Файл: Отчет по производственной практике пм. 02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 348
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, в управлениях СФР составляются:
-
график работы управления, утверждаемый начальником управления, с указанием общего режима работы и приемных дней; -
график проведения инвентаризации пенсионных дел отделом назначения, перерасчета пенсий; -
график приема индивидуальных сведений от страхователей о стаже и заработке застрахованных лиц, составляемый отделом персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами;
1.4 Законодательство в области пенсионного обеспечения и социальной защиты, ознакомление с основными целевыми программами
Пенсионное обеспечение - представляет собой форму социальной защиты граждан, которые, в силу определенных обстоятельств, потеряли заработок или иной доход, получили вред, причиненный здоровью, а также, обеспечивает в определенной степени, средства к существованию нетрудоспособным гражданам.
Система пенсионного обеспечения решает три главные задачи:
-
защита от бедности при наступлении старости; -
предоставление гарантированного дохода по завершении трудовой деятельности; -
защита этого дохода от последующего снижения реального уровня жизни в результате инфляции.
В статье 39 Конституции РФ определены следующие положения1:
-
каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; -
государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом; -
поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Законодательный блок-системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации включает основные нормативные документы:
-
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ2; -
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ3; -
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительных пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002г. №111-ФЗ2; -
Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондов» от 7.05.1998г.№75-ФЗ3.
Эти законы, внесенные Президентом Российской Федерации в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы, закрепляют новую структуру пенсионной системы России:
-
государственное пенсионное обеспечение – предоставление за счет сумм единого социального налога базовой части трудовых пенсий, а также за счет ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам, пенсий военнослужащим, государственным служащим и другим отдельным категориям лиц; -
обязательное пенсионное страхование – предоставление за счет обязательных страховых взносов страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца; -
дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – предоставление в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.
Социальная защита — это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы и иные законные основания) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.
Законодательный блок-системы социальной защиты в Российской Федерации включает основные нормативные документы;
-
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»1; -
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации2; -
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»3; -
Постановление Правительства от 5 апреля 2022 г. №-588 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»4; -
Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду»5; -
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.03.2021 №-106н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации»6; -
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2017 г. №-486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»1.
Также существуют три целевые программы2:
Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» цель данной программы повышение уровень социального обеспечения граждан – получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий, направленного на рост их благосостояния, исходя из принципов адресности, справедливости и нуждаемости повышена доступность социального обслуживания населения и сохраняется на уровне 100% до 2030 года обеспечена социальная поддержка семей при рождении детей.
Направления программы:
-
направление (подпрограмма) «Реализация адресного подхода при предоставлении отдельных мер социальной поддержки»; -
направление (подпрограмма) «Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»; -
направление (подпрограмма) «Модернизация системы социального обслуживания и повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»; -
направление (подпрограмма) «Обеспечение государственной поддержки материнства, детства и семьи»; -
направление (подпрограмма) «Поддержка лиц старшего возраста»; -
направление (подпрограмма) «Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» цель данной программы создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Направления программы:
-
направление "Мероприятия в сфере занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"; -
направление "Развитие институтов рынка труда"; -
направление "Надзор и контроль в сфере труда и занятости"; -
направление "Безопасный труд".
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» цель данной программы формирование без барьерной среды в Российской Федерации посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 73,2 процента к 2030 году и обеспечения трансляции не менее 16 тысяч часов ежегодно скрытых субтитров телепрограмм общероссийских обязательных общедоступных телеканалов для глухих и слабослышащих граждан.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
2.1 Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию
В Российской Федерации обязательное пенсионное страхование в его текущем виде возникло в 2002 году после проведения соответствующей пенсионной реформы и принятия Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Наряду с ним систему обязательного пенсионного страхования регулирует гражданское, бюджетное и налоговое законодательство РФ. Функции страховщика в этой сфере выполняет Социальный фонд РФ (вместе с сетью его территориальных подразделений), который осуществляет персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования, открывая всем гражданам РФ индивидуальный лицевой счет и присваивая ему соответствующий номер (СНИЛС) для учета трудового стажа и ежемесячного начисления страховых взносов от работодателей, являющихся страхователями.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются всеми работодателями – юридическими лицами, ИП, лицами, занимающимися частной практикой, и физическими лицами, вступающими в трудовые отношения с наемными сотрудниками. Они отчисляются с выплат и иных вознаграждений в пользу работников в бюджет Пенсионного фонда по единой базовой ставке 22% в следующем соотношении: 16% формируют страховую часть пенсии и 6% - накопительную. Кроме того, существует дополнительная ставка уплаты таких взносов. Она составляет 10% тарифа страховых взносов, если величина базы для начисления страховых взносов у работодателя больше установленной.
Любой гражданин РФ, имеющий СНИЛС, может проверить сведения об уплате обязательных страховых взносов своим работодателем на персонифицированном лицевом счёте в СФР через «Госуслуги».
Самозанятые граждане при использовании специального налогового режима имеют право формировать свою пенсию самостоятельно путём добровольных отчислений. Обязанности уплачивать взносы на пенсионное страхование у данной категории лиц нет, поэтому уплата может производиться только на основе добровольных взносов.
Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе1:
-
граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов Фонд за себя; -
физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем;
-
застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере. -
физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56 «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»2; -
физические лица в целях уплаты страховых взносов в Фонд за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование; -
физические лица из числа адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе»1, в целях уплаты страховых взносов в Фонд за себя.
2.2 Программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений
Программа софинансирования пенсии была введена в действие Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
2. Названная Программа представляет собой государственную поддержку формирования пенсионных накоплений в виде взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, осуществляемых за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, в пользу застрахованных лиц, вступивших в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающих из собственных средств дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию (далее – ДСВ).
Ключевым элементом названной Программы является не только то, что она дает возможность для самого гражданина принять участие в формировании своей будущей пенсии, но и предусматривает участие государства в формировании пенсионных накоплений граждан (при определенных условиях), т.е. государство будет материально поддерживать каждого, кто принял решение вступить в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивает ДСВ в сумме не менее 2000 рублей в течение календарного года.
Взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений в рамках Программы будут перечисляться государством в течение десяти лет, начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованным лицом ДСВ. Размер взноса на софинансирование определяется исходя из суммы ДСВ, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12000 рублей в год.
Вступить в Программу государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений можно было до 31 декабря 2014 года. Если в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года было подано заявление на вступление в Программу и до 31 января 2015 года был подан первый взнос, то являются участником Программы. Если гражданин подал заявление о вступлении в Программу в период с 5 ноября по 31 декабря 2014 года, являясь получателем любого из видов пенсии, то уплаченные им в дальнейшем суммы ДСВ на накопительную пенсию будут увеличивать пенсионный капитал, но софинансироваться государством уже не будут.
Если гражданин перечисляется на накопительную пенсию от 2 000 рублей в год, но не более 12 000 рублей в год, государство удваивает эти деньги: на индивидуальный пенсионный счет будет перечислена такая же сумма.
Особые условия участия в Программе созданы для застрахованных лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»1 и не обратившихся за установлением любого из видов пенсии. Государственное софинансирование увеличивает уплаченную в размере от 2 000 до 12 000 рублей в год сумму ДСВ в четыре раза. То есть, уплатив 12 000 рублей в год на накопительную пенсию, такой гражданин за год пополнит с учетом государственного софинансирования специальную часть своего индивидуального лицевого счета на 60 000 рублей в год. Получить пенсионные выплаты с учетом государственного софинансирования гражданин сможет при оформлении накопительной пенсии.