Файл: Учебник для общеобразовательных учреждений Н. И. Сонин. М. Дрофа, 2016. Пояснительная записка к рабочей программе по курсу биологии 7 класс.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 ч)
Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Сходство и отличие строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности к наземному образу жизни. Размножение и развитие пресмыкающихся. Забота о потомстве. Зависимость жизненного цикла от температурных условий.
Разнообразие пресмыкающихся. Роль в биоценозах. Охрана редких и исчезающих видов. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся о древних амфибий.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 11. Класс Птицы (5 ч)
Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности к полёту. Типы перьев. Сходство покрова рептилий и птиц. Изменения скелета в связи с полётом. Причины срастания некоторых костей. Особенности мускулатуры, строения внутренних органов, дыхания птиц. Прогрессивные черты строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления, брачное поведение, гнездование, кочёвки, миграции. Систематические группы птиц. Признаки экологических групп, взаимосвязь внешнего строения, типа питания и мест обитания птиц. Значение и охрана птиц. Черты сходства птиц и рептилий.
Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы.Строение перьев».
Лабораторная работа № 7 «Строение скелета птицы».
Экскурсия № 2 «Птицы леса/парка/».
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (5 ч)
Общая характеристика, отличительные признаки строения тела. Строение покровов по сравнению с рептилиями. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности. Усложнение строения опорно-двигательной системы и внутренних органов млекопитающих.
Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Забота о потомстве. Изменение численности и её восстановление. Черты сходства млекопитающих с рептилиями, прогрессивные черты строения. Происхождение млекопитающих, разнообразие: отряды плацентарных.
Экологические группы млекопитающих. Происхождение домашних животных, животноводство. Редкие и исчезающие млекопитающие, их охрана.
Лабораторная работа № 8 «Строение скелета млекопитающих».
Экскурсия № 3 «Разнообразие млекопитающих(зоопарк или краеведческий музей)».
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 13. Развитие животного мира на Земле (2 ч)
Доказательства эволюции животного мира. Изучение ископаемых останков, особенностей индивидуального развития как доказательства эволюции. Основные положения учения Ч. Дарвина. Этапы эволюции животного мира. Уровни организации жизни. Состав биоценоза, цепи питания и превращение энергии. Экосистема, биогеоценоз, биосфера. Деятельность В.И. Вернадского, учение о биосфере, функции вещества в биосфере.
Экскурсия № 4 «Жизнь природного сообщества весной».
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Учебно-тематический план
Лабораторные работы:
Экскурсии:
Поурочно – тематическое планирование 7 класс
Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Сходство и отличие строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности к наземному образу жизни. Размножение и развитие пресмыкающихся. Забота о потомстве. Зависимость жизненного цикла от температурных условий.
Разнообразие пресмыкающихся. Роль в биоценозах. Охрана редких и исчезающих видов. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся о древних амфибий.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
-
основные признаки класса Пресмыкающиеся; -
особенности внешнего и внутреннего строения в связи с образом жизни; -
черты приспособленности жизни на суше; -
особенности строения и поведения представителей разных отрядов пресмыкающихся; -
меры предосторожности от укусов ядовитых пресмыкающихся; -
роль пресмыкающихся в биоценозах; -
доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфибий.
Учащиеся должны уметь:
-
находить черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных; -
устанавливать взаимосвязь строения внутренних органов и систем органов рептилий, их функций и среды обитания; -
характеризовать процесс размножения пресмыкающихся; -
определять, классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, натуральным объектам; -
характеризовать роль рептилий в биоценозах, в жизни человека; -
аргументировать вывод о происхождении пресмыкающихся от земноводных; -
объяснять необходимость охраны редких и исчезающих видов рептилий.
Тема 11. Класс Птицы (5 ч)
Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности к полёту. Типы перьев. Сходство покрова рептилий и птиц. Изменения скелета в связи с полётом. Причины срастания некоторых костей. Особенности мускулатуры, строения внутренних органов, дыхания птиц. Прогрессивные черты строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления, брачное поведение, гнездование, кочёвки, миграции. Систематические группы птиц. Признаки экологических групп, взаимосвязь внешнего строения, типа питания и мест обитания птиц. Значение и охрана птиц. Черты сходства птиц и рептилий.
Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы.Строение перьев».
Лабораторная работа № 7 «Строение скелета птицы».
Экскурсия № 2 «Птицы леса/парка/».
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
-
основные признаки класса Птицы; -
взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полёту; -
черты сходства и различия покровов птиц и рептилий; -
изменение строения скелета птиц в связи с приспособленностью к полёту; -
сезонные явления и их роль в жизни птиц; -
систематические группы птиц; -
роль птиц в природных сообществах и жизни человека; -
черты сходства древних птиц и пресмыкающихся, происхождение птиц; -
редкие и охраняемые виды птиц.
Учащиеся должны уметь:
-
находить черты отличия скелета птиц от скелета пресмыкающихся; -
устанавливать взаимосвязь строения внутренних органов и систем органов рептилий, их функций и среды обитания; -
выявлять черты более сложной организации птиц по сравнению с пресмыкающимися; -
характеризовать процесс размножения птиц, строение органов размножения, яйца птиц, этапы формирования яйца и развития в нём зародыша; -
устанавливать причины кочёвок и миграций птиц, их разновидности; -
определять, классифицировать птиц по рисункам, фотографиям, натуральным объектам; -
осваивать приёмы работы с определителями животных; -
характеризовать роль птиц в биоценозах, в жизни человека; -
наблюдать, описывать и обобщать результаты экскурсии; -
аргументировать вывод о происхождении птиц от пресмыкающихся; -
объяснять необходимость охраны редких и исчезающих видов птиц.
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (5 ч)
Общая характеристика, отличительные признаки строения тела. Строение покровов по сравнению с рептилиями. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности. Усложнение строения опорно-двигательной системы и внутренних органов млекопитающих.
Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Забота о потомстве. Изменение численности и её восстановление. Черты сходства млекопитающих с рептилиями, прогрессивные черты строения. Происхождение млекопитающих, разнообразие: отряды плацентарных.
Экологические группы млекопитающих. Происхождение домашних животных, животноводство. Редкие и исчезающие млекопитающие, их охрана.
Лабораторная работа № 8 «Строение скелета млекопитающих».
Экскурсия № 3 «Разнообразие млекопитающих(зоопарк или краеведческий музей)».
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
-
основные признаки класса Млекопитающие; -
прогрессивные черты строения и жизнедеятельности млекопитающих; -
особенности развития млекопитающих; -
особенности представителей различных отрядов млекопитающих; -
происхождение млекопитающих; -
домашних животных; -
редкие и охраняемые виды млекопитающих, меры охраны; -
роль млекопитающих в природных биоценозах и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
-
находить черты отличия скелета млекопитающих от скелета пресмыкающихся; -
устанавливать взаимосвязь строения внутренних органов и систем органов млекопитающих, их функций и среды обитания; -
характеризовать функции и роль желёз млекопитающих; -
аргументировать выводы о прогрессивном развитии млекопитающих; -
характеризовать процесс размножения п и развития млекопитающих; -
определять, классифицировать млекопитающих по рисункам, фотографиям, натуральным объектам; -
сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и отличия; -
использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о роли животных различных отрядов в экосистемах; -
характеризовать роль млекопитающих в биоценозах, в жизни человека; -
аргументировать вывод о происхождении млекопитающих от пресмыкающихся; -
объяснять необходимость охраны редких и исчезающих видов млекопитающих.
Тема 13. Развитие животного мира на Земле (2 ч)
Доказательства эволюции животного мира. Изучение ископаемых останков, особенностей индивидуального развития как доказательства эволюции. Основные положения учения Ч. Дарвина. Этапы эволюции животного мира. Уровни организации жизни. Состав биоценоза, цепи питания и превращение энергии. Экосистема, биогеоценоз, биосфера. Деятельность В.И. Вернадского, учение о биосфере, функции вещества в биосфере.
Экскурсия № 4 «Жизнь природного сообщества весной».
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
-
основные положения теории Дарвина; -
основные этапы развития животного мира на Земле; -
уровни организации жизни; -
состав биоценозов; -
цепи питания.
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять принципы классификации животных; -
доказывать взаимосвязь животных в природе, наличие черт усложнения их организации; -
раскрывать основные положения теории эволюции Ч. Дарвина; -
характеризовать основные этапы эволюции животных; -
обобщать информацию и делать выводы о прогрессивном развитии хордовых; -
раскрывать основные уровни организации жизни на Земле; -
характеризовать деятельность живых организмов как преобразователей неживой природы; -
приводить примеры средообразующей деятельности живых организмов; -
составлять цепи питания.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Общие сведения о мире животных | 2 |
2. | Строение тела животных | 1 |
3. | ПодцарствоПростейшие, или Одноклеточные | 2 |
4. | Подцарство Многоклеточные | 1 |
5. | Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 2 |
6. | Тип Моллюски | 2 |
7. | Тип Членистоногие | 3 |
8. | Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы | 3 |
9. | Класс Земноводные, или Амфибии | 2 |
10. | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 2 |
11. | Класс Птицы | 5 |
12. | Класс Млекопитающие, или Звери | 5 |
13. | Развитие животного мира на Земле | 2 |
Итого: | 34 ч |
Лабораторные работы:
-
Строение и передвижение инфузории-туфельки -
Внешнее строение дождевого червя,его передвижение,раздражимость -
Внешне строение раковин пресноводных и морских моллюсков -
Внешнее строение насекомого -
Внешнее строение и особенности передвижения рыбы -
Внешнее строение птицы.Строение перьев -
Строение скелета птицы -
Строение скелета млекопитающих
Экскурсии:
-
Разнообразие животных в природе -
Птицы леса/парка/ -
Разнообразие млекопитающих(зоопарк или краеведческий музей) -
Жизнь природного сообщества весной
Поурочно – тематическое планирование 7 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип/ форма урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | |
освоение предметных знаний | УУД | |||||
Тема 1. Общие сведения о мире животных (2 часа) | ||||||
1 | Зоология – наука о животных | 1 | Урок формирования знаний. Эвристическая беседа, работа с учебником | Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение Дикие и домашние животные. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания) | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Фронтальная беседа |
2 | Классификация животных и основные систематические группы | 1 | Урок формирования первичных предметных умений | Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа П: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Работа на уроке |
Тема 2. Строение тела животных (1 час) | ||||||
3 | Клетка, ткани, органы и системы органов | 1 | Урок формирования знаний. Урок-исследование | Сравнивать клетки растений и животных. Называть клеточные структуры. Делать выводы о причинах сходства и различия растительных и животных клеток. Устанавливать взаимосвязь строения животной клетки с типом питания. Распознавать на рисунках и таблицах ткани, органы и системы органов различных животных, высказывать предположения о последствиях нарушений взаимодействия между ними. Устанавливать взаимосвязь между образом жизни животного и типом симметрии | Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно П: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Проверка тетрадей, фронтальная беседа |
Тема 3. Подцарство Простейшие (2 часа) | ||||||
4 | Тип Амёбовые и Эвгленовые | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний. Урок-исследование | Выявлять характерные признаки подцарства Простейшие. Распознавать представителей класса Саркодовые на микропрепаратах, фотографиях, рисунках, таблицах. Устанавливать взаимосвязь строения организма и его функций на примере амёбы-протея. Обосновывать роль простейших в экосистемах | Р: Осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных и познавательных задач П: Развивать навыки самопознания К: Умение работать в группах | Проверка тетрадей, фронтальная беседа, взаимоконтроль |
5 | Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории туфельки» | 1 | Комбинированный урок. Урок-лаборатория | Выявлять характерные признаки типа инфузории. Приводить примеры и характеризовать черты усложнения инфузорий по сравнению с саркожгутиконосцами. Наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила поведения во время лабораторной работы. Обосновывать необходимость профилактических мер для избегания заболеваний, вызываемых простейшими. Формулировать вывод о роли простейших в природе | Р: Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном плане. П: Осуществлять логическую операцию перехода от понятий с меньшим объёмом к понятиям с большим объёмом. К: Умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР |
Тема 4. Тип Кишечнополостные (1 час) | ||||||
6 | Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность | 1 | Комбинированный урок | Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе | Р:Развитие навыков самооценки и самоанализа П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль, тест, составление схемы |
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (3 часа) | ||||||
7 | Тип Плоские черви | 1 | Комбинированный урок | Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Взаимоконтроль, терминологический диктант |
8 | Тип Круглые черви | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний | Аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных | Р: свободно ориентироваться в содержании учебника, находить нужную информацию П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе | Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль, тест, заполнение таблицы |
9 | Тип Кольчатые черви.Лабораторная работа № 2«Внешнее строение дождевого червя,его передвижение,раздражимость» | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний. Урок-лаборатория | Дождевой червь. Внешний вид и внутреннее строение. Устанавливать взаимосвязь строения дождевого червя с его оби та ни ем в почве. Обосновывать роль малощетинковых червей в почвообразовании | Р: саморегулирование в познавательной деятельности . Умение делать выводы на основе сравнения биологических объектов и процессов П: формулирование проблемы, уметь работать с лабораторным оборудованием. К: Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР |
Тема 6. Тип Моллюски (2 часа) | ||||||
10 | Общая характеристика моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний | Называть особенности строения представителей каждого класса моллюсков, находить черты сходства и различия. Устанавливать взаимосвязь между образом жизни моллюсков и особенностями их строения. Устанавливать черты сходства и различия между моллюсками и кольчатыми червями. Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях, живых объектах. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания, образом жизни и особенностями строения внутренних органов. Характеризовать способы питания брюхоногих. Выявлять их роль в природе и жизни человека. | Р:составлять план работы с учебником, отвечать на вопросы, П: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений; К: аргументация своей точки зрения, отстаивание своей позиции, слушать одноклассников и принимать их позицию | Проверка тетрадей, фронтальная беседа, взаимоконтроль |
11 | Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски.Лабораторная работа № 3 «Внешне строение раковин пресноводных и морских моллюсков» | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний Урок-лаборатория. | Различать двустворчатых моллюсков на рисунках, среди натуральных объектов. Формировать навыки работы с определителями. Характеризовать черты приспособленности к среде обитания, роль двустворчатых в природных биогеоценозах. Выделять характерные признаки класса, характеризовать и аргументировать усложнение их строения. Объяснять связь между образом жизни и отсутствием раковины. Характеризовать роль в природе. | П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач Р: формулирование проблемы, уметь работать с лабораторным оборудованием К: умение воспринимать информацию на слух | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, игра «Найди ошибки» |
Тема 7. Тип Членистоногие (4 часа) | ||||||
12 | Класс Ракообразные | 1 | Комбинированный урок. Урок с элементами исследовательской деятельности. Эвристическая беседа | Выявлять общие признаки типа Членистоногие. Находить среди рисунков, фотографий, натуральных объектов представителей класса Ракообразные и характеризовать их отличительные особенности внешнего строения. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и особенностями строения речного рака. Выявлять и характеризовать особенности представителей класса в связи со средой обитания, образом жизни, способом питания. Распознавать на таблицах, фотографиях, натуральных объектах представителей класса. Осваивать приёмы работы с определителями. Характеризовать и соблюдать меры профилактики заболеваний, распространяемых клещами | П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения К.: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Проверка тетрадей, фронтальная беседа, взаимоконтроль |
13 | Класс Паукообразные | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний | Распознавать на рисунках и описывать представителей паукообразных. Описывать внешнее строение паука крестовика и жизнедеятельность пауков. Характеризовать практическое значение паукообразных | П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов. Р: делать выводы по результатам работы. К.: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Фронтальная беседа, взаимоконтроль |
14 | Класс Насекомые. Типы развития. Лабораторная работа № 4«Внешнее строение насекомого» | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний. Урок-лаборатория. | Выявлять отличительные признаки класса Насекомые в ходе лабораторной работы, описывать их, делать выводы о взаимосвязи среды обитания и строения животных. Отрабатывать навыки работы с определителями. Характеризовать типы развития насекомых, выявлять их особенности, преимущества и недостатки. Распознавать на таблицах и схемах различные стадии развития, давать им характеристику. | П.: развивается умение наблюдений за биологическим объектом Р: фиксировать, объяснять анализировать результаты лабораторной работы К.: делать выводы, высказывать версии | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР |
15 | Общественные насекомые | 1 | Комбинированный урок. Эвристическая беседа | Характеризовать условия, необходимые для жизнедеятельности насекомых. Приводить примеры организации жизни общественных насекомых | П.развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самостоятельной работы, К.: умение дискутировать | Самоконтроль, работа в парах, составление таблицы. Тест по теме «Класс Насекомые» |
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (3 часа) | ||||||
16 | Тип Хордовые. Бесчерепные | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний | Выделять основные признаки Хордовых, характеризовать принципы деления их на подтипы. Объяснять особенности строения хордовых на примере ланцетника. Обосновывать значение открытия ланцетника для эволюционной теории. Аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов | Фронтальная беседа, составление схем |
17 | Класс Рыбы. Внешнее и внутреннее строение рыб. Лабораторная работа № 5«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» | 1 | Комбинированный урок. Урок-практикум | Характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи со средой обитания. Наблюдать и описывать особенности передвижения рыб. Осваивать приёмы работы с определителями животных. | П.: развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самостоятельной работы К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. Взаимопроверка в группах, оценка работы групп |
18 | Основные систематические группы рыб | 1 | Комбинированный урок | Объяснять принципы классификации рыб, осваивать приёмы работы с определителями. Распознавать представителей разных классов на рисунках, фотографиях, чучелах, натуральных объектах. Выявлять признаки организации хрящевых и костных рыб. Объяснять значение кистеперых рыб для эволюции жизни на планете и её объяснения | П. развиваются навыки исследовательской деятельности Р: умение организовано выполнять задания К.: умение делать выводы, высказывать версии | Самостоятельна работа, составление таблицы |
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (2 часа) | ||||||
19 | Среда обитания и строение тела земноводных. Строение и функции внутренних органов земноводных | 1 | Комбинированный урок | Описывать особенности внешнего строения в связи со средой обитания. Устанавливать особенности кожного покрова и среды обитания земноводных, образа жизни. Выявлять прогрессивные черты земноводных в связи с выходом на сушу. Характеризовать черты приспособленности к жизни на суше и в водной среде. Определять черты более высокой организации земноводных | П: Устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы Р: Умение организовано выполнять задания. К: правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Взаимопроверка в группах, составление опорного конспекта |
20 | Размножение и происхождение земноводных. Значение земноводных | 1 | Комбинированный урок | Называть основные черты, характеризующие жизненный цикл развития земноводных. Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития земноводных. Устанавливать зависимость роста и развития от условий среды | П: развивается умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты биологических процессов Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью животных К.: умение делать выводы | Фронтальная беседа, составление схемы на ИД, игра «Найди ошибки». |
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 часа) | ||||||
21 | Класс Пресмыкающиеся. Внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся | 1 | Комбинированный урок | Описывать характерные признаки рептилий в связи со средой обитания. Находить черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных. Характеризовать особенности жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с жизнью на суше | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов | Самоконтроль |
22 | Размножение и многообразие пресмыкающихся | 1 | Комбинированный урок | Выделять и описывать существенные признаки пресмыкающихся. Характеризовать основные черты, лежащие в основе систематики пресмыкающихся. Распознавать рептилий на рисунках. Приводить примеры значения пресмыкающихся в природе | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. | Взаимопроверка в группах, составление таблицы |
Тема 11. Класс Птицы (5 часов) | ||||||
23 | Класс Птицы. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы.Строение перьев» | 1 | Комбинированный урок. Урок-лаборатория | Выделять и описывать существенные признаки птиц. Сравнивать представителей различных групп птиц, делать выводы. Изучать и сравнивать внешнее строение перьев и их значение. Фиксировать результаты исследования | П.: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Р: умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. Взаимопроверка в группах, оценка работы групп |
24 | Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Лабораторная работа № 7«Строение скелета птицы» | 1 | Комбинированный урок | Выделять и описывать существенные признаки внутреннего строения птиц. Сравнивать особенности строения птиц и пресмыкающихся, делать выводы о прогрессивном развитии птиц видов. | П.: развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, умение структурировать учебный материал; умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений Р: составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. Взаимопроверка в группах, оценка работы групп |
25 | Размножение и развитие птиц | 1 | Урок формирования знаний | Выделять и описывать общие черты строения яйца птицы. Объяснять процессы размножения и развития птиц. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни птиц | П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Развитие навыков самооценки К: воспринимать разные формы информации | Составление схемы на ИД, биологический диктант |
26 | Разнообразие птиц | 1 | Комбинированный урок. Эвристическая беседа. Элементы урока «Устный журнал» | Выделять черты усложнения строения птиц. Сравнивать и находить черты отличия и сходства в строении и жизнедеятельности птиц. Распознавать представителей систематических групп птиц. Устанавливать взаимосвязь приспособленности птиц к условиям среды. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни птиц. | П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Фронтальная беседа, составление схемы на ИД игра «Найди ошибки» |
27 | Значение и происхождение птиц | 1 | Урок формирования знаний. Защита проектов | Умение выделять основные признаки птиц, описывать отличительные признаки семейств. Способность распознавать семейства на рисунках | П: Устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы Р: Умение организовано выполнять задания. К: правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Самоконтроль, взаимоконтроль в группах |
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (5 часов) | ||||||
28 | Класс Млекопитающие. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа № 8«Строение скелета млекопитающих» | 1 | Комбинированный урок. Урок-открытие. | Умение выделять основные признаки класса Млекопитающих, описывать отличительные признаки класса. Формирование умения работать разными источниками информации | П: Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей Р: Развитие навыков самооценки К: воспринимать разные формы информации | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. Взаимопроверка в группах, оценка работы групп |
29 | Размножение и развитие, происхождение и разнообразие млекопитающих | 1 | Урок систематизации и закрепления знаний | Знать особенности размножения млекопитающих, причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности. Уметь устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений | П: Уметь работать с изобразительной наглядностью Р: выполнять задания по алгоритму К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы | Взаимопроверка в группах |
30 | Высшие, или плацентарные животные | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний | Способность называть основные признаки отличия плацентарных, сумчатых. Умение объяснять способы размножения | П.: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Р: развитие навыков самооценки и самоанализа. К.: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Взаимопроверка в группах, составление схемы. Самоконтроль |
31 | Экологические группы млекопитающих | 1 | Урок систематизации и закрепления знаний | Называть экологические группы животных. Характеризовать по семействам. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы, выполнять задания для самоконтроля | П: Умение работать с понятийным аппаратом Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: Умение правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Взаимопроверка в группах, заполнение таблицы «Экологические группы млекопитающих» |
32 | Значение млекопитающих для человека | 1 | Урок формирования и первичного закрепления знаний | Объяснять сущность понятия охраняемые животные. Оценивать роль млекопитающих в экосистемах. Характеризовать влияние млекопитающих на природу и человека | П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Фронтальная беседа |
Тема 13. Развитие животного мира на Земле (2 часа) | ||||||
33 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать принципы классификации животных, стадии зародышевого развития, основные положения учения Ч. Дарвина. Уметь приводить примеры многообразия животных. | П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, сравнивать объекты. Р: делать выводы по результатам работы К.: умение воспроизводить информацию | Взаимопроверка в группах, составление схемы. Самоконтроль |
34 | Итоговый контроль | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля | | Проверка учителем контрольной работы |