Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
§ 1. Понятия и основные элементы формы государства
§ 2. Формы государственного правления
2. Республиканские формы правления
§3. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
3. Иные формы государственных образований
Антидемократические политические режимы.
парламентским республикам можно отнести Германию, Чехию, Венгрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики: внепарламентский метод избрания президента и формирование правительства; ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; - более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства: президент имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим; объявляет чрезвычайное и военное положение; утверждает законы путем их подписания; принимает участие в назначении членов высших судебных инстанций.
Классической президентской республикой считаются Соединенные Штаты Америки. К президентской республике относится и Россия, хотя в последнее время правильнее говорить о суперпрезидентской.
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти.
Разновидностью республиканской формы правления является полупрезидентская (смешанная) республика (Австрия, Болгария, Ирландия, Португалия, Польша, Финляндия, Франция и др.), в которой сильная президентская власть одновременно сочетается с контролем парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно перед президентом и парламентом страны.
В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Чаще всего в них применяется принцип прямого выбора президентов непосредственно населением. В таких государствах особый статус президента закрепляется в текстах конституций. Ряд конституций уполномочивает их «олицетворять нацию» (Конституция Перу) или провозглашает «верховным главой нации» (Конституция Аргентины). В своих руках он концентрирует всю полноту власти.
В отечественном праве институт, касающийся территориальной организации государства, получил свое название «государственное устройство» только в советский период, после принятия Конституции СССР 1936 г., в которой содержалась специальная глава «Государственное устройство», посвященная этим вопросам. После принятия Конституции СССР 1977 г., в которой раздел о территориальной организации Союза ССР именовался «Национально-государственное устройство», аналогично был назван и соответствующий институт.10
Чиркин В.Е.11 указывает, что в политической литературе понятию «государственное устройство» придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии).
Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой «политико-территориальное», «территориально-политическое устройство» государства.
Венгеров А.Б., пишет, что форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определённой территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.12
На сегодняшний день выработаны две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная.
Унитарное государство – это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают.
Унитарная форма государственного устройства имеет следующие признаки:
* на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти.
* в нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и финансовая политика.
*составные части унитарного государства не обладают суверенитетом, не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.
Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.
В зависимости от вида контроля различают централизованные или децентрализованные унитарные государства. В некоторых унитарных государствах используется предоставление более льготного правового статуса одним или нескольким административно-территориальным единицам. Такое унитарное государство, получившее название «регионалистское» (Италия, Китай, Испания, Никарагуа), характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений.
Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. В унитарном государстве может функционировать и местное самоуправление, действовать муниципальные органы.
Унитарное государство может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство. Оно может также входить в состав другого государства на федеративных началах, т.е. сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах.
Унитарное государство необязательно мононациональное. Например, многонациональные государства - Афганистан, Пакистан - являются унитарными. Классический пример мононационального унитарного государства - Япония.
В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют «сложной», поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности.13
В мире в настоящее время существует немало различных федераций. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия) Ранее существующая Югославия, включала две республики - Сербию и Черногорию также относилась к Федерации. Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация в Боснии, которая уже распалась); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа -Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии). Федеративным государством был СССР. Федеративным государством является и Россия.
Е.Г. Крылова выделяет следующие признаки федеративного государства:
1) единая система границ и ее охраны; территория состоит из территорий субъектов федерации и в политико-административном отношении представляет собой единое целое;
2) субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, они не имеют права на сецессию (односторонний выход из федерации); Однако встречаются и исключения. Так, в Швейцарии (и в СССР, существовавшем с 1922 г. по 1991 г.) за государственными образованиями, входящими в их состав, конституционно признается суверенитет. Статья 40 Конституции Мексики 1917 г. также указывает, что штаты свободны и суверенны в том, что касается их внутренней жизни. Конституция России 1993 г. никакого иного суверенитета, кроме суверенитета РФ, не предусматривает (ст. 3, 4, 80).
Право сецессии было закреплено в Конституциях СССР (в 1991 г. Советский Союз покинули Литва, Эстония и Латвия).
3) наряду с системой федеральных органов государственной власти субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Но по отношению к федеративной системе они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральной конституцией и конституционными законами;
4) у субъектов могут быть свои конституции (уставы) и своя система законов, которые не должны противоречить федеральной конституции и федеральному законодательству;
5) в федерации есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации;
6) гражданин считается гражданином федерации и может считаться гражданином соответствующего субъекта федерации; для всех граждан обеспечивается равноправие на территории федерации;
7) федеральный парламент двухпалатный; верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя является органом общенародного представительства.14
Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в федеральной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией федеральных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией федерации и её субъектов.
В некоторых федеративных государствах появился такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий, которое сопровождается появлением статуса ассоциированного субъекта федерации, т.е. отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации, прежде всего большой самостоятельностью. Фактически в составе России таким статусом обладает Татарстан.
В связи с этим в 80 - 90-е годы XX в. в отечественной литературе активизировались дискуссии о проблемах федерализма, в частности, был поднят вопрос о симметричности федераций. Под симметричной федерацией понимают союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъектами федерации, а под асимметричной- федерацию, части которой имеют различный правовой статус.
Симметричными являются, например, ФРГ, Папуа - Новая Гвинея (по Конституции 1975 г. и Органическому закону 1980 г.), Бразилия (по Конституции 1988 г. федеральные территории преобразованы в штаты, а федеральный округ практически получил равные со штатами права) .
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики: внепарламентский метод избрания президента и формирование правительства; ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; - более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства: президент имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим; объявляет чрезвычайное и военное положение; утверждает законы путем их подписания; принимает участие в назначении членов высших судебных инстанций.
Классической президентской республикой считаются Соединенные Штаты Америки. К президентской республике относится и Россия, хотя в последнее время правильнее говорить о суперпрезидентской.
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти.
Разновидностью республиканской формы правления является полупрезидентская (смешанная) республика (Австрия, Болгария, Ирландия, Португалия, Польша, Финляндия, Франция и др.), в которой сильная президентская власть одновременно сочетается с контролем парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно перед президентом и парламентом страны.
В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Чаще всего в них применяется принцип прямого выбора президентов непосредственно населением. В таких государствах особый статус президента закрепляется в текстах конституций. Ряд конституций уполномочивает их «олицетворять нацию» (Конституция Перу) или провозглашает «верховным главой нации» (Конституция Аргентины). В своих руках он концентрирует всю полноту власти.
§3. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
В отечественном праве институт, касающийся территориальной организации государства, получил свое название «государственное устройство» только в советский период, после принятия Конституции СССР 1936 г., в которой содержалась специальная глава «Государственное устройство», посвященная этим вопросам. После принятия Конституции СССР 1977 г., в которой раздел о территориальной организации Союза ССР именовался «Национально-государственное устройство», аналогично был назван и соответствующий институт.10
Чиркин В.Е.11 указывает, что в политической литературе понятию «государственное устройство» придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии).
Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой «политико-территориальное», «территориально-политическое устройство» государства.
Венгеров А.Б., пишет, что форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определённой территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.12
На сегодняшний день выработаны две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная.
1. Унитарное государство
Унитарное государство – это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают.
Унитарная форма государственного устройства имеет следующие признаки:
* на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти.
* в нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и финансовая политика.
*составные части унитарного государства не обладают суверенитетом, не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.
Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.
В зависимости от вида контроля различают централизованные или децентрализованные унитарные государства. В некоторых унитарных государствах используется предоставление более льготного правового статуса одним или нескольким административно-территориальным единицам. Такое унитарное государство, получившее название «регионалистское» (Италия, Китай, Испания, Никарагуа), характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений.
Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. В унитарном государстве может функционировать и местное самоуправление, действовать муниципальные органы.
Унитарное государство может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство. Оно может также входить в состав другого государства на федеративных началах, т.е. сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах.
Унитарное государство необязательно мононациональное. Например, многонациональные государства - Афганистан, Пакистан - являются унитарными. Классический пример мононационального унитарного государства - Япония.
2. Федеративное государство
В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют «сложной», поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности.13
В мире в настоящее время существует немало различных федераций. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия) Ранее существующая Югославия, включала две республики - Сербию и Черногорию также относилась к Федерации. Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация в Боснии, которая уже распалась); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа -Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии). Федеративным государством был СССР. Федеративным государством является и Россия.
Е.Г. Крылова выделяет следующие признаки федеративного государства:
1) единая система границ и ее охраны; территория состоит из территорий субъектов федерации и в политико-административном отношении представляет собой единое целое;
2) субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, они не имеют права на сецессию (односторонний выход из федерации); Однако встречаются и исключения. Так, в Швейцарии (и в СССР, существовавшем с 1922 г. по 1991 г.) за государственными образованиями, входящими в их состав, конституционно признается суверенитет. Статья 40 Конституции Мексики 1917 г. также указывает, что штаты свободны и суверенны в том, что касается их внутренней жизни. Конституция России 1993 г. никакого иного суверенитета, кроме суверенитета РФ, не предусматривает (ст. 3, 4, 80).
Право сецессии было закреплено в Конституциях СССР (в 1991 г. Советский Союз покинули Литва, Эстония и Латвия).
3) наряду с системой федеральных органов государственной власти субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Но по отношению к федеративной системе они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральной конституцией и конституционными законами;
4) у субъектов могут быть свои конституции (уставы) и своя система законов, которые не должны противоречить федеральной конституции и федеральному законодательству;
5) в федерации есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации;
6) гражданин считается гражданином федерации и может считаться гражданином соответствующего субъекта федерации; для всех граждан обеспечивается равноправие на территории федерации;
7) федеральный парламент двухпалатный; верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя является органом общенародного представительства.14
Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в федеральной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией федеральных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией федерации и её субъектов.
В некоторых федеративных государствах появился такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий, которое сопровождается появлением статуса ассоциированного субъекта федерации, т.е. отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации, прежде всего большой самостоятельностью. Фактически в составе России таким статусом обладает Татарстан.
В связи с этим в 80 - 90-е годы XX в. в отечественной литературе активизировались дискуссии о проблемах федерализма, в частности, был поднят вопрос о симметричности федераций. Под симметричной федерацией понимают союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъектами федерации, а под асимметричной- федерацию, части которой имеют различный правовой статус.
Симметричными являются, например, ФРГ, Папуа - Новая Гвинея (по Конституции 1975 г. и Органическому закону 1980 г.), Бразилия (по Конституции 1988 г. федеральные территории преобразованы в штаты, а федеральный округ практически получил равные со штатами права) .