Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 3031
Скачиваний: 4
• обоснованность оценки, правильность формирования и восста-
новления резерва под снижение стоимости материально-производственных
запасов;
• правильность отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности
информации о материально-производственных запасах.
Проверка по данному направлению основана на следующих законо-
дательных и нормативных актах:
• Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-произ-
водственных запасов» ПБУ 5/01 (приказ Минфина РФ № 25н от 15.06.1998г.);
• Методические указания по бухгалтерскому учету материально-
производственных запасов (приказ Минфина РФ № 119н от 28.12.2001
г.);
• Методические указания по бухгалтерскому учету специального
инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и
специальной одежды (приказ Минфина РФ № 135н от 26.12.2002 г.);
• Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобиль-
ном транспорте (Руководящий документ Р3112194-0366-03 Минтранса РФ от
29.04.2003 г.);
• Типовые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и дру-
гих средств индивидуальной защиты (Постановление Минтруда РФ №63 от
16.12.1997 г.);
• Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвре-
живающих средств, порядок и условия их выдачи (Постановление Минтруда
от 04.07.2003 г. № 45);
• Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых ра-
ботниками, с которыми работодатель может заключить письменные договоры о
полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответ-
ственности (Постановление Минтруда РФ №85 от 31.12.2002 г.);
• Унифицированные формы первичной учетной документации по
учету... материалов (Постановление Госкомстата РФ № 71а от 30.10.1997г.);
• Унифицированные формы первичной учетной документации по
учету торговых операций (Постановление Госкомстата РФ № 132 от
25.12,1998 г.).
В ходе проверки кассовых операций аудитор должен удостове-
риться в следующем:
• наличие в кассе денежных средств, денежных документов, отра-
женных в учете (и наоборот, полнота отражения в учете фактически наличе-
ствующих в кассе денежных средств и документов);
• полнота и правильность оформления первичных кассовых доку-
ментов, книг, журналов;
• соблюдение порядка выдачи денег по доверенности;
• соблюдение установленного лимита хранения наличных денег
40
в кассе;
• соблюдение установленного порядка и предела наличных расчетов
с юридическими лицами;
• соблюдение установленного порядка расходования наличной вы-
ручки;
• наличие договора о полной материальной ответственности с кас-
сиром организации;
• применение контрольно-кассовой техники при наличных расчетах;
• правильность отражения в учете и бухгалтерской отчетности кас-
совых операций;
• наличие в организации действующей системы проведения ревизий
кассы.
Законодательные и нормативные акты, лежащие в основе проверки
кассовых операций::
• Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации
(решение совета директоров ЦБ РФ № 40 от 22.09.1993 г.);
• Правила организации наличного денежного обращения на тер-
ритории Российской Федерации (Положение ЦБ РФ № 14-П от
05.01.1998г.);
• Унифицированные формы первичной учетной документации по
учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых опера-
ций с применением контрольно-кассовых машин (Постановление Госком-
стата РФ № 132 от 25.12.1998 г.);
• Унифицированные формы первичной учетной документации по
учету кассовых операций (Постановление Госкомстата РФ № 88 от
18.08.1998 г.);
• Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники
при осуществлении наличных денежных расчетов и/или расчетов с использо-
ванием платежных карт» № 54-ФЗ от 22.05.2003 г.;
• Положение по применению контрольно-кассовых машин при осу-
ществлении
денежных
расчетов
с
населением
(Постановление
Правительства РФ № 745 от 30.07.1993 г.);
• Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и/или
расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-
кассовой техники (Постановление Правительства РФ № 171 от 31.03.2005 г.);
• Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой
техники,
используемой
организациями
и
индивидуальными
пред-
принимателями (Постановление Правительства РФ № 470 от 23.07.2007 г.);
• О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходова-
нии наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или индивиду-
ального предпринимателя (Указание ЦБ РФ № 1843-У от 20.06.2007 г.);
• Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых ра-
41
ботниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры
о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответ-
ственности (Постановление Минтруда РФ №85 от 31.12.2002 г.).
Проверка операций по расчетным счетам должна позволить
аудитору объективно оценить соответствие нормативным требованиям
следующих параметров учета:
• полнота выписок банка, первичных денежно-расчетных и платеж-
ных документов, надлежащее их оформление, соответствие друг другу;
• наличие разрешительных подписей руководства на оплату пла-
тежных документов;
• правильность отражения в учете и бухгалтерской отчетности
операций по расчетным счетам;
• наличие письменного уведомления налогового органа об откры-
тии и закрытии банковских счетов в 10-дневный срок;
• выявление «ключевых по риску» денежно-расчетных операций
(операций, составляющих учетные области с повышенным неотъемлемым
риском).
При проверке операций по расчетным счетам используются сле-
дующие законодательные и нормативные акты:
• О безналичных расчетах в РФ (положение ЦБ РФ № 2-П от
12.04.2001 г.).
Проверка учета выпуска готовой продукции и товаров отгру-
женных направлена на удостоверение в следующем:
• правильность формирования фактической производственной или
нормативной (плановой) себестоимости готовой продукции и отражения ее в
учете, последовательность применения учетной политики в этой части;
• обоснованность и правильность отражения в учете операций списа-
ния готовой продукции;
• ведение аналитического учета на счетах 43 и 45;
• полнота раскрытия информации о готовой продукции и товаров
отгруженных в бухгалтерской отчетности.
Законодательные и нормативные акты, применяемые при проверке::
• Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-про-
изводственных запасов» ПБУ 5/01 (приказ Минфина РФ № 44н от
09.06.2001г.);
• Методические указания по бухгалтерскому учету материально-про-
изводственных запасов (приказ Минфина РФ № 119н от 28.12.2001 г.).
Проверка формирования расходов должна позволить оценить:
• обоснованность отнесения расходов организации к обычным и про-
чим, а также их признания в учете;
• последовательность и правильность применения учетной поли
тики в отношении учета расходов;
42
• обоснованность и правильность калькулирования себестоимости
продукции (работ, услуг);
• обоснованность отнесения затрат к расходам будущих периодов,
правильность их списания;
• обоснованность и правильность образования резервов предстоя-
щих расходов и их списания;
• ведение аналитического учета расходов;
• полнота и правильность раскрытия информации о расходах в бух-
галтерской отчетности.
Законодательные и нормативные акты, применяемые при проверке:
• Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ
10/99 (приказ Минфина РФ № ЗЗн от 06.05.1999 г.);
• Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для
субъектов малого предпринимательства (приказ Минфина РФ №б4н от
21.12.1998 г.);
• Унифицированные формы первичной учетной документации по
учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, ма-
териалов, работ в капитальном строительстве (Постановление Госкомстата
РФ № 71а от 30.10.1997 г.);
• Унифицированные формы первичной учетной документации по
учету работ в автомобильном транспорте (Постановление Госкомстата РФ №
78 от 28.11.1997 г.).
Кроме того, при проверке расходов применяются отраслевые ре-
комендации (отраслевые инструкции) по составу затрат и калькуляции се-
бестоимости продукции, работ, услуг и ведомственные акты по определению
затрат.
В ходе проверки формирования доходов аудитор должен удостове-
риться в следующем:
• обоснованность отнесения доходов организации к обычным и
прочим;
• последовательность применения учетной политики в отношении
учета доходов;
• полнота, правильность и своевременность признания доходов и
отражения их в учете;
• обоснованность отнесения доходов к доходам будущих периодов,
правильность их списания;
• ведение аналитического учета по каждому виду обычных и прочих
доходов;
• правильность отражения в бухгалтерской отчетности информации
об обычных и прочих доходах и полнота ее раскрытия;
• наличие лицензий на виды деятельности, осуществляемые орга-
низацией, в предусмотренных законодательством случаях.
43
Законодательные и нормативные акты, положения которых лежат в
основе проверки доходов:
• Методические указания по инвентаризации имущества и финан-
совых обязательств (приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.1995 г.);
• Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для
субъектов малого предпринимательства (приказ Минфина РФ №64н от
21.12.1998 г.);
• Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации»
ПБУ 9/99 (приказ Минфина РФ № 32н от 06.05.1999 г.);
• Правила ведения журналов учета полученных и выставленных
счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на до-
бавленную стоимость (Постановление Правительства РФ №914 от
02.12.2000 г.);
• Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрак-
тов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94 (приказ Минфина РФ № 167
от 20.12.1994 г.);
• Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов дея-
тельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 г.
В ходе проверки расчетов с дебиторами и кредиторами аудитор
должен убедиться в следующем:
• наличие договоров с дебиторами и кредиторами, соответствие их
оформления и содержания требованиям ГК РФ;
• своевременность, правильность и обоснованность отражения на
расчетах с дебиторами и кредиторами сумм задолженностей покупателей, за-
казчиков поставщикам, подрядчикам;
• своевременность, правильность и обоснованность отражения на
расчетах с дебиторами и кредиторами сумм по претензиям;
• обоснованность и правильность отражения в учете перемены
лиц в обязательствах по дебиторской и кредиторской задолженности;
• своевременность и обоснованность списания дебиторской и кре-
диторской задолженности;
• правильность формирования резерва по сомнительным долгам;
• своевременность и полнота проведения инвентаризации расчетов
с дебиторами и кредиторами;
• ведение аналитического учета расчетов с дебиторами и кредито-
рами;
• полнота раскрытия информации о расчетах с дебиторами и кре-
диторами в бухгалтерской отчетности.
При проверке применяются следующие законодательные и нормативные
акты:
• Гражданский кодекс РФ, часть I от 30.11.1994 г.;
• Гражданский кодекс РФ, часть II от 26.01.1996 г.;
44