Файл: 1. Общая характеристика защиты прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Общая характеристика защиты прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг

Способы защиты прав потребителей в случае причинения вреда некачественными товарами, работами и услугами

Механизм применения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественным товаром, работой и услугой

Определение размера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потребителя

Особенности применения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественными товарами, работами и услугами

Проблемы теории и практики регулирования, возникающие при причинении вреда потребителю некачественными товарами работами и услугами

Проблемы применения мер гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественными товарами, работами, услугами

Заключение

Библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЕ



Суд при рассмотрении вопроса о возмещении убытков вследствие возврата некачественного товара вправе удовлетворить требование о взыскании разницы между ценой товара, которая установлена в договоре и ценой аналогичного товара на время удовлетворения требования потребителя о взыскании уплаченной суммы за товар ненадлежащего качества. Убытки можно взыскать вне зависимости от взыскания неустойки36. У потребителя есть право требования возмещения убытков, которое определено необоснованным уклонением от заключения договора в случае, не предоставления необходимой информации о товаре, работе и услуге. Что касаемо медицинских услуг, то общую информацию пациент получает до заключения договора. А важная информация лечебного характера медицинской услуги предоставляется после обследования его.

В качестве дополнительного способа защиты потребитель может использовать требование о взыскании неустойки.

В соответствии со ст. 330 ГК РФ под неустойкой (штрафом, пеней) понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник должен заплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства и также при просрочке исполнения.

Согласно ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» уплата неустойки происходит по причине нарушения срока удовлетворения требования потребителя, и установлен размер неустойки, который составляет один процент от цены товара за каждый день просрочки37.

Существует классификация неустойки:

  1. Законная неустойка, т.е. неустойка, которая в любом случае будет применяться вне зависимости от того определена соглашением сторон или нет. Что касаемо размера неустойки, то его можно увеличить в соглашении сторон, но только если в законе нет запрета.

  2. Договорная неустойка применяется только по соглашению. В письменной форме должно быть соглашение о неустойке, в противном случае влечет недействительность.

Законной является неустойка, которая выплачивается потребителю за просрочку выполнения требований. Данную неустойку нельзя изменить соглашением сторон и не может быть предметом соглашения размер неустойки. Размер неустойки определяется от цены товара. Если неустойка будет несоразмерна последствия, то суд вправе ее уменьшить
38.

Неустойка применяется за разные нарушения. Применяют за каждый день просрочки устранения недостатка или замены дефектного товара, а также при задержке исполнения требования потребителя по поводу того, чтобы на период ремонта и до того момента как починят товар был предоставлен товар с такими же потребительскими свойствами. Неустойка может применяться также в случаях, когда продавцом или исполнителем нарушаются сроки чтобы починить или устранить в товаре недостаток, также срок замены товара с дефектом, срок для снижения покупной цены и срок для компенсации расходов, которые были понесены потребителем, срок возврата оплаченной потребителем цены товара, и еще срок для компенсации убытков39. Стоит заметить, что неустойка также применяется, если нарушен срок передачи оплаченного товара покупателю за каждый день просрочки и начинается течение срока со дня, когда покупателю должен был передан товар и заканчивает тем, что товар передан либо удовлетворены требования по поводу возврата уплаченной за товар денежной суммы. Не может быть выше сумма неустойки, чем сумма предварительной оплаты товара.

Что касается выполнения работ и оказания услуг то, неустойка будет применяться, если нарушен срок начала и завершения, закрепленный в договоре, а также промежуточных сроков выполнения работ, оказания услуг40.

Следующим способом защиты нарушенных прав является возмещение морального вреда. Осуществляется компенсация морального вреда вне зависимости от возмещения имущественного вреда.

Нормы о моральном вреде законодатель закрепил в ГК РФ и в Законе РФ «О защите прав потребителей». Согласно ст. 151 ГК РФ под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания гражданина, которые причинены действиями, нарушающими его личные неимущественные права или посягающие на принадлежащие ему иные нематериальные блага41.

Когда в суде возникает вопрос о том, подлежит ли удовлетворению исковое требование о компенсации морального вреда потребителю, или нет, весомым условием будет являться факт нарушения прав потребителя, который установлен42.

Суд определяет размер компенсации морального вреда независимо от размера возмещения имущественного вреда, и поэтому стоимость товара, работы и услуги не ставится в зависимость. По принципу разумности и справедливости суд в каждом конкретном случае, исходя из причиненных потребителю нравственных и физических страданий, определяет размер компенсации морального вреда. Поэтому суд, рассматривая каждую ситуацию, устанавливает размер компенсации морального вреда,

исходя из собственной оценки43.

Самым популярным способом защиты нарушенных прав потребителей является прекращение или изменение правоотношений, он применяется почти во всех случаях при возникновении конфликтов по поводу некачественного товара, работы и услуги44.

Если покупателю будет продан некачественный товар, то у него есть право поменять товар на товар надлежащего качества такой же марки; заменить бракованный товар на товар другой марки, с перерасчетом суммы; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены, к примеру, может быть сделана скидка; потребовать, чтобы продавец незамедлительно и безвозмездно устранил недостаток в товаре или возместил расходы на исправление недостатков третьим лицом; также отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы, но стоит заметить, что покупателю сначала нужно вернуть товар продавцу45.

При оказании услуги или выполнении работы у потребителя есть право требования об изменении или прекращении правоотношений, если будет выявлен недостаток в оказанной услуге или выполненной работе и, если будет нарушен срок. Данный способ защиты должен использоваться добровольно, но прямого указания на это в законе нет. В п. 5 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» упоминается, что только неустойка добровольно удовлетворяется. В п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» законодатель косвенно упоминает, что если суд удовлетворяет требования потребителя, то суд и взыскивает с нарушителя прав при несоблюдении в добровольном порядке требования потребителя штраф в размере 50 % от суммы, которая присуждена потребителю в судебном порядке46.

Возникает такая мысль, исходя из вышесказанного, что должно в законе прямо указано на необходимость удовлетворять требования потребителя добровольно, кроме морального вреда.

На практике каждый из перечисленных способов применяется для защиты прав потребителей и довольно успешно. Характерной особенностью способов является то, что в разных случаях они могут применяться вместе, а могут и отдельно47.

Для того, чтобы продавцы, изготовители, исполнители добровольно удовлетворяли требования потребителей можно внести в законодательство норму о максимальном возможном пределе взыскиваемой неустойки при предъявлении претензии потребителя по поводу качества товаров
, работ и услуг в размере цены договора. Также в практике встречается пробел в том, что отсутствует обязательный претензионный порядок урегулирования спора и тем самым усложняет осуществление способов защиты, а именно взыскание неустойки и компенсации морального вреда48.

В настоящее время в российском законодательстве существует достойная система способов защиты прав потребителей. Каждый из способов защиты занимает определенное положение и работает на общую цель, а именно - защиту нарушенных прав потребителя. А у потребителя есть право выбора, какой из способов защиты выбрать, в этом проявляется диспозитивность в данной сфере отношений49.

Согласно абз. 1 п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» и в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 503 ГК РФ у потребителя есть право выбирать какого вида будет требование в отношении продавца, если права потребителя будут нарушены недостатком товара, о которых продавец умолчал. Также в постановлении говорится о том, что у потребителя есть право замены технически сложного товара или также право отказаться от исполнения договора и возврата денежной суммы, которая была уплачена за товар и не зависит это от того, какие были отступления от требований к качеству товара50. Потребитель данными требованиями должен воспользоваться в течение 15 дней в противном случае, если срок прошел, то отказаться от исполнения договора можно только при перечисленных ниже условиях:

  1. Обнаружен существенный недостаток в товаре, предусмотрено данное правило в п. 3 ст. 503 и п. 2 ст. 475 ГК РФ;

  2. Нарушение сроков устранения недостатков в товаре, предусмотрено в ст. 20-22 Закона РФ «О защите прав потребителей»;

  3. Нет возможности использовать товар более 30 дней в каждом гарантийном сроке по причине устранения разных недостатков.

Стоит заметить, что в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» содержится достаточно интересная норма о том, что требования граждан к качеству программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре, к примеру, в операционной системе, должны быть рассмотрены в целом, как требования к качеству товара и с учетом его потребительских свойств согласно ст. 469 ГК РФ
51.

У потребителя также кроме общих требований, которые содержатся в Законе РФ «О защите прав потребителей» есть право требование о признании сделки недействительной согласно ГК РФ и п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»52. Если сделка будет признана недействительной, то будут применяться последствия в соответствии с п. 2 ст. 167 ГК РФ53.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что потребителю предоставляются дополнительные средства для защиты нарушенных прав, как слабой стороне в отношениях с профессиональными участниками.

Продавец, исполнитель, изготовитель, импортер отвечает за вред, который причинен жизни, здоровью или имуществу потребителя в результате конструктивных, рецептурных, производственных или иных недостатков в товаре и также, при непредставлении полной и достоверной сведений о товаре.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13