Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В педагогике и психологии показано, что на формирование личности и ее психическое развитие постоянное и устойчивое влияние оказывают знания, основанные именно на познавательном интересе. Развитие познавательной мотивации значительно повышает активность обучающихся и эффективность процесса обучения. Познавательная мотивация является также основой развития склонностей человека.
С появлением познавательной мотивации происходит перестройка психических процессов восприятия, памяти, мышления и других возможностей человека, способствующих выполнению той деятельности, которая вызвала интерес. Однако система образования ориентирована преимущественно на стимуляцию именно мотивации достижения: получить хорошую отметку, успешно сдать экзамены и т. п. Это делает актуальной проблему выявления психолого-педагогических условий, в которых познавательная мотивация вначале порождается, а потом трансформируется в профессиональную мотивацию. При этом само понятие «достижение» не должно сводиться к представлению о получении отметки.
Показано, что познавательная мотивация рождается всякий раз как первичная, ситуативная потребность и является неотъемлемым элементом проблемной ситуации. Она является относительно самостоятельным психологическим фактором, определяющим тип и уровень активности человека. С увеличением интенсивности познавательной мотивации время, уделяемое познавательной деятельности, значительно возрастает.
Возникновение в проблемной ситуации показывает не только внутреннюю, но и внешнюю обусловленность познавательной мотивации. На уровень мотивации влияет тип взаимодействия и общения между ними, а также умение преподавателя так организовать деятельность студентов, чтобы чрезмерная стимуляция мотивации достижения не препятствовала возможности порождения и развития познавательной мотивации.
Хотя познавательная мотивация является одним из наиболее действенных мотивов учения, необходимо создавать психолого-дидактические условия для того, чтобы она стала началом развития профессиональной мотивации и профессиональной направленности личности будущего специалиста. Сочетание познавательного интереса к предмету н профессиональной мотивации оказывает наибольшее влияние на успехи в учении. Теоретический анализ передового педагогического опыта показывает, что наиболее характерным направлением повышения эффективности обучения и является создание таких психолого-педагогических условий, в которых студент может занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект учебной деятельности. Без определенного уровня активности человека, выражающейся хотя бы в элементарных актах внимания, не может состояться даже простейший факт познания. Поэтому речь должна идти не о противопоставлении «активный» - «пассивный», а об уровне и содержании активности студента, обусловленной тем или иным методом обучения: активности на уровне восприятия и памяти, воображения и творческого мышления, активности воспроизведения, воссоздания или создания нового, социальной активности.
В качестве внутренних условий могут выступать различные субъективные факторы: прошлый опыт, вил и уровень мотивации, система отношений личности с миром и другими людьми, способы деятельности и т. п. Интегральным проявлением этих факторов и может служить уровень активности субъекта в обучении, его включенности во взаимодействие с познаваемым содержанием, опосредствованным взаимодействием с преподавателем [10, с.43-47].
Рассмотрев данные первой главы, можно утверждать, что формы активного обучение и его методы гораздо эффективны чем, традиционные формы занятия чем просто слушать, писать, читать, рассказать. Его опыт и результат показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно легко решать целый ряд задач.В этом разделе, идет обобщение исследований использования системы методов активного обучения, позволяет заключить, что с их помощью можно решить целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении. Именно такое обучение сейчас общепринято считать «наилучшей практикой обучения» или же фраза «наиболее полно и с пользой для себя» означает, что учащиеся думают о том, что они изучают, применяют это в ситуациях реальной жизни или для дальнейшего обучения и могут продолжать учиться самостоятельно. Дано точное определение терминам, «активное обучение», «активные методы обучения». Рассмотрено основные формы занятии, групп и компонентов.
Здесь рассматриваются такие явление как активизация обучения, мотивация к учебе, мотивы обучаемого. Обучаемый, проявляя активность даже в простейших ситуациях, таких как выбор одной из двух альтернатив, добивается реализации сознательно поставленных им самим или принятых извне (от преподавателя) целей. Определенно без активности обучающегося и обещающего не выражаются акты внимания то не может состояться даже простейший факт.
Таким образом, единство и взаимосвязь активных методов позволяет осуществлять обучение как совместную творческую деятельность преподавателя и обучаемых, сотворчество и сотрудничество, значительно повысить эффективность и качество подготовки специалистов. То есть в активность личности понимается здесь как активность на уровне восприятия и памяти, воображения и творческого мышления, активности воспроизведения, воссоздания или создания нового, социальной активности. Так же рассмотрены примеры проведения различных уроков, идеи форм активных занятии для преподавания уроков по Истории Казахстана и Всемирной истории.
2 Технологии активного обучения
Обобщая все что писалось выше о сущности активного обучения в общих чертах, перейдем к тому, как активное обучение может быть реализовано на практике. Итак, центральной идеей является включение учащихся в осмысленную деятельность, адекватную тому материалу, который им необходимо изучить. Методика обучения, используемая учителями не менее важна для достижения высокого качества обучения учащихся. Используемые учителем подходы имеют существенное значение на то, какой эффект они оказывают на обучение. В связи с этим цели обучения образовательных программ по предметам «История Казахстана» и «Всемирная история» уровня основного среднего образования требуют от учащихся умений анализировать и оценивать, выражать свое мнение по поводу приобретаемых навыков.
Преподавание истории Казахстана в школе особенно важно, так как любой гражданин своего государства, страны, народа, населяющий это государство, прежде всего обязан знать историю своей родины. Для эффективной реализации целей и подходов данной учебной программы необходимо организовать процесс обучения предмету «История Казахстана» и «Всемирная история» на основе исторических концептов (понятий). Навыки исторического мышления должны развиваться на каждом уроке с учетом их постепенного расширения и прогрессии. Построение обучения с фокусом на определенные исторические концепты позволяет развивать у учащихся навыки исторического мышления на основе конкретного учебного материала.
По данным курсовой работы можем выявить что техники
Ниже представлен исходный набор идей, которые можно реализовать в рамках активного обучения [11]. Выделила топ 10 идей для проведения урока по предметам «История Казахстана» и «Всемирная история».
Идеи для проведение активных занятий
№ | Вид занятии | Организационный момент | Практическая значимость |
1. | Работа с источниками | Задание заключается в том, чтобы составить из цитат связный текст (на листе бумаги или ватмане), добавив к полученным фразам смысловые связки. В дальнейшем полученные тексты группируются, трансформируются в диаграммы, соединяются между собой стрелками и т.д. | В заключении, опираясь на все цитаты, ученики приходят к своему собственному общему выводу. |
2. | Построение схемы классификации понятий. | Задание разработать изначальный «скелет» будущей схемы и определять место каждого нового знания внутри системы (по крайней мере, в рамках предлагаемой схемы). Очевидно, что подобная разработка общей системы знаний должна относиться ко всем школьным дисциплинам, учитывая то, что в ряде случаев информация подается в разрозненном виде и именно поэтому быстро забывается. | Учащиеся должны уметь двигаться по схеме «вверх» и «вниз», от общего к частному и обратно, и уметь давать объяснения критериев классификации. |
3. | Логика естественных законов | На уроках истории может быть рассмотрено влияние какого-либо события на будущее, на уроках литературы – развитие разнообразных литературных стилей. | Графическое представление знаний будет адекватным вспомогательным средством для того, чтобы учащимся было легче провести собственное исследование заданного события. |
4. | Ось как графическое представление исторического времени. | Для того чтобы визуализировать течение исторического времени, можно нарисовать горизонтальную линию длиной в несколько метров. Далее отрезками обозначаются века. Остальную информацию на историческую ось заносят ученики. Если говорить конкретнее, то это могут быть даты основных исторических событий, имена исторических фигур (их портеры можно поместить рядом с их именами и ключевыми событиями), изображения важнейших памятников эпохи (сооружений, предметов искусства, изобретений и т.д.), изображения вещей, типичных для данной эпохи, преобладающих орудий труда, оружия, одежды и прочих предметов быта. Всё это включается в схему по мере изучения истории. Точно так же во время урока учащимся предлагается определить место изучаемого события на оси времени и таким образом оценить, что было характерно для того или иного временного периода. Когда же она будет составлена полностью, учащимся можно предложить сравнивать между собой события определенного исторического периода или же прослеживать изменения, которые происходили в одежде, вооружении и т.д. . | Необходимо заметить, что чем больше учащиеся будут включены в процесс создания карты – оси исторического времени, тем более доступным для них станет само понятие «исторического времени», и тем выше будет кумулятивный эффект активного участия, заключающийся в том, что новое знание всегда будет соединяться с уже имеющимся, визуально представленным. С технической стороны, ось может быть нарисована в классе на стене, а иллюстрации можно будет свободно прикреплять и снимать |
5. | Взаимное обучение «от ученика к ученику» | Учащиеся разделяются на группы по пять-шесть человек, и каждому участнику поручается часть групповой работы. Группе дается задание проработать урок (это может быть статья в газете, сюжет ТВ-программы, видеозапись и т.д.). | Каждому участнику группы будет полезно попробовать себя в роли лидера, что будет стимулировать активность и не даст кому-либо увильнуть от общей работы. |
6. | Мозговой штурм | В рабочей группе создается особая атмосфера свободных ассоциаций, высказываемые идеи не подлежат цензуре, какими бы глупыми, странными, абсурдными или неприемлемыми они ни казалась. | Техника мозгового штурма заключается в свободном продуцировании идей. |
7. | За и против. | Учащиеся разделиться на подгруппы по собственному желанию, или же учитель сам определяет, кто будет «ЗА», а кто – «ПРОТИВ», несмотря на предпочтения участников (оба метода одинаково эффективны). Основное требование к организации дискуссии заключается в том, чтобы она была основана на знании конкретной школьной дисциплины (а не на экспромте и импровизации). Данное условие совершенно необходимо для того, чтобы аргументация обеих сторон имела непосредственное отношение к сути обсуждаемого, а к отстаиваемому противоположной стороной взгляду относились с уважением. | Они научатся тому, как правильно вести обоснованный диалог, необходимым для них станет умение внимательно слушать другую сторону, чтобы лучше. Группа участников сплачивается, начинает идентифицировать себя с отстаиваемой ими точкой зрения, и таким образом обсуждаемая проблема приобретает личную значимость. |
8. | Анализ текста учебника | Задание прочитать новый текст в учебнике, выписать все незнакомые слова, и придумать, как найти их значения; выписать все предложения, касающиеся конкретной темы; выделить основной смысл текста (к примеру, в форме трех-четырех ключевых слов); предложить более подходящее или более точное название для текста учебника; составить краткое изложение текста в двадцать – тридцать слов; определить, с какими темами этого и других предметов связан данный текст; учеников спрашивают, встречались ли они ранее с проблемами, обсуждаемыми в тексте (где конкретно и что именно было сказано по этому поводу?); задается вопрос о том, применима ли информация, полученная из текста, к реальной жизни (где и как?); | Учащимся дается задание проиллюстрировать текст, самостоятельной работы, обмен мнениями между учениками, и использует все возможности для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, что именно необходимо запомнить. |
9. | Создание учебника | Учащимся можно предложить составить альтернативный вариант учебника, точнее, нескольких параграфов. На начальном этапе можно использовать. Ребята могут использовать правила, предложенные учителем, или выдумать собственные, помня при этом об основной цели игры: выучить правила грамматики. | Данная форма работы возможна только в старших классах |
10. | Библиотечное исследование | Задание заключаться в том, чтобы учащиеся, используя разные источники информации, найти определенные данные, различные интерпретации, интересные детали и т.д.; составили по собранной информации реферат; составили библиографию литературы, и рассказали об этом в классе; обсудили работу разных исследовательских групп и объединили свои результаты воедино. | Умение работать с источниками, первый шаг к научно – исследовательской деятельности. |
Используя вышеперечисленные техники, учитель может поддерживать и повышать внутреннюю мотивацию учащихся путем: - разработки интересных уроков, чтобы через активность учеников улучшать навыки коммуникации; - реализации разнообразного содержания уроков так, чтобы были использованы различные подходы активного обучения; - вовлечения учеников в экспериментирование с помощью новых методов преподавания и учения (это «связывает» учителей, учеников и задания, улучшает обратную связь учеников и позитивную среду обучения).
Эмпирическая часть. В качестве примера можем провести «активный» урок по (ТУП)
Предмет: «История Казахстана»
Класс: 5
Тема: Как жили древние люди?
Цели: 5.1.1.1 описывать антропологию первобытных людей
5.1.2.1 демонстрировать жизнь и быт первобытных людей в творческой форме (рассказ, изображение, постановка, макет).
Цели данного урока позволяют провести урок не в традиционном форме, в виде театрализованной ролевой игры. Первоначально преподаватель составляет сценарий игры, готовит краткий материал для роли, распределять класс на несколько групп.
1 – группа: Охотники (4 - 5 мальчиков)
2 – группа: Собиратели (4 – 5 девочек)
3 – группа: Крупные животные (остальной класс)
На данном занятии обучающиеся знакомятся с основным деятельностями древних людей, первой формой родовой общности (патриархат и матриархат).
Задачи данного метода включает несколько аспектов:
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, формирование определенных подходов нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, творческих способностей, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности.
Материал к игре. К первой группе: Первобытный человек, вооружённый примитивными орудиями труда, добывал средства к жизни. Чтобы выжить, он не мог охотится в одиночку, приходилось соединяться в группы, совместно защищаться от хищных зверей и добывать пищу. Коллективы древнейших людей называют человеческим стадом. В стаде было несколько десятков человек, все обитатели пещеры – родственники. Охота на крупных животных велась коллективно, посредством облавы и загона.
Вторая группа: Мужчины охотились, женщины занимались собирательством, готовили пищу, заботились о детях. Поэтому первой формой родовой общности был материнский род (матриархат). Собирательство – это одна из древнейших форм хозяйственной деятельности человека, состоящая в собирании пригодных в пищу природных ресурсов: дикорастущих съедобных кореньев, плодов, ягод, мёда.
Третья группа: Первобытные люди охотились на крупных животных их составляли бизоны, мамонты и другие копытные животные.
Учитель должен стать не только организатором игры, но и ее участником. Он должен положить начало творческой работе, умело ввести ребят в игру. Во время проведения игр иногда складываются такие обстоятельства, где без учителя просто не обойтись: он нужен во время возникающих споров, в его власти дать игре новый поворот, направить ее по новому руслу, усложнить, сделать еще более интересной, обратить внимание играющих на новые детали.
Участникам постановки дается время для подготовки и репетиций, около 10 минут. В ходе урока можно выбрать жюри из остальной аудитории кому не досталось роли, дают оценку за постановку по 10 бальной шкале.
Таким образом, на данном уроке учитель, используя одно из техник активного обучения, достигает цели обучения за текущий урок. В ходе урока, учащиеся активируется, развиваются их воображения, представление о деятельности первобытных людей и картина мира.
Заключение
Резюмируя все вышеуказанное, как показывает практика одним из направлений совершенствования образовательного процесса является использование активных методов обучения. В педагогике понятие «метод обучения» трактуется различными учеными неоднозначно. Сегодня методы обучения — это способы совместной деятельности преподавателей и обещающихся по достижению педагогических целей и задач, по воспитанию и развитию в процессе обучения. Любой метод обучения в определенной мере способствует развитию личности. Однако результат развития может быть более эффективным, если обучающиеся будут включены в активную деятельность.
Традиционно выделяют четыре группы методов о котором более шире было написано в первом разделе, среде них непосредственно активное обучение. Под активными методами обучения понимают - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Исследования показывают, что именно на активных занятиях – если они ориентированы на достижение конкретных целей и хорошо организованы – учащиеся часто усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя.
Использование активных методов обучения, их выбор определяются целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями обучаемых и рядом других условий. Опыт преподавания свидетельствует о целесообразности сочетания различных методов и форм. Один из выдающихся педагогов психологов российской школы А. Вербицкий интерпретирует сущность понятия активное обучение как переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации педагогического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении. Теоретический анализ показывает, что наиболее характерным направлением повышения эффективности обучения и является создание таких психолого-педагогических условий, в которых студент может занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект учебной деятельности. Воспитание личности специалиста означает прежде всего формирование системы его потребностей и мотивов. Соотношение различных мотивов обусловливает выбор содержания воспитания, конкретных форм.