Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 355
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
очников с их научной работой. Материалом для таких тем должны служить наблюдения, результаты анализа знаний, умений, навыков детей, формируемых в ходе обучения русскому языку в специальной школе. Такие материалы могут быть собраны студентами в ходе целенаправленного изучения опыта работы учителей, своего личного педагогического опыта, анализа контрольных работ учащихся.
Часть разработанной тематики может быть отобрана для выполнения курсовых работ (она не дублирует темы, представленные в пособии К. В. Комарова «Курсовые работы по методике обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи», М., 1976).
Предлагаемую тематику можно также рекомендовать для разработки в методических объединениях учителей, в семинарах по повышению квалификации, для подготовки докладов к Педагогическим чтениям.
По выбранным студентами темам преподаватель, ведущий курс специальной методики русского языка, проводит индивидуальные консультации. Методическую помощь студентам при работе над темами может также оказать материал названной выше брошюры «Курсовые работы» (указания к сбору материала, работе с литературой, оформлению докладов, библиография).
I. Изучение особенностей речевого развития учащихся
Формирование грамматических навыков (овладение средствами выражения синтаксических отношений).
24. Формы работы над словосочетанием на уроках развития (речи.
25. Работа над предложением и словосочетанием в связи с проведением подготовки к написанию сочинений и изложений.
26. Практические упражнения в словообразовании и развитие навыков употребления производных слов в речи.
27. Практическое изучение суффиксов и приставок в связи с работой по формированию лексического запаса и грамматического строя речи.
28. Методика проведения самостоятельных (непосредственно неподготовленных) письменных работ (сочинений, изложений и т. п.).
29. Грамматическая и орфографическая подготовка к выполнению учащимися творческих письменных работ (сочинения, изложения и пр.).
30. Обучение учащихся сравнительному описанию предметов и явлений.
31. Обучение письму изложений.
32. Обучение письму сочинений по картине и серии картин.
33. Обучение письму сочинений на заданную тему.
34. Обучение письму сочинений по данному началу.
35. Словарная работа как составная часть занятий по подготовке к написанию сочинений и изложений.
36. Методическая разработка одной программной темы по развитию речи.
37. Беседа, ее виды и место на уроках развития речи.
38. Работа с загадками, пословицами, поговорками на уроках развития речи, чтения и во внеклассное время;
39. Обучение учащихся младших классов ведению календаря природы и труда людей.
Методика чтения
V. Методика грамматики и орфографии
Содержание
Предисловие
Раздел I
Специальная методика русского языка как наука
§ 1. Причины возникновения новой отрасли педагогических знаний .
§ 2. Специальная методика русского языка как частная дидактика .
§ 3. Специальная методика русского языка и смежные науки . .
§ 4. Предмет и задачи специальной методики русского языка как науки
§ 5. Методы научного исследования, используемые специальной методикой русского языка . . .
Основная литература . . .
Дополнительная литература —
Контрольные вопросы и задания —
Раздел II
Общая характеристика системы работы по формированию речи и изучению языка в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи . .
§ 1. Понятие о системе обучения —
§ 2. Исходные положения, определяющие построение системы работы
по обучению речи и занятий по изучению языка как предмета .
§ 3. Цель и задачи работы по формированию речи и изучению языка
как предмета
§ 4. Содержание и составные части работы по обучению языку (обзор
программы) . .
§ 5. Принципы построения работы по обучению языку ....
§ 6. Организация и планирование работы по обучению языку ...
§ 7. Краткая характеристика методов, приемов и средств формирования речи и изучения языка как предмета
Основная литература . . . ........
Дополнительная литература
Контрольные вопросы и задания
Раздел III
Методика развития устной речи (формирование речевого общения)
§ 1. Особенности устного речевого общения —
§ 2. Задачи, содержание и организация работы по развитию устной
диалогической речи . .
§ 3. Методы и принципы построения работы по развитию разговорной
речи . .
§ 4. Обучение разговорной речи в связи с различными видами деятельности . . .
§ 5. Обучение отдельным видам высказываний при помощи тренировочных упражнений 107
§ 6. Обучение ведению диалога и беседы . .
Основная литература
Дополнительная литература ....
Контрольные вопросы и задания
Раздел IV
Обучение устной и письменной монологической речи
§ 1. Особенности монологической (описательно-повествовательной) речи —
§ 2. Задачи и содержание работы по развитию монологической речи
§ 3. Организационно-методические требования к работе по развитию
монологической речи
§ 4. Обучение составлению повествовательных предложений на уроках
развития речи . . .
§ 5. Обучение связной монологической речи
Основная литература . .
Дополнительная литература
Контрольные вопросы и задания
Приложение
Комаров Константин Васильевич
Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Редактор Т. С. Залялова
Часть разработанной тематики может быть отобрана для выполнения курсовых работ (она не дублирует темы, представленные в пособии К. В. Комарова «Курсовые работы по методике обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи», М., 1976).
Предлагаемую тематику можно также рекомендовать для разработки в методических объединениях учителей, в семинарах по повышению квалификации, для подготовки докладов к Педагогическим чтениям.
По выбранным студентами темам преподаватель, ведущий курс специальной методики русского языка, проводит индивидуальные консультации. Методическую помощь студентам при работе над темами может также оказать материал названной выше брошюры «Курсовые работы» (указания к сбору материала, работе с литературой, оформлению докладов, библиография).
I. Изучение особенностей речевого развития учащихся
-
Анализ особенностей устной монологической речи учащихся II—III классов (на материале рассказа и пересказа). -
Особенности словаря учащихся (уровень овладения лексическим и грамматическим значением слов). -
Анализ динамики словарного запаса учащихся младших классов (употребление в самостоятельных письменных сочинениях слов, относящихся к разным частям речи). -
Сравнительный анализ словарного запаса учащихся разных лет обучения. -
Недоразвитие грамматической стороны речи учащихся и его типичные проявления, причины и пути преодоления .
Формирование грамматических навыков (овладение средствами выражения синтаксических отношений).
24. Формы работы над словосочетанием на уроках развития (речи.
25. Работа над предложением и словосочетанием в связи с проведением подготовки к написанию сочинений и изложений.
26. Практические упражнения в словообразовании и развитие навыков употребления производных слов в речи.
27. Практическое изучение суффиксов и приставок в связи с работой по формированию лексического запаса и грамматического строя речи.
28. Методика проведения самостоятельных (непосредственно неподготовленных) письменных работ (сочинений, изложений и т. п.).
29. Грамматическая и орфографическая подготовка к выполнению учащимися творческих письменных работ (сочинения, изложения и пр.).
30. Обучение учащихся сравнительному описанию предметов и явлений.
31. Обучение письму изложений.
32. Обучение письму сочинений по картине и серии картин.
33. Обучение письму сочинений на заданную тему.
34. Обучение письму сочинений по данному началу.
35. Словарная работа как составная часть занятий по подготовке к написанию сочинений и изложений.
36. Методическая разработка одной программной темы по развитию речи.
37. Беседа, ее виды и место на уроках развития речи.
38. Работа с загадками, пословицами, поговорками на уроках развития речи, чтения и во внеклассное время;
39. Обучение учащихся младших классов ведению календаря природы и труда людей.
-
Развитие разговорной речи учащихся младших классов в процессе выполнения режимных моментов в школе-интернате. -
Развитие разговорной речи учащихся в связи с организацией и проведением учебно-познавательной деятельности на уроке. -
Подготовка, проведение экскурсий, наблюдений и обработка их материалов (в связи с тематикой программного раз дела «Развитие речи»). -
Развитие речи учащихся в процессе ознакомления их с природой. -
Работа по развитию речи и мышления учащихся в процессе ознакомления их с явлениями общественной жизни. -
Виды домашних заданий в связи с уроками развития речи. -
Руководство воспитателем подготовкой домашних (вечерних) заданий по развитию речи (в условиях школы-интерната).
-
Беседы воспитателя с учащимися младших классов на образовательно-воспитательные темы, требования к ним, методика проведения. -
Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя — один из принципов работы по формированию речи как средства общения в школе для детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Методика чтения
-
Типы уроков чтения, особенности их структуры и методики проведения. -
Особенности методики проведения уроков чтения в зависимости от жанров изучаемых текстов (рассказ, басня, стихотворение, сказка, научно-популярная статья). -
Виды бесед на уроках чтения и методика их проведения. -
Самостоятельная работа учащихся с книгой на уроках чтения. -
Обучение выразительному чтению учащихся II—V классов. -
Основные направления и формы работы по развитию
устной и письменной речи учащихся на материале текстов, проработанных на уроках чтения. -
Обучение учащихся младших классов пониманию и употреблению образных средств языка. -
Обучение составлению характеристики героя литературного произведения на уроках чтения (V класс). -
Рисование и другая предметно-практическая деятельность учащихся в связи с уроками чтения. -
Методическая разработка программной темы по чтению (II—V классы). -
Формы работы по развитию речи в связи с организацией и проведением внеклассного чтения.
V. Методика грамматики и орфографии
-
Типы уроков грамматики и правописания, особенности их структуры и методика проведения. -
Методика формирования грамматических понятий на уроках грамматики (II—V классы). -
Прием сопоставления и его использование в процессе формирования знаний и умений по грамматике и правописанию. -
Виды работы на уроке грамматики при изучении определенной части речи (II—V классы). -
Формы самостоятельной работы учащихся на уроках грамматики и правописания (на материале программной темы). -
Виды диктантов при обучении орфографии учащихся с тяжелыми нарушениями речи. -
Методическая разработка грамматической или орфографической темы (II—V классы).
Содержание
Предисловие
Раздел I
Специальная методика русского языка как наука
§ 1. Причины возникновения новой отрасли педагогических знаний .
§ 2. Специальная методика русского языка как частная дидактика .
§ 3. Специальная методика русского языка и смежные науки . .
§ 4. Предмет и задачи специальной методики русского языка как науки
§ 5. Методы научного исследования, используемые специальной методикой русского языка . . .
Основная литература . . .
Дополнительная литература —
Контрольные вопросы и задания —
Раздел II
Общая характеристика системы работы по формированию речи и изучению языка в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи . .
§ 1. Понятие о системе обучения —
§ 2. Исходные положения, определяющие построение системы работы
по обучению речи и занятий по изучению языка как предмета .
§ 3. Цель и задачи работы по формированию речи и изучению языка
как предмета
§ 4. Содержание и составные части работы по обучению языку (обзор
программы) . .
§ 5. Принципы построения работы по обучению языку ....
§ 6. Организация и планирование работы по обучению языку ...
§ 7. Краткая характеристика методов, приемов и средств формирования речи и изучения языка как предмета
Основная литература . . . ........
Дополнительная литература
Контрольные вопросы и задания
Раздел III
Методика развития устной речи (формирование речевого общения)
§ 1. Особенности устного речевого общения —
§ 2. Задачи, содержание и организация работы по развитию устной
диалогической речи . .
§ 3. Методы и принципы построения работы по развитию разговорной
речи . .
§ 4. Обучение разговорной речи в связи с различными видами деятельности . . .
§ 5. Обучение отдельным видам высказываний при помощи тренировочных упражнений 107
§ 6. Обучение ведению диалога и беседы . .
Основная литература
Дополнительная литература ....
Контрольные вопросы и задания
Раздел IV
Обучение устной и письменной монологической речи
§ 1. Особенности монологической (описательно-повествовательной) речи —
§ 2. Задачи и содержание работы по развитию монологической речи
§ 3. Организационно-методические требования к работе по развитию
монологической речи
§ 4. Обучение составлению повествовательных предложений на уроках
развития речи . . .
§ 5. Обучение связной монологической речи
Основная литература . .
Дополнительная литература
Контрольные вопросы и задания
Приложение
Комаров Константин Васильевич
Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Редактор Т. С. Залялова