Файл: Примерная рабочая программа по учебному предмету русский язык 1011 классы Базовый уровень Для образовательных организаций.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Место предмета в учебном плане
Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования предмет «Русский язык» на базовом уровне изучается в 10 и 11 классах.
Примерный учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе среднего общего образования (базовый уровень) в объёме 140 часов. В том числе: в 10 классе – 70 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 70 часов (2 часа в неделю).
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
-
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; -
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; -
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); -
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; -
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; -
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; -
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; -
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; -
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); -
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; -
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; -
преобразовывать текст в другие виды передачи информации; -
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; -
соблюдать культуру публичной речи; -
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; -
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; -
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
-
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; -
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; -
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); -
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; -
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; -
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; -
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; -
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; -
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; -
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; -
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; -
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; -
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; -
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; -
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; -
осуществлять речевой самоконтроль; -
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; -
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; -
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию своей идентичности в поликультурном социуме. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
-
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения шкального образования; -
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; -
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-
владение разными видами чтения; -
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; -
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; -
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; -
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; -
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; -
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; -
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения; -
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; -
владение различными видами монолога и диалога; -
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; -
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; -
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; -
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); -
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты – освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
Планируемые результаты, отнесённые к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение каких уровней освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данном образовательном уровне и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся — как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.
Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит един-ственным основанием для положительного решения вопроса о возможности обучения на следующем уровне общего образования.