Файл: Разработка системы мотивации персонала на предприятиях общественного питания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


За 2021 год уволились 13 работников. Основная причина: низкая заработная плата, уходят работать в конкурирующие организации.

Формула (1) позволяет определить уровень удовлетворенности работников организацией:

Ку = 1 - Рсж / Р (1)

где, Рсж - количество работников, уволившихся из организации по собственному желанию за определенный период;

Р - среднесписочное количество работников организации за тот же период.

Ку = 1 - 13 / 15 = 0,13

Из проведённого анализа видно, что в ООО «Время Кофе» хотя и проводятся различные виды материального и морального стимулирования работников, но из-за отсутствия четко разработанной системы мотивации наблюдается большая текучесть кадров, что в свою очередь отрицательно влияет на возможность достижения целей организации.

3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации труда персонала в ООО «Время Кофе»

3.1 Оценка удовлетворенности персонала работой в ООО «Время Кофе»



Разработка системы мотивации - разработка принципов стимулирования, структуры зарплаты и льгот в целях привлечения и сохранения работников.

Для разработки мотивационной политики в ООО «Время Кофе» необходимо провести оценку удовлетворенности работников работой в кофейне.

При проведении данной оценки были заданы следующие вопросы:

1. Что он ждет от своей работы?

2. Какие планы у него на ближайшие год, три, пять лет?

3. Каким он видит для себя «идеальное место работы»?

5. Какими задачами ему интереснее всего заниматься? Почему?

6. Какими задачами ему нравится заниматься меньше всего? Почему?

7. Что хотелось бы изменить в своей работе, в рабочем окружении? Почему?

8. Что приносит ему в работе (в жизни) наибольшее удовлетворение?

9. Что его может мотивировать в работе? Что демотивирует, снижает его желание работать с полной отдачей сил?

10. Какие виды поощрения помимо денег он ценит?

11. Какие формы поощрения в отношении данного работника будут наименее действенными?

По результатам проведенного менеджером по персоналу опроса, были выявлены следующие типы работников:

I тип - преимущественно ориентированные на оплату труда и другие нетрудовые ценности (5человек);

II тип - работники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда (3 человек);


III тип - работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована (3 человек).

Основная масса работников относится к первому типу мотивации: мотивационное ядро основано на высокой (в их понимании) заработной плате.

Основные факторы мотивации сотрудников, полученные в ходе исследования приведены в таблице 4.

Таблица 4. Значимые факторы мотивации сотрудников ООО «Время Кофе»

Сотрудники

Руководители

Достойная оплата труда

Достойная оплата труда

Достойные условия труда

Карьерные перспективы

Возможность для обучения и профессионального развития

Хорошие взаимоотношения с руководством

Уверенность в завтрашнем дне, гарантия занятости

Возможность для проявления инициативы и самостоятельности

Хороший уровень социальной защиты

Возможности для обучения и профессионального развития

На первом месте по важности среди факторов мотивации стоит система оплаты труда. Именно заработная плата важнейшая часть системы мотивации.

Другие мотивационные стимулы являются в целом не материальными и могут быть отражены следующими факторами:

1. Корпоративный бренд и имидж компании на рынке.

2. Профессиональное и карьерное развитие.

3. Признание достижений.

4. Конкурсы, рейтинги.

5. Стиль руководства.

Как было выявлено, для разных возрастных групп существуют различные методы стимулирования.

Мотивацией для работников, принадлежащих к возрастной группе 17 - 24 лет - является разнообразие видов деятельности и заданий. Представители данной возрастной группы изучают основы профессии и заинтересованы в возможности попробовать себя в различных ролях, а также в исполнении различных обязанностей. Разнообразие заданий и ролей может быть ключевым фактором мотивации для этой возрастной группы.

Для формирования мотивации у представителя этой возрастной группы можно:



- дать возможность делать что-то новое, изучать профессию и исследовать ее возможности;

- вводить сотрудника в новые для него ситуации, знакомить его с новыми методами и инструментами.

Мотивацией для работников, принадлежащих к возрастной группе 25 - 30 лет, будет назначение их на такие роли в организации, которые дадут им возможности отточить профессиональное мастерство в определенных областях и показать себя компетентными и умелыми перед своими коллегами.

Мотивацией для работников, принадлежащих к возрастной группе 30 - 49 лет, будет возможность выступать в роли лидера, быть признанным, как умелые технические исполнители в свой области.

3.2 Принципы совершенствования системы мотивации труда персонала


С учетом полученных результатов оценки удовлетворенности персонала работой в ООО «Время Кофе» предлагаются следующие принципы мотивации его труда:

- информированность всего персонала о принципах компенсационной политики; компенсационная политика должна быть формализована;

- постоянное развитие компенсационной политики. Нельзя сделать компенсационную политику раз и навсегда; компенсационная политика должна развиваться вместе с интересами компании и учитывать специфику рынка труда региона и отрасли. Необходимо регулярно вносить уточнения и изменения, не проводить случайных выплат «вне политики»;

- мониторинг эффективности компенсаций;

- льготы.

На основе ранжирования должностей разработан список иерархически упорядоченных должностей баристов, отличающихся друг от друга масштабом ответственности, важностью выполняемых функций, вкладом в достижении целей предприятия, напряженностью труда и для обеспечения личного роста внутри одной должности присвоенной им зоны.

Зоны

Стажер

Зеленая зона

Синяя зона

Белая зона

Черная зона

Шеф - Бариста

Обязанности

Знакомство с кофейней, правилами работы, внутренним распорядком

Работа в баре бэком (помощь в уборке и поддержании чистоты в баре), изучение техники продаж и технологических карт

Работа за кассой, общение с гостями, поддержание чистоты в зале. Дарить хорошее настроение и улыбку гостям.

Работа со сборкой напитков и приготовление молока, помощь за кассой.

Приготовление эспрессо и помощь в других зонах.

Обучение стажеров, следить за выполнением всех стандартов кофейни.

Основание для перехода на следующий разряд - рост профессионального мастерства, повышение квалификации.

Премии (бонусы или побудительные выплаты) связаны с дополнительным вознаграждением за результативность труда работника. К ним относятся комиссионные выплаты, премии за выполнение плана, участие в прибылях и т.д. - все то, что применяется для учета результативности работы сотрудников, связывая уровень денежного вознаграждения с общей эффективностью работы компании, подразделения или самого работника. Виды премий:


  1. Премия за выполнение товарооборота

  2. Премия за фирменный напиток или блюдо и его популярность (выплачивается один раз за весь сезон напитка)

  3. Премия за «кристальную» чистоту кофейни

  4. Премия за участие в конкурсах от кофейни

  5. Единовременная премия (ко дню рождения, юбилею, к праздникам, по случаю рождения ребенка)

  6. «Тринадцатая» зарплата

Социальные льготы рассматриваются как вознаграждения, не связанные с количеством и качеством труда.

3.3 Предложения по совершенствованию системы мотивации труда персонала в ООО «Время Кофе»


Разработка фирменной системы оплаты труда базируется на результатах анализа, представленного в разделе 3.1 и связана с процессом стратегического планирования, оценкой и аттестацией персонала.

Основу нематериальной мотивации составляет корпоративная культура:

  1. Профессиональные тренинги по авторской системе

  2. Прозрачный жизненный путь сотрудника в компании

  3. Работа только с лучшим сырьем

  4. Работа на лучшем оборудовании

  5. Создание и проведение образовательных мастер классов для гостей

  6. Участие в тестировании мировых новинок оборудования

  7. Подготовка и участие в профессиональных чемпионатах

  8. Бесплатный кофе на сменах

  9. Участие в выездных мероприятиях

  10. Корпоративные мероприятия

  11. Паспорт Бариста

  12. Значки

  13. Поездки на мероприятия и выставки

  14. Униформа из качественных и экологичных материалов

Пакет нормативных документов, регулирующих систему мотивации труда персонала в ООО «Время Кофе» включает:

1. Положение о мотивационной политике ООО «Время Кофе».

Цель мотивационной политики - улучшение благосостояния сотрудников, достижение поставленных компанией целей посредством стимулирования правильного производственного поведения персонала компании.

2. Положение об оплате труда. Структура заработной платы. Заработная плата сотрудников состоит из двух частей:

1) постоянная часть заработной платы;

2) переменная часть заработной платы.

1. Постоянная часть заработной платы сотрудника состоит из базового оклада, определяемого в соответствии с уровнем принятия решения и сложности работы, а также персональной надбавки и надбавок за условия труда.

1.1. Базовый оклад определяется в зависимости от занимаемой должности и сложности выполняемой работы. Для этого вводится понятие разряда в иерархической матрице.