Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 360
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отмечает ошибки, предлагает повторить фразу или всю часть рассказа. Следит учитель и за тем, чтобы речевой материал, проработанный на подготовительном этапе занятий, использовался и варьировался при устном рассказывании.
Перед письменным оформлением рассказа учитель дает учащимся указания по поводу оформления текста, а также напоминает, какие слова, обороты, фразы обязательно надо включить в него, какие замены, варианты возможны или желательны. Почти перед каждой письменной работой оказывается необходимым обращать внимание детей на то, что при письме не следует торопиться, фразу сначала надо обдумать, потом записать, обязательно при этом руководствуясь планом, писать чисто, аккуратно и т. д.
По ходу работы у учащихся могут возникнуть различные вопросы (смыслового, грамматического, орфографического порядка) . Учитель должен отвечать только на те вопросы, которые связаны с еще не проработанным материалом. Если ученик задает вопрос, относящийся к ранее изучавшемуся материалу, то учитель должен обратить на это его внимание или наводящим вопросом помочь вспомнить забытое.
Запись проработанного устно материала проводится по-разному, в зависимости от года обучения. При этом самостоятельность учащихся постепенно увеличивается.
На первых порах ученики только списывают с доски коллективно составленный текст, затем переходят к письменному восстановлению деформированного текста, к записи рассказа в виде предварительно составленных ответов на вопросы. Более сложным видом работы является составление письменного рассказа (предварительно проработанного устно) по опорным словам. К нему переходят в 3-м классе (этот вид работы можно практиковать и в дальнейшем).
В 3-м и 4-м классах вводятся письменные работы без предварительной устной подготовки (на основе опорных слов или деформированного текста), но по данному учителем плану. Возможны и совершенно самостоятельные (непосредственно не подготовленные) письменные изложения, сочинения, описания. После их проверки учителем проводится коллективная и индивидуальная работа над ошибками.
Рассмотрим несколько примеров, иллюстрирующих сказанное о работе по развитию устной и письменной связной речи.
Как уже отмечалось, практически работа по развитию описательной и разговорной речи не может быть резко разграничена-
Поэтому при рассмотрении примеров мы в большинстве случаев будем исходить из этого положения.
Описание предмета. В качестве примера по этому виду работы рассмотрим ход занятий по теме «Лимон» (2 класс).
Работа начинается с изучения свойств натурального предмета (в данном случае — лимона): по опорным словам учащиеся поочередно составляют вопросы, один из учеников отвечает на них.
Опорные словосочетания и слова для составления вопросов: орма, цвет, запах, вкус, лимон, овальной, жёлтого, приятный, ислый.
Примерные вопросы и ответы: Что это?— Лимон. Какой фор-ы?— Овальной. Какого цвета лимон?— Жёлтого.
Наряду с краткими ответами ученики могут давать и полные. Далее учащиеся приступают к более подробному рассмот-ению предмета. Они выполняют поручения учителя {Положи имон на тарелку, Возьми нож, Нарежь лимон и т. п.), сооб-ают о выполненных действиях, отвечают на вопросы.
На следующем этапе работы составляются предложения с [новыми словами (лимон, корка, ломтик). Так как перед данной емой была проработана тема «Апельсин», с учащимися можно ровести игру «Угадай, что это». По запаху и вкусу (с закрытыми глазами) дети отгадывают и отвечают на вопросы: Чем пах-ет? Какой на вкус? Что это? Как ты узнал?
На втором уроке коллективно составляется план (в виде опросов), который записывается на доске. Так как предварительно материал был подробно проработан в виде диалога, со-тавление учащимися плана облегчено. Под планом на доске читель записывает слова и предлагает учащимся включить их в свое устное описание лимона. В конце урока план описания записывается в тетради. В качестве домашнего задания ученики составляют письменное описание лимона, рисуют его.
Описание событий личной жизни. Рассмотрим, как прово-ится работа по составлению рассказа о летних каникулах в -м классе.
В начале первого урока, сообщив его тему, учитель расспра-ивает детей о том, как они провели каникулы
(Когда начались тние каникулы? Сколько времени вы отдыхали? Где вы были 'етом? Что вы делали в лагере? и т. д.).
На доске учитель записывает слова, которые учащиеся должны использовать в ответах.
Вторая половина урока посвящается ведению диалога между детьми. Наряду с теми вопросами, которые в начале урока задавал учитель, учащиеся задают друг другу и другие вопросы. Для этого учитель может дать им опорный словарь или образцы вопросов.
На втором уроке составляется и записывается вопросный план. Затем (прежде чем приступить к связному рассказыванию) ученики упражняются составлении словосочетаний и предложений с глаголами, которые специально подобраны по теме занятия. К глаголам задаются вопросы:
-
Был
Отдыхал
Жил
Полол Поливал Рыхлил Собирал
Где?
Ч то?
Где?
Купался Загорал Гулял
Как?
Отдохнул
Провёл каникулы ... .
Провёл лето
После выполнения данного упражнения дети поочередно связно (по плану) рассказывают о каникулах.
Составление рассказа о виденном на экскурсии. В качестве примера рассмотрим ход работы по теме «Колхозный рынок» с предшествующей экскурсией (2-й класс). После окончания экскурсии учитель проводит с учениками беседу примерно по таким вопросам: Куда и когда вы ходили? С кем вы были на рынке? Какие овощи, фрукты, грибы продавали на рынке?
Перед экскурсией каждый ученик получил индивидуальное задание (например, узнать, сколько стоят яблоки, купить груши, понаблюдать, как продают цветы, и т. п.). Теперь каждый из учащихся отчитывается в выполнении своего задания. Это служит подготовкой к связному рассказыванию. И к ответам на вопросы, и к отчетам о выполненных поручениях даются опорный словарь и образцы некоторых словосочетаний и фраз.
Поскольку одной из познавательных задач экскурсии являлись наблюдения за тем, как продают разные продукты (на вес, пучками, в разлив и т. д.), учащимся надо специально предложить упражнение в составлении фраз типа: Картофель взвеши
вали на весах, Грибы продавали связками, Морковь продавали пучками и т. п.
После всех подготовительных упражнений коллективно составляется и записывается на доске план:
Три ученика последовательно (по частям) рассказывают об экскурсии, затем четвертый ученик рассказывает полностью. Заключительный этап работы — письменное составление рассказа по плану. Учитель предупреждает, что в рассказе обязательно надо написать о выполненном во время экскурсии поручении.
Составление рассказа по картине «Летом на реке» (3-й класс)-На картине изображен летний солнечный день, небольшая речка с кустарником по берегам. Дети играют в мяч, ловят рыбу, загорают, купаются, катаются на лодке. Работа проводится в сентябре, когда у детей еще свежи впечатления о проведенных каникулах.
Учащиеся внимательно, молча рассматривают картину (в предварительном анализе было выяснено время года и места действия). Учитель предлагает детям назвать изображенное на картине. Затем начинается подробный анализ картины по вопросам учителя: Когда и где это было? Какой был день? (Какая была погода?) Кто пришёл к реке? Большая или маленькая речка? Что росло по берегам реки? Что делали ребята у реки? (этот общий вопрос членится на несколько более частных, так как на картине изображено несколько групп детей).
К последнему вопросу даются для опоры глаголы: играть, бегать, загорать, ловить, купаться, кататься. С этими глаголами составляются и записываются на доске предложения, которые потом будут включены в рассказ. Далее учитель дает учащимся готовый план (записывает его на доске):
План прочитывается, обсуждается, что надо рассказывать по каждому пункту. Учитель предлагает детям придумать название картины. Он поясняет, почему одни из предложенных названий годятся, а другие нет. По картине и плану составляется устный рассказ, затем по предложениям он записывается на доске. Этот рассказ читается учениками. По отдельным предложениям учитель предлагает детям внести замены слов
(Как сказать по-другому?): был ясный (солнечный) день, берега реки невысокие (низкие), дети (ребята) купались и т. п.
Запись рассказа стирается с доски. По плану и опорным словам (глаголам) учащиеся составляют письменное описание картины.
Составление описаний природы (на материале наблюдений и личного опыта). По теме «Воспоминания о лете» в IV классе можно составить описание реки, озера или пруда, в которых дети купались летом. Работа может явиться продолжением только что описанной. Если вблизи школы имеется река (озеро или пруд), целесообразно в начале сентября провести специальную экскурсию, которая оживит летние впечатления и поможет детям составить описание.
В начале урока учитель ведет беседу примерно по таким вопросам: Ходил ли ты летом на речку (озеро, пруд)? Как называется река? Какая она? Что ты делал на реке? Любишь ли ты купаться? и т. д.
Для облегчения ответа на вопрос о реке учащимся предлагаются подходящие слова и словосочетания из данного списка: узкая, широкая, неширокая, очень узкая, глубокая, неглубокая, мелкая, очень мелкая, с крутыми (низкими, высокими) берегами, с быстрым (медленным) течением, на берегах кусты (трава, песок, лес).
Вторым этапом подготовительной работы может быть задание: расспросить друг друга о реке, в которой дети летом купались (также с использованием опорного словаря). Далее коллективно составляется план. Учитель ведет беседу, в которой выявляется, что сначала надо выяснить название реки, указать ее размер, затем рассказать о том, что есть на берегу, какое течение у реки. В результате план примет такой вид:
Перед тем как приступить к устному рассказыванию по плану, учащиеся подбирают к именам существительным прилагательные, составляя таким образом словосочетания:
Какой? Какая?
БерегРека
ПесокВода
Какое? Какие?
Течение...Кусты
Дно. ..Берега
Из полученных словосочетаний в дальнейшем дети образуют
Перед письменным оформлением рассказа учитель дает учащимся указания по поводу оформления текста, а также напоминает, какие слова, обороты, фразы обязательно надо включить в него, какие замены, варианты возможны или желательны. Почти перед каждой письменной работой оказывается необходимым обращать внимание детей на то, что при письме не следует торопиться, фразу сначала надо обдумать, потом записать, обязательно при этом руководствуясь планом, писать чисто, аккуратно и т. д.
По ходу работы у учащихся могут возникнуть различные вопросы (смыслового, грамматического, орфографического порядка) . Учитель должен отвечать только на те вопросы, которые связаны с еще не проработанным материалом. Если ученик задает вопрос, относящийся к ранее изучавшемуся материалу, то учитель должен обратить на это его внимание или наводящим вопросом помочь вспомнить забытое.
Запись проработанного устно материала проводится по-разному, в зависимости от года обучения. При этом самостоятельность учащихся постепенно увеличивается.
На первых порах ученики только списывают с доски коллективно составленный текст, затем переходят к письменному восстановлению деформированного текста, к записи рассказа в виде предварительно составленных ответов на вопросы. Более сложным видом работы является составление письменного рассказа (предварительно проработанного устно) по опорным словам. К нему переходят в 3-м классе (этот вид работы можно практиковать и в дальнейшем).
В 3-м и 4-м классах вводятся письменные работы без предварительной устной подготовки (на основе опорных слов или деформированного текста), но по данному учителем плану. Возможны и совершенно самостоятельные (непосредственно не подготовленные) письменные изложения, сочинения, описания. После их проверки учителем проводится коллективная и индивидуальная работа над ошибками.
Рассмотрим несколько примеров, иллюстрирующих сказанное о работе по развитию устной и письменной связной речи.
Как уже отмечалось, практически работа по развитию описательной и разговорной речи не может быть резко разграничена-
Поэтому при рассмотрении примеров мы в большинстве случаев будем исходить из этого положения.
Описание предмета. В качестве примера по этому виду работы рассмотрим ход занятий по теме «Лимон» (2 класс).
Работа начинается с изучения свойств натурального предмета (в данном случае — лимона): по опорным словам учащиеся поочередно составляют вопросы, один из учеников отвечает на них.
Опорные словосочетания и слова для составления вопросов: орма, цвет, запах, вкус, лимон, овальной, жёлтого, приятный, ислый.
Примерные вопросы и ответы: Что это?— Лимон. Какой фор-ы?— Овальной. Какого цвета лимон?— Жёлтого.
Наряду с краткими ответами ученики могут давать и полные. Далее учащиеся приступают к более подробному рассмот-ению предмета. Они выполняют поручения учителя {Положи имон на тарелку, Возьми нож, Нарежь лимон и т. п.), сооб-ают о выполненных действиях, отвечают на вопросы.
На следующем этапе работы составляются предложения с [новыми словами (лимон, корка, ломтик). Так как перед данной емой была проработана тема «Апельсин», с учащимися можно ровести игру «Угадай, что это». По запаху и вкусу (с закрытыми глазами) дети отгадывают и отвечают на вопросы: Чем пах-ет? Какой на вкус? Что это? Как ты узнал?
На втором уроке коллективно составляется план (в виде опросов), который записывается на доске. Так как предварительно материал был подробно проработан в виде диалога, со-тавление учащимися плана облегчено. Под планом на доске читель записывает слова и предлагает учащимся включить их в свое устное описание лимона. В конце урока план описания записывается в тетради. В качестве домашнего задания ученики составляют письменное описание лимона, рисуют его.
Описание событий личной жизни. Рассмотрим, как прово-ится работа по составлению рассказа о летних каникулах в -м классе.
В начале первого урока, сообщив его тему, учитель расспра-ивает детей о том, как они провели каникулы
(Когда начались тние каникулы? Сколько времени вы отдыхали? Где вы были 'етом? Что вы делали в лагере? и т. д.).
На доске учитель записывает слова, которые учащиеся должны использовать в ответах.
Вторая половина урока посвящается ведению диалога между детьми. Наряду с теми вопросами, которые в начале урока задавал учитель, учащиеся задают друг другу и другие вопросы. Для этого учитель может дать им опорный словарь или образцы вопросов.
На втором уроке составляется и записывается вопросный план. Затем (прежде чем приступить к связному рассказыванию) ученики упражняются составлении словосочетаний и предложений с глаголами, которые специально подобраны по теме занятия. К глаголам задаются вопросы:
-
Был
Отдыхал
Жил
Полол Поливал Рыхлил Собирал
Где?
Ч то?
Где?
Купался Загорал Гулял
Как?
Отдохнул
Провёл каникулы ... .
Провёл лето
После выполнения данного упражнения дети поочередно связно (по плану) рассказывают о каникулах.
Составление рассказа о виденном на экскурсии. В качестве примера рассмотрим ход работы по теме «Колхозный рынок» с предшествующей экскурсией (2-й класс). После окончания экскурсии учитель проводит с учениками беседу примерно по таким вопросам: Куда и когда вы ходили? С кем вы были на рынке? Какие овощи, фрукты, грибы продавали на рынке?
Перед экскурсией каждый ученик получил индивидуальное задание (например, узнать, сколько стоят яблоки, купить груши, понаблюдать, как продают цветы, и т. п.). Теперь каждый из учащихся отчитывается в выполнении своего задания. Это служит подготовкой к связному рассказыванию. И к ответам на вопросы, и к отчетам о выполненных поручениях даются опорный словарь и образцы некоторых словосочетаний и фраз.
Поскольку одной из познавательных задач экскурсии являлись наблюдения за тем, как продают разные продукты (на вес, пучками, в разлив и т. д.), учащимся надо специально предложить упражнение в составлении фраз типа: Картофель взвеши
вали на весах, Грибы продавали связками, Морковь продавали пучками и т. п.
После всех подготовительных упражнений коллективно составляется и записывается на доске план:
-
Куда, когда, с кем, зачем ходили? - -
Что видели на рынке? -
О чём спрашивали продавцов? -
Что купили на рынке?
Три ученика последовательно (по частям) рассказывают об экскурсии, затем четвертый ученик рассказывает полностью. Заключительный этап работы — письменное составление рассказа по плану. Учитель предупреждает, что в рассказе обязательно надо написать о выполненном во время экскурсии поручении.
Составление рассказа по картине «Летом на реке» (3-й класс)-На картине изображен летний солнечный день, небольшая речка с кустарником по берегам. Дети играют в мяч, ловят рыбу, загорают, купаются, катаются на лодке. Работа проводится в сентябре, когда у детей еще свежи впечатления о проведенных каникулах.
Учащиеся внимательно, молча рассматривают картину (в предварительном анализе было выяснено время года и места действия). Учитель предлагает детям назвать изображенное на картине. Затем начинается подробный анализ картины по вопросам учителя: Когда и где это было? Какой был день? (Какая была погода?) Кто пришёл к реке? Большая или маленькая речка? Что росло по берегам реки? Что делали ребята у реки? (этот общий вопрос членится на несколько более частных, так как на картине изображено несколько групп детей).
К последнему вопросу даются для опоры глаголы: играть, бегать, загорать, ловить, купаться, кататься. С этими глаголами составляются и записываются на доске предложения, которые потом будут включены в рассказ. Далее учитель дает учащимся готовый план (записывает его на доске):
-
Погода в ясный летний день. -
Река и её берега. -
Занятия детей.
План прочитывается, обсуждается, что надо рассказывать по каждому пункту. Учитель предлагает детям придумать название картины. Он поясняет, почему одни из предложенных названий годятся, а другие нет. По картине и плану составляется устный рассказ, затем по предложениям он записывается на доске. Этот рассказ читается учениками. По отдельным предложениям учитель предлагает детям внести замены слов
(Как сказать по-другому?): был ясный (солнечный) день, берега реки невысокие (низкие), дети (ребята) купались и т. п.
Запись рассказа стирается с доски. По плану и опорным словам (глаголам) учащиеся составляют письменное описание картины.
Составление описаний природы (на материале наблюдений и личного опыта). По теме «Воспоминания о лете» в IV классе можно составить описание реки, озера или пруда, в которых дети купались летом. Работа может явиться продолжением только что описанной. Если вблизи школы имеется река (озеро или пруд), целесообразно в начале сентября провести специальную экскурсию, которая оживит летние впечатления и поможет детям составить описание.
В начале урока учитель ведет беседу примерно по таким вопросам: Ходил ли ты летом на речку (озеро, пруд)? Как называется река? Какая она? Что ты делал на реке? Любишь ли ты купаться? и т. д.
Для облегчения ответа на вопрос о реке учащимся предлагаются подходящие слова и словосочетания из данного списка: узкая, широкая, неширокая, очень узкая, глубокая, неглубокая, мелкая, очень мелкая, с крутыми (низкими, высокими) берегами, с быстрым (медленным) течением, на берегах кусты (трава, песок, лес).
Вторым этапом подготовительной работы может быть задание: расспросить друг друга о реке, в которой дети летом купались (также с использованием опорного словаря). Далее коллективно составляется план. Учитель ведет беседу, в которой выявляется, что сначала надо выяснить название реки, указать ее размер, затем рассказать о том, что есть на берегу, какое течение у реки. В результате план примет такой вид:
-
Название и описание реки. -
Берега реки, что на них растёт. -
Течение реки.
Перед тем как приступить к устному рассказыванию по плану, учащиеся подбирают к именам существительным прилагательные, составляя таким образом словосочетания:
Какой? Какая?
БерегРека
ПесокВода
Какое? Какие?
Течение...Кусты
Дно. ..Берега
Из полученных словосочетаний в дальнейшем дети образуют