Файл: Индивидуальный план практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализ образовательной программы:

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)
1. Название программы: Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)

2. Авторы: самостоятельно разработана педагогическим коллективом ГБОУ Школа № 626 в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для данной категории обучающихся.

3. Критерии:

  • Оценка соответствия адаптированной образовательной программы требованиям ФГОС;

  • Оценка организационных аспектов реализации адаптированной образовательной программы;

  • Оценка методик и технологий реализации адаптированной образовательной программы;

  • Оценка методического обеспечения реализации адаптированной образовательной программы;

  • Оценка методического сопровождения реализации адаптированной образовательной программы;

  • Оценка специальной поддержки освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ.

4. Наличие грифа: программа рассмотрена на Педагогическом совете от 28.08.2021 г; утверждена директором ГБОУ Школа №626, О.В. Гордиец.

5. Категории детей: дети с расстройством аутистического спектра.

6. Положения: Общие положения содержат информацию о назначении программы, о нормативно-правовой базе программы. Общие положения также включают в себя информацию о структуре программы.

7. Структура: АООП начального общего образования детей с РАС состоит из двух частей: обязательной части; части, формируемой участниками образовательных отношений.

8. Структура разделов программы: Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО обучающихся с РАС, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения АООП НОО обучающимися с РАС; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов: программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся с РАС; программы отдельных учебных предметов; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с РАС; программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; программу внеурочной деятельности. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов АООП НОО. Организационный раздел включает: учебный план начального общего образования; систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.


9. Показатели соответствия образовательной программы требованиям федеральных образовательных стандартов:

  • Оценка соответствия адаптированной образовательной программы требованиям ФГОС: программа содержит инвариативную и вариативную части.Содержание вариативной и инвариативной частей полностью соотносится. Программа содержит основные обязательные элементы ООП, указанных в ФГОС. Даны характеристики всех групп обучающихся в организации с указанием их особых образовательных потребностей. Реальный срок освоения АОП соответствует нормативному. Программой обеспечивается реализация дифференцированных учебных планов для разных групп обучающихся. Учебный план соответствует действующим нормативным документам. Учебный план соответствует требованиям ФГОС. Образовательные программы сформулированы четко.

  • Оценка организационных аспектов реализации адаптированной образовательной программы: В программе наблюдается соотношение реального количества обучающихся нормативному. Наблюдается наличие планов реализации АОП в организации. Программа предусматривает проведение комплексного психолого-педагогического обследования обучающихся. Предусмотрено наличие формы отражения результатов обследования (например, карта развития). Программа предусматривает наличие плана взаимодействия. Программа предусматривает использование отдельных групп разнообразных форм координации деятельности. Реализуется обеспечение межпредметных связей в содержании работы с детьми.В реализации АОП принимают участие родители.

  • Оценка методик и технологий реализации адаптированной образовательной программы: Наблюдается соответствие используемых методик и технологий типологическим особенностям обучающихся. Наблюдается соответствие используемых методик и технологий индивидуальным особенностям обучающихся. Перечень методов и технологий прописан к каждой предметной области. Наблюдается наличие разнообразных форм обучения. Программа предусматривает использование заимствованных адаптированных технологий. Методики и технологии адекватны.

  • Оценка методического обеспечения реализации адаптированной образовательной программы: Программа снабжена учебниками и учебными материалами. Совместно с программой используется УМК. Программа обеспечена методическими материалами, дифференцированными планами, образовательными ресурсами.

  • Оценка методического сопровождения реализации адаптированной образовательной программы: Имеется общий план методической работы. В организации работает методическое объединение. В организации действует фонд методических разработок.

  • Оценка специальной поддержки освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ: Программа предполагает использование психологической, логопедической, педагогической, социально-педагогической и медицинской поддержки.



10. Место и роль психолога в рамках реализации образовательной программы: Программа предполагает использование психологической, логопедической, педагогической, социально-педагогической и медицинской поддержки.

Данная программа полностью соответствует требованиям ФГОС к адаптированным образовательным программам. Никаких недостатков не выявлено.

Задание 3. Проанализируйте работу психолога (специального психолога) коррекционного образовательного учреждения, в рамках чего укажите:

- перечень нормативно-правовых документов, на которые опирается в своей деятельности специальный психолог;

- направления его деятельности.

Приведите примеры оформления кабинета психолога и перечень используемых в работе методик.
Перечень нормативно-правовых документов, на которые опирается в своей деятельности специальный психолог:

  • Всеобщая декларация прав человека

  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод

  • Конвенция о правах ребенка

  • Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей

  • Декларация о правах инвалидов

  • Саламанкская декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями»

  • Конституция Российской Федерации

  • Семейный кодекс Российской Федерации

  • Трудовой кодекс Российской Федерации

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

  • Этический кодекс психолога

  • Годовой план СППИСС

  • Положение о СППИСС


Направления деятельности специального психолога:

  • Диагностическая деятельность

  • Коррекционная деятельность

  • Психологическое просвещение педагогов и родителей

  • Психологическое сопровождение семей, имеющих детей с трудностями развития


Кабинет психолога оснащен:

Световое оборудование с режимами светлой и темной комнаты. Большое количество источников электропитания для подключения ТСО и интерактивного оборудования. Электроакустическая аппаратура и электроакустические комплексы.


ТСО: видеопроекторы, телевизионные комплексы с соединенными с компьютерами досками или передвижными зеркалами, помогающими следить за артикуляцией учителя.

Различные ИКТ: Аппаратно-программный комплекс для ученика с особыми потребностями ( Эдутач).

Сенсорная клавиатура с комплектом сменных накладок «Клавинта». Компьютерный роллер Новотон и набор цветных выносных компьютерных кнопок Новотон. Диагностическое оборудование для первичной и контрольной диагностики (диагностический комплект «Семаго»), предметно-образные и динамические средства наглядности.

Реабилитационное оборудование сенсорной комнаты: журнальный стол, зеркало, кресла, пуфики; звуко-световая панель («Лестница света», «Фонтан»); световые столики для рисования и песочной терапии; вибромузыкальный сухой бассейн со встроенными кнопками переключателя; интерактивная воздушно-пузырьковая трубка («Мечта»); зеркальный шар с мотором и источником света; колесо спецэффектов; фиброоптический ковер; балансировочная доска-лабиринт; напольные и настенные лабиринты; декоративно-развивающие панели.

В кабинете находится библиотека с учебно-методической, справочной, научной литературой, периодикой по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ нозологических групп, обучаемых в конкретной школе.

Методическое обеспечение содержит:

Вебинар И.Н. Ананьевой «Ребенок плохо говорит? Просим помощи у логопеда»; М. И. Лозбякова. «Учимся правильно и четко говорить. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей»; Н. Б. Троицкая. Рабочие тетради по развитию речи. К учебнику Т. Г. Рамзаевой. 1-4 классы; Е. В. Тихомирова. Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории».


Задание 4. Посетите занятие психолога и проанализируйте его по следующей схеме:

Наименование занятия: “Чудесный мир вокруг меня и я чудесен”

Форма проведения занятия: групповая.

Нозологическая категория детей: дети с РАС

Направление деятельности психолога в рамках занятия: коррекционно-развивающее.

Психологические методы и методики, применяемые психологом: драматизация

Результаты занятия и перспективы деятельности психолога: На этапе драматизации дети учатся проявлять свои эмоции; взаимодействуют друг с другом и педагогами; учатся поддерживать человека, испытывающего негативные эмоции; в процессе игры «Путешествие со Степой» учатся адекватно проживать негативные эмоции и находить выход из проблемных стрессовых ситуаций. Именно поэтому данный метод работы позволяет психологу работать над снижением эмоциональной напряженности ребенка с РАС.

Задание 5. Составьте методические материалы об особенностях психологии детей с ОВЗ для родителей детей с нарушениями развития одной из категорий (нарушение развития на выбор) и для педагогов.

Памятка для родителей детей с РАС
Понять ребенка и заниматься – это нелегко для любого родителя или педагога. Дети с расстройством аутистического спектра нуждаются еще в большем внимании и рачительности, поэтому обучая и воспитывая их, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть.

  • Не унижайте его и не говорите при нем о его недостатках.

  • Не выпускайте ребенка из своего поля зрения, к нему должно прийти понимание, что он всегда может подойти к вам. Одной из особенностей аутиста являются то, что им трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям.

  • Будьте последовательны.

  • Соблюдайте определенный режим дня. Родителям нужно помнить, что такому ребенку нужно гораздо больше времени для адаптации.

  • Создайте укромное место, где ребенок может посидеть в одиночестве, поиграть, расслабиться.

  • Обучайте навыкам самообслуживания и социально – бытовой ориентировки. Обязательным компонентом в воспитании ребенка - аутиста является психолого - педагогическая коррекция.


Тренинг для родителей школьников с РАС

Цель тренинга: информирование родителей и повышение их компетенции по вопросам развития коммуникативных навыков детей с РАС в домашних условиях.

Задачи тренинга:

– Информирование родителей о важности навыков коммуникации для детей с РАС;

– Формировать навыки и умения проведения игр дома с детьми с РАС;

– Совершенствовать формы родительского взаимодействия в процессе общения с ребенком.

Ход занятия

Вводная часть Приветствие и представление (упражнение «Это Я»)

Упражнение направлено на создание положительной атмосферы в группе, на поднятие самооценки участников тренинга. Оно акцентирует внимание на ценности каждого члена группы. Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю всем представиться — назвать свое имя и отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества. Психолог называет свое имя и подбирает слова: «Меня зовут Елена Ивановна- естественная, исполнительная». Родитель: «Меня зовут Наталья -,,,,,,,,,,,,,»,, и т. д.

Педагог-психолог: На нашей доске изображена дорога жизни, у вас на столах лежат картинки ребенок и его родители, данная картинка олицетворяет вас и вашего ребенка. Пожалуйста, прикрепите фигурки к тому месту на дороге, где вы сейчас себя ощущаете. Педагог-психолог: давайте обсудим ваш выбор, почему именно на этом участке дороги вы ощущаете себя?