Файл: 1. Общая характеристика защиты прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг 6.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности применения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественными товарами, работами и услугами
Несмотря на то, что законодатель создал нормативную - правовую базу в сфере защиты прав потребителей все равно в настоящее время часто встречаются случаи причинения вреда некачественными товарами, работами и услугами. Это наталкивает на мысль, что надо доработать правовое регулирование в сфере качества и безопасности товаров, работ и услуг и в области гражданско-правовой ответственности за причинение вреда.
Главным правовым средством для обеспечения прав и законных интересов граждан – потребителей является гражданско-правовая ответственность. Говоря общими словами, гражданско-правовая ответственность представляет собой неблагоприятные последствия для причинителя вреда, т.е. лица, которое допустило гражданское правонарушение84.
Основанием наступления гражданско-правовой ответственности является совокупность элементов, таких как: наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между противоправным поведением и вредом, и вина лица, которое причинило вред85.
Что касается факта вреда, то это является необходимым в данных отношениях для наступления гражданско-правовой ответственности и если не будет факта вреда, то возмещать будет просто нечего.
Стоит заметить, что вред может быть причинен как личности, так и имуществу потребителя. По поводу личности можно сказать, что потерпевшими будут являться граждане, а в отношении имущества потерпевшими могут быть, как граждане, так и организации. Определяется вред, который причинен личности в утрате заработка потерпевшим, и также средств к существованию лицам, которые находятся на иждивении, и конечно расходы, которые были понесены лицом для восстановления здоровья86.
Вред может быть определен в денежных средствах, которые были затрачены лицом для лечения за счет средств виновной стороны, а если лицо погибло, то возместить расходы на погребение.
По поводу имущества, можно отметить, что вред будет возмещаться либо в стоимости утраченного имущества, или в сумме разницы стоимости такого имущества до и после повреждения. Также если лицо, ремонтировала за свой счет
, то ему возмещают эти денежные средства.
Вред вместе с материальной сферой включает в себя нематериальную часть, и даже несмотря на то, что в ней нет оболочки, вместе с материальными ценностями может данная сфере тоже подвергаться негативным последствиям, что в итоге и влечет к появлению предмета гражданско-правовой ответственности, который называется нематериальным моральным вредом87.
Моральный вред представляет собой вред, который был причинен душевному состоянию человека и выражается в том, что человек переживает и нравственно страдает.
Далее следующим элементом является противоправность причинителя вреда. Данный элемент является своеобразным, т.к. вред причиняется через товар, который потребитель приобрел. В таких случаях, противоправными будут действия по передаче покупателю товара, работы с недостатками, способными нанести вред жизни, здоровью и имуществу лица. И противоправность тут появляется по причине того, что был изготовлен товар с недостатками и в основном недостатки проявляются во время использования, т.е. это относится к понятию качества.
Было рассмотрено, что качество товара, работы и услуги определяется по стандартам, которые устанавливает государство. Представляется необходимым внести дополнения в статью 14 Закона № 162-ФЗ от 29.06.2015 «О стандартизации в Российской Федерации»88, т.е. в перечень документов по стандартизации по причине того, что в различных отраслях с учетом особенностей принимаются разные виды документов по стандартизации. По этой причине считаю необходимым изложить ст. 14 Закона в следующей редакции, добавив пункт 6: «иные нормативные документы, устанавливающие требования к стандартизации».
Есть такой нюанс, когда оценивается поведение причинителя вреда на установление его виновности, то учитывается проявление заботливости и предусмотрительности в отношении потребителя. В отношении вреда, причиненного некачественными товарами, работами и услугами действует безвиновный характер, однако если дефект возник после использования, и было соблюдение всех технологий, то надо в отношении данного производителя исполнителя услуги при оценке его действий рассматривать с помощью принципов разумности и справедливости. И потом уже если выясниться, что данное лицо, действовало недобросовестно, то будет признано ответственным за вред, который был причинен. Важно судам учитывать не только факт
, что соблюдались нормы и правила, но и тот факт, что были предприняты действия производителя, исполнителя, продавца для устранения дефекта или уменьшения неблагоприятных последствий причинения вреда данным дефектом89.
Что касается причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом, то это является основным условием наступления гражданско-правовой ответственности90. Причинная связь представляет собой некую границу ответственности за последствия противоправного поведения. Сложность состоит в том, что надо доказывать, выявлять связь между явлениями, которые привели к последствиям, потому что виновное лицо будет отвечать только за вред, который был им причинен. Если будет отсутствовать связь между явлениями, которые привели к последствиям, то будет исключена ответственность лица и т.е. это говорит о том, что вред был не следствием противоправного поведения, а вызван другими факторами.
Важно отметить, что гражданско-правовая ответственность является компенсационно-восстановительной, а именно для потребителя предоставляет право восстановить свое имущественное положение, которое было до нарушения права за счет виновной стороны.91 Основой правового регулирования ответственности является ГК РФ, также выступают иные федеральные законы и Закон РФ «О защите прав потребителей».
Изначально самым первым правовым актом в сфере защиты прав потребителей был Закон РФ «О защите прав потребителей», однако данный акт защищал исключительно граждан потребителей. В части второй ГК РФ содержится упоминание об ответственности за некачественный продукт, который причинил вред имуществу юридического лица и тем самым ГК РФ расширил субъектный состав лиц, которым может быть причинен вред92.
В Законе «О защите прав потребителей» главной мерой ответственности выступает возмещение убытков93.
Законодатель не зря предусмотрел, что при причинении вреда потребителю некачественным товаром, работой и услугой установлена повышенная ответственность продавца, изготовителя и исполнителя. Поэтому потребителю убытки вследствие причинения вреда возмещаются в полном объеме, т.е. в совокупности включается реальный ущерб и упущенная выгода. И также убытки можно взыскать сверх неустойки и в полном объеме.
Есть такой нюанс, что изготовитель, продавец и исполнитель отвечают перед пострадавшей стороной вне зависимости от вины, однако существуют исключения, которые освобождают причинителей вреда
94. Это, например, непреодолимая сила и случаи, когда потребитель нарушает правила эксплуатации, хранения и транспортировки товара, работы и услуги.
При изготовлении некачественного товара ответственность лежит на изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации, индивидуальном предпринимателе и импортере, а если будет продан товар некачественный, то отвечать будет продавец и поставщик. Можно упомянуть такой момент, что обязательства поставщика товаров некачественных установлены в ст. 475 ГК РФ и будут по своей характеристике факультативными потому, что можно прекратить отношения вследствие замены на товар качественный. В таком случае исполнения обязательств поставщиком не будет в будущем расходов по возмещению морального вреда. 95Вместе с возмещением материального вреда, потребитель может потребовать компенсацию морального вреда. Возмещение происходит в денежной сумме. Однако было рассмотрено выше, что касаемо морального вреда размер не отработан, что приводит к необоснованному разбросу, в определении судом размера компенсации морального вреда.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
Проблемы теории и практики регулирования, возникающие при причинении вреда потребителю некачественными товарами работами и услугами
-
Проблемы предупреждения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный некачественными товарами, работами, услугами
При исполнении обязательств могут возникать нарушения, которые влекут за собой определенные правовые последствия в виде наступления гражданско-правовой ответственности.
Если некачественно исполняются обязательства, то могут быть последствия, как расторжение договора, отказ от исполнения и возмещение убытков. Применяются меры гражданской ответственности и меры защиты в том случае, когда имеет место ненадлежащее качество, если не соответствует качество установленным условиям договора, требованиям закона. И при том, что в товаре, работе и услуге есть недостатки, наступает гражданско-правовая ответственность за ненадлежащее качество96.
В настоящее время по вопросам защиты прав потребителей граждане стали чаще обращаться в органы Роспотребнадзора, для примера приведу статистические данные, в первом квартале 2020г в адрес Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области поступило 1557 письменных обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей в 2019г – 1261 письменных обращений97.
Однако меньше нарушений в сфере защиты прав потребителей не становится. В настоящее время много самозанятого населения и индивидуальных предпринимателей, которые на дому оказывают всевозможные услуги, к примеру, мастер маникюра, мастер по наращиваю ресниц, косметологи. И надо ужесточать требования, чтобы данными гражданами не был причинен вред здоровью, жизни и имуществу потребителя98.
На данный момент пользуется большой популярностью индустрия красоты. Базовыми потребностями для девушек стали походы к мастерам маникюра, косметологам и другим. Найти место, где воспользоваться данной услугой, стало просто. Достаточно забить в поисковый запрос в интернете, какую услугу хочется получить, и запрос выдает сразу приличное количество вариантов.
Однако многих потребителей, кроме адреса, цены и очень заманчивых фотографий, интересует и такие данные, где учился мастер, в каком помещении оказывает услуги на дому или в салоне и какие инструменты использует, как обрабатывает и стерилизует инструменты. Сейчас, чтобы осуществлять услуги маникюра и педикюра нужна квалификация, которая закреплена в Приказе Минтруда России от 25.12.2014 № 1126н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по предоставлению маникюрных и педикюрных услуг»99.