Файл: Использование наглядности в процессе обучения учащихся правописанию наречий Содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в школе
1.3 Современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий
2.1 Использование наглядного материала при изучении наречий…….15
3. Рассмотреть использование наглядного материала на уроках обучения грамоте.
Глава 2. Особенности применения наглядности в период обучения грамоте
2.1 Использование наглядного материала на уроках обучения наречию
Использование иллюстративного материала играет особую роль в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействие на органы чувств (зрительные, слуховые) обеспечивает разностороннее, полное формирование какого – либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию различных взаимосвязей исторических событий и реальной жизни. Работа с иллюстративным материалом содействует выработке у учащихся эмоционально – оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к изучаемому материалу, делает более легким процесс его усвоения, поддерживает внимание ребенка.
Иллюстрация - изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т.п.), собственно как область искусства - изобразительное истолкование литературного и научного произведения. В строгом значении термина к иллюстрации следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом (то есть как бы непосредственно участвующие в процессе чтения) [24].
Работая с учебником, как с важнейшим средством обучения, учитель обязательно обращает внимание на его иллюстрационный материал, оценивает его на наличие рисунков, схем, графиков, карт, таблиц, фотографий. Однако в педагогической практике использование на уроке этого вне текстового компонента учебника может осуществляться просто как «рассматривание изображения, подтверждающего фрагмент текста». Характер организуемой по иллюстрации работы учащихся, как правило, зависит от мастерства учителя, ведь методический аппарат учебника редко включает задания и вопросы к иллюстрациям.
2.2 Обучения грамоте с использованием наглядного материала
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей
Целью развития грамматического строя речи является: во-первых, формирование глубинной и поверхностной структуры предложения; во-вторых, развитие навыков словоизменения и словообразования; в-третьих, развитие связной речи, что возможно только в ходе расширения представлений об окружающем мире.
Задачи работы педагога по формированию грамматического строя речи у детей: активизировать словарный запас, развивать грамматический строй речи, формировать экспрессивную и импрессивную стороны речи, закрепить навык счета, формировать аккуратность, развивать самостоятельность, воспитывать усидчивость.
Современный метод обучения грамоте звуковой, аналитико-синтетический. За основу на уроке берется звук, а буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним. Поэтому на уроке обучения грамоте больше внимания уделяется выделению звуков и развитию речевого слуха [14].
Звуки изучаются в определенной последовательности по частному принципу, то есть сначала изучаются те звуки, которые наиболее часто используются в речи.
Метод аналитико-синтетический, так как изучение звуков проходит в процессе аналитико-синтетической работы над словами. Звуковой анализ предшествует синтезу, но они взаимосвязаны [21].
Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно наиболее полно разработаны С.П. Редозубовым. Он указал и описал шесть приемов анализ и семь приемов синтеза, способы и варианты их применения. Охарактеризуем основные приемы [27].
Анализ.
1. Выделение слов из речевого потока (из предложений); отчетливое произношение отдельного слова; деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, входящих в него; выделение ударного слога. Произношение слова с усиленным ударением, отчетливое произношение слов по слогам с выделением отдельного звука (мы - ллло, по - шлиии, шаррр).
2. Выделение нового звука, т.е. предназначенного для изучения на данном уроке. Известно несколько приемов первичного выделения нового звука:
- Выделение из предложения звука-слова из предложения по картинке «Слива и груша», звука-слова А из предложения «Это собака, а это кошка»);
- Прием звукоподражания (жжжжук, жжжж);
- Выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным: аааммм-ам, сааа-ммм, соо-ммм, ммааа-к, ма-к;
- Выделение согласного звука из открытого слога (рекомендуется преимущественного для «длительных» согласных): Шшшшу-ра, Сааа-ша;
- Выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы (желательно, чтобы слог был ударным); так же выделяются и йотированные: ю-ла, я-ма, е-ду и п.т.;
- Перечисление слов с одинаковым началом звуком (слова произносит учитель, а звук называют учащиеся): конь, камень, крыша;
- Договаривание слова, произнесенного по картинке (на картинке-лук); учительница говорит: луу, дети добавляют к.
Обычно на уроке знакомства с новым звуком, вслед за первичным выделения звука, его выделяют дополнительно из разнообразных позиций и сочетаний с другими звуками (кроме тех, где происходит позиционное чередование), например: звук д-дом, заводы, подвал, Дима, два, лошади, отдал, но не рекомендуется: сад [сат], подставка [патстафкъ].
3. Перечисление звуков в слове, их последовательное название, подсчет количества звуков в слове, определение характера связи между ними, слогового состава, например: Слава - Сла-ва-с-л-а-в-а, пять звуков, пять букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный - сла. Можно указать также: согласные с, л, в - твердые.
Данный прием анализа продолжается в последующих классах под названием фонетического разбора.
4. Сопоставление, сравнение слов по звучанию и по начертанию особенно эффективно при знакомстве с парами мягких и твердых, звонких и глухих согласных.
В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны; анализ создает основу для овладения процессом чтения, синтез формирует навык чтения.
5. Анализ образования звука, его артикуляции.
6. Составление таблиц гласных и согласных звуков и букв.
7. «Раздвижение» составленных из букв разрезной азбуки слов на наборном полотне, на доске, что наглядно демонстрирует учащимся буквенный и слоговой состав слова.
Аналитическая и синтетическая работа учащихся связана с использованием моделей (схем) на разных этапах урока в течение всего периода обучения грамоте. Схемы-модели являются важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слого-звуковой анализ звучащего слова, овладения продуктивными способами чтения.
Схемы-модели даются в готовом виде, но впоследствии составляются и самими учащимися; применяют следующие схемы:
-
Предложение . -
Слово -
Слово, разделенное на слоги
-
Слово с ударением
-
Слого-звуковые модели слов:
(аист)
(на)
(ели)
(дом, ель)
(грибы)
(стол)
Каждая клетка прямоугольной или треугольной конфигурации символизирует звук. Качество звука обозначается цветом: красным - гласный, синим - согласный твердый, зеленый - согласный мягкий. Большие вертикальные линии показывают границы слогов. Черточка сверху - ударение. Прямоугольником с диагональю обозначены два звука, обозначающие слияние (СГ).
Синтез.
-
Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление его из разрезной азбуки; чтение слога или слова (иными словами, сам процесс чтения представляет собой синтетическую деятельность, так как, узнав все звуки или все буквы, мы их объединяем и таким образом прочитываем). -
Образование слоговых таблиц на основе согласного (ма, мо, му, мы) или на основе гласного (са, ма, ра, ша и т.д); чтение таблиц; составление таблиц из букв разрезной азбуки. -
Чтение слов по подобию: мама – Маша - Саша (слова различаются одной согласной буквой). Примеры для чтения по подобию могут составляться и самими учащимися: сыр – сор – сом - сок. -
Наращивание гласных и согласных в начале или в конце слова; при этом должно получиться новое слово: мал - мала, сор - сорт, рот - крот, мел - смел. -
Добавление звука в середине слова: плот - пилот, трава - травка. -
Перестановка звуков: пила - липа, хорош - шорох, лиса - сила и т.д. -
Перестановка слогов: сос – на ( на – сос ), но – ра ( рано ) и т.п. -
Отбрасывание звука или слога: сухари - сухарь, машина - маши и т.д. -
Добавление слога: наша – На – та - ша, мы – мы - ло, са – ни – са – ни - тар; ро – сли – сли - вы и т.п.
Эта группа приемов синтетической работы требует соединения звуковой работы с буквенной: дети манипулируют с разрезной азбукой, что дает им реальную, зрительную опору в синтезе.
Все эти приемы занимательны, дают возможность организовать полуигровые моменты на уроке.
Обобщая, подчеркнем, что не может быть ни чистого анализа, ни чистого синтеза: речь может идти лишь о ведущей роли того или иного вида мыслительной деятельности. Анализируя слово, учащийся осознает его как единое целое, обладающее лексическим значением, - это синтез; синтезируя слово, он не может и не должен отвлекаться от его звукового состава, а это анализ. В целом же надо подчеркнуть, что система аналитико-синтетической работы обеспечивает высокий уровень мыслительной активности учащихся в процессе обучения грамоте. Именно приемы аналитико-синтетической работы обеспечивают познавательную самостоятельность учащихся, создают проблемные ситуации – развивают наблюдательность, сообразительность детей, исключают механическую работу.