Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 360

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отмечает ошибки, предлагает повторить фразу или всю часть рассказа. Следит учитель и за тем, чтобы речевой материал, проработанный на подготовительном этапе занятий, использо­вался и варьировался при устном рассказывании.

Перед письменным оформлением рассказа учитель дает уча­щимся указания по поводу оформления текста, а также напоми­нает, какие слова, обороты, фразы обязательно надо включить в него, какие замены, варианты возможны или желательны. Поч­ти перед каждой письменной работой оказывается необходимым обращать внимание детей на то, что при письме не следует то­ропиться, фразу сначала надо обдумать, потом записать, обя­зательно при этом руководствуясь планом, писать чисто, акку­ратно и т. д.

По ходу работы у учащихся могут возникнуть различные вопросы (смыслового, грамматического, орфографического по­рядка) . Учитель должен отвечать только на те вопросы, кото­рые связаны с еще не проработанным материалом. Если ученик задает вопрос, относящийся к ранее изучавшемуся материалу, то учитель должен обратить на это его внимание или наводящим вопросом помочь вспомнить забытое.

Запись проработанного устно материала проводится по-раз­ному, в зависимости от года обучения. При этом самостоятель­ность учащихся постепенно увеличивается.

На первых порах ученики только списывают с доски коллек­тивно составленный текст, затем переходят к письменному вос­становлению деформированного текста, к записи рассказа в ви­де предварительно составленных ответов на вопросы. Более сложным видом работы является составление письменного рас­сказа (предварительно проработанного устно) по опорным сло­вам. К нему переходят в 3-м классе (этот вид работы можно практиковать и в дальнейшем).

В 3-м и 4-м классах вводятся письменные работы без пред­варительной устной подготовки (на основе опорных слов или деформированного текста), но по данному учителем плану. Воз­можны и совершенно самостоятельные (непосредственно не подготовленные) письменные изложения, сочинения, описания. После их проверки учителем проводится коллективная и инди­видуальная работа над ошибками.

Рассмотрим несколько примеров, иллюстрирующих сказан­ное о работе по развитию устной и письменной связной речи.


Как уже отмечалось, практически работа по развитию описа­тельной и разговорной речи не может быть резко разграничена-

Поэтому при рассмотрении примеров мы в большинстве случаев будем исходить из этого положения.

Описание предмета. В качестве примера по этому виду рабо­ты рассмотрим ход занятий по теме «Лимон» (2 класс).

Работа начинается с изучения свойств натурального предме­та (в данном случае — лимона): по опорным словам учащиеся поочередно составляют вопросы, один из учеников отвечает на них.

Опорные словосочетания и слова для составления вопросов: орма, цвет, запах, вкус, лимон, овальной, жёлтого, приятный, ислый.

Примерные вопросы и ответы: Что это?Лимон. Какой фор-ы?Овальной. Какого цвета лимон?Жёлтого.

Наряду с краткими ответами ученики могут давать и пол­ные. Далее учащиеся приступают к более подробному рассмот-ению предмета. Они выполняют поручения учителя {Положи имон на тарелку, Возьми нож, Нарежь лимон и т. п.), сооб-ают о выполненных действиях, отвечают на вопросы.

На следующем этапе работы составляются предложения с [новыми словами (лимон, корка, ломтик). Так как перед данной емой была проработана тема «Апельсин», с учащимися можно ровести игру «Угадай, что это». По запаху и вкусу (с закрыты­ми глазами) дети отгадывают и отвечают на вопросы: Чем пах-ет? Какой на вкус? Что это? Как ты узнал?

На втором уроке коллективно составляется план (в виде опросов), который записывается на доске. Так как предвари­тельно материал был подробно проработан в виде диалога, со-тавление учащимися плана облегчено. Под планом на доске читель записывает слова и предлагает учащимся включить их в свое устное описание лимона. В конце урока план описания записывается в тетради. В качестве домашнего задания ученики составляют письменное описание лимона, рисуют его.

Описание событий личной жизни. Рассмотрим, как прово-ится работа по составлению рассказа о летних каникулах в -м классе.

В начале первого урока, сообщив его тему, учитель расспра-ивает детей о том, как они провели каникулы

(Когда начались тние каникулы? Сколько времени вы отдыхали? Где вы были 'етом? Что вы делали в лагере? и т. д.).

На доске учитель записывает слова, которые учащиеся долж­ны использовать в ответах.

Вторая половина урока посвящается ведению диалога меж­ду детьми. Наряду с теми вопросами, которые в начале урока задавал учитель, учащиеся задают друг другу и другие вопро­сы. Для этого учитель может дать им опорный словарь или об­разцы вопросов.



На втором уроке составляется и записывается вопросный план. Затем (прежде чем приступить к связному рассказыванию) ученики упражняются составлении словосочетаний и предложений с глаголами, которые специально подобраны по теме занятия. К глаголам задаются вопросы:

-



Был

Отдыхал

Жил

Полол Поливал Рыхлил Собирал

Где?

Ч то?

Где?

Купался Загорал Гулял

Как?

Отдохнул

Провёл каникулы ... .

Провёл лето

После выполнения данного упражнения дети поочередно связно (по плану) рассказывают о каникулах.

Составление рассказа о виденном на экскурсии. В качестве примера рассмотрим ход работы по теме «Колхозный рынок» с предшествующей экскурсией (2-й класс). После окончания экс­курсии учитель проводит с учениками беседу примерно по таким вопросам: Куда и когда вы ходили? С кем вы были на рынке? Какие овощи, фрукты, грибы продавали на рынке?

Перед экскурсией каждый ученик получил индивидуальное задание (например, узнать, сколько стоят яблоки, купить гру­ши, понаблюдать, как продают цветы, и т. п.). Теперь каждый из учащихся отчитывается в выполнении своего задания. Это служит подготовкой к связному рассказыванию. И к ответам на вопросы, и к отчетам о выполненных поручениях даются опор­ный словарь и образцы некоторых словосочетаний и фраз.

Поскольку одной из познавательных задач экскурсии явля­лись наблюдения за тем, как продают разные продукты (на вес, пучками, в разлив и т. д.), учащимся надо специально предло­жить упражнение в составлении фраз типа: Картофель взвеши­
вали на весах, Грибы продавали связками, Морковь продавали пучками и т. п.

После всех подготовительных упражнений коллективно со­ставляется и записывается на доске план:

  1. Куда, когда, с кем, зачем ходили? -

  2. Что видели на рынке?

  3. О чём спрашивали продавцов?

  4. Что купили на рынке?

Три ученика последовательно (по частям) рассказывают об экскурсии, затем четвертый ученик рассказывает полностью. Заключительный этап работы — письменное составление расска­за по плану. Учитель предупреждает, что в рассказе обязательно надо написать о выполненном во время экскурсии поручении.

Составление рассказа по картине «Летом на реке» (3-й класс)-На картине изображен летний солнечный день, небольшая речка с кустарником по берегам. Дети играют в мяч, ловят рыбу, загорают, купаются, катаются на лодке. Работа проводится в сентябре, когда у детей еще свежи впечатления о проведенных каникулах.

Учащиеся внимательно, молча рассматривают картину (в предварительном анализе было выяснено время года и места действия). Учитель предлагает детям назвать изображенное на картине. Затем начинается подробный анализ картины по вопросам учителя: Когда и где это было? Какой был день? (Какая была погода?) Кто пришёл к реке? Большая или маленькая речка? Что росло по берегам реки? Что делали ребята у реки? (этот общий вопрос членится на несколько более частных, так как на картине изображено несколько групп детей).

К последнему вопросу даются для опоры глаголы: играть, бегать, загорать, ловить, купаться, кататься. С этими глаголами составляются и записываются на доске предложения, которые потом будут включены в рассказ. Далее учитель дает учащимся готовый план (записывает его на доске):

  1. Погода в ясный летний день.

  2. Река и её берега.

  3. Занятия детей.

План прочитывается, обсуждается, что надо рассказывать по каждому пункту. Учитель предлагает детям придумать название картины. Он поясняет, почему одни из предложенных названий годятся, а другие нет. По картине и плану составляется устный рассказ, затем по предложениям он записывается на доске. Этот рассказ читается учениками. По отдельным предложениям учитель предлагает детям внести замены слов
(Как сказать по-другому?): был ясный (солнечный) день, берега реки невысокие (низкие), дети (ребята) купались и т. п.

Запись рассказа стирается с доски. По плану и опорным словам (глаголам) учащиеся составляют письменное описание картины.

Составление описаний природы (на материале наблюдений и личного опыта). По теме «Воспоминания о лете» в IV классе можно составить описание реки, озера или пруда, в которых де­ти купались летом. Работа может явиться продолжением толь­ко что описанной. Если вблизи школы имеется река (озеро или пруд), целесообразно в начале сентября провести специальную экскурсию, которая оживит летние впечатления и поможет де­тям составить описание.

В начале урока учитель ведет беседу примерно по таким во­просам: Ходил ли ты летом на речку (озеро, пруд)? Как назы­вается река? Какая она? Что ты делал на реке? Любишь ли ты купаться? и т. д.

Для облегчения ответа на вопрос о реке учащимся предла­гаются подходящие слова и словосочетания из данного списка: узкая, широкая, неширокая, очень узкая, глубокая, неглубокая, мелкая, очень мелкая, с крутыми (низкими, высокими) берега­ми, с быстрым (медленным) течением, на берегах кусты (трава, песок, лес).

Вторым этапом подготовительной работы может быть зада­ние: расспросить друг друга о реке, в которой дети летом купа­лись (также с использованием опорного словаря). Далее кол­лективно составляется план. Учитель ведет беседу, в которой вы­является, что сначала надо выяснить название реки, указать ее размер, затем рассказать о том, что есть на берегу, какое тече­ние у реки. В результате план примет такой вид:

  1. Название и описание реки.

  2. Берега реки, что на них растёт.

  3. Течение реки.

Перед тем как приступить к устному рассказыванию по пла­ну, учащиеся подбирают к именам существительным прилага­тельные, составляя таким образом словосочетания:

Какой? Какая?

БерегРека

ПесокВода

Какое? Какие?

Течение...Кусты

Дно. ..Берега

Из полученных словосочетаний в дальнейшем дети образуют