Файл: Форма государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем демократический режим имеет и свои недостатки: социальное расслоение общества (т.к. в демократических государствах, как правило, очень развита экономика), в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условия для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.

Так, Матузов Н.И., Малько А.В. выделяют две формы демократии: прямой (непосредственной) и представительной.19

Прямая демократияпозволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников с помощью институтов прямого народовластия: всеобщего избирательного права, референдумов, сходов и собраний граждан, всенародных обсуждений, дает больше возможностей для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе. Однако , недостаток состоит в отсутствии стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций. Положительный момент заключается в том, что принимаются более эффективные решения, рационально организована политическая система, т.к. в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы. К недостаткам относится возможное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

А.В. Мелехин, выделяет аристократическую демократию (aristokratia - власть лучших в смысле знати) - политический режим, возникший еще в античной Греции и построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении рабов всех прав, как говорящего орудия. Близким ему является олигархический политический режим (oligarchia - власть немногих), также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров. Разновидностью этого режима является
финансовая олигархия.20

А.Б. Венгеров выделяет либерально-демократический режим, при котором в соотношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью, а также и его разновидность – гуманистический режим, который ориентируется не вообще на личность, на индивида, а на обеспечение здоровья, безопасности, благосостояния, конкретную социальную защиту, поддержку конкретной семьи и личной жизни каждого члена общества. Человек – это цель, а не средство, – вот главный принцип гуманистического режима. Государство не создает состояния социального иждивенчества, а формирует все условия для нормальной творческой работы каждого члена общества. Высокая социальная и юридическая защищенность, утверждение ценности каждой человеческой жизни – эти обязательства государства лежат в практической деятельности всех органов государственной власти.21

В настоящее время демократический режим пока нигде не реализован в полной мере. Это, скорее, идеал, к которому нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9

Антидемократические политические режимы.


Антидемократический режим характеризуется отсутствием основных признаков демократического режима, либо их фиктивностью. В ряду недемократических режимов выделяют режимы авторитарный (жесткая централизованная система власти при некоторых элементах демократии), тоталитарный (полный контроль государства над всеми основными сферами жизни общества), а также некоторые другие специфические виды режимов - фашистский, диктатура пролетариата и пр.

Авторитарный режим характеризуется тем, чтогосударственная власть реально не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что могут существовать представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Оппозиция при авторитаризме не допускается. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются.

Если руководство государства формируется вследствие военного или государственного переворота, то устанавливается режим военной диктатуры, при котором к власти, как правило, приходят военные. Управление осуществляется сильной харизматической личностью – лидером. Его влияние очень значительно, однако решения он принимает с учетом мнения команды. При этом перестраивается правовая система: появляются временные чрезвычайные правовые акты, отменяется действие конституции, формируются новые политические структуры, реформируется судебная система (в крайних случаях появляются военно-полевые суды, расширяется юрисдикция военных трибуналов), усиливается режим исполнительной власти «по вертикали».

Как правило, некоторые из таких военных диктатур, выполнив свою миссию, эволюционирует в XX веке в демократические режимы, в том числе с монархической формой правления. Но история знает, – и это наиболее типичная ситуация, – резко негативные формы военных диктатур: расправы с инакомыслящими, конфискации имущества и прочие внеправовые методы.


Деспотический режим  (от греческого «despotia» – неограниченная власть) был распространен древнейших государствах азиатского способа производства и характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда неограниченная власть сосредотачивалась в руках одного лица - деспота.

Этот режим характеризовался крайним произволом в управлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. В деспотическом государстве доминируют карательная, уголовная, жесткая налоговая политика по отношению к народу. Осуществляется жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Наказания при этом самые суровые и изощренные, применяются пытки (колесование, четвертование).

Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке словом, в государствах «азиатского способа производства», рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах.

Тиранический режим, являясь разновидностью деспотического, также основан на единоличном правлении, возник в древности. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестоких способов, с помощью которых тиран осуществляет государственную власть.

Тоталитарный режим (от лат. totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:

  • монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, т.е. над всеми сферами жизни общества, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей. Права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

  • наличие одной официальной идеологии, господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил. Фактически устраняется плюрализм. Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается;

  • общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве» власти и народа. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается идеология и практика социального иждивенчества, развивается психология уравнительности.

  • государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам и недоступна для контроля со стороны народа;

  • доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор, бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества; Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа. Именно на «врагов», «вредителей» списываются экономические беды, обнищание населения;

  • милитаризация экономики и общества в целом. Военный сектор в условиях тоталитарной экономики является приоритетным с точки зрения обеспечения научными и материальными ресурсами, остальные направления экономики выступают в качестве производных от военных и рассматриваются в качестве второстепенных.22


В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Советская форма тоталитарного режима отличается административно - командными методами руководства обществом: закрепление руководящей роли коммунистической партии в политической системе общества; примат интересов государства над интересами личности и отсутствие какой бы то ни было ответственности государства перед личностью; отсутствие системы гарантий обеспечения прав и свобод граждан; засилье командно-бюрократических рычагов управления во всех сферах общественной жизни (в том числе экономике); огромные привилегии чиновников; наличие политической цензуры, ограничение независимости средств массовой информации, преследование лиц, нелояльно относящихся к режиму; и при этом политическая демагогия, навязывание единой государственной идеологии.

Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Тоталитаризм имеет определенные преимущества при управлении государством за счет быстрых сроков принятия необходимых законов, упрощенных процедур. Но его финальные формы, как об этом свидетельствуют история, представляют печальное зрелище тупика, упадка.

Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, который, прежде всего, характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одной наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью, человеконенавистничеством. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма. Впервые такой режим был установлен в Италии (1922 г., лидер Б. Муссолини), а затем в Германии (1933 г., лидер А. Гитлер). В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах, например скинхэды, действия националистов и ультраправого движения в современной Украине.

В заключении, хотелось бы отметить, что в отличие от достаточно объективных критериев определения формы правления или формы государственного устройства, оценка политического режима конкретного государства является в значительной степени вопросом субъективным,