Файл: Учебное пособие Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного пособия Караганда 2021 удк 811. 161. 1(075).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 500
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, от которой ... . 4. Мы подошли к дому, перед окнами которого ... . 5. Это была небольшая речка, через которую ... . 6. Он купил бабушке лекарство, без которого ... .
Задание 5. Разделите одно сложное предложение на два простых.
1. Мы видели фильм, автором которого был молодой неизвестный режиссёр. 2. На собрании были родители, дети которых учатся в третьем классе школы. 3. На прошлой неделе в городе была демонстрация, участники которой требовали повышения оплаты труда. 4. По телевидению выступала писательница, книги которой очень популярны у любителей детективов. 5. За окном стояли деревья, листья которых стали жёлтыми от жары. 6. Туристы развели костёр, дым от которого разогнал комаров. 7. Они всегда ходили на футбол, любовь к которому у них была с детства.
В этом случае союзное слово который может относиться:
а) к главному слову этого словосочетания: Я вошёл в комнату и увидел маму своего друга, которая хотела поговорить со мной;
б) к несогласованному определению: Я вошёл в комнату и увидел маму моего друга, с которым мы вместе учимся.
Задание 6. Соедините предложения при помощи союзного слова который по образцу.
Образец: Мы шли по залам музея.
а) В залах проходила выставка «Ремесло и мода в Венеции. XIII–XVIII века».
б) Музей открылся после реставрации весной этого года.
Мы шли по залам музея, в которых проходила выставка «Ремесло и мода в Венеции. XIII–XVIII века». → Мы шли по залам музея, который открылся после реставрации весной этого года.
1. Отец читал дочери рассказ о животных.
а) Этот рассказ очень нравился девочке.
б) Этих животных девочка недавно видела в зоопарке.
2. Мы шли по дорожкам парка.
а) На дорожках стояли старинные скульптуры.
б) В парке есть небольшое озеро.
3. Из окна было видно здание библиотеки.
а) В библиотеке недавно проходила встреча с литераторами из Франции и Италии.
б) Здание построено в конце XIX века.
4. Он взял лыжи брата.
а) Брат был чемпионом города по слалому.
б) Эти лыжи брат купил в Швейцарии.
5. Я хорошо знаю оперы М. Глинки.
а) Эти оперы ставятся в Мариинском театре.
б) Биографию этого композитора я недавно читал в Интернете.
6. Весь вечер мы готовили шашлыки на костре.
а) К этим шашлыкам мы купили красное вино.
б) Этот костёр мы развели ещё днём.
7. Она купила навигатор для своей машины.
а) С этим навигатором она всегда ездила по городу.
б) По этому городу она много ездила на машине.
8. Они нашли тропинку в густом лесу.
а) В этом лесу было много поваленных деревьев.
б) По этой тропинке они вскоре вышли к дому.
Разница в употреблении местоимений тот и такой следующая: местоимение тот указывает на определённость самого предмета; местоимение такой уточняет его качественные характеристики:
Это был тот самый человек, какой был нам нужен для работы менеджером. Это был такой человек, какому не страшно было довериться в важном деле.
Задание 7. Закончите предложения. В главной части используйте тот или такойв правильной форме.
1. И, наконец, началась ... погода, какая для рыбной ловли подходит лучше всего. – Мы не припомним ... весны, какую принёс нам этот год. 2. Стояли ... самые дни, стояли ... самые ночи, в какие не усидишь дома и ходишь по городу без конца. ‒ Наступили ... дни, какие он не выносил и ...старался больше работать и меньше оставаться одному. 3. По-моему, Аркадий – ...человек, какого любая мать пожелает своей дочери в мужья. – А, по-моему, он как раз ... человек, какого нужно избегать любой ценой. 4. Дмитрий и Степан – ...самые люди, какие нужны вашей фирме для работы с иностранными клиентами. – Это ...люди, каких возьмёт на работу любая серьёзная организация. 5. Никогда не забыть ... встреч, какие были у нас с жителями небольшой альпийской деревни. – Несомненно, ... встречах, о каких ты рассказывал, забыть невозможно.
Задание 8. Замените союзные слова чей, где, куда, откуда, когда на союзное слово который в правильной форме.
1. Она поставила цветы на стол, где лежали книги. 2. Комната, куда они вошли, была небольшая, но уютная. 3. Небольшой холм, откуда открывался прекрасный вид на реку, стоял недалеко от леса. 4. Дворец, куда они хотели пойти, недавно открылся после реставрации. 5. Девочка, чей ранец лежал на стуле, была самая весёлая в классе. 6. Они
прекрасно помнили то время, когда были молоды и счастливы.
Задание 9. Замените союзное слово который союзными словами чей, где, куда, откуда, когда.
1. Он старался не попадать в обстоятельства, в которых ему было бы трудно оставаться самим собой. 2. Обычно человек хорошо помнит места, в которых он побывал в молодости. 3. Они поднялись на купол собора, с которого был виден практически весь город. 4. Им совсем не понравилось место, в котором был расположен кемпинг. 5. Если вдруг вы окажетесь в ситуации, в которой у вас с собой не будет этого лекарства, постарайтесь обязательно выйти на свежий воздух и глубоко подышать. 6. На эту экскурсию мальчик забыл взять с собой тетрадь, в которую он записывал всё интересное, что видел. 7. Вышка, с которой ребята учились прыгать в бассейн, была высотой в три метра.
Задание 10. Закончите предложения. Используйте сочетания, данные справа. Для присоединения придаточного определительного предложения используйте один из союзов.
Задание 11. Спишите предложения, заменяя конструкции со словом который причастиями и причастными оборотам.
1. Углекислый газ является основным веществом, которое вызывает эффект глобального потепления. 2. Нефть может заменить близкая ей по свойствам смола, которую получают при переработке горючих сланцев. 3. Наиболее высокая точка на Земле ‒ гора Джомолунгма в Гималаях, которая достигает высоты 8848 м. 4. Натеки, которые свисают со сводов пустот, называются сталактитами, а те, которые растут вверх со дна пещер ‒ сталагмитами.5. Нефть – это горючая маслянистая жидкость со своеобразным запахом и цветом, который меняется в зависимости от состава от темно-бурого до светло-желтого. 6. В узком смысле рынок – это механизм, который сводит вместе продавцов и покупателей различных товаров и услуг. 7. В результате извлечения горных пород при поисках, разведке или добыче полезных ископаемых в земной коре образуются полости, которые принято называть горными выработками.
Задание 12. Спишите предложения, употребляя союзное слово которыйв нужной форме.
1. Химическая реакция – процесс, при котор.. происходит превращение одних веществ в другие. 2. Реакция разложения – это такая реакция, при котор.. из молекулы одного вещества образуются молекулы двух и более веществ. 3. Равномерное движение – такое движение, при котор.. тело за любые равные интервалы времени проходит равные отрезки пути. 4. Периодический закон и периодическая таблица отражают зависимости между элементами, котор. существуют в природе. 5. Все явления, котор.. происходят с веществами, условно делятся на физические и химические. 6. Любое изменение, котор.. происходит в природе, называется явлением или процессом.
ПРИЧАСТИЯ
В составе причастий выделяются два разряда: действительные и страдательные.
Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета.
Читающий мальчик – тот мальчик, который сам читает; читавший мальчик – тот мальчик, который сам читал.
Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у одного предмета действием другого предмета.
Прочитанная мальчиком книга – книга, которую прочитал мальчик; построенный рабочими дом – дом, который построили рабочие.
Страдательные причастия обладают рядом особенностей:
Построить дом – построенный дом; читать книгу – читаемая книга.
Построенный дом – дом построен, изученная лекция – лекция изучена.
или местоимением в Т. п. со значением субъекта действия.
Ср.: построенный (кем?) рабочими дом (рабочие построили дом); прочитанная (кем?) студентом книга (студент прочитал книгу).
Употребление причастий
Задание 1. Образуйте от глаголов:
а) действительные причастия настоящего времени: знать, возвращаться, рассказывать, разговаривать, беседовать, действовать, гаснуть, сохнуть, заботиться.
б) страдательные причастия настоящего времени: обсуждать, наблюдать, устраивать, создавать, продавать, использовать, организовывать,, проводить.
Задание 5. Разделите одно сложное предложение на два простых.
1. Мы видели фильм, автором которого был молодой неизвестный режиссёр. 2. На собрании были родители, дети которых учатся в третьем классе школы. 3. На прошлой неделе в городе была демонстрация, участники которой требовали повышения оплаты труда. 4. По телевидению выступала писательница, книги которой очень популярны у любителей детективов. 5. За окном стояли деревья, листья которых стали жёлтыми от жары. 6. Туристы развели костёр, дым от которого разогнал комаров. 7. Они всегда ходили на футбол, любовь к которому у них была с детства.
| Обратите внимание: Союзное слово который может следовать за сочетанием «существительное + несогласованное определение»: мысли о семье, друзья моего детства, стремление к счастью. |
В этом случае союзное слово который может относиться:
а) к главному слову этого словосочетания: Я вошёл в комнату и увидел маму своего друга, которая хотела поговорить со мной;
б) к несогласованному определению: Я вошёл в комнату и увидел маму моего друга, с которым мы вместе учимся.
Задание 6. Соедините предложения при помощи союзного слова который по образцу.
Образец: Мы шли по залам музея.
а) В залах проходила выставка «Ремесло и мода в Венеции. XIII–XVIII века».
б) Музей открылся после реставрации весной этого года.
Мы шли по залам музея, в которых проходила выставка «Ремесло и мода в Венеции. XIII–XVIII века». → Мы шли по залам музея, который открылся после реставрации весной этого года.
1. Отец читал дочери рассказ о животных.
а) Этот рассказ очень нравился девочке.
б) Этих животных девочка недавно видела в зоопарке.
2. Мы шли по дорожкам парка.
а) На дорожках стояли старинные скульптуры.
б) В парке есть небольшое озеро.
3. Из окна было видно здание библиотеки.
а) В библиотеке недавно проходила встреча с литераторами из Франции и Италии.
б) Здание построено в конце XIX века.
4. Он взял лыжи брата.
а) Брат был чемпионом города по слалому.
б) Эти лыжи брат купил в Швейцарии.
5. Я хорошо знаю оперы М. Глинки.
а) Эти оперы ставятся в Мариинском театре.
б) Биографию этого композитора я недавно читал в Интернете.
6. Весь вечер мы готовили шашлыки на костре.
а) К этим шашлыкам мы купили красное вино.
б) Этот костёр мы развели ещё днём.
7. Она купила навигатор для своей машины.
а) С этим навигатором она всегда ездила по городу.
б) По этому городу она много ездила на машине.
8. Они нашли тропинку в густом лесу.
а) В этом лесу было много поваленных деревьев.
б) По этой тропинке они вскоре вышли к дому.
| Обратите внимание: Главное предложение в СПП может иметь в своём составе местоимения тот и такой. В этом случае главную и придаточную часть соединяет союзное слово какой. |
Разница в употреблении местоимений тот и такой следующая: местоимение тот указывает на определённость самого предмета; местоимение такой уточняет его качественные характеристики:
Это был тот самый человек, какой был нам нужен для работы менеджером. Это был такой человек, какому не страшно было довериться в важном деле.
Задание 7. Закончите предложения. В главной части используйте тот или такойв правильной форме.
1. И, наконец, началась ... погода, какая для рыбной ловли подходит лучше всего. – Мы не припомним ... весны, какую принёс нам этот год. 2. Стояли ... самые дни, стояли ... самые ночи, в какие не усидишь дома и ходишь по городу без конца. ‒ Наступили ... дни, какие он не выносил и ...старался больше работать и меньше оставаться одному. 3. По-моему, Аркадий – ...человек, какого любая мать пожелает своей дочери в мужья. – А, по-моему, он как раз ... человек, какого нужно избегать любой ценой. 4. Дмитрий и Степан – ...самые люди, какие нужны вашей фирме для работы с иностранными клиентами. – Это ...люди, каких возьмёт на работу любая серьёзная организация. 5. Никогда не забыть ... встреч, какие были у нас с жителями небольшой альпийской деревни. – Несомненно, ... встречах, о каких ты рассказывал, забыть невозможно.
Задание 8. Замените союзные слова чей, где, куда, откуда, когда на союзное слово который в правильной форме.
1. Она поставила цветы на стол, где лежали книги. 2. Комната, куда они вошли, была небольшая, но уютная. 3. Небольшой холм, откуда открывался прекрасный вид на реку, стоял недалеко от леса. 4. Дворец, куда они хотели пойти, недавно открылся после реставрации. 5. Девочка, чей ранец лежал на стуле, была самая весёлая в классе. 6. Они
прекрасно помнили то время, когда были молоды и счастливы.
Задание 9. Замените союзное слово который союзными словами чей, где, куда, откуда, когда.
1. Он старался не попадать в обстоятельства, в которых ему было бы трудно оставаться самим собой. 2. Обычно человек хорошо помнит места, в которых он побывал в молодости. 3. Они поднялись на купол собора, с которого был виден практически весь город. 4. Им совсем не понравилось место, в котором был расположен кемпинг. 5. Если вдруг вы окажетесь в ситуации, в которой у вас с собой не будет этого лекарства, постарайтесь обязательно выйти на свежий воздух и глубоко подышать. 6. На эту экскурсию мальчик забыл взять с собой тетрадь, в которую он записывал всё интересное, что видел. 7. Вышка, с которой ребята учились прыгать в бассейн, была высотой в три метра.
Задание 10. Закончите предложения. Используйте сочетания, данные справа. Для присоединения придаточного определительного предложения используйте один из союзов.
1. | На окне стоят два цветка, ... | играет главную роль |
2. | В кухне стоит большой стол, ... | вязала свитер |
3. | К Николаю зашёл поговорить сосед, ... | построили недавно |
4. | На углу библиотека, | занимаются шитьём |
5. | В кресле сидела бабушка, ... | любит рыбалку и охоту |
6. | По соседству живут две сестрицы, ... | делал отец |
Задание 11. Спишите предложения, заменяя конструкции со словом который причастиями и причастными оборотам.
1. Углекислый газ является основным веществом, которое вызывает эффект глобального потепления. 2. Нефть может заменить близкая ей по свойствам смола, которую получают при переработке горючих сланцев. 3. Наиболее высокая точка на Земле ‒ гора Джомолунгма в Гималаях, которая достигает высоты 8848 м. 4. Натеки, которые свисают со сводов пустот, называются сталактитами, а те, которые растут вверх со дна пещер ‒ сталагмитами.5. Нефть – это горючая маслянистая жидкость со своеобразным запахом и цветом, который меняется в зависимости от состава от темно-бурого до светло-желтого. 6. В узком смысле рынок – это механизм, который сводит вместе продавцов и покупателей различных товаров и услуг. 7. В результате извлечения горных пород при поисках, разведке или добыче полезных ископаемых в земной коре образуются полости, которые принято называть горными выработками.
Задание 12. Спишите предложения, употребляя союзное слово которыйв нужной форме.
1. Химическая реакция – процесс, при котор.. происходит превращение одних веществ в другие. 2. Реакция разложения – это такая реакция, при котор.. из молекулы одного вещества образуются молекулы двух и более веществ. 3. Равномерное движение – такое движение, при котор.. тело за любые равные интервалы времени проходит равные отрезки пути. 4. Периодический закон и периодическая таблица отражают зависимости между элементами, котор. существуют в природе. 5. Все явления, котор.. происходят с веществами, условно делятся на физические и химические. 6. Любое изменение, котор.. происходит в природе, называется явлением или процессом.
ПРИЧАСТИЯ
| Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делать? что сделать? |
В составе причастий выделяются два разряда: действительные и страдательные.
Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета.
Читающий мальчик – тот мальчик, который сам читает; читавший мальчик – тот мальчик, который сам читал.
Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у одного предмета действием другого предмета.
Прочитанная мальчиком книга – книга, которую прочитал мальчик; построенный рабочими дом – дом, который построили рабочие.
Страдательные причастия обладают рядом особенностей:
-
страдательные причастия образуются только от переходных глаголов;
Построить дом – построенный дом; читать книгу – читаемая книга.
От непереходных глаголов образовать страдательное причастие нельзя! |
-
страдательные причастия имеют полную и краткую форму;
Построенный дом – дом построен, изученная лекция – лекция изучена.
-
страдательные причастия могут распространяться существительным
или местоимением в Т. п. со значением субъекта действия.
Ср.: построенный (кем?) рабочими дом (рабочие построили дом); прочитанная (кем?) студентом книга (студент прочитал книгу).
Употребление причастий
Средства выражения | Примеры | Комментарии |
Причастия настоящего времени | Девушка, сидящая в саду, читает книгу. Студенты, разговаривающие с преподавателем, приехали из Австрии. Письмо, лежащее на столе, завтра будет отправлено в Москву. Все студенты, занимающиеся в нашей группе, знают французский язык. Врач, работающий в этой больнице, сделал уникальную операцию. В проекте, создаваемом молодыми архитекторами, много интересного. | Характеризуют лицо или предмет по действию: а) в момент речи; б) в настоящий период времени. (Глаголы могут быть в форме настоящего, прошедшего или будущего времени). |
Причастия прошедшего времени | Песни, написанные этим композитором, исполняются (исполнялись, будут исполняться) многими певцами. Декан поздравил студентов, поступивших в университет. Купленные в этом магазине сувениры сделали в одном небольшом городе. | Характеризуют лицо или предмет по действию: а) совершённому ранее действия, выраженного глаголом в форме настоящего, прошедшего или будущего времени; б) совершённому позже действия, выраженного глаголом в форме прошедшего времени. |
Причастия настоящего или прошедшего времени | На окне стоит ваза, сделанная из стекла. В комнате пахло цветами, стоящими в большой вазе | Характеризуют лицо или предмет по действию независимо от времени глагола |
Одиночные причастия | В комнату вбежал смеющийся ребёнок. Это было место неописуемой красоты. | Выполняют роль определения. |
Задание 1. Образуйте от глаголов:
а) действительные причастия настоящего времени: знать, возвращаться, рассказывать, разговаривать, беседовать, действовать, гаснуть, сохнуть, заботиться.
б) страдательные причастия настоящего времени: обсуждать, наблюдать, устраивать, создавать, продавать, использовать, организовывать,, проводить.