Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 355

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
очников с их научной работой. Материалом для таких тем долж­ны служить наблюдения, результаты анализа знаний, умений, навыков детей, формируемых в ходе обучения русскому языку в специальной школе. Такие материалы могут быть собраны студентами в ходе целенаправленного изучения опыта работы учителей, своего личного педагогического опыта, анализа конт­рольных работ учащихся.

Часть разработанной тематики может быть отобрана для выполнения курсовых работ (она не дублирует темы, представ­ленные в пособии К. В. Комарова «Курсовые работы по мето­дике обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи», М., 1976).

Предлагаемую тематику можно также рекомендовать для разработки в методических объединениях учителей, в семина­рах по повышению квалификации, для подготовки докладов к Педагогическим чтениям.

По выбранным студентами темам преподаватель, ведущий курс специальной методики русского языка, проводит индиви­дуальные консультации. Методическую помощь студентам при работе над темами может также оказать материал названной выше брошюры «Курсовые работы» (указания к сбору мате­риала, работе с литературой, оформлению докладов, библио­графия).

I. Изучение особенностей речевого развития учащихся

  1. Анализ особенностей устной монологической речи уча­щихся IIIII классов (на материале рассказа и пересказа).

  2. Особенности словаря учащихся (уровень овладения лек­сическим и грамматическим значением слов).

  3. Анализ динамики словарного запаса учащихся младших классов (употребление в самостоятельных письменных сочине­ниях слов, относящихся к разным частям речи).

  4. Сравнительный анализ словарного запаса учащихся раз­ных лет обучения.

  5. Недоразвитие грамматической стороны речи учащихся и его типичные проявления, причины и пути преодоления .

Формирование грамматических навыков (овладение средствами выражения синтаксических отношений).

24. Формы работы над словосочетанием на уроках развития (речи.

25. Работа над предложением и словосочетанием в связи с проведением подготовки к написанию сочинений и изложений.

26. Практические упражнения в словообразовании и разви­тие навыков употребления производных слов в речи.


27. Практическое изучение суффиксов и приставок в связи с работой по формированию лексического запаса и граммати­ческого строя речи.

28. Методика проведения самостоятельных (непосредствен­но неподготовленных) письменных работ (сочинений, изложений и т. п.).

29. Грамматическая и орфографическая подготовка к выполнению учащимися творческих письменных работ (сочинения, изложения и пр.).

30. Обучение учащихся сравнительному описанию предметов и явлений.

31. Обучение письму изложений.

32. Обучение письму сочинений по картине и серии картин.

33. Обучение письму сочинений на заданную тему.

34. Обучение письму сочинений по данному началу.

35. Словарная работа как составная часть занятий по подготовке к написанию сочинений и изложений.

36. Методическая разработка одной программной темы по развитию речи.

37. Беседа, ее виды и место на уроках развития речи.

38. Работа с загадками, пословицами, поговорками на уроках развития речи, чтения и во внеклассное время;

39. Обучение учащихся младших классов ведению календаря природы и труда людей.

  1. Развитие разговорной речи учащихся младших классов в процессе выполнения режимных моментов в школе-интернате.

  2. Развитие разговорной речи учащихся в связи с органи­зацией и проведением учебно-познавательной деятельности на уроке.

  3. Подготовка, проведение экскурсий, наблюдений и обра­ботка их материалов (в связи с тематикой программного раз­ дела «Развитие речи»).

  4. Развитие речи учащихся в процессе ознакомления их с природой.

  5. Работа по развитию речи и мышления учащихся в про­цессе ознакомления их с явлениями общественной жизни.

  6. Виды домашних заданий в связи с уроками развития речи.

  7. Руководство воспитателем подготовкой домашних (вечерних) заданий по развитию речи (в условиях школы-интер­ната).

  1. Беседы воспитателя с учащимися младших классов на образовательно-воспитательные темы, требования к ним, методика проведения.

  2. Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя — один из принципов работы по формированию речи как средства общения в школе для детей с тяжелыми речевыми нарушениями.


Методика чтения

  1. Типы уроков чтения, особенности их структуры и методики проведения.

  2. Особенности методики проведения уроков чтения в за­висимости от жанров изучаемых текстов (рассказ, басня, сти­хотворение, сказка, научно-популярная статья).

  3. Виды бесед на уроках чтения и методика их проведения.

  4. Самостоятельная работа учащихся с книгой на уроках чтения.

  5. Обучение выразительному чтению учащихся IIV клас­сов.

  6. Основные направления и формы работы по развитию
    устной и письменной речи учащихся на материале текстов, про­работанных на уроках чтения.

  7. Обучение учащихся младших классов пониманию и упо­треблению образных средств языка.

  8. Обучение составлению характеристики героя литератур­ного произведения на уроках чтения (V класс).

  9. Рисование и другая предметно-практическая деятель­ность учащихся в связи с уроками чтения.

  10. Методическая разработка программной темы по чтению (IIV классы).

  11. Формы работы по развитию речи в связи с организацией и проведением внеклассного чтения.

V. Методика грамматики и орфографии

  1. Типы уроков грамматики и правописания, особенности их структуры и методика проведения.

  2. Методика формирования грамматических понятий на уроках грамматики (IIV классы).

  3. Прием сопоставления и его использование в процессе формирования знаний и умений по грамматике и правописанию.

  4. Виды работы на уроке грамматики при изучении определенной части речи (IIV классы).

  5. Формы самостоятельной работы учащихся на уроках грамматики и правописания (на материале программной темы).

  6. Виды диктантов при обучении орфографии учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

  7. Методическая разработка грамматической или орфогра­фической темы (IIV классы).

Содержание

Предисловие

Раздел I

Специальная методика русского языка как наука

§ 1. Причины возникновения новой отрасли педагогических знаний .
§ 2. Специальная методика русского языка как частная дидактика .

§ 3. Специальная методика русского языка и смежные науки . .
§ 4. Предмет и задачи специальной методики русского языка как науки
§ 5. Методы научного исследования, используемые специальной мето­дикой русского языка . . .

Основная литература . . .

Дополнительная литература

Контрольные вопросы и задания

Раздел II

Общая характеристика системы работы по формированию речи и изу­чению языка в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи . .

§ 1. Понятие о системе обучения

§ 2. Исходные положения, определяющие построение системы работы

по обучению речи и занятий по изучению языка как предмета .

§ 3. Цель и задачи работы по формированию речи и изучению языка

как предмета


§ 4. Содержание и составные части работы по обучению языку (обзор

программы) . .

§ 5. Принципы построения работы по обучению языку ....
§ 6. Организация и планирование работы по обучению языку ...

§ 7. Краткая характеристика методов, приемов и средств формирова­ния речи и изучения языка как предмета

Основная литература . . . ........

Дополнительная литература

Контрольные вопросы и задания

Раздел III

Методика развития устной речи (формирование речевого общения)

§ 1. Особенности устного речевого общения —

§ 2. Задачи, содержание и организация работы по развитию устной

диалогической речи . .

§ 3. Методы и принципы построения работы по развитию разговорной

речи . .

§ 4. Обучение разговорной речи в связи с различными видами деятельности . . .

§ 5. Обучение отдельным видам высказываний при помощи трениро­вочных упражнений 107

§ 6. Обучение ведению диалога и беседы . .

Основная литература

Дополнительная литература ....

Контрольные вопросы и задания

Раздел IV

Обучение устной и письменной монологической речи

§ 1. Особенности монологической (описательно-повествовательной) речи —

§ 2. Задачи и содержание работы по развитию монологической речи

§ 3. Организационно-методические требования к работе по развитию

монологической речи

§ 4. Обучение составлению повествовательных предложений на уроках

развития речи . . .

§ 5. Обучение связной монологической речи

Основная литература . .

Дополнительная литература

Контрольные вопросы и задания

Приложение

Комаров Константин Васильевич

Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Редактор Т. С. Залялова