Файл: Учебное пособие Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного пособия Караганда 2021 удк 811. 161. 1(075).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 504

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в) действительные причастия прошедшего времени: выполнять ‒ выполнить, давать ‒ дать, встречаться ‒ встретиться, возвращаться ‒ вернуться, приходить ‒ прийти.

г) страдательные причастия прошедшего времени: сделать, показать, исправить, остановить, спасти, найти, понять, начать, покинуть, повысить.
Задание 2. Определите значения, заключенные в причастных и деепричастных оборотах. Замените деепричастия предлогами, причастия – предложениями со словом который.

1. Проведя исследования, мы можем подвести некоторые итоги. 2. Изучая историю развития органического мира, его кризисов и катастроф, можно восстановить причины, приведшие к этим катастрофам. 3. Техногенные выбросы в атмосферу вызвали кислотные дожди, губительно действующие на атмосферу. 4. Глубина – один из главных факторов, влияющих на расселение организмов. 5. Остаточное содержание сероводорода в нефтяном газе, используемом в бытовых целях, не должно превышать 0,002%. 6. Наибольшую ценность для исследователей представляли метеориты, найденные сразу же после их падения на Землю. 7. Кислород, входящий в состав жидкой воды на поверхности Земли, более чем на 99% состоит из изотопа 16O. 8. Кислые продукты выщелачивания содержат тяжелые металлы, загрязняющие грунтовые воды. 9. Земля – одна из девяти планет, вращающихся вокруг Солнца. 10. Сернистый газ, реагируя с атмосферной влагой, вызывает кислотные дожди.
Задание 3. Раскройте скобки, образовав нужную форму причастия от глагола.

Магматизм (magmatism) ‒ эндогенный процесс, с которым (связать -связывать) образование магмы, еѐ движение внутри Земли и превращение еѐ в магматическую горную породу.

Магма (от греч. magma ‒ густая мазь) ‒ сложный силикатный рас-плав, (насыщать – насытить) газами, (нагревать – нагреть) водой и еѐ парами.

Лава (lava) – магма, (выходить - выйти) на поверхность и (терять потерять) часть лучших компонентов. Температура лавы ‒ 1200-13000С.

Терраса ‒ это площадка в строении долины, (открывать ‒ открыть) или (погребать), (обязывать ‒ обязать) своим происхождением эрозионной или аккумулятивной деятельности водотока в предыдущий цикл развития.
Задание 4. Замените выделенные конструкции синонимичными так, чтобы смысл предложений не изменился.

1. Захватывая и удерживая огромное количество солнечной энергии, зеленые растения оказывают существенное влияние на атмосферу нашей планеты. 2. Сжав и растянув твердое тело, мы деформировали его. 3. Движение замкнутой системы взаимодействующих частиц может оказаться достаточно сложным, но в такой системе обязательно имеется точка, движущаяся прямолинейно и с постоянной скоростью. 54. Находясь на поверхности земли, магнетические породы подвергаются действию ветра, тепла и холода. 5. Стремясь получить точные данные, мы провели повторный эксперимент. 6. Дважды повторив опыт, мы не смогли прийти к определенному выводу. 7.
Сжимая и растягивая тело, мы сможем изменить его объем и форму.
Задание 5. Назовите причастные обороты. Определите падеж причастия и определяемого им слова.

1. Если нет сил, действующих на шарик, он остаётся в состоянии покоя. 2. Масса воздуха, находящегося в сосуде, уменьшилась. 3. Вещества, состоящие из атомов одного элемента, называются простыми. 4. Серебро относится к металлам, обладающим хорошей электропроводностью. 5. Движение тела, падающего с высоты, может служить примером равноускоренного движения.
Задание 6. Трансформируйте простые предложения с причастным оборотом в сложные.

Атом – наименьшая частица элемента, входящая в состав молекулы. Атом является сложной частицей, содержащей элементарные частицы. В центре атома находится ядро, содержащее протоны и нейтроны. Протоны – это элементарные частицы, имеющие положительный заряд. Нейтроны – это элементарные частицы, не имеющие заряда. Вокруг ядра атома располагаются электроны. Они являются элементарными частицами, имеющими отрицательный заряд. Атом не имеет заряда, потому что число протонов, находящихся в ядре атома, равно числу электронов, располагающихся вокруг ядра атома.
Задание 7. Замените сложные предложения с союзным словом который причастным оборотом.

1. Ломоносов измерял массу веществ, которые вступают в реакцию. 2. Электроны, которые вращаются вокруг ядра, образуют магнитное поле. 3. Сила, которая действует на тело, сообщает телу ускорение. 4. Движение тела, которое падает с высоты, может служить примером равноускоренного движения. 5. Серебро относится к металлам, которое обладает хорошей электропроводностью.6. Масса воздуха, который находится в сосуде, уменьшилась.
Задание 8.Замените причастия настоящего времени причастиями прошедшего времени.

1. Масса веществ, вступающих в реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции. 2. Сравнение планет, проходящих разные пути развития, поможет нам изучить историю образования Земли. 3. Газ, выделяющийся из оксида ртути, по виду не отличается от воздуха. 4. Самолет, летящий со скоростью 900 км в час, приземлился в заданном районе. 5. Ученые, открывающие новые законы развития природы, общества и мышления, становятся известны всему миру.
Задание 9.Составьте из двух предложений одно сложное.

Образец:

Прибор вольтметр включается параллельно участку. На этом участке измеряется напряжение. ‒ Прибор вольтметр включается параллельно участку, на котором измеряется напряжение.

1. Трапецией называется четырёхугольник. У этого четырёхугольника две стороны параллельны, а две другие ‒ не параллельны. 2. В настоящее время известно 106 химических элементов. Из этих элементов на долю металлов приходится 80%. 3. Химией называется наука. Эта наука изучает вещества, их свойства и превращения.
Задание 10. Согласитесь со следующими утверждениями, заменив предложения со словом который причастными оборотами.

Образец:

‒ М.В. Ломоносов был первым ученым, который превратил химию в точную науку.

Верно, М.В. Ломоносов был первым ученым, превратившим химию в точную науку.

1. ‒ Многие предметы, которые нас окружают, имеют форму различных геометрических фигур. 2. ‒ Большинство движений, которые мы наблюдаем в природе, являются неравномерными. 3. ‒ Люди, которые не знают законов механики, думают, что с одинаковой высоты тяжелые предметы падают быстрее, чем легкие. 4. ‒ Сейчас люди используют почти все металлы, которые встречаются на Земле.


ТЕМА 2. ВЫРАЖЕНИЕ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ




Грамматический комментарий

Суть изъяснительных отношений в том, что вторая часть изъясняет то, что требуется первой частью. «Изъяснить» значит высказать, выразить, изложить, объяснить. Изъяснительные придаточные присоединяются к главной части союзами или союзными словами.


Придаточная часть с союзом что при глаголах речи, мысли, чувства, восприятия играет роль прямого объекта, например:

- Профессор сказал, что гипотеза подтвердилась.

В придаточной части с союзом что сказуемое может быть выражено глаголом или кратким страдательным причастием (прилагательным) с глаголом-связкой быть в форме прошедше­го или будущего времени, например:

- Допустим, что эксперимент удастся.

- Важно, чтобы теория быта доказана.

В роли предиката главной части, присоединяющей прида­точную часть с союзом что, выступают слова и словосочета­ния:

1. глаголы:

а) глаголы речи, сообщения, передачи информации: говорить, рассказывать, извещать, сообщать, заявлять; добавлять, доказывать, докладывать, утверждать, возражать, отрицать, признавать; отмечать, писать, указывать и др.;

б) глаголы восприятия, получения информации: видеть, слышать, знать (узнать), замечать, чувствовать, вспоминать, казаться, чудиться, прочитать, обнаружить и др.;

в) глаголы мыслительной деятельности: думать, считать, полагать, предполагать, догадываться, забывать, осознавать, понимать, быть уверенным и др.;


г) глаголы эмоционального состояния: бояться, удивлять, поражать, нравиться, радовать, злить, смешить, тревожить, беспокоить, волновать, огорчать, успокаивать, печалить и др.;

д) глаголы бытия, выявления: оказываться, бывать, получать, случаться, обнаружиться и др.

2. краткие прилагательные и причастия: рад, счастлив, согласен, сказано, известно, убеждён, уверен и т. п.

3. слова оценки, характеристики, состояния: хорошо, плохо, жаль, известно, ясно, понятно, правда, интересно, любопытно, приятно.

4. Существительные со значением речи, мысли, известия: весть, заявление, мнение, мысль, сообщение, слух, сознание, утверждение, убеждение, уверенность, чувство и др.

Изъяснительная придаточная часть с союзом что всегда следует за главной частью предложения.


Средства выражения


Примеры

Комментарии


ЧТО

Подруга сказала, что

завтра будет экскурсия.


Употребляются при

констатации реального факта после глаголов со значением:

а) речи, сообщения,

передачи информации

(глаголы см. под

таблицей);




Я узнала, что поезд прибывает в 10 часов.


б) восприятия, получения информации;

Я думаю, что вы правы. в) мыслительной

деятельности;




Боюсь, что не смогу вам

помочь.


г) эмоционального

состояния;

Оказалось, что они знакомы уже 20 лет.




Оказалось, что они знакомы уже 20 лет.

д) бытия, выявления;





Хорошо, что вы

приехали.


е) после слов оценки, характеристики,

состояния: хорошо,

плохо, жаль, ясно,

правда и др.


Союзные слова являются членами придаточного предложения. К ним можно задать вопрос в отличие от союзов. Роль союзных слов выполняют относительные местоимения