Файл: Образовательная программа лагеря дневного пребывания Русь моя Великая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Утверждаю директор МАОУ «Новомусинская СОШ»

_____ Г.А. Апсалямов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОМУСИНСКАЯ СОШ»
Дополнительная общеобразовательная программа

лагеря дневного пребывания

«Русь моя Великая»

(возраст 7-16 лет)
(Автор программы: Шабаева Н.М.,

заместитель директора)


Новомусино, 2022
Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья, период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и рас­ширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего лагеря дневного пребывания отдыха вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здо­ровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

Актуальность программы

Название программы лагеря дневного пребывания «Русь моя Великая». Такой выбор был сделан не случайно – в соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2022 год в Российской Федерации объявлен Годом культурного наследия народов России. В реализации программы «Русь моя Великая»,  ребята пройдут серьёзные  испытания и  приобщатся
к знаниям народов, населяющих Россию, её прошлом, её культуре, обычаях, традициях, умениях.

Актуальность данной программы мы видим в создании педагогической воспитательной среды, способствующей углубленному знакомству с национальной культурой нашей Родины, в воспитании чувства патриотизма и гражданственности, в формировании национального самосознания, гордости за свой народ.

Данная программа предоставит возможность для раскрытия творческих способностей каждого ребенка, создаст условия для самореализации потенциала детей и подростков в результате коллективной творческой и общественно полезной деятельности. И благодаря этому в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, лидерские навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов.
Отличительная особенность

Данная программа рассчитана на 21 день лагерной смены. Это модифицированная рабочая программа, измененная с учетом предложений детей и их родителей: введены разнообразные мероприятия по своей направленности, в конце лагерной смены проводится творческая выставка проектов, т.е. результатов деятельности каждого отряда.

В отличие от программы «Большое космическое путешествие» (автор Файзуллина Л.И.) реализуемой прошлой оздоровительной кампанией, данная программа – это воспитательное пространство лагеря, в основу организации закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся туристами - участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

В данной программе мы использовали опыт работы педагогов Амерхановой А.Р. (программа «Вселенная»), Носовой И.Н.(программа «Патриот»).  

Данная программа отличается тем, что способствует формированию интереса детей к знаниям о своем народе, ее прошлом, его культуре, обычаях, традициях, умениях.

Так же данная программа отличается от уже существующих в систематичности подхода к ее реализации. Накопленный опыт работы предыдущих лет позволяет проанализировать и предложить возможные новые формы работы, наполняя программу новым содержанием. Например, тренинги (форма практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы),

исследования (сбор и анализ данных с целью нахождения оригинальных решений), агитационно-пропагандистская деятельность (форма работы, направленная на оказание влияния на массы, в частности, в вопросе отношения к проблемам науки: беседы, создание брошюр, плакатов и др.), квесты (такие увлекательные «живые» игры для команды из нескольких человек, где участникам предлагается выполнить определенное задание, ограниченное по времени), флэшмобы и др.

Так же принципиально новой формы организации деятельности в летнем лагере станет работа пресс-центра, целью которого будет являться освещение жизнедеятельности детского лагеря. Участие в деятельности пресс-центра позволит ребенку ощутить себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему массовой коммуникации, даст возможность свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать интересы, обращаться к общественному мнению.

Новизна программы

Новизна программы в том, что каждый из нас, ребенок и взрослый, имеет возможность стать туристом и путешествовать по родной необъятной Родине, имеющей великие традиции и обычаи.

Программа включает в себя не только оздоровительные, воспитательные, досуговые функции, а также познавательные. Участников смены ждут приключения, веселые и шуточные конкурсы. Конечно же «туристы» должны иметь хорошую физическую подготовку, иметь определенные знания в данном направлении. В каждый этап программы «Русь моя Великая» включены разнообразные подвижные и интеллектуальные игры, спортивные и досуговые мероприятия, познавательные презентации, клипы и фильмы, а также тренинги, гимнастики с целью оздоровления и развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков и способностей ребёнка, а также всестороннего развития его личности.

Направленность программы

Данная программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях временного детского коллектива.

Направления деятельности

Мероприятия

Интеллектуально-творческое воспитание

-конкурс рисунков на космическую тему;

-конкурс рисунков на асфальте на тему «Лето, солнце, лагерь, дети»;

-концерт, посвященный открытию лагерной смены;

-потеха-шоу;

-гиннес-шоу;

-турнир рыцарей вежливости;

-КВН «Путешествие по сказкам»;

- Лит Квест «Там чудеса…»;

-ОЛМ – Конкурсная программа «Танцы моего народа»;

-ОЛМ - конкурс талантов «Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля».

Здоровый образ жизни

-минутки здоровья;

-подвижные игры;

-ОЛМ – спортивно-развлекательная программа «Весёлые старты».

Экологическое воспитание

-ориентирование на местности «Экологическая тропа»;

-экологический десант. Уборка лагерной и прилагерной территории;

-конкурс плакатов «Чтоб пожара избежать, Вот что должен школьник знать…»;

-ОЛМ – познавательно-развлекательная программа «Экомарафон».

Нравственно - патриотическое и краеведческое

-беседа «Шарлык-край героев и родников», просмотр видеофильма;

-конкурс чтецов «А мы с тобой войны не знали»;

-ОЛМ - праздничная программа «Слава павшим героям»;

-ОЛМ - праздничная программа «Тебе, Россия, наш привет».



Адресат программы: дети в возрасте от 7 до 16 лет. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в 2 разновозрастных отрядах по 12 и 13 человек.

Цель программы: создание условий для раскрытия у детей и подростков творческих, интеллектуальных способностей, навыков самореализации и здорового образа жизни, развития мотивации к информационному познанию окружающего мира в условиях детского лагеря.
Задачи программы:

  1. Организовать игровую деятельность детей как оптимальный природосообразный способ социальной адаптации ребенка.

  2. Создать условия для развития творческих способностей детей и подростков через решение нестандартных практических задач.

  3. Способствовать развитию интереса к поисковой и исследовательской работе через включение детей в реализацию конкретных проектов и разработку коллективных творческих дел.

  4. Развивать у ребят осознание ценностного отношения к своему здоровью через включение их в мероприятия различных педагогических проектов.

  5. Укреплять физическое здоровье детей через спортивные мероприятия.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности программы

Ожидаемые результаты программы:

Качественные:

  • занятость учащихся в летнее время;

  • оздоровление детей;

  • раскрытие творческого потенциала детей;

  • установка на активную природоохранную деятельность;

  • любовь к родному краю;

  • бережное отношение к природе.

Количественные:

  • оздоровление двадцати пяти детей;

  • еженедельное освещение работы лагеря на сайте учреждения;

  • ежедневное освещение деятельности лагеря пресс-центром посредством выпуска ежедневной газеты «Луч»;

  • оформление одного фотоальбома или одного видеоролика по итогам смены;

  • подведение итогов по результатам деятельности (награждение лидирующего отряда, а также награждение отличившихся ребят).

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных видах деятельности повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.


Принципы реализации программы:

  • принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;

  • принцип креативности – приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности и творческого отношения к делу;

  • принцип деятельности – новое знание вводится не в готовом виде, а через «открытие» его детьми.

  • принцип добровольности участия в делах;

  • принцип комплексности – смена носит комплексный характер, выражаемый в её разнонаправленности, разнообразии используемых форм, методов и состава обучающихся.

Изложенные выше принципы не только обеспечивают формирование у детей познавательных интересов, творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержки их здоровья.
Методы реализации программы

Методы оздоровления:

- утренняя гимнастика;

- спортивные занятия и соревнования;

- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма.

Методы воспитания:

- убеждение;

- поощрение;

- личный пример;

- вовлечение каждого в деятельность;

- самоуправление.

Методы образования:

- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог);

- экскурсии;

- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры);

- проектно-конструкторские методы (моделирование ситуации, создание творческих работ);

- практическая работа (упражнения, тренинги, учебно-исследовательская деятельность);

- наблюдения.

Формы организации деятельности детей

Целесообразными формами организации деятельности считаем следующие:

  • беседы;

  • дискуссии;

  • экскурсии;

  • конкурсно - игровые и познавательные программы;

  • квесты;

  • деловые и ролевые игры;

  • выставки;

  • флэшмобы;

  • викторины;

  • соревнования;

  • тренинги;

  • исследования;

  • трудовой десант;

  • агитационно-пропагандистская деятельность и др.

Органы самоуправления в лагере

Для организации самоуправления в начале смены проходит деловая игра, в результате которой избирается высший орган власти в лагере – Совет тургрупп. Он координирует и контролирует работу всех отрядов, решает текущие вопросы.