Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 356

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предложения по такому образцу: Один берег у нашей реки вы­сокий.

Работа завершается составлением устного и письменного описания реки.

В другом варианте после составления плана учащиеся пере­ходят к выполнению письменной работы, которая потом прове­ряется и разбирается. Упражнения на образование словосочета­ний и предложений даются в порядке работы над ошибками.

Составление рассказа о выполненной работе. В связи с за­нятиями на школьном сельскохозяйственном участке весной во 2-м классе можно провести итоговую работу по теме' «Что мы делали в саду и на огороде». Материал для этого занятия под­готавливается постепенно, по мере выполнения работ на при­школьном участке. После каждой работы учитель проводит с классом беседу, где учащиеся делают краткие отчеты о выпол­ненных на участке заданиях. Эти отчеты фиксируются письмен­но в календаре природы и труда людей. Перед итоговым заня­тием ученики читают сделанные ранее записи, затем учитель проводит беседу по вопросам: Когда вы начали работать на ого­роде (в саду)? Что вы делали в огороде (в саду)? Какую рас­саду вырастили? и т. д.

В порядке подготовки к составлению рассказа может быть предложено задание построить предложения со словами и сло­восочетаниями: сад, огород, семена, рассада, вскапывать, делать бороздки, сеять, высаживать, рыхлить почву, поливать, по­лоть, прореживать всходы. После выполнения этого упражнения коллективно в хронологической последовательности (Что дела­ли сначала? Что делали потом?) восстанавливается ход работы на школьном участке. Это служит основой для составления пла­на, по которому учащиеся упражняются в связном рассказыва­нии.

Составление сюжетного рассказа по серии картин. В каче­стве примера данного вида работы приведем ход занятий по се­рии из трех картин под названием «Помог товарищу в беде» (3 класс).

До того как показать учащимся картины, учитель проводит краткую вступительную беседу по вопросам: На чём катаются ребята зимой? Где можно кататься зимой на коньках? Что иног­да делают на реках зимой? Зачем делают проруби?


Далее учитель сообщает тему занятий и вывешивает три картины в неправильном порядке. Прежде всего дети должны разместить картины в последовательности, отражающей разви­тие сюжета.

Анализ картин проводится в данном случае очень краткий: Когда и где это было? Как назовём мальчика? Что это? (Про­рубь.) Что случилось с мальчиком? Кто ему помог в беде?

После этого учащимся предлагается рассказать о каждой картине, выбирая для этого слова и словосочетания из числа опорных к этой серии картин. К первой картине дан следующий словарь: не знал, что есть прорубь, не знал, что сделали про­рубь, не знал, что на реке прорубь; товарищей рядом не было, никого не было рядом, катался один, без товарищей; оказался возле проруби, очутился рядом с прорубью, подъехал туда, где была прорубь.

После того как устный рассказ построен по частям, к каж­дой картине составляется краткая подпись. В результате подпи­си эти образуют план. Учитель проводит итоговую беседу по вопросам: Какая беда случилась с мальчиком? Как поступили его друзья? Как можно назвать их поступок? Как бы ты посту­пил в таком случае?

Коллективно обсуждаются возможные варианты общего на­звания к картинам. Учитель предлагает ученикам обращаться с просьбой к своему товарищу обосновать предложенное им на­звание рассказа.

В конце подготовительной работы учащиеся списывают план и слова, которые они будут использовать в рассказе. Этим мо­ментом тоже можно воспользоваться для развития разговорной речи: учитель предлагает детям поочередно выполнить поруче­ние: «Узнай у товарища, какие слова он использует для пер­вого (второго) пункта плана».

Непосредственно перед письменным составлением рассказа можно предложить учащимся устно составить словосочетания с глаголами: кататься (где?), помочь (кому?), провалиться (ку­да?), подъехать (к какому?), случилась беда (с кем?).

Выполнив работу, ученики ее проверяют и сдают учителю.

На одном из следующих уроков развития речи проводится работа над ошибками, которая сочетается с упражнениями в раз­говорной речи: Узнай, кому учитель поставил «пятёрку», Узнай, кто получил «тройку».

Выполненные письменные работы обсуждаются по частям

(соответственно пунктам плана): Прочитай, что ты написал по второму пункту плана, Попроси товарища прочитать, как он на­писал об этом же.

В целях закрепления некоторых грамматических навыков учащимся в соответствии с характером допущенных ошибок мо­гут быть предложены индивидуальные устные и письменные за­дания. Например:

Составь предложения:

Кому? Когда? Что сделать?

1. Помочь

Образец: Я помог Вере вчера найти варежку.

Кого? Зачем?

2. Позвать ... ...

Образец: Я позвал Мишу играть в шашки.

К о г о? К к о м у?

3. Образец: Я позвала Таню к учительнице.

Составление рассказа из деформированного текста. Этот вид работы имеет несколько вариантов. Мы рассмотрим один из них, в котором установлению правильной последовательности пред­ложений в рассказе помогает серия картин. Примером такого варианта работы с деформированным текстом может служить рассказ «Охотник и Дружок» (4 класс).

Учащиеся читают записанный на доске текст (предложения даны в неправильном порядке) :

Скоро собака приплыла с уткой в зубах. Охотник шёл по лес­ной дороге, его собака Дружок бежала за ним. Охотник поднял ружьё, прицелился. Они подошли к лесному озеру. Раздался выстрел. Над озером показалось несколько уток. Одна утка упала в воду. Охотник и Дружок стали ждать. Дружок бросил­ся в воду и поплыл за уткой.

Выясняется, что это еще не рассказ, так как предложения даны в неправильном порядке. После этого переходят к рас­сматриванию картин. Их четыре, на каждой изображен один из моментов рассказа. Учащимся раздается в конвертах разрезан­ный на полоски заранее отпечатанный на машинке текст рас­сказа (на каждой полоске по предложению). Разобрав с деть­ми картины, учитель предлагает к каждой из них подобрать предложения из текста. Таким способом восстанавливается рас­сказ. Учащиеся вслух читают одно предложение за другим, а учитель записывает их на доске. Составленная запись прочиты­вается целиком. Затем учитель в каждом предложении стирает одно или два слова, вставляя вместо них точки. Задача уча­щихся теперь состоит в том, чтобы восстановить пропуски. За­
писи на доске стираются, дети переходят к письменной работе.

Основная литература

Воробьева В. В. О принципах логопедической работы над формированием связной контекстной речи у моторных алаликов.— Вопросы логопедии. М., 1979.

Колповская И. К. Влияние недоразвития речи на усвое­ние письма.— В кн.: Школа для детей с тяжелыми нарушения­ми речи/Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1961.

Кроткова Л. А., Юсимова Г. А. Формирование грам­матических обобщений при усвоении множественного числа имен существительных в младших классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.— В сб.: Речевые расстройства у детей и методы их устранения. М., 1978.

Левина Р. Е. Нарушения письма, у детей с недоразвитием речи. М., 1961, гл. II, III, VIII.

Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Леви­ной. М., 1968, гл. III.

Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся: с тяжелыми нарушениями речи (IIV классы). М., 1980, гл. V.

Шаховская С. Н. Использование наглядности при раз­витии речи детей с алалией.— В сб.: Расстройства речи и мето­ды их устранения. М., 1975.

Дополнительная литература

Азарова В. П. Развитие речи в VVI классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.— Специальная шко­ла, 1965, вып. 2.

Берестень И. И. Из опыта работы по развитию речи в. младших классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.— Специальная школа, 1965, вып. 2.

Бессонова Т. П. Уроки русского языка в школе для де­тей с тяжелыми нарушениями речи.— Специальная школа, 1965,, вып. 3.

Воспитание и обучение детей с расстройствами речи/Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова. М., 1968.

Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973, гл. IV, V.

Колповская И. К. Нарушения синтаксического строя речи в письменной речи детей-алаликов.— Известия АПН РСФСР 1965, вып. 138.

Колповская И. К. Своеобразие лексических значений в самостоятельной письменной речи детей-алаликов.— Известия АПН РСФСР, 1963, вып. 129.

Корицкая Е. Г., Шимкович Т. А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с
третьим уровнем общего речевого развития.— В кн.: Нарушение речи у дошкольников/Сост. Р. А. Белова-Давид. М., 1972.

Чудинова Л. М. Формирование грамматического строя речи учащихся IIV классов.— В кн.: Совещание-семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с тяжелы­ми нарушениями речи. М., 1964.

Шаховская С. Н. К вопросу о формировании граммати­ческого строя речи детей, страдающих моторной алалией.— Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, 1964, вып. 219.

Шуйфер Р. И. Чтение, письмо, грамматика и правописа­ние в IIII классах.— В кн.: Совещание-семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с тяжелыми наруше­ниями речи. М, 1964.

Контрольные вопросы и задания

  1. Каковы особенности монологической речи? Как они учитываются в методике обучения детей устной и письменной связ­ной речи?

  2. Какие задачи выдвигаются перед работой по развитию устной и письменной монологической речи у детей с ее общим недоразвитием?

  3. Каково содержание работы (программы) по развитию монологической речи?

  4. Какие организационно-методические требования предъяв­ляются к построению работы по развитию монологической речи? Приведите примеры реализации этих требований.

  5. Назовите виды упражнений на построение предложений
    полного состава. Приведите примеры.

  6. Какие виды работы используются для формирования у детей связной монологической речи? Расскажите подробно об использовании двух-трех заданий по развитию монологической речи (составление повествований, описаний).

Приложение

Темы для подготовки докладов, рефератов, сообщений I в связи с изучением курса специальной методики русского языка

Предлагаемые темы носят преимущественно практический характер, в их содержании должны найти отражение результа­ты углубленного изучения студентом методов, приемов, средств; обучения языку учащихся с тяжелыми нарушениями речи, ана­лиза школьной программы по русскому языку, педагогического опыта учителей и воспитателей. Часть тематики направлена на установление связей между учебными занятиями студентов-за­