Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
§ 1. Понятия и основные элементы формы государства
§ 2. Формы государственного правления
2. Республиканские формы правления
§3. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
3. Иные формы государственных образований
Антидемократические политические режимы.
, подверженный авторитарным тенденциям и склонный к репрессивно-антиправовым явлениям.38
Результаты выборов в Государственную Думу в 2007 г. (большинство мест принадлежит «Единой России»), а также Президента РФ в 2008 г. (заранее известная кандидатура Медведева, выдвигаемая самим Путиным В.В.), назначение на должность Премьер-министра экс-президента Путина В.В., сохранение в Правительстве ключевых фигур команды Путина (Зубков), установление полного контроля власти над федеральными телевизионными каналами, над естественными монополиями свидетельствуют о невозможности при нынешнем политическом режиме реализовать в полном объеме принципы, вытекающие из демократического политического режима, - реальное народовластие, многопартийность и политический плюрализм, приоритет интересов личности и их гарантирование государством, независимость судебной власти и т.д.
Таким образом, в юридической науке давно сложилось общее понятие формы государства, под которой понимается устройство государство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, в способах организации высших органов государственной власти и в административно-территориальном делении государства.
Отечественная теория государства и права выделяет в форме государства три основных, взаимосвязанных блока:
1. Форма правления - отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства). Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления делятся на монархии и республики.
Монархии могут быть сословно-представительными, абсолютистскими, конституционными, которые в свою очередь делятся на дуалистические и парламентарные.
2. Форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования государства в целом. Основными видами форм государственного устройства являются: унитарное государство (в зависимости от вида контроля различают централизованные или децентрализованные унитарные государства) федеративное (симметричная федерация, в которой все субъекты равноправны и асимметричной – субъекты имеют различный правовой статус).
Существуют также различные объединения государств: конфедерация, содружество, но их правильнее рассматривать, как иные формы государственных образований, т.к. входящие в их состав государства не теряют свой суверенитет, они объединяются только для достижения каких-либо целей.
3. Политический режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение: обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан и др. В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический.
В рамках демократического режима рассматриваются прямая и представительная демократия, либерально-демократический, и идеальный режим – гуманистический.
Антидемократические режимы отличаются большим разнообразием видов: авторитарный, режим военной диктатуры, деспотический и его разновидность – тиранический, тоталитарный и его крайняя форма проявления фашизм.
Если рассматривать современную Россию, с точки зрения форм государства, то она юридически является федеративной республикой с демократическим режимом. Как показывают события последних лет, месяцев, в России наблюдаются признаки выборной монархии. Первый Президент России Ельцин Б.Н. занимал пост главы государства 8 лет, затем он предложил народу своего преемника – Путина В.В., который также занимал должность Президента два срока подряд, а на выборы Президента в 2008 году, также предложил кандидатуру своего преемника Дмитрия Медведева, который с 07.05.2008 вступил в свою должность, а главой Правительства назначил экс-президента Путина В.В. В последствии же Путин В.В. сменив Д.Медведева продолжает занимать пост руководителя страны несколько сроков подряд.
Также в России наблюдаются тенденция к созданию унитарного государства: назначение Президентом на должность глав субъектов федерации, а не их выборность, как было ранее, создание федеральных округов. Конечно, в силу национально-территориального положения России, унитаризм в принципе невозможен, но указанные тенденции все же нельзя не отметить.
Политический режим России содержит в себе признаки авторитаризма: сильный Президент, который оказывает существенное влияние на формирование Правительства, состав Государственной Думы, обладает в стране непререкаемым авторитетом, обеспечивает преемственность власти.
В целом, как уже отмечалось авторитарный режим несет в себе и положительные черты, так как способствует проведению реформ, укреплению власти, уважению населения к государственным органам, поддержка малоимущего населения, развитие военно-промышленного комплекса, поддержка армии. Именно это необходимо сейчас в России после долгих лет анархии 90-ых годов, главное, чтобы не произошло возврата к прошлому в его крайних проявлениях в годы сталинизма, хотя в тот период времени – военной разрухи, СССР, без жесткого лидера не мог обойтись, но это уже тема для истории, а исследование «формы правления государства», в том числе России, в настоящей работе завершено, при этом непременно при исследовании данной темы необходимо было обязательно раскрывать и рассматривать тематику о самом понятии «государства», его современную терминологию при существовании разных форм государственного устройства поскольку с ними тесно связано и само понятие видов формы правления.
1 Денисов И. А. Сущность и формы государства. М.: Изд-во МГУ, 1960. С. 40-55.
2 Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция. – 2000. – С.104-105. С. 88
3 Теория государства и права: учебник для ВУЗов. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2004, С.253
4 Кулапов В.Л. Формы государства. // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М.: Юристъ, 2004, С.200
5 Теория государства и права: учеб. (для юр. ВУЗов) / Под ред. А.Б. Венгерова.-5изд.стер. – М.: Омега-Л, 2008. – С.121
6 Овчинников В. Потомки богини солнца // Российская газета. 2006. 9 марта.
7 Овчинников В.А. суверенитет феодального государства // Военно-юридический журнал, 2006, № 10
8 Теория государства и права. Учебник для ВУЗов / Под ред. Мелехина А.В. - Маркет ДС, 2007, С. 126.
9 Овчинников В.А. Суверенитет феодального государства // Военно-юридический журнал, 2006, № 10
10 Конституционное право России: учебник (издание третье, переработанное и дополненное) // Под ред. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - Юристъ, 2007. С. 287.
11 Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. С. 157
12 Теория государства и права: учеб. (для юр. ВУЗов) / Под ред. А.Б. Венгерова.-5изд.стер. – М.: Омега-Л, 2008. – С.122
13 Тепс Д. Конституционные основы федерализма. /Д. Тепс. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. – С.18-19.
14 Крылова Е.Г. Федерализм, как демократическая территориальная организация правового государства // Конституционное и муниципальное право, 2007, № 16
15 Крылова Е.Г. Федерализм, как демократическая территориальная организация правового государства // Конституционное и муниципальное право, 2007, № 16
16 Еллинек Г. Право современного государства. Общее учение о государстве./ Г. Еллинек. М. 1997. [по изданию 1903г.]. – С.56.
17 Шумский Н. Совершенствование организационно-правовой основы деятельности СНГ // Законодательство и экономика, 2007, № 9
18 Денисов И. А. Сущность и формы государства. М.: Изд-во МГУ, 1960. С. 40-55.
19 Теория государства и права: учебник для ВУЗов. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004, С.253
Результаты выборов в Государственную Думу в 2007 г. (большинство мест принадлежит «Единой России»), а также Президента РФ в 2008 г. (заранее известная кандидатура Медведева, выдвигаемая самим Путиным В.В.), назначение на должность Премьер-министра экс-президента Путина В.В., сохранение в Правительстве ключевых фигур команды Путина (Зубков), установление полного контроля власти над федеральными телевизионными каналами, над естественными монополиями свидетельствуют о невозможности при нынешнем политическом режиме реализовать в полном объеме принципы, вытекающие из демократического политического режима, - реальное народовластие, многопартийность и политический плюрализм, приоритет интересов личности и их гарантирование государством, независимость судебной власти и т.д.
Заключение
Таким образом, в юридической науке давно сложилось общее понятие формы государства, под которой понимается устройство государство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, в способах организации высших органов государственной власти и в административно-территориальном делении государства.
Отечественная теория государства и права выделяет в форме государства три основных, взаимосвязанных блока:
1. Форма правления - отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства). Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления делятся на монархии и республики.
Монархии могут быть сословно-представительными, абсолютистскими, конституционными, которые в свою очередь делятся на дуалистические и парламентарные.
2. Форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования государства в целом. Основными видами форм государственного устройства являются: унитарное государство (в зависимости от вида контроля различают централизованные или децентрализованные унитарные государства) федеративное (симметричная федерация, в которой все субъекты равноправны и асимметричной – субъекты имеют различный правовой статус).
Существуют также различные объединения государств: конфедерация, содружество, но их правильнее рассматривать, как иные формы государственных образований, т.к. входящие в их состав государства не теряют свой суверенитет, они объединяются только для достижения каких-либо целей.
3. Политический режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение: обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан и др. В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический.
В рамках демократического режима рассматриваются прямая и представительная демократия, либерально-демократический, и идеальный режим – гуманистический.
Антидемократические режимы отличаются большим разнообразием видов: авторитарный, режим военной диктатуры, деспотический и его разновидность – тиранический, тоталитарный и его крайняя форма проявления фашизм.
Если рассматривать современную Россию, с точки зрения форм государства, то она юридически является федеративной республикой с демократическим режимом. Как показывают события последних лет, месяцев, в России наблюдаются признаки выборной монархии. Первый Президент России Ельцин Б.Н. занимал пост главы государства 8 лет, затем он предложил народу своего преемника – Путина В.В., который также занимал должность Президента два срока подряд, а на выборы Президента в 2008 году, также предложил кандидатуру своего преемника Дмитрия Медведева, который с 07.05.2008 вступил в свою должность, а главой Правительства назначил экс-президента Путина В.В. В последствии же Путин В.В. сменив Д.Медведева продолжает занимать пост руководителя страны несколько сроков подряд.
Также в России наблюдаются тенденция к созданию унитарного государства: назначение Президентом на должность глав субъектов федерации, а не их выборность, как было ранее, создание федеральных округов. Конечно, в силу национально-территориального положения России, унитаризм в принципе невозможен, но указанные тенденции все же нельзя не отметить.
Политический режим России содержит в себе признаки авторитаризма: сильный Президент, который оказывает существенное влияние на формирование Правительства, состав Государственной Думы, обладает в стране непререкаемым авторитетом, обеспечивает преемственность власти.
В целом, как уже отмечалось авторитарный режим несет в себе и положительные черты, так как способствует проведению реформ, укреплению власти, уважению населения к государственным органам, поддержка малоимущего населения, развитие военно-промышленного комплекса, поддержка армии. Именно это необходимо сейчас в России после долгих лет анархии 90-ых годов, главное, чтобы не произошло возврата к прошлому в его крайних проявлениях в годы сталинизма, хотя в тот период времени – военной разрухи, СССР, без жесткого лидера не мог обойтись, но это уже тема для истории, а исследование «формы правления государства», в том числе России, в настоящей работе завершено, при этом непременно при исследовании данной темы необходимо было обязательно раскрывать и рассматривать тематику о самом понятии «государства», его современную терминологию при существовании разных форм государственного устройства поскольку с ними тесно связано и само понятие видов формы правления.
Список использованной литературы
-
Брезгулевская Н.В. Федерация и федерализм: виды и модели // Право и политика. 2004. № 7; -
Верба И. Сергей Дарькин ополчился на Правительство и Госдуму // Независимая газета. 27.09.2005; -
Ведяхин В.М. О форме Российского государства // Государственная власть и местное самоуправление, 2006, № 6; -
Гулиев В.Е. Протодемократическая государственность: актологическая феноменология отчуждения // Право и политика. 2001. № 5; -
Денисов И. А. Сущность и формы государства. М.: Изд-во МГУ, 1960. - С. 206; -
Еллинек Г. Право современного государства. Общее учение о государстве./ Г. Еллинек. М. 1997. [по изданию 1903г.]. – С.389; -
Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. 2003. № 1; -
Конституционное право России: учебник (издание третье, переработанное и дополненное) // Под ред. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - Юристъ, 2007. – С. 476; -
Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право. 2003. № 10; -
Крылова Е.Г. Федерализм, как демократическая территориальная организация правового государства // Конституционное и муниципальное право, 2007, № 16; -
Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства. М., 2002. - С. 273. -
Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 2006. - С. 558; -
Овчинников В. Потомки богини солнца // Российская газета. 09.03.2006; -
Овчинников В.А. суверенитет феодального государства // Военно-юридический журнал, 2006, № 10; -
Пионтковский А. Власть загоняет себя в угол // Аргументы и факты. 2004. № 3; -
Работяжев Н.В. Политическая система тоталитаризма: структура и характерные особенности // Вестник МГУ. Серия «Политические науки». 1998. № 1; -
Серов К.Н. Социально-экономическая политика государства и политический режим: некоторые взаимосвязи //Юридический мир, 2007, № 4; -
Теория государства и права: учебник для ВУЗов. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. _- М.: Юристъ, 2004 - С.465; -
Теория государства и права. Учебник для ВУЗов / Под ред. Мелехина А.В. - Маркет ДС, 2007. – С.497; -
Теория государства и права: учеб. (для юр. ВУЗов) / Под ред. А.Б. Венгерова.-5изд. стер. – М.: Омега-Л, 2008. – С.508; -
Тепс Д. Конституционные основы федерализма. /Д. Тепс. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. – С.78; -
Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между РФ и ее субъектами. М., 2003. - С. 300;. -
Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. – С.580; -
Чиркин В.Е. О публичной власти (постановка проблемы) // Государство и право. 2003. № 10; -
Чиркин В.Е. О некоторых проблемах реформы Российской Конституции // Государство и право. 2000. № 6; -
Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. С. 460; -
Шумский Н. Совершенствование организационно-правовой основы деятельности СНГ // Законодательство и экономика, 2007, № 9. -
Постановление № 47-13 Межпарламентской Ассамблеи государств- участников СНГ «О Глоссарии терминов и понятий, используемых государствами, -участниками СНГ в пограничной сфере» (принято в г.Санкт-Петербурге 13.04.2018 г.) -
Теория государства и права: учебник, Цечоев В.К., Швандерова А.Р., «Прометей», 2017
1 Денисов И. А. Сущность и формы государства. М.: Изд-во МГУ, 1960. С. 40-55.
2 Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция. – 2000. – С.104-105. С. 88
3 Теория государства и права: учебник для ВУЗов. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2004, С.253
4 Кулапов В.Л. Формы государства. // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М.: Юристъ, 2004, С.200
5 Теория государства и права: учеб. (для юр. ВУЗов) / Под ред. А.Б. Венгерова.-5изд.стер. – М.: Омега-Л, 2008. – С.121
6 Овчинников В. Потомки богини солнца // Российская газета. 2006. 9 марта.
7 Овчинников В.А. суверенитет феодального государства // Военно-юридический журнал, 2006, № 10
8 Теория государства и права. Учебник для ВУЗов / Под ред. Мелехина А.В. - Маркет ДС, 2007, С. 126.
9 Овчинников В.А. Суверенитет феодального государства // Военно-юридический журнал, 2006, № 10
10 Конституционное право России: учебник (издание третье, переработанное и дополненное) // Под ред. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - Юристъ, 2007. С. 287.
11 Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. С. 157
12 Теория государства и права: учеб. (для юр. ВУЗов) / Под ред. А.Б. Венгерова.-5изд.стер. – М.: Омега-Л, 2008. – С.122
13 Тепс Д. Конституционные основы федерализма. /Д. Тепс. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. – С.18-19.
14 Крылова Е.Г. Федерализм, как демократическая территориальная организация правового государства // Конституционное и муниципальное право, 2007, № 16
15 Крылова Е.Г. Федерализм, как демократическая территориальная организация правового государства // Конституционное и муниципальное право, 2007, № 16
16 Еллинек Г. Право современного государства. Общее учение о государстве./ Г. Еллинек. М. 1997. [по изданию 1903г.]. – С.56.
17 Шумский Н. Совершенствование организационно-правовой основы деятельности СНГ // Законодательство и экономика, 2007, № 9
18 Денисов И. А. Сущность и формы государства. М.: Изд-во МГУ, 1960. С. 40-55.
19 Теория государства и права: учебник для ВУЗов. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004, С.253