Файл: Учебнометодический комплекс по дисциплине Техническое регулирование промышленной.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 374

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

Статья 4. Основные цели и принципы технического регулирования

Статья 5. Структура государственной системы технического регулирования

Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области технического регулирования

Статья 7. Компетенция уполномоченного органа

Статья 8. Компетенция государственных органов в области технического регулирования

Статья 8-1. [исключена]

Статья 9. Экспертные советы в области технического регулирования при государственных органах

Статья 10. Информационный центр

Статья 11. Технические комитеты по стандартизации

Статья 12. Органы по подтверждению соответствия

Статья 13. Лаборатории

Статья 14. Права и обязанности физических и юридических лиц в области технического регулирования

Статья 15. Государственный фонд технических регламентов и стандартов

Статья 16. Компетенция экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, аккредитации

Статья 16-1. Экспертная организация и эксперт-аудитор по определению страны происхождения товара

Глава 2. Технические регламенты

Статья 17. Общие положения

Статья 18. Содержание технических регламентов

Статья 19. Особенности разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технического регламента

Глава 3. Стандартизация. Общие положения

Статья 20. Нормативные документы по стандартизации Республики Казахстан

Статья 21. Государственные стандарты Республики Казахстан

Статья 22. Государственные классификаторы технико-экономической информации Республики Казахстан

Статья 23. Стандарты организаций и рекомендации по стандартизации в Республике Казахстан

Статья 24. Применение международных, региональных, национальных стандартов и нормативных документов по стандартизации иностранных государств

Статья 25. Планирование работ по государственной стандартизации

Глава 4. Подтверждение соответствия

Статья 26. Подтверждение соответствия продукции и процессов установленным требованиям

Статья 27. Обязательное подтверждение соответствия

Статья 28. Права и обязанности изготовителей (исполнителей), продавцов продукции в сфере подтверждения соответствия

Статья 29. Сертификат соответствия

Статья 30. Знак соответствия

Статья 31. Декларация о соответствии

Статья 32. Условия обращения на рынке продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия

Статья 33. Признание результатов подтверждения соответствия иностранных государств

Статья 34. Добровольное подтверждение соответствия продукции, услуги, процессов

Глава 5. Аккредитация органов по подтверждению соответствия и лабораторий

Статья 35. Аккредитация

Статья 36. [исключена]

Глава 6. Государственный контроль за соблюдением требований, установленных техническими регламентами

Статья 37. Государственные органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением требований, установленных техническими регламентами

Статья 38. Объекты государственного контроля

Статья 39. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль

Статья 40. Права должностных лиц, осуществляющих государственный контроль

Статья 41. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный контроль

Статья 42. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль

Статья 43. Меры защиты должностных лиц, осуществляющих государственный контроль

Глава 7. Ответственность государственных органов, их должностных лиц, физических и юридических лиц за несоблюдение законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования

Статья 44. Ответственность государственных органов и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля

Статья 45. Ответственность физических и юридических лиц за несоблюдение законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования

Глава 8. Заключительные и переходные положения

Статья 46. Переходные положения

Классификация

По принципу действия

По точности

Классификация

По принципу действия

По точности


3. Функции стандартизации. 1. Функция упорядочения, преодоления неразумного многообразия объекта. Т.е. упрощения и ограничения. 2. Охранное (социальное) обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилии человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации.3. Ресурсосберегающая функция. 4. Коммуникативная функция. Обеспечивает общение и взаимодействие людей путем личного обмена или использования документальных средств, в системе каналов передачи сообщении. 5. Цивилизующая функция. Направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качество жизни. 6. Информационная функция – обеспечивает производство науку и технику нормативными документами, эталонами мер, образцами, эталонами продукции, каталогами продукции как носителями технической и управленческой информации. 7. Функция нормотворчества и право применения проявляется в узаконивании требовании к объектам стандартизации в форме обязательного соблюдения стандарта. Соблюдение требований стандартов.

Методы стандартизации. МС – это прием и совокупность приемов, с помощью которых достигаются стандарты. 1. Упорядочение объектов стандартизации как управление многообразием методов стандартизации, сокращением их. 2. Систематизация ОС. Заключается в классифицировании и ранжировании конкретных объектов стандартизации. 3. Селекция ОС деятельность, заключающая в отборе таких объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения в производстве. 4. Симпликация. Деятельность, заключающаяся в определении таких объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применении в производстве и подлежат отмене. 5. Типизация ОС. Деятельность по созданию типовых объектов конструкции, технологических правил форм документации. 6. Оптимизация ОС. Заключающегося нахождение оптимальных, главных параметров, а также значений всех других показателей качества и экономичности.

Параметрическая стандартизация. Это количественная характеристика ее свойств, наиболее важные параметры, характеристики, определяющие назначение продукции и условия ее использования:

-размерные параметры (размер одежды, обуви, вместимость посуды)

- весовые параметры

- параметры, характеризующие производительность машин, приборов и т.д.


- энергетические параметры (мощность двигателя и пр.)

Продукция. Характеризуется радом параметров. Набор установленных значении называется параметрическим рядом. Разновидность параметрического ряда является размерный ряд, например для тканей – ширина, для посуды – вместимость. Установлено 105 типов размеров мужской одежды, 120 женской. Параметрическая стандартизация заключается в выборе номенклатуры и численного значения параметров, здесь используется математический метод. Например: при создании одежды и обуви используется антропометрические измерения мужчины и женщины, возраст. Смысл этой системы заключается в выборе технических значении параметров, которые подчиняются строго определенный математической последовательности. При выборе того или иного ряда параметров учитывается интересы не только потребителей, но и изготовителей. Унификация продукции –это деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения. Она базируется на классификации и ранжировании, селекции и симпликации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции. Основные направления:

- разработка параметрических и типоразрядных рядов изделий машин, оборудовании, приборов, узлов и деталей

- разработка типовых изделии в целях создания унифицированных групп однородной продукций.

- разработка унифицированных 20-ти технологических процессов.

- ограничение минимумом номенклатурой разрешаемых к применению изделий и материалов.

- результаты работ по унификации оформляются по разному

- альбомы типовых конструкции деталей, узлов.

- стандарты типов параметров и размеров конструкций марок.

Унификация может быть межотраслевой, отраслевой и заводской. В зависимости от методичных принципов осуществления унификация может быть внутрерядовой (однотипные изделия) и межвидовой или межпроектной (узлы, детали разнотипных изделий). Степень унификации характеризуется насыщенностью продукции унифицированными деталями узлами и т.д. Показателем уровня унификации является коэффициент применяемости унификации, который вычисляется по формуле: Кn=((n-n0) /n)*100 %. Коэффициент применяемости Кn можно рассчитывать применительно к унификации деталей общемашиностроительного и межотраслевого и отраслевого применения. К

n может быть рассчитан для одного изделия, для группы изделии, для конструктивного унифицированного ряда. Агрегатирование. Это метод создания машин, приборов и оборудовании из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделии на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости. Агрегатирование- очень широко используется в машиностроении, в радиоэлектронике для проектирования и изготовления большого количества разнообразных машин потребовалось расчленить конструкции машин на независимые сборочные единицы (агрегаты). Так чтобы каждая выполняла в машине определенную функцию. Это позволило специализировать изготовление агрегатов как самостоятельных изделий. Расчленение изделии на конструктивные законченные агрегаты явилось предпосылкой развития метода агрегатирования. Анализ показал, что многие агрегаты и узлы деталей из разнообразных машин выполняют одинаковые функции. В настоящее время планируется переход к производству техники на базе крупных агрегатов модулей. Модульный принцип широко распространен в радиоэлектронике и приборостроении. Это основной метод создания гибких производственных систем робототехнических комплексов. Комплексная стандартизация. При комплексной стандартизации осуществляется целенаправленная и планомерные установления и применения системы взаимоувязанных требований как комплексная стандартизация самому объекту, так и его элементам в целях оптимального решения проблемы. Так при комплексной стандартизации трансформаторов потребовалось помимо разработки нового ГОСТа на трансформаторах создать еще 36 взаимосвязанных стандартов. Стандарты на изделия и материалы электротехническую тонколистовую сталь, методы ее испытаний, электроизоляционный картон и металл, его испытании, кабельную бумагу, фарфор, изоляторы и т.д. Своеобразной формой к сертификации является комплексная сертификация. Опережающая стандартизация. Этот метод заключается в установлении повышенных требовании к объектам стандартизации. Стандарты не могут только фиксировать достижения науки и техники. Они должны устанавливать перспективные показатели качества с указанием сроков и обеспечение промышленности производством. Опережающая стандартизация должна стандартизировать серийные производства, которых еще не начато или находятся на начальной стадии. За рубежом существуют категория предварительных стандартов, в которых оперативно закрепляются результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В ряде случаев опережающие стандарты влияют на организацию производства совершенно новых видов продукции. Например: стандарты на цвет, телевидение, утвержденные в 1953 г. способствовали созданию в США в 1957-1960г.г. массового производства цветных телевизоров. Большим достижением международной стандартизации в конце 80-х было утверждение стандартов на аудио компактных дисков до начала производства самих изделии. Это позволило обеспечить полную совместимость компакт диска с другими техническими средствами и тем самым избежать непроизводительных затрат.


ГСС- начала формироваться с 1992г. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов. Фонд представляет собой 4-х уровневую систему:

1. Техническое законодательство

2. Государственные стандарты, общеказахстанские классификаторы технико-экономической информации.

3. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ.

4. Фирменные стандарты.

Техническое законодательство является правовой основой ГСС и представляет совокупность законов. По существу это технические регламенты 1-го уровня и в первую очередь законом «О стандартизации» (16 июля 1999г.), «Закон о защите прав потребителей» (19.07.1999г.). В целом законодательная база ГСС находиться в стадии становления. В ряде промышленных стран система стандартизации базируется на хорошо развитом техническом законодательстве. За рубежом действует множество законов в области стандартизации качества и защиты интересов потребителей. В США к середине 70-х количество законов, направленных на защиту интересов потребителей достигло 150. В Японии в сфере стандартизации и правовой защиты потребителей действует более 50 законов. Нормативные документы 2-го уровня представлены:

- ГОСТами

- межгосударственными стандартами

- ГОСТами бывшего Союза

- правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации

- классификаторами технико-экономической м социальной информации.

Нормативные документы 3-го уровня представлены – стандартами, сфера применения которых ограничена отраслью народного хозяйства, отраслевыми стандартами (ОСТ) и стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО). Категория ОСТ введена еще в 60-х годах, поэтому и фонд достаточно обширный (30 тыс.). Нормативные документы 4-го уровня представлены фирменными стандартами и техническими условиями (ТУ). Важнейшими структурными элементами ГСС являются органы и службы стандартизации, система контроля за внедрением и соблюдением стандартов.

Органы и службы стандартизации, организации, учреждения, объединения и их подразделения, которые осуществляют работу по стандартизации. Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации. Гос. управление осуществляется госкомитетом по стандартизации и метрологии. Работа по стандартизации в строительстве организует Госкомитет по строительству, архитектуре и жилищной политики. Деятельность по стандартизации осуществляется и др. органами исполнительной власти. В частности роль технических регламентов выполняют СанПиН вводимые Минздравом (СНиП) Госстрой, государственные образовательные стандарты Министерства образования (МО).


Функции Госстандарта –органа по стандартизации. 1. Выполнение роли заказчика разработки гос. стандартов. 2. Рассмотрение и принятие гос. стандартов, а также др. нормативных документов межотраслевого значения. 3. Организация работы по прямому использованию международных, региональных и национальных стандартов зарубежных стран в качестве гос. стандартов. 4. Обеспечение единства и достоверности измерений, в стране, укрепление и развитие метрологической службы. 5. Осуществление госнадзора за внедрением и соблюдением гос. стандартов за состоянием и применением измерительной техники. 6. Руководство работой по совершению системы стандартов, метрологии и сертификации. 7. Участие в работе по международному сотрудничеству в области стандартизации. 8. Издание и распространение гос. стандартов и др. нормативной документации.

Госстандарт осуществляет свои функции через созданные им органы: Территориальные –

1. центры стандартизации и метрологии.

2. Службы стандартизации специально созданные организации для проведения работ на определенных уровнях управления – государственном, отраслевом предприятий:

- технические комитеты по стандартизации

- научно-исследовательские институты по стандартизации (Россия).

Технические комитеты (ТК) создаются на базе организации, специализирующихся по определенным видам продукции (услуги). Задача ТК – заключается в обеспечении «Круглого стола» участников разработки стандартов. В состав ТК входят: представители разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) и др. заинтересованных организаций, а также ведущих специалистов в конкретной области. Для организации и координации работы по стандартизации в отраслях народного хозяйства создаются подразделения (службы) стандартизации министерств и головные организации по стандартизации из числа организации с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.

Руководители предприятий несут ответственность за организацию и состояние работ по стандартизации на предприятий. Предприятия создают службы стандартизации (отделы, лаборатории, бюро), которые выполняют необходимые работы. Категорий стандартов:

1. Государственный стандарт. Это- стандарт, принятый госкомитетом по стандартизации. К гос. стандартам относятся: 1.Организационно-методические и общетехнические стандарты межотраслевого применения. 2. Продукция, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Обозначение гос. стандартов состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера и двух последних цифр года принятия. В регистрационном номере первые цифры с точкой определяют шифр комплекса Госстандарта. Направления применения Госстандарта: