Файл: Учебнометодический комплекс по дисциплине Техническое регулирование промышленной.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 382

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

Статья 4. Основные цели и принципы технического регулирования

Статья 5. Структура государственной системы технического регулирования

Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области технического регулирования

Статья 7. Компетенция уполномоченного органа

Статья 8. Компетенция государственных органов в области технического регулирования

Статья 8-1. [исключена]

Статья 9. Экспертные советы в области технического регулирования при государственных органах

Статья 10. Информационный центр

Статья 11. Технические комитеты по стандартизации

Статья 12. Органы по подтверждению соответствия

Статья 13. Лаборатории

Статья 14. Права и обязанности физических и юридических лиц в области технического регулирования

Статья 15. Государственный фонд технических регламентов и стандартов

Статья 16. Компетенция экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, аккредитации

Статья 16-1. Экспертная организация и эксперт-аудитор по определению страны происхождения товара

Глава 2. Технические регламенты

Статья 17. Общие положения

Статья 18. Содержание технических регламентов

Статья 19. Особенности разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технического регламента

Глава 3. Стандартизация. Общие положения

Статья 20. Нормативные документы по стандартизации Республики Казахстан

Статья 21. Государственные стандарты Республики Казахстан

Статья 22. Государственные классификаторы технико-экономической информации Республики Казахстан

Статья 23. Стандарты организаций и рекомендации по стандартизации в Республике Казахстан

Статья 24. Применение международных, региональных, национальных стандартов и нормативных документов по стандартизации иностранных государств

Статья 25. Планирование работ по государственной стандартизации

Глава 4. Подтверждение соответствия

Статья 26. Подтверждение соответствия продукции и процессов установленным требованиям

Статья 27. Обязательное подтверждение соответствия

Статья 28. Права и обязанности изготовителей (исполнителей), продавцов продукции в сфере подтверждения соответствия

Статья 29. Сертификат соответствия

Статья 30. Знак соответствия

Статья 31. Декларация о соответствии

Статья 32. Условия обращения на рынке продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия

Статья 33. Признание результатов подтверждения соответствия иностранных государств

Статья 34. Добровольное подтверждение соответствия продукции, услуги, процессов

Глава 5. Аккредитация органов по подтверждению соответствия и лабораторий

Статья 35. Аккредитация

Статья 36. [исключена]

Глава 6. Государственный контроль за соблюдением требований, установленных техническими регламентами

Статья 37. Государственные органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением требований, установленных техническими регламентами

Статья 38. Объекты государственного контроля

Статья 39. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль

Статья 40. Права должностных лиц, осуществляющих государственный контроль

Статья 41. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный контроль

Статья 42. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль

Статья 43. Меры защиты должностных лиц, осуществляющих государственный контроль

Глава 7. Ответственность государственных органов, их должностных лиц, физических и юридических лиц за несоблюдение законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования

Статья 44. Ответственность государственных органов и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля

Статья 45. Ответственность физических и юридических лиц за несоблюдение законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования

Глава 8. Заключительные и переходные положения

Статья 46. Переходные положения

Классификация

По принципу действия

По точности

Классификация

По принципу действия

По точности



- на всех стадиях жизненного цикла продукции (от разработки до исполнения и утилизации).

- при выполнении работ и услуг

- при разработке технической документации.

Применение Госстандарта – это реализация содержащихся в них обязательных требований.

Стандарты отраслей (ОСТ) разрабатываются и применяются Гос. органами применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Отрасль – совокупность объектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих или производящих продукцию, выполняющие работы и оказывающие услуги определенных видов, которые имеют однородное потребительские и функциональные назначения. Стандарты отрасли разрабатываются на два объекта:

1. Организационно-технические и общетехнические объекты.

2. Продукцию, процессы и услуги, но имеют отраслевые значения.

Обозначения стандартов отрасли состоит из индекса (ОСТ), условного обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера и года утверждения.

Стандарты общественных объединений (инженерные общества). Объектами СТО являются:

1. Новые виды продукции

2. Новые методы испытаний

3. Нетрадиционные технологий, разработки, изготовления, хранения и новые принципы организации и управления производством.

4. Производственные виды деятельности.

Обозначения СТО состоит из индекса (СТО), аббревиатуры общества, регистрационного номера и года утверждения. Стандарты предприятия (фирменные) – разрабатываются субъектами хозяйственной деятельности в следующих случаях:

- для обеспечения применения на предприятии Госстандарта отрасли и стандартов др. категорий.

- на создаваемые и применяемые на данном предприятий продукцию, процессы и услуги.

СТП утверждает руководитель предприятия. СТП обязателен для работников данного предприятия, в отличии от ГОСТ и ОСТП СТО является локальным нормативным актом. Назначение СТП – решение внутренних задач. СТП является основным организационно-методическим документом на предприятий. Обозначение СТП состоит из индекса (СТП) регистрационного номера и года утверждения.

Общая характеристика стандартов разного вида. В зависимости от назначения и содержания стандарты бывают следующих видов:

1. Основополагающая

а) на продукцию и услуги

б) на работы (процессы)

в) на методы контроля

Основополагающая стандартизация – это документ, имеющий широкую область распространения или содержащий общие положения для определенной области. Объекты межотраслевого значения: система гос. стандартизации, система конструкторской стандартизации, единицы измерения, термины межотраслевого значения и коды, метки, символы, требования к технической эстетике.


Стандарты на продукцию устанавливают требования к группам однородной продукции (услуги) или конкретной продукции. Но продукцию разрабатываются следующие разновидности стандартов: стандарты общих технических условий, стандарты технических условий. В первом случае стандарт содержит требования к группам однородной продукции, во втором к конкретной продукции. Стандарт включает следующие разделы: классификация, основные параметры (размеры), общие технические требования, правила приемки, маркировка, упаковка, транспортировка и хранение. Стандарт на работы (услуги) устанавливают требования к выполнению работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции – разработка, изготовление, хранение, транспорт, эксплуатация, утилизация, для обеспечения их единства и оптимальности. Большую роль в оперативном освоении новой продукции играют стандарты системы автоматизированного проектирования (САПР). Эта система начала развиваться в 70-е годы в СССР. За рубежом она была внедрена значительно раньше и дала большой эффект. Так в Японии внедрение САПР автомобильными фирмами в 2-8 раз позволило сократить время конструирования новых моделей. Порядок разработки ГОСТов. Порядок разработки устанавливает стадии разработки:

1. организация разработки стандартов

2. разработка проекта стандарта (первой и последней продукции)

3. разработка проекта стандарта (окончательное редактирование и представление его для принятия)

4. принятие и ГОС. регистрация стандарта

  1. издание стандарта

С целью поддержания соответствия стандартов потребностям проводится его проверка. С учетом результатов проверки осуществляется при необходимости разработка изменений к стандартам, пересмотр или отмена стандарта. Изменения к стандартам разрабатываются при замене дополнений или исключений отдельных требований стандарта. При пересмотре стандарта разрабатываются новые стандарты взамен действующего. При этом действующие стандарты отменяются. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр (год утверждения). Госстандарт принимает решения об отмене стандарта в случаях: информацию о действующих стандартах пользователи получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Госстандарт». Издание и переиздание ОСТ и СТО осуществляют принявшие их органы СТП – предприятия. Госконтроль и надзор за соблюдением требований Госстандарта. Госконтроль и надзор – осуществляются за соблюдением объектами хозяйственной деятельности только обязательных требований Госстандарта. Объектами является продукция (также и импортная), услуги, техническая документация, технологические процессы. Надзор осуществляется в отношении объектов не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Госстандарт осуществляет надзор в пределах своей компетенции на любом промышленном предприятий. Контроль – осуществляется на объекты находящиеся в ведомственном подчинении контролируемого органа.



Технические условия как нормативный документ. В соответствии ГОСТ 2.114. технические условия (ТУ) разрабатывают: на одно конкретное изделие, материал, вещество и т.п.; на несколько изделий, материалов, веществ и т.п. ТУ является очень распространенным нормативным документом. В отличие от стандарта они разрабатываются на более короткий срок, что позволяет оперативно организовывать выпуск новой продукции. Объект ТУ – продукция, марки, модели товаров. ТУ содержат вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности: - технические требования, требования безопасности, требования ООС, правила приемки, методы контроля, транспортировка и хранение, указания по эксплуатации, гарантии изготовителя. Требования ТУ не должны противоречить требованиям ГОСТ. Ту – согласуются на приемочной комиссии. Подписание акта приемки опытного образца членом приемной комиссии, означает согласованность ТУ.

Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Представителями государств бывшего СССР 13 марта 1992 года было подписано Соглашение о проведении согласования политики в области стандартизации, в котором заложены основы систем МГСС. Согласно этому документу были признаны: действующие ГОСТы бывшего Союза в качестве межгосударственных стандартов (эталонная база бывшего СССР как совместное достояние), необходимость двухсторонних соглашений для взаимного признания систем стандартизации, сертификации и метрологии.

На международном правительственном уровне был создан Межгосударственный Совет по стандартизации, сертификации и метрологии (МГС). Его основные функции:

- выработка приоритетных направлений в области стандартизации

- представление проектов МГС на утверждение

- рассмотрение принятие направлений в области стандартизации и смет расходов на их проведение. Принимаемые Советом решения обязательны для государств, представители которых вошли в Совет. Членами МГС являются руководители национальных органов по стандартизации, сертификации и метрологии государств участников Соглашения 12 государств Содружества. Руководство работами по стандартизации, сертификации и метрологии в государствах участниках Соглашения осуществляются соответственными органами. Например, на Украине Госстандарт Украины, у нас Госстандарт Казахстана и т.д. Основной рабочий орган - технический секретариат с местом пребывания в г. Минске. Заседания проводятся поочередно в государствах участниках Соглашения. В результате деятельности МГС сохранены существовавшие в СССР фондом НД и эталонная база около 25 тыс. государств, 40 тыс. отраслей стандартизации, 35 классификаторы технико-экономической информации, 140 метрологических эталонов единиц физических величин. К настоящему времени полностью завершен процесс взаимного признания национальной системы сертификации стран СНГ. Рабочими органами МГС являются межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МКТ), которые создаются для разработки межгосударственных стандартов и проведения других работ в этой области. Межгосударственной стандартизации и изменения к ним принимаются по решению МГС, заседания проводятся 2 раза в год. Согласно положения, стандарт считается принятым, если за его принятия проголосовало не менее 2-х государств. За 5 лет было принято (1992-1997) 2500 нормативных документов. Принятие стандартов гармонизированы с международными, что способствует продвижению государств СНГ на мировой рынок.


Основная литература: 1 [стр 15-19]

Дополнительная литература: 1 [стр 5-12]

Контрольные вопросы:

1. Понятие «Продукция»

2. Цели стандартизации

3. Понятие «Нормативный документ»

1. Общие характеристики стандартов

2. Государственный стандарт

3. Органы по стандартизации
Модуль 3 (Разработка и утверждение технических регламентов)
Лекция 8. Основы метрологии, классификации и метрологические характеристики средств измерений (1 час)

Термин «метрология» произошел от греческих слов: метрос  –  мера, логос – учение, слово. В современном понимании это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. К основным направлениям метрологии относятся: общая теория измерений; единицы физических величин и их системы; методы и средства измерений; методы определения точности измерений; основы обеспечения единства измерений и единообразия средств измерения; эталоны и образцовые средства измерений; методы передачи размеров единиц от эталонов и образцовых средств измерений рабочим средствам измерений. Часть из них имеют научный характер. Другая часть относится к законодательной метрологии. Законодательный характер метрологии обуславливает стандартизацию ее терминов и определений.

Метрология область знаний и вид деятельности, связанный с измерениями. Объектом метрологии является единицы величин, средства измерений, эталоны, методики выполнения измерений.

Традиционным объектом метрологии являются физические величины. Кроме них в прикладной метрологии начали использовать нефизические величины. Это связано с применением «измерений» в экономике, медицине, информатике, управлении качеством и пр. Измерение – совокупность операции, выполняемых с помощью технического средства, хранящего единицу величины, позволяющего сопоставлять измеряемую величину с ее единицей и получить значение величины. Это значение называется результатом измерений. Например, прикладывая линейку с делениями на детали, сравнивают ее с единицей хранящейся в линейке и производят отчет. Т.е. измеряют длину, высоту и др. параметры. Погрешность измерений – отклонение результатов измерений от истинного значения измеряемой величины. Средство измерений – техническое устройство, предназначенное для измерений. Эталон единицы величины
– средство измерения, предназначенное для воспроизводства и хранения единицы величины с целью передачи ее средствам измерений данной величины. Единство измерений – состояние измерений, при котором их результаты выражены в указанных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью. Итак, первым условием обеспечения единства измерений является представление результатов измерений в указанных единицах, которые были бы одними и теми же всюду, где проводятся измерения и используются их результаты. В стандартизации на методы контроля должно соблюдаться главное условие обеспечения точности и точности измерений – указания погрешности измерений для заданной вероятности. Метрологическая служба – совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений, это сеть организации, подразделении, на которые возложена ответственность за обеспечение единства измерений. Различают: государственная метрологическая служба, метрологическая служба гос.органов управления и метрологические службы юридических лиц. Проверка средств измерений – совокупность операций, выполняемых органами гос. метрологической службы с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.

Краткая история. Метрология зародилась в древности. На всем пути развития человеческого общества измерения были основой отношений людей между собой и окружающими предметами. При этом вырабатывались единые представления о формах, свойствах предмета, их явлений, а также способы их составления. Для поддержания единства установленных мер еще в древности создавались эталонные меры. К ним относились бережно, хранили в храмах, церквях, как ценности. В начале 1840г. во Франции была введена метрическая система мер. Ее значение оценил Менделеев. По его инициативе в Петербургской академии была учреждена международная организация, которая обеспечивала единообразие средств измерений. В 1875г. на метрологической конференции (в Париже), где участвовало 17 государств, была принята Метрическая конвенция. Долгое время метрология была описательной наукой, но в конце прошлого века поднялась на более качественный уровень. Большой вклад внес Менделеев, руководящий отечественную метрологию. Развитие естественных наук привело к появлению все новых средств измерений. Можно выделить 3 главных функции измерений:

1. Учет продукции, исчислявшейся в массе, длине, объеме, расходу, мощности, энергии.