Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, и основано на следующих принципах:
1. Управление денежными потоками учреждения должно быть обеспечено необходимой информационной базой.
2. Многообразие видов денежных потоков учреждения требует обеспечения их сбалансированности по видам, объемам, временным интервалам и другим существенным характеристикам.
3. Поскольку денежные потоки характеризуются существенно неравномерностью поступления и расходования денежных средств в отдельные временные интервалы, это приводит к формированию значительных объемов временно свободных денежных активов организации, которые имеют характер непроизводительных активов, теряют свою стоимость во времени, от инфляции и по другим причинам.
4. Значительная неравномерность отдельных видов денежных потоков порождает временный дефицит денежных средств у бюджетной организации, который отрицательно сказывается на уровне ее платежеспособности.
Поэтому в процессе управления денежными средствами бюджетной организации необходимо обеспечивать достаточный уровень их ликвидности на протяжении всего периода[20, с.87].
Основной целью управления денежными средствами бюджетного учреждения является обеспечение финансового равновесия в процессе ее деятельности и развитие путем балансирования объемов поступления и расходования денежных средств, а также их синхронизации во времени. Базой для этого является обеспечение полного и достоверного учета денежных потоков организации и формирование нужной отчетности.
Эффективное управление денежными средствами позволяет осуществить контроль за поступлением фактической выручки на расчетный счет и в кассу и расходованием наличных финансовых ресурсов учреждения.
Это связано с тем, что финансирование плановых операций должно осуществляться за счет заработанных учреждение м средств, что требует эффективного повседневного контроля за формированием и использованием денежных средств[27,с.84].
Учет денежных средств осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (федеральные законы, положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
Основные положения, определяющие порядок наличных и безналичных расчетов между хозяйствующими, определяются ЦБ РФ.
Основные требования, предъявляемые к налично-денежному обороту, определены Гражданский Кодекс РФ (с учетом изменений внесен. по сост. 11.03.2014 г.); ФЗ «О банках и банковской деятельности» (в ред. ФЗ № 409 от 06.12.2014г.); Указание ЦБ РФ от 11.03.2015 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».
Безналичные расчеты в условиях развитой рыночной экономики осуществляются с помощью векселей и чеков, замещающих наличные деньги, безналичных перечислений по расчетным и текущим счетам клиентов в банках, посредством системы корреспондентских счетов между различными банками.
В отличие от платежей наличными, когда деньги непосредственно передаются плательщиком их получателю, безналичные расчеты осуществляются большей частью с помощью различных банковских, кредитных и расчетных операций, замещающих наличные деньги в обороте.
Применение безналичных расчетов снижает расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных деньгах, способствует концентрации в банках свободных денежных средств учреждений
обеспечивает их более надежную сохранность.
Эффективное управление денежными средствами повышает степень финансовой и производственной гибкости учреждения, так как приводит к:
- улучшению оперативного управления, особенно с точки зрения сбалансированности поступлений и расходования денежных средств;
- увеличению объемов продаж и оптимизации затрат за счет больших возможностей маневрирования ресурсами учреждения;
- повышению эффективности управления долговыми обязательствами и стоимостью их обслуживания, улучшению условий переговоров с кредиторами и поставщиками;
- созданию надежной базы для оценки эффективности работы каждого из подразделений учреждения, ее финансового состояния в целом;
- повышению ликвидности учреждения.
Приумножение, правильное использование денежных средств, контроль за их сохранностью - важнейшая функция бухгалтерии. От того, насколько успешно она выполняется, во многом зависит платежеспособность организации, своевременность оплаты труда персонала, расчетов с поставщиками и подрядчиками, платежей в бюджет и др.
Бухгалтерский учет денежных потоков имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, расчетов и кредитования, укрепления платежной дисциплины, эффективного использования финансовых ресурсов[20, с.86].
В этих условиях важен контроль за соблюдением кассовой и расчетной
дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств и кредитов, обеспечением сохранности денежной наличности и документов в кассе.
В условиях рыночной экономики следует исходить из того, что умелое использование денежных потоков само по себе может приносить учреждению дополнительный доход, например за счет рационального вложения временно свободных денежных средств (в депозиты банков, государственные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, инвестиционные фонды и т. д.).
Из этих целей вытекают следующие основные функции бухгалтерского учета денежных средств:
Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.
У учреждения возникают взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственное задание, что также влечет за собой расчеты с работниками учреждения, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.
Между учреждениями, учреждениями и организациями расчеты производятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных),
замещающих наличные деньги в обороте.
При этом посредником при расчетах между учреждениями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие).
Отношения между банками и клиентами носят договорный характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном (по расчетным операциям) или нескольких банках (по кредитным операциям).
Кредитные отношения банков с учреждениями оформляются кредитными договорами. Кроме расчетных счетов, в банках открываются текущие и специальные счета для хранения средств строго целевого назначения (приватизационный фонд, аккредитивы, и чековые книжки).
Основными задачами учета денежных средств в бюджетной организации являются:
Денежные средства являются ограниченным ресурсом, поэтому важным является создание на учреждениях механизма эффективного управления их движением, который способствовал бы обеспечению хозяйственных процессов необходимым уровнем денежных потоков и поддержанию оптимального остатка денежных средств путем регулирования сбалансированности их поступления и расходования.
Изучение методики аудита денежных средств является актуальным, так как это наиболее ликвидные активы организации, а операции с денежными средствами носят массовый характер в любой хозяйственной организации, затрагивают практически все сферы финансово-хозяйственной деятельности и наиболее уязвимы с точки зрения нарушений и злоупотреблений[16, с.44].
Целью аудиторской проверки движения денежных средств является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по движению денежных средств и соответствии применяемой методики учета денежных средств действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Если основываться на нормативное законодательство, то бюджетное учреждение не обязано проводить обязательный аудит. Но проводить по собственной инициативе внутренний аудит, несомненно, имеет право.
В ходе аудита операций с денежными средствами решаются следующие задачи:
- ознакомление с условиями хранения наличных денег и других денежных документов в кассе;
- изучение фактического порядка документального оформления операций по приходу и расходу денежных средств, ведения кассовой книги, учета кассовых операций;
- проверка соблюдения кассовой дисциплины (своевременности и полноты оприходования наличных денег в кассе и возврата в банк сверхлимитных остатков денежных средств, установленных правил расчетов наличными деньгами с юридическими лицами, порядка выдачи и возврата в кассу подотчетных сумм целевого использования, полученных из банка по чекам денежных средств (в том числе валютных) и другие;
- установление количества открытых в банках рублевых и валютных счетов, определение законности и целесообразности операций по поступлению и списанию средств с банковских счетов учреждения (в том числе валютных), правильности их отражения в учете;
- проверка состояния платежно-расчетной дисциплины.
Особенностью бюджетного учреждения являются следующие аспекты:
Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ.
Также основные отличия в учете денежных средств относиться и к Плану счету. Бюджетный план счетов и учет движения денежных средств таит в себе наибольшие сложности для бухгалтера.
Сложность бюджетного учета денежных средств в том, что бухгалтер обязан контролировать целевое использование выделенных средств из Федерального бюджета.
1. Управление денежными потоками учреждения должно быть обеспечено необходимой информационной базой.
2. Многообразие видов денежных потоков учреждения требует обеспечения их сбалансированности по видам, объемам, временным интервалам и другим существенным характеристикам.
3. Поскольку денежные потоки характеризуются существенно неравномерностью поступления и расходования денежных средств в отдельные временные интервалы, это приводит к формированию значительных объемов временно свободных денежных активов организации, которые имеют характер непроизводительных активов, теряют свою стоимость во времени, от инфляции и по другим причинам.
4. Значительная неравномерность отдельных видов денежных потоков порождает временный дефицит денежных средств у бюджетной организации, который отрицательно сказывается на уровне ее платежеспособности.
Поэтому в процессе управления денежными средствами бюджетной организации необходимо обеспечивать достаточный уровень их ликвидности на протяжении всего периода[20, с.87].
Основной целью управления денежными средствами бюджетного учреждения является обеспечение финансового равновесия в процессе ее деятельности и развитие путем балансирования объемов поступления и расходования денежных средств, а также их синхронизации во времени. Базой для этого является обеспечение полного и достоверного учета денежных потоков организации и формирование нужной отчетности.
Эффективное управление денежными средствами позволяет осуществить контроль за поступлением фактической выручки на расчетный счет и в кассу и расходованием наличных финансовых ресурсов учреждения.
Это связано с тем, что финансирование плановых операций должно осуществляться за счет заработанных учреждение м средств, что требует эффективного повседневного контроля за формированием и использованием денежных средств[27,с.84].
Учет денежных средств осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (федеральные законы, положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
Основные положения, определяющие порядок наличных и безналичных расчетов между хозяйствующими, определяются ЦБ РФ.
Основные требования, предъявляемые к налично-денежному обороту, определены Гражданский Кодекс РФ (с учетом изменений внесен. по сост. 11.03.2014 г.); ФЗ «О банках и банковской деятельности» (в ред. ФЗ № 409 от 06.12.2014г.); Указание ЦБ РФ от 11.03.2015 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».
Безналичные расчеты в условиях развитой рыночной экономики осуществляются с помощью векселей и чеков, замещающих наличные деньги, безналичных перечислений по расчетным и текущим счетам клиентов в банках, посредством системы корреспондентских счетов между различными банками.
В отличие от платежей наличными, когда деньги непосредственно передаются плательщиком их получателю, безналичные расчеты осуществляются большей частью с помощью различных банковских, кредитных и расчетных операций, замещающих наличные деньги в обороте.
Применение безналичных расчетов снижает расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных деньгах, способствует концентрации в банках свободных денежных средств учреждений
обеспечивает их более надежную сохранность.
Эффективное управление денежными средствами повышает степень финансовой и производственной гибкости учреждения, так как приводит к:
- улучшению оперативного управления, особенно с точки зрения сбалансированности поступлений и расходования денежных средств;
- увеличению объемов продаж и оптимизации затрат за счет больших возможностей маневрирования ресурсами учреждения;
- повышению эффективности управления долговыми обязательствами и стоимостью их обслуживания, улучшению условий переговоров с кредиторами и поставщиками;
- созданию надежной базы для оценки эффективности работы каждого из подразделений учреждения, ее финансового состояния в целом;
- повышению ликвидности учреждения.
-
Задачи бухгалтерского учета и аудита денежных средств в бюджетном учреждении
Приумножение, правильное использование денежных средств, контроль за их сохранностью - важнейшая функция бухгалтерии. От того, насколько успешно она выполняется, во многом зависит платежеспособность организации, своевременность оплаты труда персонала, расчетов с поставщиками и подрядчиками, платежей в бюджет и др.
Бухгалтерский учет денежных потоков имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, расчетов и кредитования, укрепления платежной дисциплины, эффективного использования финансовых ресурсов[20, с.86].
В этих условиях важен контроль за соблюдением кассовой и расчетной
дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств и кредитов, обеспечением сохранности денежной наличности и документов в кассе.
В условиях рыночной экономики следует исходить из того, что умелое использование денежных потоков само по себе может приносить учреждению дополнительный доход, например за счет рационального вложения временно свободных денежных средств (в депозиты банков, государственные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, инвестиционные фонды и т. д.).
Из этих целей вытекают следующие основные функции бухгалтерского учета денежных средств:
-
проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, своевременное и полное отражение их в учете; -
обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений, соблюдение правил и положений по использованию денежных средств; -
своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, денежных документов; -
обеспечение сохранности денежных средств, денежных документов в кассе и других местах их хранения и выдачи, бесперебойное удовлетворение денежной наличностью неотложных нужд организации, где по условиям расчетов или исходя из характера деятельности она необходима; -
управление денежными потоками, изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход; -
контроль за оплатой счетов, получение долгов с заемщиков и дебиторов, наблюдение за расходами, совершаемыми путем оплаты с расчетного счета и из кассы.
Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.
У учреждения возникают взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственное задание, что также влечет за собой расчеты с работниками учреждения, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.
Между учреждениями, учреждениями и организациями расчеты производятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных),
замещающих наличные деньги в обороте.
При этом посредником при расчетах между учреждениями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие).
Отношения между банками и клиентами носят договорный характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном (по расчетным операциям) или нескольких банках (по кредитным операциям).
Кредитные отношения банков с учреждениями оформляются кредитными договорами. Кроме расчетных счетов, в банках открываются текущие и специальные счета для хранения средств строго целевого назначения (приватизационный фонд, аккредитивы, и чековые книжки).
Основными задачами учета денежных средств в бюджетной организации являются:
-
своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств; -
оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и денежных документов в кассе учреждения; -
контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению, утвержденной смете Федерального бюджета; -
контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом; -
контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками; -
своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности[23, с.57].
Денежные средства являются ограниченным ресурсом, поэтому важным является создание на учреждениях механизма эффективного управления их движением, который способствовал бы обеспечению хозяйственных процессов необходимым уровнем денежных потоков и поддержанию оптимального остатка денежных средств путем регулирования сбалансированности их поступления и расходования.
Изучение методики аудита денежных средств является актуальным, так как это наиболее ликвидные активы организации, а операции с денежными средствами носят массовый характер в любой хозяйственной организации, затрагивают практически все сферы финансово-хозяйственной деятельности и наиболее уязвимы с точки зрения нарушений и злоупотреблений[16, с.44].
Целью аудиторской проверки движения денежных средств является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по движению денежных средств и соответствии применяемой методики учета денежных средств действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Если основываться на нормативное законодательство, то бюджетное учреждение не обязано проводить обязательный аудит. Но проводить по собственной инициативе внутренний аудит, несомненно, имеет право.
В ходе аудита операций с денежными средствами решаются следующие задачи:
- ознакомление с условиями хранения наличных денег и других денежных документов в кассе;
- изучение фактического порядка документального оформления операций по приходу и расходу денежных средств, ведения кассовой книги, учета кассовых операций;
- проверка соблюдения кассовой дисциплины (своевременности и полноты оприходования наличных денег в кассе и возврата в банк сверхлимитных остатков денежных средств, установленных правил расчетов наличными деньгами с юридическими лицами, порядка выдачи и возврата в кассу подотчетных сумм целевого использования, полученных из банка по чекам денежных средств (в том числе валютных) и другие;
- установление количества открытых в банках рублевых и валютных счетов, определение законности и целесообразности операций по поступлению и списанию средств с банковских счетов учреждения (в том числе валютных), правильности их отражения в учете;
- проверка состояния платежно-расчетной дисциплины.
Особенностью бюджетного учреждения являются следующие аспекты:
-
государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации; -
имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления; -
земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования; -
собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование; -
бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества; -
учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.
Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ.
Также основные отличия в учете денежных средств относиться и к Плану счету. Бюджетный план счетов и учет движения денежных средств таит в себе наибольшие сложности для бухгалтера.
Сложность бюджетного учета денежных средств в том, что бухгалтер обязан контролировать целевое использование выделенных средств из Федерального бюджета.