Файл: Учебник для общеобразовательных учреждений Н. И. Сонин. М. Дрофа, 2016. Пояснительная записка к рабочей программе по курсу биологии 7 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учет особенностей учащихся класса

Подростковый возраст – это возраст от 10 –11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 6-8 классов. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысле подросток - полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности. Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина. Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении. Основная особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта. В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь, работать на другом («любимом») уроке.

Используемые технологии:

  • проблемное обучение;

  • развивающее обучение;

  • дифференцированное обучение;

  • игровое обучение;

  • обучение развитию критического мышления


Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Виды контроля:

  • вводный,

  • текущий,

  • тематический,

  • итоговый,

Формы контроля:

  • проверочная работа;

  • тест;

  • фронтальный опрос;

  • зачет

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, проверочные работы, тесты) и устный опрос (собеседование).

Основной формой итогового контроля является тестирование, зачеты.
Формы промежуточной аттестации учащихся:


  1. Промежуточная аттестация в ОУ подразделяется на:

  • годовую аттестацию – оценку качества усвоения учащимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год;

  • четверть – оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного полугодия на основании текущей аттестации;

  • текущую аттестацию - оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения учащимися по результатам проверки (проверок).

Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ учащихся являются:

Формы письменной проверки:

письменная проверка – это письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста (тестовый контроль).

Формы устной проверки:

устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.

Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.

При промежуточной аттестации учащихся в ОУ применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах), «зачёт», «незачёт» или словесного (оценочного) суждения. Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются методическим объединением по данному предмету и утверждаются педагогическим советом ОУ.

Содержание, формы и порядок проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация учащихся ОУ проводится с целью определения качества освоения учащимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении четверти. Отметка учащегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.



Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация учащихся за год может проводиться письменно, устно, в других формах. Формами проведения годовой письменной аттестации являются: контрольная работа, тест и др. К устным формам годовой аттестации относятся: защита реферата, проектно-исследовательская работа, зачет, собеседование и другие.

Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации учащихся разрабатываются учителем в соответствии с государственным стандартом общего образования
Формы промежуточной аттестации учащихся

VII класс

Предмет

I

II

III

IV

Итоговый контроль (год)

Биология

Тестовая работа

Контрольная работа

Тестовая работа

Контрольная работа

Тестовая работа



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология: 7 класс / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко

(34 ч, 1 ч в неделю)

Тема 1. Общие сведения о мире животных (2 ч)

Зоология — наука о животных. Животные и окружающая среда. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

Экскурсия №1 «Разнообразие животных в природе»

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры.

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разумные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки царства Животные;

  • основные методы изучения животных;

  • черты сходства и различия животных и растений;

  • особенности сред жизни и среды обитания;

  • классификацию животных и основные систематические группы;

  • взаимосвязи животных в природе, трофические связи;

  • последствия влияния человека на животных;

  • ученых-зоологов, их заслуга в развитии зоологии.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение знания зоологии в повседневной жизни;

  • характеризовать методы биологических исследований;

  • работать с лупой и световым микроскопом;

  • узнавать на таблицах и рисунках представителей царства Животные;

  • анализировать, оценивать роль животных в экосистемах;

  • пояснять на конкретных примерах распространение животных в различных средах обитания;

  • доказывать наличие взаимосвязей между животными в природе;

  • устанавливать систематическое положение различных таксонов на конкретных примерах;

  • оценивать результаты влияния человека на животных с этической точки зрения;

  • определять роль отечественных учёных в развитии зоологии;

  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Тема 2. Строение тела животных (1 ч)


Клетка. Ткани, органы и системы органов.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • основные органоиды клетки;

  • черты сходства и различия животной и растительной клетки;

  • особенности тканей животных;

  • типы симметрий;

  • особенности органов и систем органов животных.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать клетки растений и животных;

  • работать со световым микроскопом;

  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды животной клетки;

  • узнавать на таблицах и микропрепаратах ткани животных;

  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Тема 3. ПодцарствоПростейшие, или Одноклеточные (2 ч)

Общая характеристика подцарства Простейшие. Среда обитания, внешнее строение амёбы-протея, разнообразие саркодовых. Класс Жгутиконосцы, среда обитания, передвижение на примере эвглены зелёной. Особенности жизнедеятельности, сочетание признаков животных и растений. Разнообразие жгутиконосцев.

Тип Инфузории, среда обитания, особенности строения и размножения. Разнообразие инфузорий.

Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты, меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.

Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки».

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки подцарства Простейшие;

  • основные органоиды клетки простейших;

  • особенности жизнедеятельности представителей различных классов простейших;

  • значение простейших в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять характерные признаки подцарства Простейшие;

  • устанавливать взаимосвязь строения и функций организма простейших;

  • устанавливать взаимосвязь между характером питания и условиями среды;

  • приводить доказательства более сложной организации колониальных простейших;

  • наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты, делать выводы;

  • приводить доказательства необходимости выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими;

  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.