Файл: 2016_Барачевский_Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность здравоохранения в ЧС.pdf
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 9764
Скачиваний: 2
211
IV. ДОКУМЕНТЫ МИНЗДРАВА РОССИИ
Приказ Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 25.11.1993 г. № 279 «О создании единого
Всероссийского научно-практического центра медицины
катастроф «Защита» МЗ РФ»
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от
20.04.1993 г. № 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья
населения Российской Федерации» и в целях совершенствования
организации и функционирования службы экстренной медицин-
ской помощи, координации научных исследований по проблемам
медицины катастроф, повышения уровня готовности службы к ра-
боте в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
1. Создать на базе Специализированного центра экстренной меди-
цинской помощи «Защита» Федерального управления медико-биоло-
гических и экстремальных проблем Всероссийский центр медицины
катастроф «Защита» Министерства здравоохранения Российской Фе-
дерации – головное научно-практическое государственное учрежде-
ние по проблемам медицины катастроф с функциями повседневного
управления службой экстренной медицинской помощи в РФ по пред-
упреждению к действиям в чрезвычайных ситуациях.
2. Директором ВЦМК «Защита» МЗ РФ назначить директора
Специализированного центра экстренной медицинской помощи
«Защита» Гончарова С.Ф.
Приказ Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 10.12.1996 г. № 408 «Об организации на
базе Всероссийского центра медицины катастроф «За-
щита» Минздрава России Сотрудничающего центра ВОЗ
по медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям»
Этим приказом в целях совершенствования организации и функ-
ционирования ВСМК, координации научных исследований по
проблемам медицины катастроф, повышения уровня готовности
к работе и эффективного взаимодействия всех медицинских сил и
средств, а также в соответствии с предложением ВОЗ предписано
организовать на базе ВЦМК «Защита» Минздрава России Сотруд-
212
ничающий центр ВОЗ по медицине катастроф и ЧС с утверждением
положения о нем.
Положением определены основная задача, направления, функ-
ции, права и обязанности Сотрудничающего центра. В частности,
основной задачей является осуществление функций Сотрудничаю-
щего центра ВОЗ по медицине катастроф и чрезвычайным ситуаци-
ям, а основными направлениями деятельности Центра определены:
- обеспечение поддержки программ в области ЧС, стратегии и
политики, принятые руководящими органами ВОЗ на глобальном и
региональном уровнях;
- прогнозирование и исследование закономерностей возникнове-
ния медико-санитарных последствий при различных авариях, ката-
строфах и стихийных бедствиях;
- исследование эффективности и совершенствование структуры
органов управлений, формирований и учреждений службы меди-
цины катастроф. Подготовка рекомендаций для соответствующих
служб медицины катастроф по решению проблем здравоохранения
населения при ЧС;
- развитие и выполнение международных программ обучения,
изучение материалов по готовности к катастрофам и ликвидации
последствий ЧС;
- сотрудничество с ВОЗ и другими центрами в совместной де-
ятельности по исследованиям, сбору и оценке технической и на-
учной информации по готовности к катастрофам и ликвидации их
последствий;
- организация и проведение международных конференций, сим-
позиумов, выставок, семинаров по проблемам медицины катастроф.
Функции Сотрудничающего центра по медицине катастроф в
случае возникновения или предупреждения ЧС, вызываемых сти-
хийными бедствиями, промышленными авариями, катастрофами и
эпидемиями возлагаются на ВЦМК «Защита» Минздрава России, г.
Москва. Этими функциями являются:
- повседневное управление ВСМК;
- осуществление координации деятельности организаций, рабо-
тающих в области медицины катастроф в России и в странах СНГ;
- участие в международных совещаниях и учебных программах,
213
организация их проведения.
Центр имеет право:
- иметь бланк со своим наименованием и эмблемой;
- устанавливать контакты и вести переписку по тематике сотруд-
ничества с зарубежными центрами ВОЗ, с Европейским региональ-
ным бюро и штаб-квартирой ВОЗ по тематике и результатам иссле-
дований, проводимых в других странах;
- принимать специалистов по проблеме медицины катастроф из
других стран;
- рекомендовать специалистов для участия в работе конферен-
ций, съездов, симпозиумов, совещаний в рамках научных разрабо-
ток центра;
- осуществлять подготовку публикаций по тематике сотрудниче-
ства в изданиях ВОЗ.
Центр обязан в установленном порядке:
- представлять ежегодно в ВОЗ, в Управление международных
связей Минздрава России отчет о работе центра;
- представлять ежегодно в Управление международных связей
Минздрава России оценки и предложения по деятельности ВОЗ по
проблеме медицины катастроф.
Приказ МЧС России и Минздрава России от 02.04.1997 г.
№ 185/94 «О взаимодействии МЧС России и Минздрава
России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций»
Этим приказом утверждено Положение о взаимодействии этих
министерств по предупреждению ЧС и при их возникновении.
Взаимодействие – согласованные и взаимосвязанные по целям,
задачам, месту, времени, объемам и способам выполнения совмест-
ные действия органов управления и сил по предупреждению и лик-
видации медико-санитарных последствий ЧС.
Целью взаимодействия Сторон является обеспечение эффек-
тивного использования сил и средств, спасение жизни и сохранение
здоровья, оказание пострадавшим всех видов медицинской помощи
в необходимых объемах и в оптимальные сроки, ликвидация эпиде-
мических очагов.
214
Принципы взаимодействия:
- единство государственной политики в области предупреждения
и ликвидации ЧС, охраны здоровья населения и профилактики за-
болеваний;
- приоритет сохранения жизни и здоровья населения при возник-
новении и ликвидации ЧС;
- единые подходы и критерии при прогнозировании и оценке
медико-санитарной обстановки при различных ЧС, учет возмож-
ностей спасательных и медицинских формирований и учреждений.
Взаимодействие осуществляется на всех уровнях Единой госу-
дарственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС),
при всех режимах ее деятельности (повседневный, повышенной го-
товности, чрезвычайной ситуации) и по всем направлениям работы
в ЧС.
Взаимодействие МЧС и Минздрава России по предупреждению
и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС осуществляется
по следующим направлениям:
- прогнозированию, наблюдению и оценке социально-экономи-
ческих и медико-санитарных последствий ЧС;
- взаимному обмену информацией по вопросам ЧС;
- согласованию решений о выделении сил и средств для пред-
упреждения и ликвидации ЧС;
- согласованию совместных действий по медицинской защите
населения, своевременному оказанию медицинской помощи по-
страдавшим, по организации проведения санитарно-противоэпиде-
мических и других специальных мероприятий;
- координации эвакуации пострадавших из зон ЧС;
- участию в организации обнаружении радиоактивного, химиче-
ского и биологического заражения питьевой воды, продуктов пита-
ния, продовольственного сырья и объектов окружающей среды;
- организации мероприятий, направленных на сохранение здоро-
вья аварийно-спасательных и медицинских формирований и учреж-
дений, участвующих в работе по ликвидации ЧС;
- созданию резервов финансовых, материально-технических и
медицинских ресурсов, необходимых для ликвидации медико-сани-
тарных последствий ЧС;
215
- обучению спасателей и населения приемам и способам оказа-
ния первой помощи пострадавшим в ЧС;
- проведению совместных тренировок и учений;
- выполнению мероприятий в части выполнения медицинской
реабилитации спасателей и населения, пострадавших в ЧС;
- разработке и реализации целевых программ, нормативных до-
кументов в сфере предупреждения и ликвидации ЧС;
- участию в осуществлении государственной экспертизы, надзо-
ра и контроля в части защиты населения и территорий от ЧС;
- участию в выполнении научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ по проблемам медицинской защиты и меди-
цинского обеспечения населения в ЧС;
- международному и межтерриториальному сотрудничеству в
области медицинского обеспечения населения в ЧС.
В интересах взаимодействующих сторон осуществляется:
- обмен информацией об угрозе и возникновении ЧС и принима-
емых решениях, данные о пораженных и поступивших в лечебные
учреждения;
- поиск и обнаружение пострадавших, их сбор и вынос (вывоз)
из опасных зон с оказанием медицинской помощи;
- предоставление каналов и средств связи, медицинское обеспе-
чение спасателей и других лиц, участвующих в ликвидации послед-
ствий ЧС;
- создание запасов медицинского имущества, поддержание его в
готовности к доставке в зоны ЧС, а при необходимости, и доставка
в них.
Приказ Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 09.06.2003 г. № 230 «Об утверждении штат-
ных нормативов служащих и рабочих государственных и
муниципальных учреждений здравоохране-ния и служа-
щих централизованных бухгалтерий при государственных
и муниципальных учреждениях здравоохранения
Приложением 3 этого приказа определены штатные нормативы
структурных подразделений (работников), специально уполномо-
ченных на решение задач в области ГО государственных и муници-