ВУЗ: Северный государственный медицинский университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 22380
Скачиваний: 365
Значительно чаще происходят длительно продолжающиеся (2-2,5 мес.), но медленно наступающие наводнения, не сопровождающиеся большими потерями среди населения. Нуждающиеся в медицинской помощи при подобных наводнениях составляют 0,2 - 2% от величины общих потерь. Кроме того, такие наводнения прогнозируются, в связи с чем, имеется возможность заблаговременного предупреждения населения об опасности и проведения необходимых организационных мероприятий.
Например, для Архангельской области особую тревогу вызывают весенний ледоход и паводок, которые, как правило, проходят в экстремальных условиях. Связано это с географией рек, их крутыми поворотами и быстрым течением. В зону возможных затоплений попадают города Архангельск, Котлас, Мезень, около 250 населенных пунктов с населением более 20 тыс. человек, а также 6 химически опасных объектов, 12 хранилищ ГСМ, 220 мостов, 550 километров автодорог, 175 объектов экономики, сельскохозяйственные угодья.
Определяющим моментом стихийного возникновения лесных пожаров является – устойчивая, сухая, жаркая погода на протяжении трех и более месяцев подряд. Учитывая лесной массив, который располагается в трудно доступных районах и вдали от населенных пунктов, как правило, пожары принимают стихийный характер и распространяются на большие территории.
Рассматривая чрезвычайные ситуации техногенного характера, следует отметить, что наличие огромного числа потенциально опасных объектов на территории России, в том числе и Архангельской области, уже является доказательством актуальности проблемы оказания медицинской помощи при такого рода катастрофах. Аварийная полоса, по мнению ряда ученых, имеет вполне конкретное объяснение. Многие производства требуют остановки, но их продолжают эксплуатировать в предельных режимах. В последние годы отмечается устойчивая тенденция к увеличению числа аварий по причине несвоевременного обслуживания техники и оборудования, нарушения правил их эксплуатации, технологических и конструктивных недостатков в строительстве предприятий.
В настоящее время почти в 800 городах и населенных пунктах нашей страны около 3000 промышленных предприятий (из них более 60 находится на территории Архангельской области) ежегодно производят и потребляют свыше 1 млн. тонн различных аварийно опасных химических веществ (АОХВ). В зонах возможного химического заражения проживает более 64 млн. человек, а в зонах возможного радиационного заражения вследствие аварий на АЭС - 120 млн. человек.
Анализ информационных сведений по авариям на химически опасных объектах (ХОО) показывает, что наибольшая вероятность аварий наблюдалась на ХОО с хлором и аммиаком (около 50%) что, очевидно, связано с большой долей таких объектов в общем количестве ХОО. Не следует исключать возможное развитие ЧС, связанных с воздействием отравляющих веществ (ОВ). Сейчас не является секретом наличие баз хранения химического оружия (ХО) в некоторых регионах страны.
Основным источником радиационной опасности для окружающей среды в мирное время являются радиоактивные вещества, накапливаемые на предприятиях ядерно-топливного цикла в процессе их работы и загрязняющие окружающую среду в случае радиационных аварий на них. Несмотря на различные организационные и технические меры, исключить возможность радиационной аварии на любой из стадий ядерно-топливного цикла (добыча урановой руды, ее переработка, обогащение урана, изготовление тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) и их сборка, выработка тепловой энергии в ядерных энергетических реакторах, выдержка и переработка отработанного топлива в хранилищах) пока не представляется возможным. Это подтверждается опытом. Достаточно сказать, что за период с 1971 по 1989 годы в 14-ти странах мира, эксплуатирующих АЭС, произошло более 150 аварий различной степени сложности с различными последствиями для людей и окружающей среды.
В заключение необходимо подчеркнуть, что специальные исследования и анализ литературных данных позволяют считать, что наиболее вероятными и наиболее опасными ЧС на территории северо-запада России среди стихийных бедствий следует считать лесные пожары и наводнения, среди техногенных катастроф - химические, радиационные, взрывы и пожары. Именно такие катастрофы сопровождаются, как правило, одномоментным возникновением санитарных потерь, наиболее сложными условиями для организации медицинской помощи пострадавшим. Для характеристики их медико-санитарных последствий необходимо оценить возможную величину, структуру санитарных потерь и лечебно-эвакуационную характеристику потерь населения.
1.1.2. Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для решения вопросов защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера, снижения их социально-экономических и экологических последствий предназначена Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), положение о которой закреплено соответствующим Законом РФ. Вопрос сохранения жизни и здоровья людей, особенно в начальный период ликвидации последствий катастроф, состоит в решении четырех основных задач:
1) организация и осуществление аварийно-спасательных работ при ликвидации ЧС;
2) защита населения и территории от ЧС;
3) организация и осуществление медико-санитарного обеспечения и, в первую очередь, оказание экстренной медицинской помощи пораженным (больным);
4) организация жизнеобеспечения населения в ЧС.
На выполнение этих задач нацелена Единая Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. №.
РСЧС - это государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. |
1.1.3. Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти (на базе министерств и ведомств) для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.
Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ.
Каждый уровень включает: координационные органы; постоянно действующие органы управления; органы повседневного управления; силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами РСЧС являются:
-
на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
-
на межрегиональном уровне (в пределах соответствующего федерального округа) - функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе;
-
на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
-
на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
-
на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
-
на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
-
на межрегиональном уровне – территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры или РЦМК);
-
на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации или ГУ ГО ЧС);
-
на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
-
на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
-
центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
-
центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
-
центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
-
единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
-
дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
1.1.4. Режимы функционирования РСЧС
В зависимости от обстановки и вероятности возникновения ЧС решением руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
-
режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях (при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий);
-
режим повышенной готовности - вводится при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС);
-
режим ЧС - при возникновении и ликвидации ЧС.
В режиме повседневной деятельности РСЧС выполняются следующие мероприятия:
-
изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
-
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
-
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
-
планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
-
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
-
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
-
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
-
проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
-
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
-
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
-
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.