Файл: Примерная рабочая программа по учебному предмету русский язык 1011 классы Базовый уровень Для образовательных организаций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной примерной программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение обучающимися всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение обучающимися основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Примерная программа реализует системно-деятельностный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности обучающихся и формирования системы лингвистических знаний, ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей обучающихся, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей. Системно-деятельностный подход в обучении, направленность на трёхсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь
курс обучения русскому языку в 10–11 классах.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции русского языка. Текст, будучи центральной единицей обучения, становится объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящён.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
3. Цели обучения

Как и на уровне основного общего образования, изучение русского языка на уровне среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Но на уровне среднего общего образования при обучении русскому языку основное внимание уделяется совершенствованию коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность.

Целью реализации примерной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ГОС СОО.

Главными задачами реализации программы являются:

  • овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;

  • овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;

  • овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;

  • овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;

  • овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.



Курс русского языка в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  •   1   2   3   4   5   6   7   8   9


дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

    В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной примерной программе сводятся к следующему:

    1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

    2) закрепить и углубить знания обучающихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

    3) закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

    4) совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;

    5) обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний обучающихся о стилях, их признаках, правилах использования;

    6) развивать и совершенствовать способность обучающихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    7) формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.


    В соответствии с реализуемой деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития обучающихся.

    Особенности организации учебного процесса

    Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой (например, изложение с творческим заданием), а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту – подготовка к ГИА.

    Методы и приёмы обучения:

    • проблемно-диалогические, обобщающие беседы по изученному материалу;

    • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

    • составление обучающимися авторского текста на основе исходного/прочитанного;

    • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

    • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

    • письмо под диктовку;

    • комментирование орфограмм.

    Виды деятельности обучающихся на уроке:

    • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

    • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

    • лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

    • разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;

    • информационная переработка устного и письменного текста:

    • составление плана текста;

    • пересказ текста по плану;

    • пересказ текста с использованием цитат;

    • определение проблемы текста;

    • аргументация своей точки зрения;

    • переложение текста;

    • продолжение текста;

    • составление тезисов;

    • редактирование;

    • создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

    • составление орфографических упражнений самими обучающимися; работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.