Файл: Использование наглядности в процессе обучения учащихся правописанию наречий Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Использование наглядности в процессе обучения учащихся правописанию наречий

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы изучения наглядного метода обучения……...5

1.1 Особенности использования наглядных средств обучения на уроках…….5

1.2 Классификации наглядных средств обучения……………………………..11

Глава 2. Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в школе

1.3 Современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий

2.1 Использование наглядного материала при изучении наречий…….15


Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………33


Введение
Развитие образования в нашей стране в последние годы можно охарактеризовать как период упорядочения, проверки на общественную востребованность и эффективность родившихся инновационных начинаний, период их гармоничного сочетания в образовательном пространстве территории. Различные психолого-педагогические исследования доказывают, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственные восприятия учебного материала, тем выше познавательная активность учащихся и тем более прочно его усвоение. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности, обоснованном Л.В. Занковым, Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским.

Актуальность темы. Мир меняется очень быстро, объём информации увеличивается постоянно. Поэтому более яркой становится задача, как сделать так, чтобы ребёнок не потерялся в этой информации, и с интересом относился к новым знаниям. И у каждого учителя есть возможность использовать огромное многообразие методов и средств обучения для повышения внимания учеников и вовлечения их в процесс учёбы.

Принцип наглядности – один из важнейших принципов дидактики. Указания о необходимости широкого использования наглядного материала в процессе обучения и воспитания можно найти в любом научном исследовании, посвященном использованию средств обучения на разных ступенях получения образования.


Учитывая тот факт, что классическая формулировка принципа наглядности до настоящего времени не утратила своей актуальности, она, по мнению многих авторов, нуждается в некоторой доработке. Это в первую очередь связано с переменой образовательных парадигм, взглядов на форму и дидактические качества средств наглядного обучения, появлением инновационных разновидностей наглядности, используемых вне классической модели обучения.

Согласно "О государственных образовательных стандартах", использование знаково-символической наглядности в учебном процессе является неотъемлемым компонентом всех уроков. Это также подразумевает развитие и формирование у учащихся навыков работы с учебными текстами, использования терминологии и символики, овладение символьным языком, анализ построенных моделей, развитие изобразительных навыков, умение извлекать информацию из схем, таблиц, диаграмм и графиков.

Из этого следует, что посредством знаково-символической наглядности учащиеся могут включаться в такую познавательную деятельность, которая в состоянии формировать у них диалектическое мышление, при этом они оказываются способными оценивать специфику, преимущества и достоинства эмпирических, теоретических и практических знаний. Все это способствует не только приобретению знаний, но и формированию потребности в учении, в деловом межличностном общении, развитию мыслительных способностей.

Вопрос о месте и роли наглядности рассматривался в педагогике с XVII века, начиная с работ П.П. Блонского, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других педагогов, и также нашел продолжение и совершенствование в разработках современных отечественных ученых Л.В. Занкова, СИ. Змеева, И.Я. Лернера, Н.А. Менчинской, Е.И. Пассова, Б.Н. Скаткина и др.

Классическим аргументом за наглядное обучение является указание на то, что это естественный способ обучения, т.е. такой, который отвечает основным

, прирожденным свойствам человеческой природы. Использование наглядных средств в обучении всегда носило массовый характер. Особенно широкое применение наглядные средства получили на начальных и средних этапах обучения. Согласно психологическим исследованиям, не зависимо от возраста информация, воспринятая с помощью зрительных анализаторов, становится более осмысленной и лучше сохраняется в памяти.

При помощи современных компьютерных технологий можно легко использовать изобразительные материалы в образовательном процессе.

Наряду с прежними наглядными средствами обучения возникла необходимость использования презентаций, мультимедийных программ, образовательных Интернет-платформ. Благодаря современным компьютерным технологиям учителя активно включают изобразительные материалы в образовательный процесс. С помощью компьютера появилась возможность создания оригинальных авторских моделей уроков с учетом специфики учебных групп и способностей, уровня обученности, склонностей отдельных учащихся.

Цель работы: изучить средства наглядности на уроках обучения грамоте.

Объект работы: средства наглядности.

Предмет работы: особенности средств наглядности на уроках обучения грамоте.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности использования наглядных средств обучения на уроках.

2. Изучить классификацию наглядных средств обучения.

3. Рассмотреть использование наглядного материала на уроках обучения грамоте.


4. Изучить обучение грамоте с использованием наглядного материала.
Глава 1. Теоретические основы изучения наглядного метода обучения

1.1 Особенности использования наглядных средств обучения на уроках
В педагогической литературе можно встретить различные определения понятий «наглядность», «средства обучения» и «наглядные средства обучения». Принцип наглядности сформулировал и обосновал Я.А. Коменский.

Я.А. Коменский считал обучение наглядным, если предмет усвоения был представлен в чувственной форме. Он выдвинул «золотое для учащихся правило: всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам» [32].

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых ими явлений с помощью изображений.

Принцип наглядности находит выражение в использовании специальных наглядных средств обучения. Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.

Наглядные средства обучения – плоскостные и объемные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения; природные объекты в их естественном или препарированном виде [1].

Наглядные средства обучения и пособия – часть учебной техники, которая передает информацию через звук, изображение, а также жесты и мимику, к таким средствам относятся экранно-звуковые средства, печатные пособия, модели, муляжи и т.п.

Сущность наглядного обучения состоит в том, чтобы с помощью наглядных пособий или самих реальных предметов содействовать образованию у учащихся четкого и ясного представления о предметах и явлениях; выявлению связей между предметами и явлениями. Следует заметить, что, применяя средства наглядности, педагог использует при этом и слово: сообщает учащимся знания, руководит процессом наблюдения учащимися объектов и т.д. Сами наглядные средства и их сочетание с речью и практической деятельностью обладают наиболее высокой эффективностью для обучения [3].


Так, под наглядными средствами обучения понимают предметы, приспособления или их совокупность, использующиеся с целью непосредственного восприятия изучаемой темы. Наглядные средства обучения используются в процессе обучения с целью удачного достижения дидактических целей в более короткие сроки. То есть, ускорить процесс усвоения учебного материала – главное образовательное назначение наглядных средств обучения.

Внутренняя (словесно-образная) наглядность является специфическим видом наглядности и предполагает использование сложившихся в сознании образов, ассоциаций, логических связей, необходимых для создания новых образов. Внутренняя наглядность связана с использованием художественных образов. Например, яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях могут стать эффективным средством обучения и воспитания. Внутренняя наглядность может быть использована в процессе обучения правовым темам с опорой на прежний опыт детей, когда им предлагается представить какую-либо правовую ситуацию, какое-либо явление.

Яркий образ учитель может создать не только при помощи видимых предметов, он располагает выразительнейшими средствами языка, слова, вызывающими ясные образы и впечатления учащихся [13].

Существуют различные способы сочетания словесных методов обучения и средств наглядности. Например, педагог с помощью слов доводит до сведения обучающихся информацию об объектах и их явлениях, а затем с помощью демонстрации наглядных пособий подтверждает правдивость предоставленной информации.

В процессе наблюдения за средством обучения учащиеся получают знания, а при помощи слова педагог руководит этими наблюдениями. Второй способ наиболее эффективен, так как активизирует познавательную деятельность учащихся. Однако наиболее часто в практике применяется первый способ, так как имеет преимущества: он более прост и экономичен по времени [12].

Внешняя (предметная) наглядность – это совокупность естественных и созданных средств обучения (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т.п.). Использование предметной наглядности позволяет формировать представления школьников на основе восприятия самого предмета изучения.

В качестве носителя предметной наглядности Г.М. Коджаспирова называет натуральный объект или его заменитель, который создает ясное представление о предмете [17].