Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 3034
Скачиваний: 4
3. Направления, задачи и нормативное обеспечение аудиторской
проверки
Аудиторская проверка проводится по следующим направле-
ниям:
• формирование уставного капитала и расчетов с учредителя-
ми;
• учетная политика;
• основные средства;
• нематериальные активы;
• вложения во внеоборотные активы;
• материально-производственные запасы;
• кассовые операции;
• операции по расчетным счетам;
• учет выпуска готовой продукции и товаров отгруженных
• формирование расходов;
• формирование доходов;
• расчеты с дебиторами и кредиторами;
• расчеты по оплате труда и исчисление налога на доходы
физических лиц;
• формирование показателей бухгалтерской отчетности.
При проверке по всем направлениям аудитор должен руководство-
ваться следующими основными нормативными актами:
• Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от
21.11.1996г.;
• Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от
четности в Российской Федерации (приказ Минфина РФ № 34н
от 29.07.1998 г.);
• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной де-
ятельности организаций и инструкция по его применению (приказ Мин-
фина РФ № 94н от 31.10.2000 г.);
• Методические указания по инвентаризации имущества и финан-
совых обязательств (приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.95 г.).
Проверка формирования уставного капитала и расчетов с учре-
дителями должна подтвердить:
• наличие зарегистрированного надлежащим образом устава, соот-
ветствие его требованиям законодательных актов;
• соответствие суммы уставного капитала, отраженного в учете
и отчетности, учредительным документам; своевременность формирования
уставного капитала и соответствие способа его формирования способу,
предусмотренному учредительными документами;
35
• соответствие начисления дивидендов решениям учредителей,
своевременность их выплаты, правильность отражения расчетов с учреди-
телями в учете и отчетности;
• наличие и ведение реестра акционеров.
При проверке аудитор должен руководствоваться следующими зако-
нодательными и нормативными актами:
• Методические указания по инвентаризации имущества и финан-
совых обязательств (приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.95 г.);
• Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от
26.12.1995г.;
• Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответствен-
ностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г.
Проверка учетной политики должна установить:
• соответствие учетной политики организации требованиям ПБУ 1/98,
т. е. должна исходить из принципов полноты, приоритета содержания перед
формой, непротиворечивости, рациональности.
• полноту формирования в учетной политике избранных способов
ведения бухгалтерского учета;
• неизменность принципов учетной политики в течение отчетного
периода.
Нормативным актом, определяющим оценку аудитором учетной по-
литики является Положение по бухгалтерскому учету « Учетная политика ор-
ганизации» ПБУ 1/98 (приказ Минфина РФ № 60н от 09.12.1998 г.).
Проверка основных средств направлена на установление:
• наличия основных средств, отраженных в учете и полноту отра-
жения в учете фактически наличествующих основных средств;
• правильности отнесения активов к основным средствам, правиль-
ность формирования инвентарных объектов основных средств, правиль-
ность их группировки по классификации, участию в производственном про-
цессе;
• правильности оформления и отражения в учете операций по по-
ступлению и выбытию основных средств;
• правильности оценки первоначальной стоимости основных
средств;
• правильности оформления и отражения в учете операций, изме-
няющих стоимость основных средств (достройка, дооборудование, реконст-
рукция, частичная ликвидация, переоценка);
• последовательности применения учетной политики в отношении
выбора способа начисления амортизации;
• правильности определения срока полезного использования основ-
ных средств и начисления их амортизации;
• своевременности проведения инвентаризации основных средств;
36
• ведения аналитического учета по отдельным инвентарным объектам
основных средств;
• полноты и правильности раскрытия информации об основных
средствах в отчетности;
• своевременности постановки на учет в налоговом органе по месту
нахождения объектов недвижимости и транспортных средств.
При проверке основных средств аудитор должен руководствоваться
следующими законодательными и нормативными актами:
• Единые нормы амортизационных отчислений на полное восста-
новление основных фондов народного хозяйства СССР (Постановление Со-
вета Министров СССР № 1072 от 22.10.1990 г.);
• - (Постановление № 1072 не отменено в связи с появлением Поста-
новления № 1, так как амортизация основных средств, состоящих на учете на
01.01.2002 г., продолжает начисляться согласно нормам Постановления №
1072.)
• О классификации основных средств, включаемых в амортизацион-
ные группы (Постановление Правительства РФ № 1 от01.01.2002 г.);
• Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»
ПБУ 6/01 (приказ Минфина РФ № 26н от 30.03.2001 г.);
• Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств
(приказ Минфина РФ № 91н от 13.10.2003 г.);
• Унифицированные формы первичной учетной документации по
учету основных средств (Постановление Госкомстата РФ № 7 от
21.01.2003г.);
• Об определении понятий нового строительства, расширения,
реконструкции
и
технического
перевооружения
действующих
предприятий (письмо Госплана СССР № НБ-Зб-Д, Госстроя
СССР № 23-й, Стройбанка СССР № 144, ЦСУ СССР № 6-14
от 08.05.1984 г.);
• Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94
(постановление Госстандарта РФ № 359 от 26.12.1994 г.).
Целью проверки нематериальных активов является удостоверение
в следующем:
• правильность отнесения активов к нематериальным;
• наличие документального оформления нематериальных активов;
• правильность оценки первоначальной стоимости нематериальных
активов;
• правильность оформления и отражения в учете операций по по-
ступлению и выбытию нематериальных активов;
• правильность определения срока полезного использования нема-
териальных активов и начисления амортизационных отчислений;
• последовательность применения учетной политики в отношении
37
выбора способа начисления и отражения в учете амортизации нематериальных
активов;
• ведение аналитического учета по отдельным объектам нематери-
альных активов;
• правильность отражения в бухгалтерской отчетности остаточной
стоимости нематериальных активов, полнота и правильность раскрытия ин-
формации в отчетности.
Законодательные и нормативные акты, используемые аудитором при
проверке нематериальных активов:
• Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных акти-
вов» ПБУ 14/2000 (приказ Минфина РФ № 91н от 16.10.2000 г.);
• Патентный закон РФ от 23.09.1992 г.;
• Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях
мест происхождений товаров от 23.09.1992 г.;
• Закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных от
23.09.1992 г.;
• Закон о селекционных достижениях от 06.08.1993 г.;
• Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем от
23.09.1992г.;
• Унифицированные формы первичной учетной документации по
учету... нематериальных активов... (Постановление Госкомстата РФ № 71а от
30.10.1997 г.).
Проверка вложений во внеоборотные активы должна позволить
оценить:
• правильность оформления и отражения в учете операций по при-
обретению основных средств, нематериальных активов, объектов природо-
пользования, земельных участков;
• правильность оформления и отражения в учете операций по строи-
тельству объектов основных средств (подрядным или хозспособом);
• правильность оформления и отражения в учете операций по со-
зданию нематериальных активов, выполнению научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР);
• правильность оформления и отражения в учете операций, свя-
занных с изменением стоимости основных средств (реконструкция, расши-
рение, техническое перевооружение);
• правильность определения инвентарной стоимости приобрета-
емых и вводимых в действие объектов основных средств, нематериальных ак-
тивов, объектов природопользования, земельных участков;
• ведение аналитического учета по каждому строящемуся или при-
обретаемому объекту;
• правильность отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности
информации о стоимости вложений во внеоборотные активы.
38
При проверке вложений во внеоборотные активы аудитор руково-
дствуется следующими Законодательными и нормативными актами,
• Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций
(приказ Минфина РФ № 160 от 30.12.1993 г.);
• Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрак-
тов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94 (приказ Минфина РФ №
167 от 20.12.1994 г.);
• Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-
исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»
ПБУ 17/02 (приказ Минфина РФ №115н от 19.11.2002г.);
• Об определении понятий нового строительства, расширения,
реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий
(письмо Госплана СССР № НБ-36-Д, Госстроя СССР № 23-Д, Стройбанка
СССР № 144, ЦСУ СССР № 6-14 от08.05.1984г.);
• Унифицированные формы первичной учетной документации по
учету работ в капитальном строительстве (Постановление Госкомстата №
100 от 11.11.1999г.).
Содержание задач проверки вложений во внеоборотные активы
аналогично содержанию соответствующих задач проверок основных средств
и нематериальных активов, но включают анализ правильности учета объек-
тов незавершенного строительства и объектов, подвергаемые реконструкции,
достройке (расширению),дооборудованию.
Основные задачи проверки материально-производственных запа-
сов сводятся к необходимости убеждения аудитора в следующем:
• полнота отражения в учете всех материально-производственных
запасов
организации,
наличие
в
организации
материально-про-
изводственных запасов в соответствии с данными учета;
• обоснованность оценки фактической себестоимости материально-
производственных запасов, последовательность применения учетной поли-
тики в части оценки фактической себестоимости;
• правильность учета движения материально-производственных
запасов, соответствие данных бухгалтерского и складского учета, последова-
тельность применения учетной политики в отношении выбранных методов
учета;
• правильность учета специальной одежды и специальной оснастки;
• подтвержденность первичными документами и правильность до-
кументального оформления движения материально-производственных за-
пасов;
• надежность контроля за сохранностью материально-производ-
ственных запасов в местах хранения, эксплуатации на всех этапах движения;
• наличие и обоснованность норм расхода материалов, надежность
контроля за их соблюдением;
39