ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 308
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
276
XX научно-практическая конференция • МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА»
тивного обсуждения и самооценок деятельности. Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество от- чета.
При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. Данный метод не может использоваться на каждом уроке. Поэтому учителю лучше вначале учебного года выделить те темы, вопросы, разделы программы курса, по которым он хотел бы провести проект, чтобы дать возможность учащимся лучше вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться, не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала, для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания [6;112]. Если в школе проводятся достаточно крупные проекты по каждому предмету, то необходимо в конце предыдущего учебного года, при подготовке к новому учебному году разработать и представить на методический совет предложения по проектам по своим предметам стем, чтобы учебная часть могла заранее составить график проведения проектов в новом учебном году. Дело в том, что каждый проект требует заметных усилий со стороны ученика, которого никто на это время не освобождает от текущей работы. Поэтому надо предусмотреть такую ситуацию, при которой единовременно один ученик работал бы над одним проектом и имел некоторый перерыв между работой над проектами по разным предметам.
В современном мире изучение истории родного края становится на одну ступень с изучением истории России и мира. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения связана с социальным запросом общества чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.
В воспитании гражданина и патриота нашей родины особо важная роль принадлежит образовательной организации. Поэтому школа должна давать знания о своем родном крае, прививать соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Воспитание патриотических чувств следует проводить через сознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской деятельности. Изучение родного края происходит путем открытий и сориентировано не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие ими в процессе ее приобретения Учитель, классный руководитель, родители не должны допускать равнодушного отношения детей к своей малой родине, ведь, окончив школу, учащиеся должны стать полноправными гражданами своей страны. Незнание истории родного края ведет к духовному обнищанию, неуважительному отношению к историческому наследию и памятникам культуры.
В период прохождения производственной практики на базе х классов на уроках истории края вместе с учащимися был подготовлен информационный проект по теме Ставрополье в годы Великой Отечественной Войны. Описание проекта показано в таблице Таблица 1. Информационный проект
Предметный раздел
История
Класс (ы) е 276 / 297
277
ГБОУ ВО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Краткое описание проекта (2-3 предло- жения)
Это краткосрочный проект направленна изучение, закрепление и систематизацию знаний по теме Ставрополье в годы Великой Отечественной Войны а также восполнить пробелы по истории края.
Главными преимуществами проекта являются
– информационная насыщенность
– наглядность Тип проекта краткосрочный, групповой, информационный
Цели и задачи проекта Цель проекта. Познакомиться с трагическими событиями
2. Великой Отечественной Войны. Рассказать учащимся о роли города Ставрополя в Великой Отечественной Войне
4. Воспитать чувство долга и глубокого уважения к нашим героям.
Задачи проекта Прочитать имеющуюся литературу, в которой описывается, как проходила Великая Отечественная Война в городе Ставрополе Поговорить с ветеранами Великой Отечественной Войны Составить текст работы, подобрать картинки и фотографии Разработать презентацию 277 / 297
278
XX научно-практическая конференция • МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА»
Алгоритм проведения проекта этапы, деятельность учеников и пр.)
Этапы:
1.Подготовка - определение темы и целей проекта, формирование рабочей группы. Учащиеся обсуждают предмет проекта с учителем. Устанавливают цели.
Объединяются в группы по 5 человек пожеланию и интересам).
Результат этапа учащиеся под руководством учителя выдвинули идеи относительно проекта, конечного результату, осуществления, оформления. Планирование:
а) определение источников информации;
б) определение способов сбора и анализа информации в) определение способа представления результатов;
г) определение времени, необходимого для осуществления проекта;
д) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности. Учащиеся формируют задачи, вырабатывают план действий, выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. Результат этапа наметить план осуществления проекта и его презентации. Исследование – сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач, выбор оптимального варианта. Учащиеся выполняют исследование, решая промежуточные задачи (каждая группа исследует разные источники информации, создает общие документы с редактированием, презентации с промежуточными На какое количество учебных часов рассчитан проект недели 278 / 297
279
ГБОУ ВО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Ожидаемый результат После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
личностные: толерантность, коммуникативные и организаторские способности, способности к сотрудничеству и диалогу, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
метапредметные: способность использовать разнообразные способы решения проблем творческого и поискового характера, умение использовать различные формы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации предметные широкая мотивационная основа для учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познаватель- ные и внешние мотивы.
Размещение материалов проекта на сайте городского научно – методического центра для ознакомления с ним учителями истории школ города.
Критерии оценивания результатов работы Самостоятельность при сборе информации литературное мастерство оригинальность подачи материала информационное насыщение максимальное использование архивных документов, наличие фотографий, плакатов творчество.
На сегодняшний день проектная деятельность успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем [1; Участие в проекте это для обучающегося Принятие самостоятельных решений Умение ставить задачи и задавать вопросы Умение работать в команде Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих Раскрытие индивидуального потенциала.
Таким образом, в основе проектной деятельности по истории края лежит формирование познавательной активности и интереса обучающихся к истории своей страны через изучение истории своего края. Поэтому если учащиеся будут изучать историю своей малой Родины, то это будет фундаментом патриотического воспитания и будет способствовать повышению уровня исторического образования и воспитания общей культуры школьников. При разработки проекта, учащиеся получают несколько результатов. Внешний результат, который в дальнейшем ученик может увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Внутренний результат – это опыт деятельности, который становится бесценным багажом обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.
Реализация краеведческих проектов на уроках ив неурочной деятельности играет большую
279 / 297
280
XX научно-практическая конференция • МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА»
роль в деле воспитания и формирования личности учащихся, формирование патриотического и гражданского самосознания, бережного отношения к историческими культурным ценностям, воспитание чувства гордости за достижения своих земляков у учащихся.
Список литературы. Бычков, A.B. Метод проектов в современной школе / A.B. Бычков. –М.:МГУ, 2000. – 47 с. Голикова, Л.В. Метод проектов как вид педагогических технологий // Вопросы методики преподавания в вузе. Выпуск 5. Сборник статей / Под ред. МА. Акоповой, Е. А. Зачевского. –
СПб.: СПб ГПУ, 2003. 211 с. Краснова, В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения /В.В.
Краснова // Юный ученый. – 2016. – №6.1.– С. 31-33 4. Поздняк, С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов /С.Н.
Поздняк – 2006. – № 3. – С. 52-56.
5. Полат, Е.С. Метод проектов типология и структура / Е.С. Полат // Лицейс. и гимназ. образование 2002. – № 9.– С. 15-21 6. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – е изд, исправ. и допол. – М Академия, 2011. – 412 с.
УДК 93/94:355
Ханмухаметова Гозель Иссаевна
ГБОУ ВО СГПИ, г. Ставрополь
Khanmukhametova G.I.
Stavropol State Pedagogical Institute,
Stavropol
E-mail: Научный руководитель Герман Р.Э, доцент Содержание военных реформ ДА. Милютина: реформа военно-учебных заведений phenomenon of social and professional mobility in the 21st Аннотация в статье автор рассматривает изменения в военно-учебных заведениях входе реформы х годов. Автор приходит к выводу, что преобразование военных учебных заведений являлось неотъемлемой частью реформ. Разработанная система обучения офицеров, несомненно, была шагом вперед, однако стоит отметить, что численность офицеров не удовлетворяло потребностей армии.
Abstract: in the article the author examines the changes in military educational institutions
during the reform of the 1860-70s. The author comes to the conclusion that the transformation of mili-
tary educational institutions was an integral part of the reforms. The developed officer training system
was undoubtedly a step forward, but it is worth noting that the number of officers did not meet the needs
of the Ключевые слова военная реформа, ДА. Милютин, кадетский корпус, военная академия.
Key words: military reform, D.A. Milyutin, cadet corps, military academy. Как мы знаем, Крымская или как её еще называют Восточная война выявила серьезные недостатки самих основ военной системы в России и наиболее серьезными были отсутствие механизма, позволяющего быстро и значительно увеличивать численность армии в случае войны, и неспособность военной промышленности наладить производство оружия новейших образцов. Первый недостаток ставил вопрос о переходе к всеобщей воинской повинности.
280 / 297
281
ГБОУ ВО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Второй – несоответствие вооружения русских войск последним достижениям в этой области Англии и Франции. Проблема затрагивала экономические основы. Была связана с изменениями в военной доктрине, стратегии, тактике, и предъявляла новые более высокие требования к обучению и подготовке личного состава.
Зайончковский ПА. отмечает, что поступающие на военную службу должны экзаменоваться, однако, экзамен сводился к простой формальности. Зачастую, производившиеся в офицеры едва умели писать и знали простую арифметику. Кандидаты в офицеры имели познания только в строевом уставе [32, с. Проблема подготовки офицерских кадров занимала значительное место в общем плане военных преобразований. Развитие военной техники, введение нарезного оружия влекли за собой изменение характера боя, а это, в свою очередь, требовало иной подготовки командного состава. В этих условиях обеспечение армии офицерами, обладающими твердыми знаниями военного дела, а также имевшими определенную общеобразовательную подготовку, было крайне необходимо.
Наряду с этим существовало еще одно обстоятельство, являвшееся причиной реорганизации военных учебных заведений, – рост революционных настроений среди офицерской молодежи.
Революционные настроения были широко распространены среди учащихся военно- учебных заведений. Как рассказывает в своих воспоминаниях народоволец МЮ. Ашенбреннер, воспитывавшийся в конце х годов в м Московском кадетском корпусе, кадеты были знакомы с произведениями Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Герцена, в частности, читали Колокол и Полярную звезду, – вспоминает Ашенбреннер, – мы читали и читали, но
Чернышевский имел на нас более сильное и прямое влияние. Его мы знали наизусть его именем клялись [1, с. В силу этого военное министерство, ставя вопрос о реформе всей системы военного образования, стремилось в первую очередь обеспечить этим путем подготовку верноподданного офицерства, способного противостоять революционной пропаганде.
При Николае I военно-учебные заведения возглавлял Я.И. Ростовцев. При его деятельности были произведены лишь незначительные изменения.
На базе офицерских классов Михайловского артиллерийского и Николаевского инженерного училищ были созданы две военные академии артиллерийская и инженерная. Существовавшая военная академия была переименована в Николаевскую академию генерального штаба. Дворянский полк был переименован первоначально в Константиновский кадетский корпуса позднее в Константиновское военное училище школа гвардейских подпрапорщиков – в Николаевское училище гвардейских юнкеров. Более существенной реорганизации подверглись губернские кадетские корпуса, в которых были учреждены специальные классы [6, с.2].
Таким образом, мероприятия Ростовцева впервые годы после Крымской войны не внесли ничего принципиально нового в организацию военно-учебных заведений. По-видимому,
Ростовцев стремился сохранить существующий порядок вещей.
После смерти Ростовцева главным начальником военно-учебных заведений был назначен великий князь Михаил Николаевич, который вскоре обратился кряду компетентных, в том числе к ДА. Милютину и А.В. Головнину, с просьбой высказать свое мнение о системе военного образования февраля 1862 года Милютин представил записку Мнение о военно-учебных заведениях, в которой подробно излагал свою точку зрения на существующую систему военного образования, а также на необходимые изменения.
В начале данной записки Милютин отмечал, что военно-учебные заведения не соответствуют современным требованиям правильного распределения в государстве образования общего и военного и что они не удовлетворяют собственному назначению [2, с. 5].
Милютин говорило том, что общее количество офицеров, выпускаемых из кадетских корпусов, было крайне незначительно, обеспечивая лишь потребность в них гвардии. Уровень образования офицеров поднялся, однако образование было разностороннее, ноне основательное.
Анализируя причины неудовлетворительной подготовки офицеров в кадетских корпусах.
281 / 297
282
XX научно-практическая конференция • МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА»
Милютин считал, что едва ли их можно считать случайными. По его мнению, это объяснялось системой организации самих кадетских корпусов. Кроме того, Милютин видел проблему в смешении двух разнородных целей кадетских корпусов. Главное назначение их состояло в том, чтобы приготовить для армии образованных офицеров нов тоже время была и другая цель – дать средство к воспитанию тех лиц, которые служили или служат государству на поприще военном или гражданском.
В результате того, что определение в корпус производилось в детском возрасте, устранялся выбор военной службы по призванию. Родители не задавались вопросом, соответствует ли воспитание в корпусе способностям их сыновей.
По мнению Милютина для того, чтобы приобрести знания, необходимые для офицера, нужно не более 2-3 лет, в то время как кадетские корпуса воспитывают в течение 7-8 и более лет [5, с. 201]. Долголетнее воспитание в корпусе, как считал Милютин, не могло основательно ознакомить будущего офицера с конкретными условиями его дальнейшей службы, которые нельзя изучить вне пребывания в армии.
Таким образом, с этой стороны долговременное военное образование в корпусе, по мнению Милютина, не достигает своей цели. В результате этого военный министр приходит к выводу, что система военного образования в кадетских корпусах неудовлетворительна и требует коренной реорганизации.
Милютин указывал на необходимость открытия юнкерских училищ, так ка первоначальный материал для формирования офицеров должны составлять юнкера [5, с. 112]. Юнкера должны приниматься на службу после окончания домашнего воспитания или гражданского заведения и выдержавшие экзамен не ниже гимназического курса. Сама подготовка к офицерскому званию должна состоять в практическом ознакомлении юнкеров со всеми требованиями и условиями военной службы при войсках.
Кадетские корпуса, по мнению военного министра, следовало преобразовать в гражданские учебные заведения – гимназии или реальные училища.
Точка зрения министра просвещения А.В. Головнина, по сути, ничем не отличалась от проекта Милютина. Головнин указывало целесообразности ликвидации кадетских корпусов и передачи сумм, расходуемых на их содержание министерству народного просвещения.
Вместе стем были и сторонники сохранения кадетских корпусов. Это была часть генералитета, в том числе директор Павловского кадетского корпуса генерал ПС. Ванновский, ставший впоследствии при Александре III, военным министром.
Наиболее откровенно на этот счет высказался профессор военной академии Медем. Настаивая на сохранении кадетских корпусов, он писал кадетские корпуса, везде, где они существуют, открыты преимущественно дворянству и другим высшим сословиями потому весьма содействуют к сохранению и распространению в армии того консервативно-монархического духа, которым проникнута большая часть дворянства. Требуя с особой настойчивостью уничтожения кадетских корпусов, западная журналистика имеет ввиду открыть для всех классов народа одинаково свободный доступ к офицерским местам [3, с. Таким образом, в вопросе о судьбе кадетских корпусов мы можем ясно обнаружить две точки зрения либеральную, настаивавшую на уничтожении не только кадетских корпусов, но и всей системы общеобразовательных военно-учебных заведений и реакционную, считавшую необходимым сохранить кадетские корпуса, руководствуясь при этом в первую очередь стремлением обеспечить дворянский состав офицерского корпуса октября 1862 года был учрежден особый комитет для обсуждения необходимых преобразований военно-учебных заведений под председательством главного начальника, великого князя Михаила Николаевича.
Система высшего военного образования не подверглась серьезным изменениям, реформы коснулись лишь отдельных сторон организации военных академий. В 1862 году существовало три военных академии – Николаевская Генерального штаба, Артиллерийская и Инженерная. Кроме того, в системе Военного министерства находилась также
282 / 297