ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 321
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8
XX научно-практическая конференция • МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА»
и каллиграфическая ошибка, описаны приемы анализа четкости и устойчивости письма, используемые для практического изучения данной темы the article considers the problem of the formation of calligraphic skills in elementary
school, the opinion of scientists on the interpretation of the terms “graphic error” and “calligraphic
error”, describes the techniques of analyzing the clarity and stability of writing used by us for practical
study of this Ключевые слова каллиграфия, графические ошибки, графические навыки, младшие школьники calligraphy, graphic errors, graphic skills, writing, junior Проблемы формирования каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте рассматривали Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков [1], ММ. Безруких [3], Е.Н.
Потапова [6], Е.В. Прохорова АР. Лурия [4] указывает, что сложности в обучении письму в значительной мере связаны с особенностями данной возрастной категории. У детей младшего школьного возраста еще недостаточно развиты мелкие мышцы кисти руки, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев, несовершенна регуляция движений.
В процессе практической работы с обучающимися младшего школьного возраста ошибки в письменной речи были разграничены на графические и каллиграфические. К графическим ошибкам были отнесены ошибки, в которых буквы искажены до неузнаваемости (зеркальное написание букв, дублирование графем итак далее).
К каллиграфическим ошибкам, опираясь на мнение ММ. Безруких и Л.Г. Миловстивенко, нами были отнесены ошибки, в которых искажение букв находится в пределах ее узнавания. В данных ошибках зачастую встречается искажения в величине буквы, ее ширине или высоте, также к ним относят и искажения в угле наклона написания. Но приданных недостатках каллиграфические ошибки лишь затрудняют прочтение текста, в отличие от графических ошибок
[3, Каллиграфические ошибки зачастую говорят о недостаточной четкости и устойчивости почерка обучающихся. Причины этих ошибок заключаются в неумении ребенка координировать движение всех звеньев руки вовремя письма.
При анализе письменной речи обучающихся первого класса наибольшее внимание уделялось таким характеристикам, как соблюдает ли пределы строки ученики симметричная ли высота написания влияет ли положение тела и расположение тетради на написания придерживается ли ученик правильного наклона букв в написании пропорциональны ли интервалы между буквами, словами и предложениями.
Насколько точно соблюдаются требования каллиграфического письма можно определить, используя простые приемы проверки, такие как:
Поднесите линейку снизу вверх к линии и подсчитайте, сколько раз обучающийся четко прошел ее. Затем положите линейку и посчитайте, сколько раз ему не удалось довести элемент или букву до верха строки. Тоже самое нужно сделать с нижней частью строки.
С помощью линейки и простого карандаша продолжайте линии от элементов букв вверх и вниз. Нарисованные линии наглядно иллюстрируют правильность наклона при письме. Параллельность этих линий свидетельствует об устойчивости написания. Если линии имеют разный угол наклона, обучающемуся необходимо помочь закрепить технику обводки букв и их соединений, те. сформировать элементарный графический навык.
Единицей измерения ширины буквенного символа традиционно является буква и. Анализ регламентов и методических указаний показал, что все буквы русского алфавита имеют одинаковую ширину с буквой и, кроме букв ж, м, ж, ш, ю. Эти буквы в полтора раза шире буквы и. Промежутки между словами – две буквы шириной и [1; 3; Но зачастую данные искажения в написании можно заметить, не прибегая к данным
8 / 297
9
ГБОУ ВО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
приемам.
Связность письма буквенных знаков, по мнению ММ. Безруких [3], написанных в слове за один прием, те. единым росчерком пера проявляется в умении обучающегося соблюдать правила соединения букв и плавно перемещать руку вправо при написании целостных комплексов букв.
Связность письма выступает важным показателем развития графических навыков. При связном письме почерк ученика становится четкими устойчивым, а скорость письма ускоряется. Для изучения этого критерия мы использовали технику слепого письма. Детям предлагалось воспроизвести букву, слог или слово и контролировать себя, основываясь только на двигательных ощущениях. Проверка связности письма проводилась следующим образом. Попросили обучающихся сесть правильно, поставить ручку на то место на неразлинованном листе бумаги, с которого они начинают писать, посмотреть на предмет, который находится над доской, те. выше линии глаз, и только после этого написать заданную букву, слог или слово. Затем взгляд ученика направлялся на лист бумаги для определения места следующего задания. Сделав упор ручкой и подняв глаза на указанный предмет, дети повторяли написанное. Тоже задание повторялось в третий разно в ускоренном темпе.
При проведении подобного задания Е.С. Антонова, СВ. Боброва [2] рекомендуют соблюдать следующие условия не сообщать детям истинной цели задания
– проводить его на основе соревновательной мотивации посмотрим, как вы научились писать вслепую
– предупреждать детей о том, что нельзя исправлять написанное зачеркивать, дописывать, продолжать (дотягивать) соединительные линии. Иначе учитель не сможет зафиксировать те трудности, которые испытывает ученики помочь ему.
Во время проведения пробных уроков мы пытались преодолеть трудности в обучения первоначальному письму. Это способствовало выработке у обучающихся автоматизированности графического навыка.
Мы разделяем мнение Н.Г. Агарковой [1], Е.Н. Потаповой [6], что еще одним показателем сформированности графического навыка является темп. Под темпом письма следует понимать количество буквенных знаков, написанных учеником в связном тексте за единицу времени. На уроках письма учитывали особенности класса и на первых порах практиковали сравнительно медленное письмо, не торопили детей, не побуждали их писать скорее, регулировали плотность нагрузки, чередовали письмо с четким объяснением написания букв, слов, предложений.
Л.Г. Миловстивенко [5] утверждает, что увеличение темпа свидетельствует о том, что мелкие, разрозненные акты письма, объединяясь, превращаются в единый процесс целостного воспроизведения буквенных сочетаний и письмо протекает легко, без особых затрат нервных и физических сил.
Э.Н. Потапова считает, что искажение букв может быть связано и с несогласованностью действий двигательного и зрительного анализаторов. Чтобы слить эти действия в единый процесс, полезно перед написанием письма провести его рассмотрение (обвести. В этом случае рука поможет проверить и уточнить траекторию движения глаз, скорректирует восприятие глаза и как бы научит его точнее видеть признаки предмета, в данном случае букву Мы разделяем мнение Е.Н. Потаповой, что при выполнении многих упражнений активно укрепляется двигательный аппарат пишущей руки, но для этого необходимы и специальные упражнения. Наиболее важным из них является штриховка. Э.Н. Потапова предлагает четыре вида штриховки, которые способствуют развитию и укреплению мелких мышц кисти, развитию координации движений раскрашивание короткими частыми мазками штриховка с возвратом центральная штриховка (штриховка от центра 9 / 297
10
XX научно-практическая конференция • МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА штриховка длинными параллельными сегментами Мы позаботились о том, чтобы при штриховке ребенок не чувствовал усталости, делал это свободно, хотя рука совершала те же движения, что и при написании букв. Так как это действие не затрудняет ученика, он может сосредоточить свои усилия на отработке гигиенических правил письма.
Традиционный метод предусматривает ознакомление с правилами гигиенического письма заодно занятие. В дальнейшем предполагается закрепление этих правил входе овладения письмом В период обучения письму дети делают много ошибок зрительно-моторного характера. Это свидетельствует о сложности процесса управления движениями пишущей руки.
Также не следует упускать и мотивационный фактор. Правильная мотивация в руках педагога выступает мощным инструментом, способным добиться высокой эффективности учебного процесса. На уроках в начальной школе именно мотивации следует уделять значительное внимание, в том числе создавать необходимые условия и учебные ситуации, усиливающие мотивацию обучающихся, чтобы осваивать новые знания и способы работы сними. Правильно сформированная мотивация к красивому почерку у ребенка должна подкрепляться личностным мотивом, ученик должен стремиться к красивому почерку для самого себя, а не для удовлетворения определенных требований и ожиданий педагогов и родителей. У обучающегося должна быть внутренняя потребность в каллиграфически четком и аккуратном письме. В результате анализа литературы по теме исследования было выявлено множество противоречий, связных с каллиграфией. Особенно это связано с правильным наклоном написания. В научной литературе присутствует ряд спорных вопросов, какой должна быть буква – косой или прямой. Несмотря на то, что классически используется курсивное написание, сторонники прямого написания букв утверждают, что именно такое написание способствует сохранению осанки и разборчивого почерка. В свою очередь, курсивное написание позволяет выдерживать более быстрый темп, что выступает не менее важным фактором [1; 3; Несмотря на различные изменения в системе обучения каллиграфии за последнее десятилетие, процесс развития умения писать буквы остается сложным. Поиск путей дальнейшей оптимизации этого процесса, безусловно, будет продолжаться.
Поэтому развитие четкого почерка, литературного письма, ведение хорошей тетради может стать для каждого школьника способом развития таких невероятно важных в жизни и необходимых для любого вида деятельности личностных качеств, как внутренняя самодисциплина, рассудительность и аккуратность.
Список литературы. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Обучение грамотеи чтению 1 класс УМК Перспективная начальная школа Методическое пособие / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – М
Академкнига/Учебник, 2012. – 208 с. Антонова, Е.С, Боброва, СВ. Методика преподавания русского языка (начальные классы учебник для студ. учреждений пед. образования / Е.С. Антонова, СВ. Боброва. – е изд, стер. – М Издательский центр Академия. – 2012. – 448 с. Безруких, ММ. Навык письма - трудности обучения / ММ. Безруких Начальная школа.
– 1998 –. №11. –C.15-19.
Лурия, АР. Очерки психологии письма АР. Лурия – М Наука –1995. – 84 с. Миловстивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей из опыта работы. /Л.Г. Миловстивенко –СПб.: Стройлесечать –2015. – с. Потапова, Е.Н. Радость познания. / Е.Н. Потапова – М Наука 1999. с.
6. Прохорова, Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма/Е.В. Прохорова // Начальная школа. –2009. – №5. – С 10 / 297
11
ГБОУ ВО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
УДК 378.1
Байсултанова Аймесе Кехурзаевна
ГБОУ ВО СГПИ, г. Ессентуки A.K.
Stavropol State Pedagogical Institute,
Essentuki
E-mail: Научный руководитель Чебоксаров А.Б., доцент
Проблема формирования ценностей в контексте информатизации математического образования the problem of values formation in the context of informatization of
mathematical Аннотация в статье рассматривается возможность формирования различных типов ценностей в процессе обучения математике в условиях информатизации образования. Показано, что в условиях традиционного образования огромный образовательный потенциал математики в основном используется для решения когнитивных задача проблема формирования ценностей остается без внимания.
Abstract: the article considers the possibility of forming different types of values in the process of
teaching mathematics in the conditions of informatization of education. It is shown that in the conditions
of traditional education, the huge educational potential of mathematics is mainly used to solve cognitive
problems, and the problem of value formation remains Ключевые слова математическое образование, информатизация образования, познание, ценность, ценностная ориентация, ценностно-ориентированное обучение mathematical education, informatization of education, cognition, value, value orien-
tation, value-oriented Ценности – это важнейшие составляющие внутреннего мира человека. Предпочтения, убеждения, цели, потребности, выбор, поведение, действия человека во многом зависят от ценностей и ценностных ориентаций. Школа имеет решающее значение сточки зрения приобретения ценностей. Поэтому формирование ценностей является одной из главных проблем общего образования.
Каждый школьный предмет обладает особым потенциалом для формирования ценностей, ион по-своему решает поставленную проблему. Каков образовательный потенциал математики в этом направлении?
Математическое образование способно в совершенстве выполнять функции формирования познавательных, эстетических, нравственных, национальных, общечеловеческих и других ценностей, что также позволяет придать реальное содержание и новый заряд современной тенденции гуманизации математического образования [2, 3]. Но как компьютеризация математического образования, созданная в этом направлении, отражается на проблеме формирования ценностей?
Понятно, что информатизация как образовательный инструмент многоуровневая, и возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе и формировании ценностей, в первую очередь, определяются выбором инструментов. Один из видов такого инструментария – дистанционное обучение, которое было навязано общеобразовательной и университетской системе в последние годы. Вопросы образования, формирования ценностей, ценностных ориентаций учащихся в основном выходят за рамки задач дистанционного обучения. Как отмечалось выше, математическое образование обладает большим потенциалом для
11 / 297
12
XX научно-практическая конференция • МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА»
формирования различных типов ценностей. Давайте рассмотрим некоторые из них в контексте информатизации образования. Когнитивные ценности Познание или знание является наиболее важной ценностью, без которой невозможно представить существование человеческого рода. В тоже время познание – это та человеческая ценность, где математика проявляется во всей красе математика предназначена для познания, выражения, понимания, обоснования и применения форм и количественных отношений объектов окружающего мира. На уровне общего образования эта задача решается в процессе преподавания математики.
Компьютеризация образования может повлиять на реализацию этих функций и на формирование уровней математических знаний [6]. Хорошо известно, что чистое знание, просто владение им, может иметь отрицательное влияние, если не сопровождаются процессами понимания и применения. В этом случаев учебном процессе отмечается явление зубрежки сего негативными последствиями, которые хорошо известны. ИКТ могут влиять на это явление по-разному. При обучении геометрии они делают представления контурных фигур и, особенно, пространственных фигур, их различных преобразований и сечений более наглядными и образными, а также способствуют пониманию поставленных вопросов. Тоже самое относится и к графическим представлениям отдельных алгебраических формул.
2. Эстетические ценности. В целом, процесс преподавания математики позволяет на протяжении всего учебного процесса охватывать эстетический аспект развития студентов. На более низких образовательных уровнях эстетика в математике проявляется в ее приложениях, во внешней форме предметов.
Информационно-коммуникационные технологии предоставляют широкие возможности для представления как внешней эстетики математических объектов, таки ряда объективных признаков математической красоты [10]. В эту структуру вы можете с большим успехом включать изображения геометрических фигур и тел, графики и различные свойства функций, части и проценты числа, симметрию, сравнения, ритм, единство многообразий и некоторые другие объективные признаки математической красоты. Но внутренняя эстетика математических объектов и субъективные признаки математической красоты [3], по-видимому, остаются за пределами возможностей представления с помощью ИКТ.
Информационно-коммуникационные технологии также предоставляют широкие возможности для иллюстрации симметрии. Более того, рамки исследования могут включать объекты и явления, которые встречаются как в природе, таки в курсах математики и других академических дисциплинах. Это также расширяет возможности организации самостоятельной и творческой работы студентов. И наличие эстетического элемента в сочетании с информационно- коммуникационными технологиями позволяет учителю фиксировать серьезные успехи.
3. Ментальные ценности Общеизвестно, что важна роль процесса обучения математике в формировании и развитии мышления, внимания, памяти, волевых качеств, воображения и других психических явлений [9]. Какие возможности создает информатизация в области реализации этой роли математического образования?
Роль средств ИКТ в формировании и развитии пространственного мышления представляется неоспоримой. Это может проявляться на всех уровнях образования и не только повышать эффективность обучения, но и значительно повысить интерес учащихся к математике, особенно к геометрии.
Следует также отметить, что присутствие ИКТ может значительно ослабить усилия, направленные на развитие памяти, а также внимания и различных волевых качеств, которые являются естественным результатом процесса традиционного преподавания математики.
Вышесказанное подтверждают и специалисты в области образования, которые считают главной трудностью в процессе информатизации образовательной среды то проявлять бездействие в процессе освоения данных, поскольку у создателей программ есть желание сделать свой материал обычными не требующим особых усилий [8].
4. Общечеловеческие ценности. Математика и математическое образование являются важ-
12 / 297
13
ГБОУ ВО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
нейшими источниками формирования общечеловеческих ценностей. С огромной ролью враз- витии науки и техники, в формировании человеческой психики, в познании, в поиске и обосновании истины, в создании красоты и гармонии, математика доказала универсальный характер своих ценностей. Он имеет непревзойденную ценность как язык, созданный для чтения золотой книги природы и, следовательно, как незаменимое средство изучения природы. Этот язык понятен всем народами передается из поколения в поколение как важнейший элемент общечеловеческой культуры, а также преподается в образовательных системах всех стран. Точка, прямая, плоскость, число, размер и другие герои школьной математики, математической речи знакомы всем учащимся мира. Информатизация значительно увеличивает возможности представления универсального характера математики и математического образования. Разнообразное специализированное программное обеспечение, электронные ресурсы и обучающие сайты позволяют быстро получать ответы на различные математические вопросы, общаться с различными событиями, связанными с математикой, жизнью и творчеством известных математиков, использовать научно-методическую литературу, отечественную и зарубежную литературу, связанную с преподаванием математике, тем самым придавая новый заряд универсальной сути процесса обучения математике. Национальные ценности. Математика, являясь транснациональным, универсальным явлением, обладает большим потенциалом для формирования национальных ценностей, выражения национального через образовательный процесс. Основные возможности для представления национальной культуры создаются путем создания прикладной среды преподавания математики, основанной на национальной культуре. Как в изложение теоретических материалов школьной математики, таки в систему заданий можно успешно включить материалы по истории, историческими современным территориям, географии, национальным достижениям данной страны, известным людям, что сформирует у учащихся чувство национального достоинства, любовь к
Родине.
Здесь ИКТ могут сыграть незаменимую роль. Они дают возможность быстро и эффективно представить не только количественные данные о национальных ценностях, но и насытить урок представлением ценного материала качественного характера об объектах, имеющих эти количественные отношения.
Ценностно-ориентированное обучение.
Информационно-коммуникационные технологии предоставляют прекрасную возможность для реализации обучения, направленного на формирование отмеченных и других ценностей посредством ценностно-ориентированного обучения математике []. Такой подход предполагает не только рассмотрение ценности конкретного объекта в отдельных учебных математических материалах. Это устанавливает существование соответствующей ценности, подчеркивает ценность объекта, сравнивает его с другими подобными объектами и, таким образом, также фактически решает проблему формирования ценностной ориентации.
ИКТ позволяют сделать вопрос формирования ценностей и ценностных ориентаций предметом содержания образования будущего учителя математики и университетского образования в целом Подводя итог, отметим, что процесс обучения математике обладает большим потенциалом для формирования различных типов ценностей. Роль информатизации образования в формировании познавательных ценностей двоякая. ИКТ предоставляют широкие возможности для представления внешней эстетики математических объектов и ряд объективных признаков математической красоты. Если не принимать во внимание моральную сторону доступа к ресурсам ИКТ, то их использование может оказать существенное положительное влияние на формирование моральных ценностей. Математическое образование также обладает большим потенциалом для формирования национальных и универсальных ценностей, реализация которых зависит от использования ИКТ.
Информационно-коммуникационные технологии предоставляют прекрасную возможность для ценностно-ориентированного обучения в процессе изучения математики 13 / 297
14
XX научно-практическая конференция • МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА»
Список литературы. Блум, Б.С. и Кратвол, ДР. Таксономия образовательных целей классификация образовательных целей, составленная комитетом экзаменаторов колледжей и университетов. Справочник I, Когнитивная область. Нью-Йорк. 1956.
2. Вайнштейн ИВ, Шершнева В.А., Есин Р.В., Носков МВ. Образование в условиях электронного обучения опыт и перспективы. / ИВ. Вайнштейн, В.А. Шершнева, Р.В. Есин, МВ. Носков Журнал Сибирского Федерального Университета. Гуманитарные и социальные науки №6– С. Генцен, Э.Г. Исследование логических выводов. Математическая теория логических выводов. /Э.Г. Генцен – М Наука, 1987. –288 с. Кытманов, А.А. Компетентностное обучение в высшем математическом образовании как кластер эффективных подходов. /А.А. Катыманов и др. //Болема. – 2016.– С. 1113 – 1126 5. Мартиросян, Л.П. Теоретико-методологические основы информатизации математического образования, Дисс. врач пед. наук, (на рус. М, 2010.
6. Микаелян, ГС. О ценностно-ориентационном обучении математике ГС. Микаелян //.
Вісник Черкасскому университету. Вип. – 2018.– № 8.– С. 110-113.
7. Рубцова, Л.В. Этапы формирования ценностных ориентаций подростков в досуговой деятельности /Л.В. Рубцова// Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств – 2006. –2 (10). – С. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости. А. Шопенгауэр– М ЭКСМО. 2017.–
345 с.
УДК 37.037.1
Бакума Анжелика Сергеевна
ГБОУ ВО СГПИ, г. Ставрополь
Bakuma A.S.
Stavropol State Pedagogical Institute
Stavropol
E-mail: Научный руководитель Иванов В.М., профессор
Инновационные технологии при подготовке учителя по основам безопасности жизнедеятельности technologies in training a teacher in life Аннотация Развитие новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, использование принципиально новых учебных пособий открывают возможность внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения. Традиционные методы учебного процесса, ориентированные на предоставление готовых знаний, не позволяют студентам перемещаться в больших потоках информации.
Abstract: The development of new methods and techniques of teaching, the creation of new forms
of organization of the educational process, the use of fundamentally new teaching aids opens up oppor-
tunities for the introduction of scientific and technical progress in new teaching technologies. Tradition-
al methods of the educational process, focused on the supply of ready-made knowledge, of course, are
significant, do not allow students to navigate in large flows of information. Ключевые слова безопасность жизнедеятельности, компьютерные технологии, Интернет, информация words: life safety, computer technology, Internet, information.
14 / 297
15
ГБОУ ВО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) вовремя образовательного процесса – одна из самых актуальных проблем современного образования. В наше время необходимо, чтобы все педагоги в любой области могли готовить и проводить уроки, используя ИКТ. Подобный урок - наглядный, красочный, информативный, интерактивный, экономящий время преподавателя и ученика. Это дает возможность студенту или ученику учиться в своем собственном, удобном для него темпе, ау педагога будет возможность быстро отслеживать и оценивать результаты обучения Учитывая предмет дисциплины Безопасность жизнедеятельности и необходимость использования инновационных методов обучения, одним из наиболее удачных и подходящих средств для развития компетенций в этом случае является технология «Кейс-стадия».
Суть методики этой дисциплины заключается в следующем для организации обучения используется описание особых чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации или за рубежом. Студентам предлагают вникнуть и разобрать определенные ситуации из жизни, описание которых одновременно отражает не только практическую задачу, алгоритм действий, но и актуализирует конкретный набор знаний, которые нужно усвоить для решения этой проблемы. Тем более, что сама проблема не имеет четких и однозначных решений Работу над делом лучше организовать в небольших группах по 4-6 человек. Студенты могут использовать кейсы индивидуально, к примеру, для проверки знаний учащегося в соответствующем разделе. Вместо написания тестовых заданий или письменных опросов как альтернативу можно использовать кейсы.
Алгоритм работы с кейсом. Обсудить поступающую вводную информацию по делу. Выделить соответствующую информацию по проблеме, над которой работает подгруппа. Обменяться идеями и разработать план работы над проблемой. Поработать над проблемой (обсуждение. Разработать решения проблемы. Обсудить перед тем, как принять окончательное решение. Подготовить текст выступления. Аргументировать свои решения кратким докладом. Технологии изучения кейсов помогают учащимся в процессе обучения понять, что чаще всего случается так, что нельзя найти единое правильное решение. Развивая уверенность в себе и определённые навыки и способности, твердо отстаивая свою позицию и оценивая позицию оппонента, развивая устойчивые способности к рациональному поведению и планируя действия в различных жизненных ситуациях можно найти альтернативное и грамотное решение любой проблемы.
В результате применения кейс-метода у студентов формируются умения проанализировать и выявить проблему точно сформулировать, высказать и привести аргументы в пользу своей позиции общаться, обсуждать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию принимать решения с учетом обстоятельств и наличия фактической информации.
Следовательно, можно полностью утверждать, что данная технология является эффективным инструментом развития профессиональных компетенций. В нынешних современных условиях, во времена, когда объем получаемой информации растет очень быстро, обучение должно быть личностно-ориентированным, развивающими мотивированным. Использование технологии модульного обучения может помочь справиться с этими проблемами. Под модульным обучением понимается такая организация процесса обучения, в которой обучающийся работает с учебным содержанием, организованным в виде модуля.
В данном случае модуль представляет собой целевую функциональную единицу, объединяющую образовательный контент и технологию его усвоения 15 / 297
16
XX научно-практическая конференция • МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА»
Главными причинами внедрения использования модульной технологии в обучение студентов по разным специальностями направлениям обучения являются:
гарантированное достижение результатов обучения возможность для студентов работать в группах, в парах паритетные отношения между учителем и учеником возможность работать в удобном, индивидуальном темпе знание итоговых результатов преподавания дисциплины систематический контроль в процессе усвоения учебного материала по содержанию учебной дисциплины.
Содержание модульного обучения заключается в том, что обучающийся своими силами достигает целей учебно - познавательной деятельности в процессе модульной работы, которая сочетает в себе учебное содержание и методы учебной деятельности для усвоения содержания.
Основное отличие модульного обучения состоит в том, что материал разделен на отдельные модули (блоки, каждый из которых выступает не только источником информации, но и методом усвоения.
Опыт проведения таких модульных уроков по дисциплине ОБЖ показал перспективность данной педагогической технологии.
Одним из средств повышения научно-образовательного потенциала дисциплины является олимпиада.
Современная олимпиада по ОБЖ предполагает поиск инновационных технологий в целях обеспечения безопасности жизни и творческое соревнование учащихся, обеспечивающих уровень теоретической разработки в области безопасности жизнедеятельности, обучение и закрепление навыков и поведению в экстремальных ситуациях, уровень профессиональной компетентности будущих учителей, безопасность общества, готовность и предотвращение опасностей. Творческие задания олимпиады закладывают фундамент для общей культуры учащихся, развивают коммуникативные навыки, что в хорошем ключе сказывается на профессиональной подготовке современных педагогов Входе олимпиады проверяется уровень знаний и подготовки студентов-участников по дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности».
Предметные олимпиады помогают решать многие задачи. Развить творческий и познавательный потенциал ребенка, его коммуникативные способности. Воспитать чувство патриотизма, гражданственности, сформировать национальное самосознание, чувство ответственности за личную и общую безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и к жизни. Актуализировать знания по предмету «ОБЖ», расширить кругозор. Сформировать личностные качества, такие как инициативность, ответственность, настойчивость в достижении цели. Повысить уровень мотивации школьников в изучении ОБЖ.
Современная школа, работающая в быстро изменяющемся мире, наряду с созданием интегрированной системы универсальных знаний и компетенций учащихся, должна создавать опыт независимой интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности учащихся.
На сегодняшний день Интернет не считается обычным посредственным средством для коммуникации и поиска необходимой информации. Интернет - это продукт современного общества, который состоит из сетей. Их специфика включает предоставление огромных объемов информации с помощью таких средств коммуникации, как электронная почта, региональные, глобальные и местные сети связи, а также осуществляется система экономического, политического, организационно-правого и образовательного управления.
Формы уроков, взятых с использованием Интернет - ресурсов. Урок-презентация.
16 / 297
17
ГБОУ ВО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ. Урок-исследование.
3. Индивидуальное обучение. Лабораторная работа. Контроль знаний. Тематический проект. Виртуальный эксперимент. Консультации и другие.
Преподаватель ОБЖ может применять ресурсы сети Интернет следующим образом в целях самообразования, самостоятельного повышения своей квалификации на основе информации, которая содержится в сети интернет, проведения анализа опыта работы своих коллег с целью применения на занятиях и внеклассных мероприятиях методических и дидактических материалов, которые имеются в сети Интернет для получения материала о новейших педагогических технологиях для получения нормативно-справочных материалов с серверов Министерства образования РФ, областных, городских и районных отделов образования для ознакомления с новейшими книгами, учебниками, методической литературой и приобретение их в Интернет-магазинах;
– для проведения тестирования учащихся с использованием контрольно-измерительных материалов, которые хранятся в сети Интернет для разработки своих личных материалов и публикации их в сети интернет принятие участие в заочных конференциях и различных конкурсах для разработки собственного интернет сайта преподавателя ОБЖ.
Образовательные ресурсы сети Интернет по основам безопасности жизнедеятельности каталог ресурсов по основам безопасности жизнедеятельности Российского общеобразовательного портала инструкции, учебные видеоролики, иллюстрированные инструктажи, видео-инструктажи, тематические стенды и баннеры по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности банк рефератов по безопасности жизнедеятельности основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;
– каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ.
Из вышеизложенного можно сделать один вывод использование Интернета в обучении безопасности жизнедеятельности - это неуважение к моде, а острая необходимость в том, чтобы
ИКТ стали одним из важнейших инструментов для достижения целей и задач обучения.
Таким образом, ИТ-технологии, используемые учителями в учебном процессе, позволяют развивать исследовательские навыки студентов, повышать познавательный интерес и учебную мотивацию, активировать и выполнять творческую самостоятельную и совместную работу у студентов. Школьники, студенты, владея современными компьютерными технологиями, учатся самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать, систематизировать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, необходимую для решения учебных задач.
Список литературы. Абрамова, В. Ю. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету В.Ю.
17 / 297
18
XX научно-практическая конференция • МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА»
Абрамова, С.Б. Бахвалова, И.С. Елизарова // Мир науки, культуры, образования, 2013. - № 3
(40). - С. 3 – 6.
2. Девисилов, В.А. Концептуальные подходы к модернизации дисциплины Безопасность жизнедеятельности доклад / МГТУ им. Н.Э. Баумана / В.А. Девисилов// Науч.-метод. совет по безопасности жизнедеятельности Минобрнауки РФ. МС. Иванов, В.М. Образовательная программа высшего образования магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа Образование в области безопасности жизнедеятельности /В.М. Иванов Ставрополь, 2015. – с. Костецкая, ГА. Проблемы подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов / ГА. Костецкая //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2012. Т. № 148. С –
60.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 21 ноября 2014 года, N 1505.
УДК 372.4
Безгина Арина Сергеевна
ГБОУ ВО СГПИ, г. Ессентуки A.S.
Stavropol State Pedagogical Institute, branch
Essentuki
E-mail: Научный руководитель Асланов Д.И., профессор.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 39