-
управленческая структура, отраслевая принадлежность, кадровая политика
и т.п. При получении такой информации, состав и источники которой при-
ведены в табл. 2.1, аудитору необходимо учитывать влияющие на деятель-
21
ность организации внешние и внутренние факторы.
Таблица 2.1
Данные о бизнесе организации
№
п/п
Информация
Источник
1
Общие сведения
Учредительные
и
регистрационные
документы,
личные
наблюдения
аудитора,
разъяснения персонала
2
Аудиторские
проверки
прошлых лет
Аудиторские
заключения
и
отчеты
аудиторов,
консультации
и
ответы
на запросы прежних аудиторов
3
Уставный
капитал
и
учредители
(собственники)
Учредительные
документы,
протоколы
собраний
акционеров
(учредителей,
участников,
совета
директоров),
реестр
акционеров, бухгалтерская отчетность
4
Управление
организацией
Учредительные
документы,
протоколы
собраний
акционеров
(учредителей,
участников,
совета
директоров),
разъяснения
персонала,
схема
организационной
и
производственной
структур,
бизнес-планы
и
сметы,
публикации
в
печати,
хозяйственные
договоры
5
Масштаб
деятельности
Бухгалтерская
и
статистическая
отчетность,
разъяснения
персонала,
бизнес-планы и сметы, внутренние отчеты
6
Отраслевая
принадлежность
(основные
виды
деятельности)
и
условия
конкуренции
Учредительные
документы,
бухгалтерская
отчетность,
разъяснения
персонала,
бизнес-планы
и
сметы,
рекламные
объявления,
лицензии
и
разрешения,
статистические
данные,
публикации
в
печати,
заключения
привлеченных
экспертов,
материалы
специализированных
семинаров и конференций
7
Особенности
ценообразования
Хозяйственные
договоры,
внутренние
отчеты,
прайс-листы,
разъяснения
персонала,
бизнес-планы
и
сметы,
статистические
данные,
публикации
в
печати,
заключения
привлеченных
экспертов,
ответы
на
запросы
сторонних
организаций
8
Деловая
репутация
фирмы
Разъяснения
персонала,
статистические
данные,
публикации
в
печати,
заключения
привлеченных
экспертов,
материалы
специализированных
семинаров
и
конференций,
ответы
на
запросы
сторонних организаций
22
9
Состав имущества
Бухгалтерская
и
статистическая
отчетность,
разъяснения
персонала,
внутренние
отчеты,
личные
наблюдения
аудитора
10 Банковские
счета
и
репутация
обслуживающих
банков
Договоры
банковского
счета,
разъяснения
персонала,
публикации
в
печати,
заключения
привлеченных
экспертов,
ответы
на запросы сторонних организаций
11 Кредитная политика
Бухгалтерская
отчетность,
кредитные
договоры,
внутренние
отчеты,
разъяснения
персонала, публикации в печати
12 Основные
покупатели
и поставщики
Бухгалтерская
отчетность,
хозяйственные
договоры,
внутренние
отчеты,
разъяснения
персонала
13 Дебиторская
и
кредиторская
задолженность
Бухгалтерская
отчетность,
хозяйственные
договоры,
внутренние
отчеты,
разъяснения
персонала,
деловая
корреспонденция,
материалы судебных разбирательств
14 Основные
статьи
расходов
Бухгалтерская
и
статистическая
отчетность,
внутренние
отчеты,
разъяснения
персонала,
бизнес-планы
и сметы
15 Особенности
налогообложения
и
налоговая
политика
Учетная
политика
в
целях
бухгалтерского
и
налогового
учета,
бухгалтерская
и
налоговая
отчетность,
внутренние
отчеты,
разъяснения
персонала,
материалы
налоговых
и
аудиторских
проверок,
материалы
судебных
разбирательств
по
спорам с налоговыми органами, заключения
привлеченных экспертов
16 Кадровая политика
Штатное
расписание,
трудовые
и
коллективные договоры, приказы по кадрам,
внутренние
отчеты,
разъяснения
персонала,
личные наблюдения аудитора
17 Автоматизированные
системы
управления
и
информационные
системы
Разъяснения
персонала,
личные
наблюдения
аудитора,
хозяйственные
договоры,
заключения привлеченных экспертов
18 Наличие
операций,
в
отношении
которых
предусмотрен
особый
порядок
бухгалтерского
или
налогового
учета
Учетная
политика
в
целях
бухгалтерского
и
налогового
учета,
бухгалтерская
и
статистическая
отчетность,
журналы
операций,
бухгалтерские
справки,
хозяйственные
договоры,
внутренние
отчеты,
разъяснения
персонала,
отчеты
контролирующим
органам,
заключения
привлеченных экспертов
23
19 Аффилированные
лица
Учредительные
документы,
бухгалтерская
и
статистическая
отчетность,
хозяйственные
договоры,
внутренние
отчеты,
разъяснения
персонала,
отчеты
контролирующим
органам,
заключения привлеченных экспертов
На этапе предварительного планирования аудитору необходимо
проводить аналитические процедуры с элементами анализа финансового
состояния экономического субъекта, направленные на определение объема
предстоящей проверки и выявление областей учета, требующих повышен-
ного внимания аудитора. Кроме того, с помощью аналитических процедур
аудитор определяет вероятность банкротства организации и применимость
допущения о непрерывности деятельности.
В процессе предварительного планирования наибольшее распро-
странение получили следующие процедуры финансового анализа:
• проверка показателей бухгалтерской отчетности на наличие
арифметических ошибок;
• вертикальный анализ бухгалтерской отчетности, который состо-
ит в определении доли укрупненных статей в общем итоге (валюте балан-
са) и в итоге соответствующего раздела баланса;
• горизонтальный анализ бухгалтерской отчетности, который за-
ключается в расчете абсолютных и относительных отклонений значений
статей отчетности для оценки отклонений показателей в динамике и опре-
деления существенности этих отклонений;
• расчет основных финансовых коэффициентов и оценка их в ди-
намике;
• сравнение показателей отчетности экономического субъекта с
данными по соответствующей отрасли;
• сопоставление данных отчетности с прогнозными (плановыми)
показателями.
На стадии предварительного планирования весьма важно оценить сис-
темы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, так как их состояние
считается одним из главных факторов, влияющих на возможность прове-
дения аудита и объем трудозатрат.
Хотелось бы отметить, что первичный анализ систем бухгалтерского
учета и внутреннего контроля позволяет на ранней стадии взаимоотноше-
ний с потенциальным клиентом определить достаточность информации
для проведения аудита, так как в ходе такого анализа выявляется способ-
ность системы учета предоставлять соответствующие сведения. Кроме то-
го, по итогам проведенного анализа, а также на основании другой инфор-
мации, собранной в ходе предварительного планирования, аудитор может
уже на раннем этапе проверки судить о примерном уровне аудиторского
риска.
24