Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
§ 1. Понятия и основные элементы формы государства
§ 2. Формы государственного правления
2. Республиканские формы правления
§3. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
3. Иные формы государственных образований
Антидемократические политические режимы.
| ||||
| ||||
КУРСОВАЯ РАБОТА | ||||
По дисциплине «Теория государства и права» На тему: «Форма государства» | ||||
Группа Вл20Ю171в | ||||
Студент | | А.Е. Иванова | ||
| | | ||
Преподаватель | | А.А. Марьина |
МОСКВА 2021 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
§ 1. Понятие и основные элементы формы государства...................................4
§ 2. Понятие и виды формы правления................................................................5
1. Монархическая форма правления…….............................................................5-8
2.Республиканская форма правления…………………………………………...8-9
§ 3. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства..............................................................................................................10
1.Унитарное государство…………….......….......................................................10-11
2. Федеративное государство……………………………………..…………….11-13
3. Иные формы государственных образований..................................................13-15
§ 4. Политический режим......................................................................................15-16
1. Демократические режимы, их особенности и виды.......................................16-18
2. Антидемократические режимы, их особенности и виды ..............................18-21
§ 5. Современные формы российского государства……………………………21-25
Заключение………………………………………………………………………..25-27
Список использованной литературы…………………………………………....27-28
ВВЕДЕНИЕ
Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. Проблема формы государства связана с определением его территориального построения, созданием высших органов государства, взаимодействием их между собой и населением, методами осуществления государственной власти является одной из важнейших его характеристик.
Актуальность темы вызвана тем, что в научно-правовой мысли советского периода подчеркивалось значение в основном «содержания» государства, особенно его «классовой» стороны. При этом не всегда обращалось внимание на то, что содержание «формировано», что форма и есть способ существования и выражения содержания.
В силу указанных обстоятельств существует настоятельная потребность в дальнейшей углубленной разработке этой проблемы, проведении классификации государственных форм и их анализе.
Особую злободневность исследование данной проблемы приобретает на современном этапе, когда разрушение СССР, отказ от прежней политической и социально-экономической системы породили множество проблем в вопросах государственного устройства (формы).
Вопрос о государственных формах, их видах привлекал внимание видных русских ученых-юристов дореволюционного периода. Данные вопросы получили освещение в работах Г.Ф. Шершеневича, Н.М. Коркунова, С.Н. Трубецкого, В. М. Хвостова и других.
С начала 50-х годов в советской юридической науке заметно возрос интерес к проблеме государственных форм. Эта проблема анализировалась не только в учебной литературе, появилось несколько специальных исследований. В ходе научных дискуссий данного периода в теории государства утвердилась в основном трехсторонняя характеристика форм государства. Так, А.И. Денисов форму государства понимал в широком и узком смысле: в широком образ правления и государственного устройства, в узком - только форма правления1.
В настоящей работе использованы труды таких ученых, как А.В. Венгерова, В.М. Ведяхина, Н.И. Матузова, А.В. Малько,В.А. Овчинникова, В.Е. Чиркина и других.
Целью курсовой работы является дать развернутую характеристику понятий и видов формы правления государства и их исторической последовательности и преемственности, показать причины многообразия государственных форм, объективные и субъективные факторы, влияющие на форму, высказать свои соображения относительно формы правления современного Российского государства.
Структурно работа состоит из введения, поделенных на пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
§ 1. Понятия и основные элементы формы государства
В юридической науке давно сложилось общее понятие формы государства, выработаны соответствующие ее признаки. Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока:
1. Форма правления - монархии и республики.
2. Форма государственного устройства – унитарная, федеративная.
3. Политический режим: демократический и антидемократический.
Формы государства у разных народов или у одного и того же народа, но в разное время и в разных ситуациях могут быть разные в зависимости от степени развития духа, характера, религиозных и национальных особенностей, демографических, географических, климатических и других особенностей их жизни. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий - федеративное устройства государства.
Понятие «формы государства» тесно связано с его сущностью и типом.
Познать «сущность государства» значит выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии, в его социальной ценности и назначении2.
Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность. Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.3
С одной стороны, в рамках одного исторического типа государства встречаются различные его формы. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии - Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия, Римская империя) и республики (аристократические, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические - Афинское государство).
Для феодального типа - монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Флоренция, Новгород, Псков и др.).
Для буржуазного типа - демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии.
Для социалистического типа - Парижская Коммуна, советские республики.
С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Например, сословно-представительная монархия есть принадлежность только феодального государства, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.
Таким образом, форма государства соотносится с его типом, сущностью, как форма соотносится с сущностью вообще: форма государства есть внешняя организация государства определенного типа. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.
Итак, форму государства можно понимать как «устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, в способах организации высших органов государственной власти и в административно-территориальном делении государства».4
§ 2. Формы государственного правления
Форма государственного правления, как элемент формы государства, отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть, как устроены и действуют органы государственной власти.5
К верховной государственной власти относят главу государства (монарх, президент), законодательный орган, правительство. Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики. Рассмотрим каждую из них более подробно.
-
Монархическая форма правления
Монархическая форма правления (от греч. «монос» - один, «архе» - власть, т.е. «единовластие», «единодержавие») - самая древняя форма правления