Файл: Учебник для общеобразовательных учреждений Н. И. Сонин. М. Дрофа, 2016. Пояснительная записка к рабочей программе по курсу биологии 7 класс.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 4. Подцарство Многоклеточные (1 ч)
Общая характеристика многоклеточных. Тип Кишечнополостные. Гидра – одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение. Особенности уровня организации по сравнению с простейшими.
Класс Гидроидные. Класс Коралловые полипы, жизненные циклы. Класс Сцифоидные, жизненный цикл. Значение в природе и жизни человека.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
-
основные признаки подцарства Многоклеточные; -
особенности внешнего и внутреннего строения животных, относящихся к типу Кишечнополостные; -
особенности жизненных циклов представителей классов Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы; -
роль кишечнополостных в природных биоценозах.
Учащиеся должны уметь:
-
описывать основные признаки подцарства Многоклеточные; -
характеризовать отличительные признаки классов кишечнополостных, используя рисунки учебника; -
выявлять черты сходства и различия жизненных циклов гидроидных и сцифоидных медуз; -
узнавать на таблицах и рисунках представителей типа; -
устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функций организма кишечнополостных; -
обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (2 ч)
Тип Плоские черви, общая характеристика. Класс Ресничные черви, места обитания, черты строения на примере белой планарии. Более высокий уровень организации по сравнению с кишечнополостными. Разнообразие плоских червей. Класс Сосальщики, класс Ленточные черви. Особенности строения и жизненные циклы в связи с паразитическим образом жизни. Профилактика гельминтозов.
Тип Круглые черви, внешнее и внутреннее строение, взаимосвязь с образом жизни.
Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые, места обитания, строение, уровень организации органов чувств свободноживущих кольчатых и паразитических круглых червей. Класс Малощетинковые. Особенности строения в связи с образом жизни. Роль в почвообразовании.
Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя,его передвижение,раздражимость».
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
-
основные признаки представителей разных классов червей; -
черты более высокой организации по сравнению с кишечнополостными; -
особенности организации и жизненных циклов червей-паразитов; -
профилактические меры по избеганию заражения червями-паразитами; -
более прогрессивные черты строения кольчатых червей; -
роль малощетинковых червей в почвообразовании.
Учащиеся должны уметь:
-
описывать основные признаки представителей типов Плоские, Круглые, Кольчатые черви; -
распознавать на рисунках, таблицах, влажных препаратах и называть основных представителей различных типов червей; -
приводить доказательства более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными; -
устанавливать взаимосвязь червей-паразитов и среды их обитания; -
соблюдать правила личной гигиены в целях профилактики заражения гельминтами; -
обосновывать роль малощетинковых в почвообразовании; -
наблюдать и фиксировать результаты наблюдения; -
обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.
Тема 6. Тип Моллюски (2 ч)
Общая характеристика: среда обитания, строение и жизнедеятельность, значение моллюсков. Черты сходства и различия моллюсков и кольчатых червей. Класс Брюхоногие, среда обитания, строение, жизнедеятельность. Особенности размножения и развития. Значение в природе и жизни человека.
Класс двустворчатые моллюски. Класс Брюхоногие, среда обитания, строение, жизнедеятельность. Особенности размножения и развития. Значение в природе и жизни человека.
Класс Головоногие, признаки более сложной организации в строении. Значение головоногих моллюсков.
Лабораторная работа № 3 «Внешне строение раковин пресноводных и морских моллюсков».
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
-
основные признаки представителей типа Моллюски; -
черты более высокой организации по сравнению с кишечнополостными и червями; -
особенности организации и развития моллюсков; -
черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей; -
роль моллюсков в биоценозах и жизни человека; -
происхождение моллюсков.
Учащиеся должны уметь:
-
описывать основные признаки представителей классов Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие; -
распознавать на рисунках, таблицах, влажных препаратах и называть основных представителей различных классов моллюсков; -
приводить доказательства более сложной организации моллюсков по сравнению с червями; -
устанавливать взаимосвязь между образом жизни моллюска и его организацией; -
характеризовать способы питания моллюсков; -
формулировать выводы о роли моллюсков в водных и наземных экосистемах, в жизни человека; -
аргументировать наличие более сложной организации у головоногих моллюсков; -
наблюдать и фиксировать результаты наблюдения; -
обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.
Тема 7. Тип Членистоногие (3 ч)
Общая характеристика типа. Класс Ракообразные, среда обитания, особенности строения и размножения на примере речного рака.
Разнообразие ракообразных. Значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные, общая характеристика, особенности строения на примере паука-крестовика. Разнообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека. Клещи – переносчики заболеваний человека и животных, профилактика энцефалита и чесотки, укусов ядовитыми пауками.
Класс Насекомые, особенности строения, размножение. Типы развития насекомых, роль каждой стадии развития насекомых. Общественные насекомые. Состав и функции обитателей пчелиной семьи координация. Полезные насекомые. Редкие и охраняемые. Красная книга. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека и животных методы борьбы с насекомыми-вредителями. Значение насекомых в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого».
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
-
основные признаки типа Членистоногие; -
основные признаки, особенности внешнего, внутреннего строения и размножения ракообразных, паукообразных и насекомых; -
особенности развития с превращением и без превращения; -
особенности организации общественных насекомых; -
методы борьбы с насекомыми-вредителями; -
профилактические меры по избеганию укусов ядовитыми членистоногими и переносчиками заболеваний; -
роль представителей типа в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
-
описывать основные признаки представителей типа Членистоногие; -
распознавать на рисунках, таблицах, влажных препаратах, натуральных объектах представителей различных классов членистоногих; -
пользоваться определителями животных; -
определять и классифицировать представителей классов; -
приводить доказательства более сложной организации членистоногих по сравнению с моллюсками; -
устанавливать взаимосвязь между образом жизни членистоногого и его организацией; -
характеризовать способы питания представителей типа и особенности ротовых аппаратов; -
формулировать выводы о роли членистоногих в водных и наземных экосистемах, в жизни человека; -
выявлять отличия в развитии насекомых с полным и неполным превращением; -
характеризовать последствия воздействия вредных для человека членистоногих на организм человека; -
систематизировать информацию и обобщать её в виде таблиц; -
обосновывать необходимость охраны животных.
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (3 ч)
Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные. Класс Ланцетники, внешнее и внутреннее строение ланцетника, размножение и развитие. Черепные или Позвоночные. Общие признаки.
Надкласс Рыбы, общая характеристика, особенности внешнего строения в связи со средой обитания. Строение конечностей. Органы чувств. Внутреннее строение и размножение рыб, живорождение. Миграции. Черты более высокого уровня организации по сравнению с ланцетником.
Основные систематические группы рыб. Место Кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Промысловые рыбы, прудовые хозяйства, акклиматизация рыб, аквариумные рыбы. Значение рыб в биоценозах и жизни человека.
Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
-
особенности внешнего строения надкласса Рыбы; -
строение и функции конечностей рыб; -
черты более высокого уровня организации рыб по сравнению с ланцетником; -
особенности размножения и развития рыб; -
систематические группы рыб; -
промысловые группы рыб; -
разведение рыб, прудовое хозяйство.
Учащиеся должны уметь:
-
выделять основные признаки хордовых; -
характеризовать принципы разделения типа Хордовые на подтипы; -
приводить доказательства более сложной организации хордовых по сравнению с беспозвоночными; -
обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых; -
выявлять черты приспособленности внешнего и внутреннего строения рыб к среде обитания; -
наблюдать и описывать внешнее строение рыб и особенности передвижения в ходе выполнения лабораторной работы; -
формулировать выводы о роли рыб в водных экосистемах, в жизни человека; -
описывать различное поведение рыб при появлении потомства, роль миграций в жизни рыб; -
распознавать представителей классов рыб на рисунках, фотографиях, натуральных объектах; -
обосновывать место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных; -
проектировать меры по охране ценных групп рыб; -
объяснять разнообразие рыб, усложнение их организации с точки зрения эволюции животного мира.
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (2 ч)
Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Особенности кожного покрова, опорно-двигательная система, системы внутренних органов. Более прогрессивные черты строения земноводных по сравнению с рыбами. Признаки приспособленности к жизни на суше и в воде. Годовой жизненный цикл земноводных, размножение и развитие. Доказательства происхождения.
Современные земноводные, их разнообразие и распространение. Роль земноводных в природных биоценозах и жизни человека. Охрана, Красная книга.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Учащиеся должны знать:
-
основные признаки класса Земноводные; -
особенности кожного покрова земноводных; -
особенности внешнего и внутреннего строения; -
признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде; -
особенности размножения и развития амфибий; -
многообразие современных амфибий, редкие и исчезающие виды; -
доказательства происхождения земноводных.
Учащиеся должны уметь:
-
описывать характерные черты внешнего строения амфибий, связанные с условиями среды обитания; -
устанавливать взаимосвязь строения кожного покрова и образа жизни амфибий; -
выявлять прогрессивные черты строения опорно-двигательной системы амфибий по сравнению с рыбами; -
сравнивать, обобщать информацию о строении внутренних органов амфибий и рыб, делать выводы; -
определять черты более высокой организации земноводных; -
узнавать на таблицах и рисунках представителей класса; -
обосновывать выводы о происхождении земноводных; -
характеризовать роль земноводных в природных биоценозах и жизни человека; -
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.