Файл: Учебник для общеобразовательных учреждений Н. И. Сонин. М. Дрофа, 2016. Пояснительная записка к рабочей программе по курсу биологии 7 класс.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учет особенностей учащихся класса
Подростковый возраст – это возраст от 10 –11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 6-8 классов. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысле подросток - полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности. Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина. Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении. Основная особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта. В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь, работать на другом («любимом») уроке.
Используемые технологии:
-
проблемное обучение; -
развивающее обучение; -
дифференцированное обучение; -
игровое обучение; -
обучение развитию критического мышления
Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Виды контроля:
-
вводный, -
текущий, -
тематический, -
итоговый,
Формы контроля:
-
проверочная работа; -
тест; -
фронтальный опрос; -
зачет
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, проверочные работы, тесты) и устный опрос (собеседование).
Основной формой итогового контроля является тестирование, зачеты.
Формы промежуточной аттестации учащихся:
-
Промежуточная аттестация в ОУ подразделяется на:
-
годовую аттестацию – оценку качества усвоения учащимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год; -
четверть – оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного полугодия на основании текущей аттестации; -
текущую аттестацию - оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения учащимися по результатам проверки (проверок).
Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ учащихся являются:
Формы письменной проверки:
письменная проверка – это письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста (тестовый контроль).
Формы устной проверки:
устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.
Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.
При промежуточной аттестации учащихся в ОУ применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах), «зачёт», «незачёт» или словесного (оценочного) суждения. Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются методическим объединением по данному предмету и утверждаются педагогическим советом ОУ.
Содержание, формы и порядок проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся ОУ проводится с целью определения качества освоения учащимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении четверти. Отметка учащегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.
Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся за год может проводиться письменно, устно, в других формах. Формами проведения годовой письменной аттестации являются: контрольная работа, тест и др. К устным формам годовой аттестации относятся: защита реферата, проектно-исследовательская работа, зачет, собеседование и другие.
Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации учащихся разрабатываются учителем в соответствии с государственным стандартом общего образования
Формы промежуточной аттестации учащихся
VII класс
Предмет | I | II | III | IV | Итоговый контроль (год) |
Биология | Тестовая работа | Контрольная работа | Тестовая работа | Контрольная работа | Тестовая работа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология: 7 класс / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко
(34 ч, 1 ч в неделю)
Тема 1. Общие сведения о мире животных (2 ч)
Зоология — наука о животных. Животные и окружающая среда. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.
Экскурсия №1 «Разнообразие животных в природе»
Планируемые результаты обучения
Личностные:
-
формирование ответственного отношения к обучению; -
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; -
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; -
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; -
формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
-
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; -
ставить учебную задачу под руководством учителя; -
систематизировать и обобщать разумные виды информации; -
составлять план выполнения учебной задачи.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
-
основные признаки царства Животные; -
основные методы изучения животных; -
черты сходства и различия животных и растений; -
особенности сред жизни и среды обитания; -
классификацию животных и основные систематические группы; -
взаимосвязи животных в природе, трофические связи; -
последствия влияния человека на животных; -
ученых-зоологов, их заслуга в развитии зоологии.
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять значение знания зоологии в повседневной жизни; -
характеризовать методы биологических исследований; -
работать с лупой и световым микроскопом; -
узнавать на таблицах и рисунках представителей царства Животные; -
анализировать, оценивать роль животных в экосистемах; -
пояснять на конкретных примерах распространение животных в различных средах обитания; -
доказывать наличие взаимосвязей между животными в природе; -
устанавливать систематическое положение различных таксонов на конкретных примерах; -
оценивать результаты влияния человека на животных с этической точки зрения; -
определять роль отечественных учёных в развитии зоологии; -
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Тема 2. Строение тела животных (1 ч)
Клетка. Ткани, органы и системы органов.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
-
основные органоиды клетки; -
черты сходства и различия животной и растительной клетки; -
особенности тканей животных; -
типы симметрий; -
особенности органов и систем органов животных.
Учащиеся должны уметь:
-
сравнивать клетки растений и животных; -
работать со световым микроскопом; -
узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды животной клетки; -
узнавать на таблицах и микропрепаратах ткани животных; -
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Тема 3. ПодцарствоПростейшие, или Одноклеточные (2 ч)
Общая характеристика подцарства Простейшие. Среда обитания, внешнее строение амёбы-протея, разнообразие саркодовых. Класс Жгутиконосцы, среда обитания, передвижение на примере эвглены зелёной. Особенности жизнедеятельности, сочетание признаков животных и растений. Разнообразие жгутиконосцев.
Тип Инфузории, среда обитания, особенности строения и размножения. Разнообразие инфузорий.
Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты, меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.
Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки».
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
-
основные признаки подцарства Простейшие; -
основные органоиды клетки простейших; -
особенности жизнедеятельности представителей различных классов простейших; -
значение простейших в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
-
выявлять характерные признаки подцарства Простейшие; -
устанавливать взаимосвязь строения и функций организма простейших; -
устанавливать взаимосвязь между характером питания и условиями среды; -
приводить доказательства более сложной организации колониальных простейших; -
наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты, делать выводы; -
приводить доказательства необходимости выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими; -
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.