Файл: Учебнометодический комплекс по дисциплине Техническое регулирование промышленной.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 377

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

Статья 4. Основные цели и принципы технического регулирования

Статья 5. Структура государственной системы технического регулирования

Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области технического регулирования

Статья 7. Компетенция уполномоченного органа

Статья 8. Компетенция государственных органов в области технического регулирования

Статья 8-1. [исключена]

Статья 9. Экспертные советы в области технического регулирования при государственных органах

Статья 10. Информационный центр

Статья 11. Технические комитеты по стандартизации

Статья 12. Органы по подтверждению соответствия

Статья 13. Лаборатории

Статья 14. Права и обязанности физических и юридических лиц в области технического регулирования

Статья 15. Государственный фонд технических регламентов и стандартов

Статья 16. Компетенция экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, аккредитации

Статья 16-1. Экспертная организация и эксперт-аудитор по определению страны происхождения товара

Глава 2. Технические регламенты

Статья 17. Общие положения

Статья 18. Содержание технических регламентов

Статья 19. Особенности разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технического регламента

Глава 3. Стандартизация. Общие положения

Статья 20. Нормативные документы по стандартизации Республики Казахстан

Статья 21. Государственные стандарты Республики Казахстан

Статья 22. Государственные классификаторы технико-экономической информации Республики Казахстан

Статья 23. Стандарты организаций и рекомендации по стандартизации в Республике Казахстан

Статья 24. Применение международных, региональных, национальных стандартов и нормативных документов по стандартизации иностранных государств

Статья 25. Планирование работ по государственной стандартизации

Глава 4. Подтверждение соответствия

Статья 26. Подтверждение соответствия продукции и процессов установленным требованиям

Статья 27. Обязательное подтверждение соответствия

Статья 28. Права и обязанности изготовителей (исполнителей), продавцов продукции в сфере подтверждения соответствия

Статья 29. Сертификат соответствия

Статья 30. Знак соответствия

Статья 31. Декларация о соответствии

Статья 32. Условия обращения на рынке продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия

Статья 33. Признание результатов подтверждения соответствия иностранных государств

Статья 34. Добровольное подтверждение соответствия продукции, услуги, процессов

Глава 5. Аккредитация органов по подтверждению соответствия и лабораторий

Статья 35. Аккредитация

Статья 36. [исключена]

Глава 6. Государственный контроль за соблюдением требований, установленных техническими регламентами

Статья 37. Государственные органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением требований, установленных техническими регламентами

Статья 38. Объекты государственного контроля

Статья 39. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль

Статья 40. Права должностных лиц, осуществляющих государственный контроль

Статья 41. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный контроль

Статья 42. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль

Статья 43. Меры защиты должностных лиц, осуществляющих государственный контроль

Глава 7. Ответственность государственных органов, их должностных лиц, физических и юридических лиц за несоблюдение законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования

Статья 44. Ответственность государственных органов и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля

Статья 45. Ответственность физических и юридических лиц за несоблюдение законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования

Глава 8. Заключительные и переходные положения

Статья 46. Переходные положения

Классификация

По принципу действия

По точности

Классификация

По принципу действия

По точности



б) устранение разного рода ограничений для продвижения по пути технического прогресса и ноу-хау;

в) увеличение активности предпринимателей в законотворческой сфере.
Модуль 2 (Управлением техническим регулированием)
Лекция 4. Структура государственной системы технического регулирования

Государственные системы технического регулирования. Орган по аккредитации. Экспертные советы в области технического регулирования при государственных органах. Информационный центр по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным маарам. Технические комитеты по стандартизации. Органы по подтверждению соответствия, лаборатории. Эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия, определению страны происхождения товара и аккредитации. Государственный фонд технических регламентов и стандартов
Лекция 5. Компетенция уполномоченного органа в области технического регулирования

Участие в формировании государственной системы технического регулирования. Государственная политика в области технического регулирования промышленной безопасности. Межотраслевая координация деятельности государственных органов, физических и юридических лиц в области технического регулирования. Международное сотрудничество по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований, установленных техническими регламентами.
Лекция 6. Компетенция государственного органа в области технического регулирования (1 час)

Лекция 7. Госстандарт РК и основы стандартизации (1 час)

Объект стандартизации- продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации. В процессе трудовой деятельности специалисту приходиться решать следующие задачи: измерение и учет количества продукции, составление документации, измерение параметров технологических операции, контроль готовой продукции, упаковка поставляемой продукции и т.д. Существуют различные варианты решения этих задач. Сущность стандартизации выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения.


Механизм стандартизации. 1. Отбор объектов стандартизации. Допустим, в учреждении используется определенный набор документов – приказы, отношения, доклады, записки, заявления протоколы и т.д. Некоторые документы составляются систематически и некоторые в разовом порядке. Объектом стандартизации являются систематически составленные документы.

2. Моделирование объекта стандартизации. Процессу стандартизации подвергаются не сами объекты, а информация о них.

- наименование организации

- наименование документа (оформление, реквизиты)

- содержание (место расположения)

- требования у документу: учет, использование, хранение

3. Оптимизация модели. В разных организациях варианты исполнения документов могут быть разными, например: разный состав реквизитов, различное оформление, использование разных бланков.

Задача стандартизации – унифицировать документ, отобрав наилучший вариант состава реквизитов, уровень оформления, оптимальный формат бланка. Оптимальное решение достигается общенаучными методами и методами стандартизации. В результате получается оптимальная модель.

4. Стандартизация модели. На заключительном этапе осуществляется разработка нормативного документа (НД) на базе унифицированной модели. Определение стандартизации – это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положении для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. Результатом стандартизации является нормативный документ (НД). Применение НД является способом упорядочения в определенной области. Отсюда НД – средство стандартизации.

Понятие нормативных документов по стандартизации. НД – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «НД» является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные НД по стандартизации, правила, рекомендации, регламенты, общереспубликанские классификаторы.



Стандарт – НД стандартизации, разработанный на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существующим вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признательным органом (предприятием). Стандарты – основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества. В зависимости от сферы деятельности, различают стандарты разного статуса и категории:

- национальный стандарт

- региональный стандарт

- государственный стандарт

- техническое условие

- фирменный стандарт

Правила – документ, устанавливающий обязательные для применения организационно- технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ. Рекомендации – документ, содержащий добровольные для применения организационно – технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ. Норма – положение, устанавливающее количественные и качественные критерии, которые должны быть удовлетворены. Примеры норм: «Нормы радиационной безопасности» НРБ-2000. Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти. При стандартизации продукции (услуг) и сертификации их широко используются технические регламенты. Технический регламент – документ, который устанавливает характеристики продукции (услуг) или связанные с ней процессы и методы производства. К техническим регламентам относятся: законодательные акты постановления Правительства, государственные стандарты, СНиП, Правила по стандартизации, метрологии и сертификации. Классификатор – технико-экономический и социально-информационный официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и объектов классификации в области технико-экономической и социальной информации. Технический регламент – используется при сертификации услуг общественного питания.

История развития стандартизации. С развитием общества непрерывно совершенствовалась трудовая деятельность людей. Появились новые предметы, орудия труда, новые трудовые приемы. При этом отбирались и фиксировались удачные результаты. В древности использовались строительные детали стандартного диаметра. В эпоху Возрождения широко использовались методы стандартизации. Например, в Венеции строилось большое количество судов, так сборка галер осуществлялось из заранее изготовленных деталей и узлов (был использован метод унификации). В 1785 г. французом Лебланом было создано 50 оружейных замков, которые были пригодны для ружей без предварительной подгонки (пример взаимозаменяемости и совместимости).


В то же время Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр последних был определен 13,9 мм. В 1845г. тоже в Германии была стандартизована ширина железнодорожной колени.

Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875г. представителями 19 государств Международной конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.

Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного (были введены стандартные калибры кружала для измерения пушечных ядер). Петр 1 ввел технические условия, учитывающие требования к качеству отечественных товаров. Он организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске, в обязанности которых входила проверка качества экспортируемого Россией сырья (древесина, лен). В 1925 г. был создан первый орган по стандартизации – Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Основной задачей Комитета была организация руководства работой ведомств по разработке ведомственных стандартов, а также утверждение и опубликование стандартов. Была введена категория стандартов ОСТ (общесоюзный стандарт). В 1940г. ЦКВКП (б) и Совнаркомом СССР был отменен порядок утверждения стандартов. Вместо ОСТов была введена категория – государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ). В дальнейшем Комитет по стандартизации преобразован в Комитет стандартов, мер и измерений приборов при Совете министров СССР.

1968г. впервые в мировой практике был разработан комплекс гос. стандартов «Государственная система стандартов». Было введено 4 категории стандарта:

  1. государственный

  2. республиканский

  3. отраслевой (ОСТ)

  4. стандарт предприятия (СТП)

Образование в 1992 г. независимых государств СНГ потребовало поиски новых форм сотрудничества. Правительством государств в 1992 г. подписано соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с соглашением был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. У нас в Казахстане принят закон «О стандартизации» и закон «О сертификации» и закон «Об обеспечении единства измерений».

Цели, принципы и функции стандартизации.

1. Целью стандартизации является защита интереса потребителей и Государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Стандартизация направлена на достижение следующих целей:


1. безопасность продукции, работы и услуг для ОС, жизни, здоровья и имущества.

2. безопасность хозяйственных объектов с учетом с риском возникновения природных, техногенных и других ЧС.

3. Обороноспособность и мобилизационная готовность страны.

4. Техническая и информационная совместимость также взаимозаменяемость продукции

5. Единство измерений

6. Качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии

7. Экономия ресурсов

2. Принципы стандартизации. Стандартизация как наука и вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах. Принципы отражает основным закономерностям процесса развития стандартов. Можно выделить 7 важнейших принципов:

1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливаемых, предоставляющих, и потребляющих продукцию (услуг).

2. Системность и комплектность. Системность это рассмотрение каждого объекта, как части сложной системы. Комплектность предполагает совместность всех элементов системы.

3. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Динамичность обеспечивается периодичной проверкой стандартов, внесением в них изменении и отменой старых.

4. Эффективность стандартов. Применение должно давать экономическое или социальный эффект.

5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечение безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции. Важное требование это пригодности стандарта для целей сертификации.

6. Принцип гармонизации. Предусматривает разработку гармонизированных стандартов, обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и к международным организациям позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствии международной торговле.

7. Четкость формулировок положений стандарта.