ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сообщение темы занятия Упражнение «Отпечаток» Педагог-психолог: Сейчас мы с вами окунемся в атмосферу отпуска и представим, что нам нужно лететь за границу. Чтобы получить визу, нам нужен отпечаток пальца. Возьмите краску, обмакните палец и поставьте отпечаток на вашу визу. А теперь посмотрите внимательно на отпечаток других участников, если хотите вы можете обменяться, чтобы лучше посмотреть. Найдите среди других отпечатков такой же, как ваш. Нашли? Родители отвечают, что не нашли.
Педагог-психолог: Почему, как вы думаете? Предположения высказываются самые разные, и постепенно, по мере их поступления аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и отпечатки получились разные. Это вывод о том, что все дети — разные: различны их способности, возможности и личностные качества. Основная часть. Упражнение «Общение в эмоциях» (карточки с эмоциями). Педагог-психолог. Отвечая на вопрос, выберете карточку с эмоциями, которая подходит для вашего ответа.
— С каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком? — С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
— Каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами? Обсуждение: — Каких карточек с эмоциями оказалось у вас больше?
— Совпадают ли карточки эмоций с первого и второго вопросов?
— Есть ли разница в ответах на второй и третий вопросы?
Сообщение темы занятия «Как правильно, а главное зачем играть с ребенком» (в обсуждение темы принимают участие педагог-психолог, логопед-дефектолог) Педагог-психолог: Известный возрастной физиолог академик И. А. Аршавский называл игру «инстинктом глубочайшего физиологического смысла». Он отмечал, что потребность играть для ребенка так же естественна и жизненно важна, как потребность есть, дышать, спать. Конечно, лишенный игры ребенок не погибнет. Но подавленный инстинкт игры очень скоро заявит о себе физиологической незрелостью, отставанием в росте, весе, в физическом и интеллектуальном развитии. Мы, как люди, которые наглядно видят процесс игровой деятельности аутистического ребенка, можем говорить о том, что это немного иной процесс, нежели у нормотипичного ребенка. На практике, применяя различные методики игры, мы можем утверждать, о том, что хорошо работающий метод игры с одним аутистическим ребенком, не дает гарантию отличного результата у другого ребенка. Поэтому мы будем стараться говорить о тех подходах, которые больше всего подходят для работы с большинством аутистичных детей. Вы, как родители сами поймете на интуитивном уровне, какие из методов подойдут именно вашему ребенку. К сожалению, аутистичные дети, в игровой деятельности начинают вести себя скованно и отстраненно, но по моим наблюдениям через определенное время, они начинают тянуться ко взрослому, который пытается с ним взаимодействовать. Совместная интенсивная игра, лучше, чем любое другое занятие, помогает развить умение соблюдать очередность и совместное внимание. Найдите то, что представляет интерес именно для вашего ребенка и мотивируйте его. Присоединяйтесь к его занятиям в той форме, в которой он вам позволяет. Пусть на первых порах он диктует правила, по которым будет строиться ваша игра, но вы вполне можете осторожно вводить установленные вами правила игры. Не бойтесь выходить за рамки своей фантазии, любой процесс осуществляйте в игровой форме, так внимание вашего ребенка будет фиксироваться и через время вы сможете достичь того, что он с удовольствием будет сидеть все необходимое время. В процессе игры старайтесь максимально задействовать все органы восприятия. Играйте, используя подручные средства, все то, что у вас есть дома, ведь для детей с
аутизмом чаще интереснее бытовые предметы, чем обычные игрушки. Идей для игр очень много, важно, чтобы вы, как родители нашли это время. Помимо того, что через игру вы можете прививать навыки, вы укрепляете эмоциональную связь со своим ребенком. Общаясь со своими клиентами, я часто сталкиваюсь с тем, что не все родители принимают своего ребенка и как правило, в таких случаях, я отправляю родителей самих к психологу, чтобы им помогли решить данные проблемы. Я считаю, что это крайне важно, душевное состояние родителей. Аутистичные дети с легкостью считывают внутренний фон человека и на подсознательном уровне реагируют на него своим поведением. Да, у вас есть трудности, но это ваш малыш, это часть вас, и только вы можете ему помочь. Поэтому, я считаю важно провести игру по принятию своего ребенка.
Игровое упражнение «Для меня важно…»
Педагог-психолог начинает предложение, а родители его продолжают, передавая друг другу мяч, например: «Общение с ребёнком — это …»; «Родители через диалог с ребёнком дают почувствовать ему …»; «Ребёнок для меня …»; «У моего ребёнка есть недостатки, но …» Резюме: общение с ребёнком — это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат общения — образ Я, самооценка.
Упражнение «Мой ребёнок самый лучший»
Предлагается похвалить своего ребёнка. Резюме: каждый ребёнок индивидуален и неповторим, имеет свои особенности. Давайте любить и принимать детей такими, какие они есть. Принцип безусловного принятия: Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. Можно осуждать поступки ребёнка, его поведение, но не его чувства. Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в его неприятие. Логопед-дефектолог: а теперь я хочу вам рассказать пару игр, которые вы можете проводить дома со своим ребенком. Сейчас вместе мы с вами в них и поиграем.
Игры с крупой.
Для развития мелкой моторики. Возьмите большую кастрюлю и насыпьте туда любой крупы. Положите мелкие детали и попросите ребенка их достать оттуда. Такая игры интересна детям любого возраста.
Игра для развития слухового восприятия. Возьмите одинаковые баночки в четном количестве. Насыпьте туда разный материал, который издает шум. Уберите одну часть баночек в мешок, а вторую часть оставьте перед ребенком. Попросите его найти одинаковые баночки по шуму. Педагог психолог: Вы получили новые знания, давайте теперь перенесем свои фигуры на дороге. У кого-то из вас изменилось местоположение и ощущение себя на дороге? Почему? Давайте обсудим это.
Заключительная часть Завершение занятия (ритуал прощания)
Педагог-психолог: Уважаемые родители! Мне было очень приятно видеть вашу активность и заинтересованность. Давайте поаплодируем друг другу. Желаю вам успехов!
Памятка для учителей по эффективной работе с детьми с РАС (РАС- расстройство аутистического спектра)
1. Строго придерживаться определенного режима обучения ребенка;
2. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка);
3. Повсеместно использовать тактильный и зрительный контакт, но не настаивайте на нем в случае отказа. Не оставляйте свои попытки;
4. Необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком — тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат;
5. Помнить, что одна из главных задача учителя — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную учебную деятельность.
6. Помнить, что аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована. Так, дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить;
7. Для помощи детям в осмыслении их деятельности, используйте в обучении ребенка схемы. Так, в помещении, где находится аутичный ребенок, можно разместить пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Или же делать такого рода схемы на каждое занятие с ребенком. В начале каждого урока необходимо четко проговаривать план урока для всех учащихся;
8. Поскольку аутичные дети, как правило, любят заниматься коллекционированием, то можно привлекать таких детей к созданию и сортировке гербариев, коллекций камней, учебных карточек, ракушек, фотографий и т. д.;
9. Хорошо бы разместить в классе несколько зеркал на уровне глаз ребенка. Это нужно для того, чтобы помочь ребенку осознать свое тело.
10. Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется
Задание 6. Посетите примеры занятий педагогов с детьми с ОВЗ и проанализируйте их в рамках следующего протокола:
Протокол анализа занятия №1
Ф.И.О. педагога: Серикова Маргарита Константиновна
Дата проведения занятия: 20.04.2023
Количество детей:1
Особенности ребенка:мальчик, ученик 2-го класса. Заикание.
Используемые методические материалы и технологии способствуют быстрому включению ребенка в работу, привлекательны для него. Занятие содержит адаптированный методический материал, который разработан при учете данных диагностического обследования данного ребенка.
Основу содержания занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, а также психогимнастика, что соответствует потребностям и возрастным особенностям ребенка с ТНР младшего школьного возраста.
Материалы, применяемые на занятии соответствуют эстетическим нормам. Психолог разговаривает грамотно, объясняет непонятные моменты занятия и старается создать благоприятную обстановку для эффективной работы над снижением у ребенка напряженности в ходе индивидуального взаимодействия со специалистом.
Взаимодействие педагога с ребенком носит позитивный характер. Для проведения индивидуального занятия использовались такие упражнения, как:
«А я сегодня вот такой!».Упражнение направлено на развитие мимики, пантомимики в общении. «Путешествие».Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка договариваться, согласовывать свои желания общим интересам «Помоги другу».Упражнение направлено на развитие партнерских отношений, взаимопомощи.
В начале занятия ребенок старался больше молчать, ему было некомфортно отвечать на вопросы и не сразу понимал, что от него требуется. К концу занятия ребенок демонстрировал заинтересованность и был готов рассказать о своих отношениях с одноклассниками специалисту.
Занятие носит высокий развивающий потенциал. Психолог эффективно взаимодействует с ребенком и учитывает его возрастные возможности. Содержание занятия включает разнообразные виды деятельности, используются адекватные технологии и игровые методы.
Рекомендации:
-
В начале занятия целесообразно использовать релаксационную минутку, чтобы снять напряженность у ребенка
Протокол анализа занятия №2
Ф.И.О. педагога: Серикова Маргарита Константиновна
Дата проведения занятия: 25.04.2023
Количество детей:7
Особенности группы: 4 мальчика,3 девочки, ученики 3-4 класса с ТНР
Используемые методические материалы и технологии способствуют быстрому включению детей в работу, привлекательны для них. Занятие содержит адаптированный методический материал, который разработан при учете данных диагностического обследования детей.
Основу содержания занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, а также психогимнастика, что соответствует потребностям и возрастным особенностям ребенка с ТНР младшего школьного возраста.
Материалы, применяемые на занятии соответствуют эстетическим нормам. Психолог разговаривает грамотно, объясняет непонятные моменты занятия и старается создать благоприятную обстановку для эффективной работы по сплочению коллектива детей.
Взаимодействие педагога с детьми носит позитивный характер. Для проведения группового занятия использовались такие упражнения, как:«Заколдованная тропинка».
Упражнение направлено на обучение детей работать в команде, оказывать поддержку друг другу.«Паравозик».Упражнение направлено сплочение, установления доверительного контакта между детьми.«Гусеница».Упражнение направлено обучение детей согласовывать свои действия друг с другом.
В начале занятия дети показали свою заинтересованность и высокий уровень познавательной мотивации. Дети играли и общались друг с другом, проявляли доброжелательное отношение к психологу.Активность к концу занятия стала менее выраженной.
Занятие носит высокий развивающий потенциал. Психолог эффективно взаимодействует с детьми и учитывает их возрастные возможности. Содержание занятия включает разнообразные виды деятельности, используются адекватные технологии, организуется совместная творческая деятельность.
Рекомендации:
-
На занятии целесообразно использовать шеринг, чтобы дети смогли поделится впечатлениями от занятия (мешочек откровений, коробка пожеланий). -
На этапе занятия творческой изобразительной деятельностью целесообразно использовать разнообразные материалы: краски, карандаши, пастель и предоставить ребенку возможность выбора, что повысит уровень воспитательного потенциала занятия.
Задание 7. Сделайте выводы об основных компетенциях (развиваемых и сформированных знаниях, умениях и навыках), полученных при прохождении практики.
Содержание учебной практики позволяло работать над формированием у студента-практиканта таких компетенций как:
ОПК-1.1. Объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в РФ, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства.