Файл: 1. Общая характеристика защиты прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Общая характеристика защиты прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг

Способы защиты прав потребителей в случае причинения вреда некачественными товарами, работами и услугами

Механизм применения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественным товаром, работой и услугой

Определение размера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потребителя

Особенности применения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественными товарами, работами и услугами

Проблемы теории и практики регулирования, возникающие при причинении вреда потребителю некачественными товарами работами и услугами

Проблемы применения мер гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественными товарами, работами, услугами

Заключение

Библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЕ




Содержание


Введение 3

1.Общая характеристика защиты прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг 6

1.1Понятие качества товаров, работ и услуг 6

1.2Способы защиты прав потребителей в случае причинения вреда некачественными товарами, работами и услугами 14

2.Механизм применения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественным товаром, работой и услугой 25

2.1Субъекты обязательства по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ и услуг 25

2.2Определение размера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потребителя 32

2.3Особенности применения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественными товарами, работами и услугами 38

3.Проблемы теории и практики регулирования, возникающие при причинении вреда потребителю некачественными товарами работами и услугами 43

3.1Проблемы предупреждения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественными товарами, работами, услугами 44

3.2Проблемы применения мер гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественными товарами, работами, услугами 53

Заключение 60

Библиографический список 63

ПРИЛОЖЕНИЕ 76



Введение


Защита прав и свобод гражданина является основной задачей государства. Закреплена данная задача в Конституции РФ1. Постоянные перемены и стремительное развитие сектора рынка подталкивают законодателя к совершенствованию и появлению новых механизмов для защиты прав потребителей, чтобы потребитель получал безопасный и качественный продукт, а для исполнителей стимулировались стандарты, основанные на принципе добросовестности для гарантированного качества товаров, работ и услуг. Государство контролирует качество товара, работы и услуги назначает всевозможные экспертизы, чтобы выявить недостатки, которые в последствие могут нанести вред жизни и здоровью потребителя, оно пытается работать на опережение.
Государство учитывает, что не всегда потребитель может самостоятельно защитить свои права и встает на сторону защиты слабой стороны в отношениях.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что ежедневно люди покупают всевозможные товары или пользуются работами, услугами. Качество товаров, работ и услуг является одним из главных факторов для удовлетворения потребностей, а также гарантией того, что товар, работа, услуга являются безопасным для жизни и здоровья. Не всегда товар, работ и услуга соответствуют требованиям, в основном, продавцы хотят как можно скорей получить прибыль от проданных товаров, персонал оказывает некачественную услугу, выполняет некачественную работу, все это в итоге может привести к угрозе жизни или здоровью потребителя. Поэтому обеспечение надлежащего качества и безопасности товара, работы и услуги является актуальным. Решить проблему обеспечения общества качественными и безопасными товарами, работами и услугами можно с помощью системного подхода, вследствие эффективных нормативно-правовых актов и результативного применения права на практике. Поэтому необходимо обеспечить эффективное применение норм гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный потребителю вследствие недостатков товаров, работ и услуг, чтобы не допустить нарушений прав потребителей.

Объектом исследования являются совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере защиты прав потребителей.

Предметом исследования является гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный потребителю некачественными товарами, работами и услугами.

Целью является системное исследование механизма применения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью потребителя, некачественными товарами, работами и услугами, выявление проблем теории и практики регулирования и определение путей их решения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть правовую природу категории «качества» товаров, работ и услуг, изучить ее основные характеристики;

  • изучить особенности применения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественными товарами, работами и услугами;

  • исследовать проблемы теории и практики регулирования, возникающие при причинении вреда потребителю некачественными товарами работами и услугами;

  • выявить проблемы применения мер гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественными товарами, работами, услугами;

  • сформулировать теоретические выводы и практические предложения по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей.


Эмпирической базой исследования являются нормативные акты – законодательство в сфере защиты прав потребителей, гражданское право, гражданский процесс и нормативные акты, содержащие нормы о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественным товаром, работой и услугой, судебная практика и статистические данные.

Теоретическая основа выпускной квалификационной работы составляет научные труды таких ученых как А.В. Агафонова, М.А. Алексеевой, С.В. Барабанова, О.А. Белова, А.И. Вознесенкой, Т.В. Гараева, В.П. Демидова, Д.М. Дзуцева, А.И. Егиной, Д.А. Котукова, И.А. Королева, Э.Г. Корнилова, Ю.Я. Макарова, А.С. Мамина, Н.С. Махарадзе, Е.С. Манакина, О.В. Медведева, А.С. Мограбян, И.Н. Ножнина, В.Ю. Решетник, Е.А. Сазонова, Н.С. Семенова, Т.А. Скворцовой, Х.А. Сулейманова, Р.А. Федусова, Д.Д. Чараева, Н.И. Шелкоплясовой, А.В. Широбокова.

Методологической основой исследования выступают как общенаучные (системный, метод анализа и синтеза), так и частно-научные методы познания (сравнительный, формально-юридический, системный метод).

Структура работы предопределяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех разделов, которые подразделяются на параграфы, заключения и библиографического списка, приложений. В первом разделе рассматривается общая характеристика защиты прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг. Во втором разделе изучается механизм применения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественным товаром, работой и услугой. В третьем разделе анализируются проблемы теории и практики регулирования, возникающие при причинении вреда потребителю некачественными товарами работами и услугами.
  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Общая характеристика защиты прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг



    1. Понятие качества товаров, работ и услуг



Одной из непростых категорий, с которой человек постоянно сталкивается в своей жизни является понятие «качество».

В действующем законодательстве определен ряд нормативно-правовых актов и отдельных норм, которые обеспечивают надлежащее качество товаров, работ и услуг.

В Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ) и в Законе РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» (далее по тексту – Закон РФ «О защите прав потребителей»)2 содержатся механизмы передачи качественного товара, работы и услуги потребителю3.

Но есть пробел, что отсутствует понятие «качества» товара, работы и услуги в Законе РФ «О защите прав потребителей» и в ГК РФ. Что касаемо качества товара, то упоминается в ст. 1 Федерального Закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»4 и применяется понятие «качество» только к пищевым продуктам – это совокупность характерных пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования.

Также содержится упоминание в ГОСТе, где понятие качества товара определено, как совокупность потребительских свойств товара, соответствующих установленным требованиям, в том числе условиям договора купли-продажи или аналогичных5.

Для потребителя качество подразумевает совокупность потребительских свойств, благодаря которым в процессе покупки принимается решение о выборе соответствующего товара.

Дальше рассмотрим определение качества услуги.

Услуга представляет собой результат непосредственного взаимодействия поставщика, исполнителя и потребителя, а также внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.6 При анализе понятия видно, что включает две составляющих, а именно результат и сам процесс.

Следовательно, понятие качества услуги включает и качество процесса и результатов. Качество услуги на месте оценивает клиент и качество должно соответствовать его требованиям. Из-за того, что услуги нематериальны, их невозможно оценить объективно на основе количественных показателей качества. Временная характеристика используется для оценки качества
7.

Под работой подразумеваются действия, которые имеют материально выраженный результат и совершаются исполнителем в интересах и по заказу потребителя на возмездной основе8.

В юридическом аспекте качество подразделяется на следующие виды:

  1. Надлежащее качество - такое состояние товара, работы, услуги, при котором в случае выполнения всех указанных требований товар, работа и услуга становится полезной для потребителя, т.к. он может использовать по целевому назначению9.

  2. Ненадлежащее качество – противоположное надлежащему качеству, а именно указанные требования не выполнены полностью или соблюдены лишь частично. Товар, работу, услугу ненадлежащего качества можно определить как товар, работа и услуга с недостатками. В Преамбуле к Закону РФ «О защите прав потребителей» содержится понятие «недостатка товара, работы, услуги»10.

Под недостатком товара, работы и услуги понимается несоответствие товара, работы, услуги или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар, работа и услуга такого рода используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность при заключения договора, или образцу или описанию при продаже по образцу или по описанию11.

Под существенным недостатком товара, работы и услуги понимается – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или если выявляется неоднократно и потом снова появляется после устранения, или другие подобные недостатки12.

Стоит заметить, что в п. 2 ст. 475 ГК РФ содержится упоминание о «существенном недостатке»13.

Стоит обратить внимание на то, что понятие «недостаток» не нужно разъяснять, т.к. оно понятно – любое несоответствие товара, работы, услуги обязательным требованиям, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям. А вот с понятием «существенный недостаток» есть сложности, т.к. используются оценочные категории, к примеру, «несоразмерная затрата времени» и др.14.

Довольно часто встречается в жизни ситуация, когда спустя некоторое время использования появляется недостаток товара, работы и услуги, который не был замечен сразу. Поэтому существует еще одна классификация недостатков товара, работы и услуги: