ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока | Органы чувств.Анализаторы |
Тип урока | комбинированный |
Цели урока | Сформировать знания о сенсорных системах человека; раскрыть функции и взаимодействие анализаторов для восприятия и ощущения окружающего мира. |
Задачи урока | 1) Обучающая: раскрыть содержание понятий «органы чувств» и «анализаторы», показать различия между ними, сформировать знания о строении, видах и специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии т анализе раздражений, действующих на человека; видах ощущений и иллюзиях. |
Планируемые результаты | Предметные: усвоение знаний о строении и функционировании органов чувств, развитие умений их применять; определение уровня усвоения материала по теме; умение использовать в речевых высказываниях специальной терминологии; овладение умениями работать с различными источниками информации; умение анализировать и обобщать полученные результаты, делать выводы. |
Формы и методы обучения | Технологии: интерактивная лекция, технология проблемного обучения Методы: наглядный, проблемно – поисковый Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Основные понятия и термины | «органы чувств» «анализаторы» «зрение» «слух» «обоняние» «вкус» «осязание» |
Этап урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный момент 2 минуты | Включает учащихся в учебную деятельность | Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих | Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку | Личностные: демонстрируют ответственное отношение к обучению и проявляют интерес к предлагаемой деятельности с учётом собственных интересов |
II.Актуализация опорных знаний 4 минуты | Активизирует мыслительную деятельность через устные вопросы: показывает практическую значимость изучаемой темы | Проводит фронтальную проверку домашнего задания. Организует повторение базового теоретического материала и актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
| Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания, задают вопросы, возникшие в ходе выполнения заданий. | Личностные: демонстрируют ответственное отношение к обучению и проявляют интерес к предлагаемой деятельности с учётом собственных интересов |
III. Открытие новых знаний 20 минут | Дает задание самостоятельной работы. Активирует знания учащихся | Окружающий мир. Насколько многолик, разнообразен и многогранен он в восприятии человека. Он может покорить нас буйством красок, многоголосьем звуков, удивить многообразием запахов и вкусов, теплотой и легкостью прикосновений. Мы воспринимаем все эти явления и не только удовлетворяем свои потребности, но и наслаждаемся жизнью, творим и преобразуем ее. Но помимо приятных ощущений окружающий мир таит в себе и множество опасностей, которые человек должен предотвратить. - С помощью чего мы познаём окружающий мир? (постановка проблемного вопроса) на этот проблемный вопрос мы должны с вами ответить в конце урока Первыми принимают на себя воздействия всего материального мира особые органы, тесно связанные с нервной системой и даже являющиеся ее периферической часть. - Как называются эти органы ? - Сформулируйте тему урока. -Исходя из темы, назовите цель урока. -Какие задачи должны выполнить на уроке? 1) Органы чувств.
Человек воспринимает окружающий мир с помощью пяти основных органов чувств. Мы видим цвет и форму предметов, слышим звуки, чувствуем запахи и вкус. Но это лишь первый этап в сложной обработке, поступающей информации, когда внешние раздражители преобразуются в форму доступную для восприятия рецепторами, находящимися в органах чувств. Пользуясь доп.информацией и текстом учебника на стр.206 ответьте на вопрос: Что такое рецепторы? Вопросы: - Орган чувств с рецепторами — это начало восприятия, а где происходит обработка полученной информации? - А как поступает информация от рецепторов органов чувств в головной мозг? - Что является сигналом передачи информации? - Cложнаяцепочка чувства называется? 2) Анализаторы. - Что же такое анализатор? (Самостоятельная работа с учебником) Термин «анализатор» впервые ввёл в науку И.П. Павлов в 1909 г. Под анализатором учёный понимал систему, состоящую из трёх звеньев. Вопросы: - Из каких частей состоит анализатор? - Какие функции выполняет каждая часть анализатора? Виды анализаторов 1. Зрительный 2. Слуховой 3. Обонятельный 4. Вкусовой 5. Кожно-мышечной чувствительности 6. Равновесие (вестибулярный). Каждый анализатор обладает специфичностью, т.е. реагирует только на свои раздражители. Так глаз воспринимает свет и цвет, ухо - звуки, язык - вкус и т.д. Рецепторы органов чувств воспринимают раздражения, а их анализ происходит в головном мозге. - В каких долях головного мозга расположены различные зоны чувствительности? Специфичность анализаторов (обобщение) - каждый рецептор реагирует на определённые раздражители. В рецепторах сигналы преобразуются в нервные импульсы, поступающие по специфическим нервным путям в соответствующую зону коры больших полушарий головного мозга. Клетки коры также приспособлены к восприятию только соответствующих сигналов, где происходит анализ и ощущения 3) ОЩУЩЕНИЯ. Ощущение - это непосредственное отражение свойств предметов и явлений внешнего мира и внутренней среды, воздействующих на органы чувств. Ощущения - это средство, с помощью которого формируются наши знания об окружающем мире и внутренней среде организма. Анализаторы тесно связаны между собой, они дополняют информацию друг друга и лишь согласованная деятельность всех анализаторов даёт полное представление об окружающем мире. - Давайте проведем несколько опытов (Приложение 1) Органы чувств можно развивать и тренировать. Развиваются органы чувств во время труда. - Врач - ставит диагноз больному по шумам в сердце и характере дыхания; - Дегустатор - узнаёт вкус различных сортов чая или кофе, аромат духов; - Сталевар - узнаёт по цвету готовность стали; - Мукомол - на ощупь узнаёт сорт муки. И все же в некоторых случаях анализаторы дают нам искажённую информацию. Они называются - иллюзиями. 5. ИЛЛЮЗИИ(от лат illusion - обманывать) - искажённое восприятие, нечто кажущееся. Иллюзии физических явлений, оптические иллюзии, иллюзии установки и др. (примеры - раздаточный материал на партах). | Слушают Отвечают -ОРГАНЫ ЧУВСТВ Отвечают: «Органы чувств» - Изучить органы чувств и как они действуют. - раскрыть содержание понятий «органы чувств», показать различия между ними Чувство Органы Зрение Глаза Слух Уши Осязание Кожа Обоняние Нос Вкус Язык Равновесие Вестибулярный орган Работа с учебником и доп.материалом. Отвечают: Рецепторы (от лат. receptor - принимающий) - это специальные образования у животных и человека, воспринимающие действие раздражителей и преобразующие его в нервные импульсы. - В головном мозге - Через нервные пути - Нервный импульс -Анализатор - Анализаторы (сенсорные системы) - это системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения. - Анализатор состоит из рецепторов, нервных путей и мозгового центра.
- Теменная доля: зоны кожно - мышечной чувствительности; - Затылочная доля: зрительная зона; - Височная доля: слуховая, обонятельная, вкусовая зоны; - Лобная доля: моторные зоны (центры мышечного движения);поведения и чувства; ассоциативные зоны. Выполняют опыты. Делают выводы - Сообщение учащегося об иллюзиях | Познавательные: формируют умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Коммуникативные: формируют умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом Регулятивные: формируют умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу Личностные: формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
IV.Включение новых знаний в систему знаний, рефлексия (закрепление) 14 минут | Проверяет уровень усвоения нового материала. Организует деятельность по применению знаний | Возвращаемся к проблемному вопросу урока:
Рефлексия. поднимите зелёную карточку, если вы усвоили тему урока в полной мере; … красную, если у вас возникли новые вопросы; …жёлтую, если у вас остались вопросы по изученной теме. | - Человек познает окружающий мир с помощью познания на уровне чувст - наблюдение, описание, эксперимент. Знание фиксируется с помощью органов чувств - зрения, осязания, обоняния и слуха. Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. | Личностные: проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам и результатам их деятельности Коммуникативные:формируют умение слушать и понимать других; формируют умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируют умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные:формируют умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; формируют умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |