Файл: Использование наглядности в процессе обучения учащихся правописанию наречий Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Звуковой анализ предшествует синтезу, но они взаимосвязаны. Это объясняется тем, что умения по начертанию письменных букв отстают от темпа овладения чтением, что и обусловливает применение наглядных средств обучения, когда письмо заменяется вспомогательными способами графического обозначения, используется разрезная азбука, печатание.

Рассмотрим конспекты по работе в период обучения грамоте с использованием наглядно-иллюстративного материала.

Сюжетная картинка на странице азбуки используется для составления предложений и связного рассказа, подводящего к основному содержанию текста этой страницы. Картинка настраивает учащихся на чтение текста определенного содержания и помогает пониманию читаемого.

Предметные картинки имеют разное назначение. Одни служат для звуковой работы, например, учащиеся анализируют звуковой состав слов, включающих звук т (три, пять); под картинками на странице 24 напечатано начало нескольких предложений, которые учащиеся должны составить, пользуясь схемой: На, Инна, __/__ ; У Инны __/__ и так далее. Картинки могут служить составлению словосочетаний, например, на странице 56 рисунки: кисти рябины, кисти художника, кисти знамени (слово кисти относится ко всем изображенным предметам (многозначность слова кисти). Под картинкой помещены звуковые схемы слов, по которым учащиеся должны назвать звуки. Группы картинок служат для логических упражнений, например, на странице 26 – объединение в группы рыб (щука, ерш, сом). Картинки в сочетании с буквами, слогами составляют интересные ребусы. Наконец, особую роль играют изображения на всем протяжении букваря Незнайки, Буратино и других любимых детьми персонажей сказок, которые «ставят вопросы», а учащиеся «помогают» им ответить на вопрос, решить ту или иную задачу познавательного, языкового, логического характера: составить слово Буратино, обратить внимание на различие слов в зависимости от замены одной буквы (плоты, плоды) или на написание слова: столбы – столб, как писать сочетание ши и так далее.

На странице азбуки третьей и четвертой ступени обучения грамоте больше текстов, чем картинок, но и здесь последние играют большую роль в иллюстрировании текстов, создавая красочный, живой колорит, повышающий эмоциональность восприятия текста. Незнайка присутствует и здесь, помогая решить более сложные задачи, например выяснить разное значение слова
каток и тому подобное.

На каждом уроке обучения грамоте должен использоваться картинный алфавит. Он состоит из настенных таблиц – предметных картинок с букварями. Основное назначение картинного алфавита – помочь детям запомнить каждую букву, опираясь на первый звук слова – названия картинки. Буквы с точками под картинкой могут использоваться для анализа звуковой структуры слов (по аналогии с картинками и схемами таблиц). С этой целью выбираются слова-названия, в которых произношение звуков соответствует написанию букв этого слова.

Демонстрационные таблицы по обучению грамоте включают предметные картинки со схемами слов, сюжетные картинки для развития связной речи, слоги по принципу преобразования, слова и связные тексты, варьирующие и дополняющие материал букваря. с помощью таблицы можно наглядно объяснить учащимся, как анализировать звуковую структуру слов, выделять в них слоги по числу гласных (окрашенных красным цветом), читать слова, подобранные по принципу аналогии, слогоизменения, с наращением, упражнять учащихся в сопоставлении звуков в словах, звуковых сочетаний, различающихся порядком звуков.

Демонстрационные таблицы могут служить для закрепления научного материала, подготавливать чтение текста букваря. На уроке полезно организовать коллективное чтение по таблице, привлекая к этому слабых учащихся, или использовать таблицы для индивидуальной работы с отстающими.

Таблицы позволяют организовать самостоятельную работу учащихся под контролем учителя, что особенно нужно для малокомплектной школы, а так же для занятий с первоклассниками, имеющий разную подготовку (учащимся дается материал для упражнений разной трудности).

С таблицы, представляющей вариант страницы азбуки, можно читать индивидуально и хором, организовать выразительно чтение и чтение по ролям, причем для слабых учащихся всегда можно выделить доступные слова и предложения. При чтении таблицы учащиеся разной подготовки особенно хорошо взаимодействуют в общей работе.

В школьной практике широко используется слоговая таблица. Таблица составляется по рядам гласных, каждая из которых читается со всеми изученными согласными буквами по вертикали, а по горизонтали каждая согласная читается со всеми гласными, то есть по принципу слогоизменения.

Использование такого рода слоговых таблиц целесообразно после того, как учащиеся прочно овладеют позиционным чтением с опорой на гласные, обозначающие как твердость

, так и мягкость согласных (то есть, ряд гласных а, у, о, ы, и, е должен быть уже усвоен, а гласные ё, я, ю можно подключить несколько позднее).

Для эффективных упражнений в позиционном чтении прямых слогов рекомендуется пособие, изготовленное на основе таблицы гласных. Гласные буквы расположены вертикально двумя параллельными столбиками (рисунок 2). Слева на некотором расстоянии – рамка, в которую можно поместить любую согласную букву классной разрезной азбуки. Учащиеся читают ее сданным рядом гласных, определяющих либо твердость, либо мягкость согласных.

После того, как учащиеся поняли, что произношение согласного звука в прямом слоге (му, но, на, пи и так далее) всегда зависит от следующего гласного, им показывается, что таким же способом надо читать. Упражняясь по указанной таблице гласных, учащиеся легко понимают смысл «команды»:


а ---- я

с (сны)
п (пни)
д (дни)

о ---- е



у ---- ю

Н




ы ---- и



э ---- е


бо (небо)
ты (ноты)
на (Нина)
ра (нора), (Нюра)
с (нос), (нёс)
п (сноп)




Рис. 2. - Таблица гласных
«Читай на а», «Читай на ы», «Читай на о» и тому подобное (это значит – читай твердо.) Если же команда относится ко второму, правому ряду гласных: «Читай на и», «Читай на ё», значит, надо прочитать слог с мягким произношением согласного. Через некоторое время учитель только показывает, не называя гласных: «Читай на …» (ведется указка к гласным на черной линии, либо на красной). Учащиеся быстро научатся пользоваться этой таблицей гласных и сами будут упражняться (играть) с этой таблицей на уроке и во внеурочное время.


Смысл этой таблицы еще и в том, что быстро продвигающиеся в чтении, а так же поступившие читающими ведут за собой остальных. Начинающие значительно скорее обучаются позиционному чтению со всеми гласными.


Заключение
Наглядные методы - это такие способы обучения, когда прием информации и осознание учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению детей.

Применение наглядных методов на уроках истории плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоения знаний, кроме того, учителя имеют потребность в реализации эффективных методов использования наглядности. Это связано с тем, что методы использования наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний.

Наглядные пособия стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, экономят время учителей.

При использовании наглядного материала в образовательном процессе необходимо учитывать следующие психологические моменты: 1) конкретную роль, которую должен выполнять наглядный материал в процессе усвоения исторических знаний; 2) соотношение предметного содержания наглядности к конкретной теме урока, которая подлежит усвоению и осознанию.

Необходимо помнить, что готовность к школе - это очень сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. В отличии от письма, чтение начинается с воспроизведения комплекса букв, проходящих через перекодирования их в звуки и заканчивается пониманием слова. Как и письмо, чтение является аналитико-синтетическим процессом, включающим звуковой анализ и синтез элементов речи. Критерии готовности к этим навыкам имеют аналогичные характеристики развитие познавательных процессов; базовый опыт ребенка; состояние устной речи; уровень эмоционального развития; способность к общению; физическое развитие; состояние высших психических функций. Успешное овладение грамотой зависит от уровня сформированности речевой функции, психических процессов и моторной сферы ребенка.


Письменная речь формируется на основе устной речи. Достаточный уровень развития речи положительно сказывается в дальнейшем на грамотности письма ребенка. Например, в процессе речевой практики ребёнок овладевает правильной речью, ее фонетическими, лексическими и грамматическими закономерностями. Хороший уровень сформированности психических процессов так же важен. Так как в русском языке имеются слова, которые не поддаются правилам орфографии, поэтому ребенку необходимо их запомнить.

Подготовка детей к обучению грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Логопедическая работа по подготовке к обучению грамоте направлена на коррекцию звукопроизношения, развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа, развитие психических процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти, оптико-пространственных представлений), развитие связной речи, совершенствование мелкой и общей моторики.