Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету История Казахстана.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
по предмету «История Казахстана»
9 класс
Нур-Султан, 2021

2
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «История Казахстана» для обучающихся в 9 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе Типовой учебной программы и учебного плана по предмету «История Казахстана» (в рамках обновления содержания среднего образования) для основной школы (с русским языком обучения). Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики).
Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах

3
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ ........................... 4
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в послевоенные годы
(1946-1953 годы)» ......................................................................................................................... 4
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в годы «хрущевской
оттепели» (1954–1964 годы)» .................................................................................................... 8
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ ........................ 12
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в годы «застоя» (1965–1985
годы)».......................................................................................................................................... 12
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Культура Советского Казахстана
(1946–1985 годы)» ...................................................................................................................... 16
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ ...................... 20
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в годы перестройки (1986–
1991 годы)» ................................................................................................................................. 20
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Возрождение государственности
Казахстана (1991–1996 годы)» ................................................................................................. 24
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ ....................... 28
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Развитие Независимого Казахстана
(с 1997 года до настоящего времени)» .................................................................................... 28
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Культура современного Казахстана
(с 1991 года до настоящего времени)» .................................................................................... 33


4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в послевоенные годы
(1946-1953 годы)»
Темы
Социально-экономическое развитие Казахской ССР в послевоенные годы
Влияние сталинской идеологии на общественно- политическую жизнь в Казахстане
Цели обучения
9.4.1.1 оценивать изменения, имевшие место в сельском хозяйстве в советское время
9.3.1.1 объяснять особенности общественно-политической жизни, давать собственную интерпретацию
Критерии оценивания

Оценивает изменения в сельском хозяйстве в послевоенные годы

Объясняет особенности общественно-политической жизни послевоенного периода, с точки зрения собственного мнения
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Выполните задания
1) Почему в период 1928–1946 гг. поголовье скота в Казахстане уменьшилось в два раза?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2) Оцените последствия войны для сельского хозяйства КазССР.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3) Какие меры предприняло государство для решения проблем в сельском хозяйстве? а) ______________________________________________________________________________ b) ______________________________________________________________________________
4) Как повлияли предпринятые государством меры на решение сельскохозяйственной проблемы в стране? Сделайте вывод.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Используя исторические знания и информацию из исторического источника, выполните задания.
Идеология сталинской модели социализма в 1940-х – начале 1950-х годов достигла
своего апогея. Во внутренней политике сталинское руководство усилило контроль над
духовной жизнью. В сложных условиях, под неусыпным контролем партийных комитетов
развивались общественные науки. Политика репрессий в отношении народов СССР была

5
четко озвучена в так называемой «речи Победы», произнесенной И. Сталиным 24 мая 1945
года.
1) Объясните почему после Великой Отечественной войны усиливается сталинская идеология?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2) Объясните в чем заключается сталинская идеология?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3) Напишите главный государственный орган Советской власти, который осуществлял реализацию сталинской идеологии.
________________________________________________________________________________
4) После какого постановления начинаются масштабные преследования инакомыслия и национальной интеллигенции в послевоенный период?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5) Назовите не менее трех представителей казахской интеллигенции, которые подверглись репрессиям в послевоенные годы.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6) В чем обвиняла советская власть национальную интеллигенцию?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. Прочитайте текст и объясните причину критики советской властью книги «История
Казахской ССР» и назовите одного из авторов этой книги.
Объектом жесточайшей критики со стороны властей стала История Казахстана,
изданная в 1943 г. Началось навязывание идеологических стандартов, подавление
национального самосознания. В общественное сознание внедрялась концепция об особой
мессианской роли России в истории других народов. История казахов отрывалась от истории
других тюркских и мусульманских народов и искусственно привязывалась к истории России.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________


6
Критерии оценивания

задания
Дескрипторы
Баллы
Обучающийся
Оценивает изменения в сельском хозяйстве в послевоенные годы
1 анализирует причину уменьшения поголовья скота в Казахстане в период
1929–1946 гг.;
1 оценивает последствия войны для сельского хозяйства;
1 определяет первое мероприятие, предпринятое государством для решения сельскохозяйственных проблем;
1 определяет второе мероприятие, предпринятое государством для решения сельскохозяйственных проблем;
1 делает выводы о результатах предпринятых мер;
1
Объясняет особенности общественно- политической жизни послевоенного периода, с точки зрения собственного мнения
2 объясняет причину усиления сталинской идеологии после ВОВ;
1 объясняет суть сталинской идеологии;
1 определяет главный государственный орган, который осуществлял реализацию сталинской идеологии;
1 определяет постановление, после которого началось преследование инакомыслящих;
1 указывает первого представителя казахской интеллигенции, который был репрессирован в послевоенный период;
1 указывает второго представителя казахской интеллигенции, который был репрессирован в послевоенный период;
1 указывает третьего представителя казахской интеллигенции, который был репрессирован в послевоенный период;
1 определяет обвинения, которые предъявляла советская власть национальной интеллигенции;
1 3 объясняет причину критики государством книги «История Казахской ССР»;
1 определяет одного из авторов книги
«История Казахской ССР».
1
Всего баллов
15

7
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Казахстан в послевоенные годы (1946–1953 годы)»
ФИО обучающегося _____________________________________________________
Критерии оценивания
Уровень учебных достижений обучающегося
Низкий
Средний
Высокий
Оценивает изменения в сельском хозяйстве в послевоенные годы
Затрудняется в оценивании изменений в сельском хозяйстве в послевоенный период
Допускает ошибки в оценивании изменений в сельском хозяйстве в послевоенный период
Оценивает изменения в сельском хозяйстве в послевоенные годы
Объясняет особенности общественно- политической жизни послевоенного периода, с точки зрения собственного мнения
Затрудняется в объяснении особенностей общественно- политической жизни послевоенного периода, с точки зрения собственного мнения
Допускает ошибки при объяснении особенностей общественно-политической жизни послевоенного периода, с точки зрения собственного мнения
Объясняет особенности общественно-политической жизни послевоенного периода, с точки зрения собственного мнения


8
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в годы «хрущевской
оттепели» (1954–1964 годы)»
Темы
Общественно-политическое развитие Казахстана в период
«хрущевской оттепели»
Сырьевая направленность экономики Казахской ССР
Цели обучения
9.3.1.1 объяснять особенности общественно-политической жизни, давать собственную интерпретацию
9.3.2.1 анализировать последствия создания военно- промышленного комплекса Казахстана во второй половине XX века
Критерии оценивания

Объясняет особенности общественно-политической жизни в период «хрущевской оттепели», с точки зрения собственного мнения

Анализирует последствия деятельности военных полигонов для населения и природы Казахстана во второй половине ХХ века

Анализирует последствия деятельности космодрома
Байконыр
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Укажите в таблице общественно-политические изменения в период «хрущевской оттепели».
Что было отменено и закрыто?
Что было введено?
1.
2.
1.
2.
3.
2. Напишите историческое эссе на тему «Последствия ядерных полигонов на территории
Казахстана», используя структуру ПОПС-формулы.
Позиция (Я считаю)
Объяснение (Потому, что …)
Я могу привести на это пример (3 примера)
Следствие

9
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
3. Проанализируйте положительные и отрицательные последствия функционирования космодрома Байконыр
Положительные
Отрицательные
1.
2.
1.
2.


10
Критерии оценивания

задания
Дескрипторы
Баллы
Обучающийся
Объясняет особенности общественно- политической жизни, с точки зрения собственного мнения
1 указывает форму политического инструмента, который был отменен;
1 определяет, что было закрыто в период
«хрущевской оттепели»;
1 определяет первое общественно- политическое изменение в указанный период;
1 определяет второе общественно- политическое изменение в указанный период;
1 определяет третье общественно- политическое изменение в указанный период;
1
Анализирует последствия деятельности военных полигонов для населения и природы Казахстана во второй половине ХХ века
2 обозначает свою позицию;
1 объясняет свою позицию;
1 приводит первый пример для обоснования своей позиции;
1 приводит второй пример для обоснования своей позиции;
1 приводит третий пример для обоснования своей позиции;
1 пишет аргументированный вывод;
1
Анализирует последствия деятельности космодрома
Байконыр
3 определяет первое положительное последствие;
1 определяет второе положительное последствие;
1 определяет первое отрицательное последствие;
1 определяет второе отрицательное последствие.
1
Всего баллов
15

11
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Казахстан в годы «хрущевской оттепели» (1954–1964 годы)»
ФИО обучающегося _____________________________________________________
Критерии оценивания
Уровень учебных достижений обучающегося
Низкий
Средний
Высокий
Объясняет особенности общественно- политической жизни, с точки зрения собственного мнения
Затрудняется в объяснении особенностей общественно- политической жизни, с точки зрения собственного мнения
Допускает ошибки при объяснении особенностей общественно-политической жизни, с точки зрения собственного мнения
Объясняет особенности общественно-политической жизни, с точки зрения собственного мнения
Анализирует последствия деятельности военных полигонов для населения и природы Казахстана во второй половине ХХ века
Затрудняется в анализе последствий деятельности военных полигонов для населения и природы
Казахстана во второй половине ХХ века
Допускает ошибки при анализе последствий деятельности военных полигонов для населения и природы
Казахстана во второй половине
ХХ века
Анализирует последствия деятельности военных полигонов для населения и природы Казахстана во второй половине ХХ века
Анализирует последствия деятельности космодрома Байконыр
Затрудняется в анализе последствий деятельности космодрома Байконыр
Допускает ошибки при анализе последствий деятельности космодрома Байконыр
Анализирует последствия деятельности космодрома
Байконыр