Файл: 1. Общая характеристика защиты прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 282

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Общая характеристика защиты прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг

Способы защиты прав потребителей в случае причинения вреда некачественными товарами, работами и услугами

Механизм применения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественным товаром, работой и услугой

Определение размера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потребителя

Особенности применения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественными товарами, работами и услугами

Проблемы теории и практики регулирования, возникающие при причинении вреда потребителю некачественными товарами работами и услугами

Проблемы применения мер гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественными товарами, работами, услугами

Заключение

Библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЕ



  • явный, т.е. его можно обнаружить при получении товара, работы, услуги;

  • скрытый, т.е. он в течение определенного периода использования стал очевидным, или для обнаружения его в момент получения нужны были специальные знания.

В ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплено, что продавец, исполнитель должен передать товара, выполнить работу, оказать услугу, качество которой будет соответствовать договору15. Поэтому если стороны договорились о качестве товара, работы и услуги, то в случае нарушения таких договоренностей это приведет к нарушению условий данного договора.

В Законе РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что если стороны не договаривались по поводу качества товара, работы и услуги, то потребителю передается товар, работа, услуга качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товара, работа или услуга данного рода используется. Не может быть такого, что не пригоден для использования по назначению товар, полученный потребителем. Стоит отметить, что если потребитель изначально поставил в известность продавца или исполнителя для каких целей приобретает товар, работу и услугу, и в случае, продажи ему товара, который не будет соответствовать таким целям, это расценивается как продажа товара с недостатками16.

Допускается, чтобы стороны могли определить требования к качеству в договоре. Однако есть обязательные требования к качеству товара, называемые стандарты и потребителю должен быть передан товар, который соответствует данным требованиям17.

Если товар продается по образцу или описанию, то продавец обязан передать потребителю товара, который соответствует данному образцу или описанию. Продажа товаров по образцам или описаниям определяется, как один из видов розничной купли-продажи. Описания и образцы являются условием договора о качестве товара. При продаже товара по образцам, данные товары полностью соответствовать характеристике. В случае, если потребителю был продан товар, не соответствующий данному образцу, то он может возвратить ее продавцу, т.к. был введен в заблуждение при заключении договора купли-продажи.18

Право потребителя на качество товара, работы, услуги состоит из: прав передачи качественного товара и гарантии, что товар будет поддерживаться в рабочем состоянии. В Законе РФ «О защите прав потребителей» такая гарантия определяется понятием срок службы. Под сроком службы понимается период времени, в течение которого изготовитель или исполнитель принимает на себя обязанность обеспечить потребителю возможность использовать товар, работу в соответствии с назначением и принимает на себя ответственность перед потребителем за случаи возникновения по его вине в товаре существенных недостатков. Может измеряться срок службы определенным временным периодом, а может в зависимости от особенности товара измеряться в метрах или других единицах измерения. Устанавливается такой срок, в основном, на товары длительного использования. Изготовитель сам определяет срок службы исходя из особенностей изготовления, материалов, поэтому товары разных изготовителей могут отличаться по сроку службы
19.

Установление срока службы для изготовителя является правом, а не обязанностью, это вытекает из Закона РФ «О защите прав потребителей»20. Но в случае, если изготовитель не установил срок службы, то он будет обязан нести ответственность за вред, причиненный товаром в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю21.

В интересах безопасности потребителей установлено, что изготовитель обязан установить срок службы, если известно в связи с истечением определенного периода времени товар, работа становится опасной для здоровья, жизни и имущества потребителя. Также изготовитель должен установить срок службы на товары, работы длительного пользования, в том числе комплектующих изделий, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья, потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечислены данные товары в Постановлении Правительства № 720 от 16 июня 1997 г. «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителей»22.

Стоит обратить внимание на такое понятие, как «срок годности», содержащееся в ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей»23. Под сроком годности понимается период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Различие срока годности от срока службы состоит в том, что срок годности устанавливается на потребляемые вещи24.

Помимо срока годности на товарах может быть установлен срок реализации, он устанавливается для определенных скоропортящихся товаров, к примеру, сметана, творог и др. Когда срок реализации товара закончился, то товар является утратившим свои потребительские свойства и не продается потребителю25.

Изготовитель или исполнитель может установить гарантийный срок на товар. Под гарантийным сроком понимается период времени, в течение которого изготовитель обязуется в полном объеме отвечать за качества изготовленного товара перед потребителем. У изготовителя и исполнителя есть обязанность за свой счет устранять недостатки, которые появились в процессе использования или в определенных случаях, менять товар на новый. Течение гарантийного срока начинается в день его продажи. В исключительных случаях, при невозможности узнать день продажи, является день изготовления товара

26.

Датой начала исчисления гарантийного срока работ, услуг, является день принятия работы, услуги потребителем. Если потребитель не принимает работу, услугу без уважительных причин, то началом исчисление гарантийного срока является день, когда он должен был принять работу, услугу в срок, обозначенный в договоре27.

Подводя итог всему вышесказанному, стоит сделать вывод, что понятие «качество» товара, работы, услуги не определено в настоящее время в законодательстве РФ. Однако, такие определения нужны для установления механизмов защиты прав потребителей.

Поэтому предлагаю внести в абзац 6 Преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей» изменения и добавить определения качества товара, качества услуги и качества работы и изложить в следующей редакции:

Качество товара - это совокупность потребительских свойств товара, которые соответствуют требованиям установленным законом.

Качество работы - это совокупность действий, которые имеют выраженный результат и соответствуют установленным требованиям закона.

Качество услуги - это совокупность процесса и результатов выполненной услуги, которые соответствуют установленным требованиям закона.


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Способы защиты прав потребителей в случае причинения вреда некачественными товарами, работами и услугами


Приобретая некачественный товар, работу и услугу потребитель вправе защитить свои права и интересы28. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести услугу, товар или работу только для своих личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности29.

В Законе РФ «О защите прав потребителей» и в ГК РФ содержится механизм защиты прав потребителей. Стоит заметить, что права потребителей преобладают над правами и обязанностями продавцов. Это вытекает из того, что продавцы являются профессиональными участниками рынка, а потребитель слабой стороной, поэтому законодатель помогает потребителю, создавая ему дополнительные гарантии в восстановлении его нарушенных прав30.

В статье 12 ГК РФ содержится 11 способов защиты гражданских прав, если права гражданина будут нарушены.

Для потребителей, получивших некачественный товар, работу и услугу предусмотрены такие гражданско-правовые способы защиты как, самозащита своих прав, возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда и изменение или прекращение правоотношения, к примеру, расторжение договора. Характерной особенностью данных способов защиты является то, что их можно использовать как вместе друг с другом для большего эффекта, так и по отдельности, все зависит от желания потребителя.

Потребитель может самостоятельно защищать свои права, а может обратиться в суд.

Теперь подробнее рассмотрим способы защиты прав потребителей. Согласно ст. 14 ГК РФ под самозащитой понимается способ и форма защиты гражданских прав. Самозащита - это совершение предусмотренных законом действий со стороны гражданина, направленных на охрану его личных и других интересов в различных сферах. Определены в законе способы защиты нарушенных прав, которыми потребитель может пользоваться без обращения в государственные органы с целью защиты нарушенных прав31.

Перейдем к следующим способам защиты нарушенных прав потребителя - возмещению убытков, взыскание неустойки и возмещение вреда. Перечисленные способы применяются, как меры, направленные на восстановление имущественного положения потребителя. В основном, данные способы защиты применяются в совокупности с другими способами. Как правило, сумму, которая подлежит возмещению убытков и взысканию неустойки определяет суд. В ст. 151 ГК РФ и ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» содержится, что возмещение морального вреда осуществляется как способ защиты прав исключительно в суде
32.

Продавец, исполнитель, изготовитель, импортер отвечает за вред, который причинен жизни, здоровью или имуществу потребителя в результате конструктивных, рецептурных, производственных или иных недостатков в товаре и также, при непредставлении полной и достоверной сведений о товаре. В полном объеме и вне зависимости от вины происходит возмещение вреда потерпевшему. В соответствии со ст. 1097 ГК РФ вред возмещается при возникновении в пределах установленного срока годности или срока службы товара, работы и услуги. Если срок службы или срок годности не был установлен, тогда течение срока начинается в момент производства товара, работы и услуги и действует на протяжении десяти лет33.

Применение возмещения вреда вследствие полной либо частичной утраты и повреждения материала или вещи, когда заказчик передал исполнителю, чтобы последний исполнил работу, отвечает исполнитель в форме возмещения двукратной стоимости поврежденного или утраченного материала, что касаемо расходов, которые потребителю пришлось понести, то их тоже исполнитель возмещает. Но есть такой нюанс, суд вправе исполнителя освободить от ответственности, если потребитель был предупрежден касаемо определенных характерных особенностей вещи.

Обратимся к понятию убытки (ст. 15 ГК РФ). Они представляют собой расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества - реальный ущерб, также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях, если бы его право не было нарушено - упущенная выгода34. Есть несколько особенностей возмещения убытков потребителю согласно Закону РФ «О защите прав потребителей»35:

Во-первых, убытки причинены потребителю по причине нарушения изготовителем, исполнителем, продавцом, импортером, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем его прав, которые возмещаются в полном объеме, за исключением предусмотренных в ГК РФ ограничений размера ответственности (к примеру, ст. 902);

Во-вторых, убытки потребителю возмещаются сверх неустойки, которая установлена законом или договором, и стоит заметить, что уплата неустойки не освобождает лицо от исполнения обязанностей в натуре;

В-третьих, суд согласно ст. 393 ГК РФ может при определении причиненных потребителю убытков основываться на ценах, которые есть в том месте, где удовлетворялось требование потребителя.