Файл: Учебное пособие для студентов высших учебных медицинских заведений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Помимо эндотелия и подоцитов, ГБМ контактирует с мезангиальными клетками, которые вместе с матриксом формируют мезангий. Мезангиальные клетки имеют отростчатую структуру, в которой имеются сократительные элементы (актин и миозин). Отростки прикрепляются к ГБМ и таким образом контактируют с эндотелием. Мезангиальные клетки также тесно контактируют и между собой, и с другими клетками внеклубочкового мезангия. На плазмолемме они имеют, помимо обычных, рецепторы для ангиотензина II, вазопрессина и предсердного натрийуретического белка, способны вырабатывать различные вазоактивные агенты, включая простаноиды. Вазоактивные агенты стимулируют сократительную активность мезангиальных клеток, благодаря чему уменьшается площадь поверхности капиллярных петель и снижается объем фильтрации. Мезангий обеспечивает равномерное распределение гидравлического давления на капиллярную стенку и успешное функционирование фильтрационного барьера.

Кроме сократительной функции, мезангиальные клетки способны к фагоцитозу корпускулярных частиц, включая коллоиды, макромолекулы и иммунные комплексы, к синтезу компонентов мезангиального матрикса (располагающегося между капиллярными петлями). Указанные клетки являются одной из главных мишеней при многих гломерулярных заболеваниях иммунной и неиммунной природы. В ответ на повреждение они могут синтезировать многочисленные медиаторы, включая цитокины и ростовые факторы, определяющие дальнейшие пролиферативные и репаративные процессы в почечном клубочке.

3. Площадь фильтрующей мембраны. В норме она составляет величину 1,5-2 м2. С учетом всех вышеперечисленных факторов СКФ достигает 100-140 мл/мин, или около 180-200 л первичной мочи в сутки.

Компенсаторные возможности почек чрезвычайно высоки. Гибель 50 % нефронов, то есть уменьшение МДН и поверхности фильтрации примерно в два раза, не сопровождается клиническими проявлениями почечной недостаточности. Признаки ретенционной азотемии появляются при сохраненных 30 %, симптомы уремии – 10 % функционирующих нефронов.

Второй этап образования мочи связан с канальцевой реабсорбцией. Полость капсулы почечного клубочка открывается в проксимальный каналец. Последний имеет гетерогенное строение. Выделяют 3 или 4 цитологически отличных отделов канальцев, каждый из которых обладает своим типом клеток. Строение эпителия зависит от вида реабсорбции. Реабсорбция мочи – это обратное всасывание воды и многих растворенных в ней веществ в кровь. Выделяют обязательную, или
облигатную, и факультативную, т.е. регулируемую реабсорбцию. В проксимальных отделах нефрона полностью подвергаются обратному всасыванию жизненно-необходимые вещества – белки, аминокислоты, углеводы, жиры, ионы натрия, кальция, хлора, витамины и другие полезные субстраты. Реабсорбция воды и электролитов происходит на всем протяжении канальцевого аппарата. В петле клубочка и дистальном канальце, помимо реабсорбции, происходит концентрация мочи. Оба процесса идут и в собирательной трубке.

Третий этап образования конечной мочи включает в себя секрецию. Она связана с активным транспортом, т.е. требует для своего осуществления затрат энергии. Секреция играет важную роль в тех случаях, когда с конечной мочой должны быть выведены эндогенно образующиеся продукты метаболизма и экзогенные вещества (мочевая и парааминогиппуровая кислоты, ионы калия, водорода, антибиотики и т.п.), не подвергшиеся реабсорбции.

Гистоархитектоника нефронов и сосудов в корковом и мозговом веществе почек поддерживается при помощи стромы (интерстиция), содержащей клетки и компоненты рыхлой соединительной ткани. Функции интерстициальных клеток, часть которых напоминает обычные фибробласты, изучены плохо. Предполагают, что они оказывают регуляторное влияние на кровообращение и процессы, происходящие в проксимальных и дистальных извитых канальцах.

Регуляция всех функций нефрона осуществляется с помощью юкстагломерулярного (околоклубочкового) комплекса. В нем выделяют три компонента: плотное пятно, юкстагломерулярные и юкставаскулярные клетки. Плотное пятно (macula densa) в каждом нефроне сформировано группой призматических эпителиальных клеток дистального извитого канальца в зоне его перегиба между приносящей и выносящей артериолами. Эта группа в виде сектора занимает тот участок стенки канальца, в котором отсутствует базальная мембрана. Юкстагломерулярные клетки – это видоизмененные гладкомышечные элементы средней оболочки приносящей артериолы. На этом сосуде они формируют некое выпячивание, контактирующее с плотным пятном, и обладают многочисленными секреторными гранулами, содержащими ренин. Юкставаскулярные клетки тоже образуют скопление (полюсную подушку), расположенное между артериолами в зоне их прохождения через капсулу почечного клубочка. Считают, что эти клетки, имеющие разную форму и бледные ядра, тоже способны участвовать в синтезе ренина, однако гранул в их цитоплазме нет.



Повышение артериального давления в приносящих артериолах влияет на барорецепторы (ренинсекретирующие клетки) и приводит к снижению секреции ренина и возвращению величины давления к физиологическим величинам. Напротив, при снижении артериального давления растяжение стенок артериол уменьшается, и это вызывает усиление секреции ренина юкстагломерулярными клетками до того момента, когда давление вернется к физиологической норме. На секрецию ренина и величину артериального давления влияют также и другие факторы, например выделение норадреналина из окончаний симпатических нейронов в зоне околоклубочкового комплекса.


Регуляция функции почек. Регуляция функции почек осуществляется вне- и внутрипочечными механизмами, главным образом, путем изменения почечного кровотока. Основным механизмом регуляции почечного кровотока и гидростатического давления в почечных клубочках является изменение тонуса и, соответственно, диаметра выносящей клубочковой артериолы под действием симпатической нервной системы и биологически активных веществ – ренина, ангиотензина, вазопрессина, катехоламинов. Эффективное фильтрационное давление поддерживается благодаря тому, что диаметр афферентной артериолы примерно на 1/3 больше диаметра выносящего сосуда. Поэтому повышение тонуса vas efferens приводит к увеличению гидростатического давления в капиллярах и СКФ. Напротив, констрикция приносящей артериолы вызывает снижение клубочкового кровотока и, соответственно, уменьшение СКФ.

Нервная регуляция осуществляется через альфа- и бета-адренорецепторы, которые обеспечивают поддержание почечной гемодинамики. α-адренорецепторы локализованы в стенках афферентных и эфферентных сосудов, их стимуляция оказывает вазоконстрикторный эффект. β-адренорецепторы локализованы в стенке приносящих артериол, их активация вызывает вазодилатацию. β-адренорецепторы имеются также в юкстагломерулярном аппарате и в стенке собирательных трубок. Их активация проявляется усилением секреции ренина и увеличением просвета собирательных трубок.

В почках существует мощная система ауторегуляции кровотока и объема клубочковой фильтрации в широких пределах колебаний системного артериального давления (90-190 мм рт.ст.). Регуляция СКФ в каждом нефроне основана на принципе обратной связи. Объем притекающей крови и скорость реабсорбции хлорида натрия обусловливает активность юкстагломерулярного аппарата (ЮГА). В ответ на растяжение афферентной артериолы притекающей кровью ЮГА секретирует ренин, под действием которого изменяется локальная концентрация ангиотензина-II, избирательно регулирующего степень сокращения эфферентной артериолы, не влияя на афферентную, и активирующего сокращение клеток мезангия. Поверхность гломерулярных капилляров уменьшается, снижаются объем перфузии и СКФ. Таким образом изменяется интенсивность кровотока и клубочковая фильтрация нефрона.

Калликреин-кининовая система. Прекалликреин синтезируется в эпителиальных клетках нефрона и, возможно, в клетках
maculadensa, кининоген – в клетках эпителия дистальных канальцев. Под действием калликреина происходит расщепление кининогена, образуются брадикинин и метионил-лизил-брадикинин, а также лизил-брадикинин (каллидин). Кинины обладают прямым и опосредованным (через простагландины) вазодилататорным действием. Эти короткоживущие соединения (период полураспада не более 30 с) разрушаются под действием кининаз. Кининаза II является также ангиотензин превращающим ферментом. Максимальный вазодилататорный эффект кининов выражен во внутреннем корковом слое на уровне афферентных артериол. Под влиянием кининов увеличивается почечный кровоток и СКФ, возрастает диурез и натрийурез. Снижение реабсорбции натрия обусловлено не только вазодилатацией, изменением осмотического градиента натрия в мозговом слое почек, но и действием кининов на реабсорбцию натрия в дистальных канальцах. Этим объясняется увеличение активности калликреина при повышении активности минералкортикоидов. Активаторами кининовой системы являются также катехоламины. Благодаря функциональным особенностям калликреин-кининовую систему почек рассматривают как ренальный антигипертензивный механизм, препятствующий прессорным влияниям.

Простагландины (ПГ), как и кинины, образуются во всех органах и тканях. Синтез ПГ в почках стимулируют ангиотензин-II, кинины, вазопрессин, катехоламины. ПГ регулируют преимущественно регионарный почечный кровоток.

В условиях обычной функции почек регуляторная роль ПГ минимальна. При изменениях объема циркулирующей крови и внеклеточной жидкости, перфузии почек и фильтрационного давления их влияние резко возрастает. ПГ проявляют свое действие через специфические рецепторы, а также блокируя α-адренорецепторы. ПГ Е1 ингибирует Na++-АТФ-азу. ПГ Е2 обладает вазодилататорным действием, снижает реабсорбцию натрия, блокирует специфические рецепторы к вазопрессину, стимулирует синтез ренина. ПГ I2 (простациклин) вызывает расширение сосудов непосредственно в месте синтеза, взаимодействуя с вазоконстрикторными веществами. ПГ Е2 и I2 стимулируют натрийурез.

ПГ F2α и Tr А2 обладают вазоконстрикторными свойствами. Кроме того, ПГ F2α повышает тонус симпатоадреналовой системы и ингибирует синтез ренина.

Таким образом, простаноиды осуществляют локальную регуляцию почечного кровотока благодаря своим разнообразным свойствам (вазодилататоры, вазоконстрикторы, ингибиторы и активаторы адренергической нейротрансмиссии, активаторы и ингибиторы системы ренин-ангиотензин-альдостерон).