Файл: 2016_Барачевский_Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность здравоохранения в ЧС.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 9764

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

211

IV. ДОКУМЕНТЫ МИНЗДРАВА РОССИИ

Приказ  Министерства  здравоохранения  Российской 

Федерации  от  25.11.1993  г.  №  279  «О  создании  единого 

Всероссийского  научно-практического  центра  медицины 

катастроф «Защита» МЗ РФ»

Во  исполнение  Указа  Президента  Российской  Федерации  от 

20.04.1993 г. № 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья 

населения  Российской  Федерации»  и  в  целях  совершенствования 

организации  и  функционирования  службы  экстренной  медицин-

ской  помощи,  координации  научных  исследований  по  проблемам 

медицины катастроф, повышения уровня готовности службы к ра-

боте в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

1. Создать на базе Специализированного центра экстренной меди-

цинской помощи «Защита» Федерального управления медико-биоло-

гических и экстремальных проблем Всероссийский центр медицины 

катастроф «Защита» Министерства здравоохранения Российской Фе-

дерации – головное научно-практическое государственное учрежде-

ние по проблемам медицины катастроф с функциями повседневного 

управления службой экстренной медицинской помощи в РФ по пред-

упреждению к действиям в чрезвычайных ситуациях.

2.  Директором  ВЦМК  «Защита»  МЗ  РФ  назначить  директора 

Специализированного  центра  экстренной  медицинской  помощи 

«Защита» Гончарова С.Ф.  

Приказ  Министерства  здравоохранения  Российской 

Федерации  от  10.12.1996  г.  №  408  «Об  организации  на 

базе  Всероссийского  центра  медицины  катастроф  «За-

щита» Минздрава России Сотрудничающего центра ВОЗ 

по медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям»

Этим приказом в целях совершенствования организации и функ-

ционирования  ВСМК,  координации  научных  исследований  по 

проблемам  медицины  катастроф,  повышения  уровня  готовности 

к работе и эффективного взаимодействия всех медицинских сил и 

средств, а также в соответствии с предложением ВОЗ предписано 

организовать на базе ВЦМК «Защита» Минздрава России Сотруд-


background image

212

ничающий центр ВОЗ по медицине катастроф и ЧС с утверждением 

положения о нем.

Положением  определены  основная  задача,  направления,  функ-

ции, права и обязанности Сотрудничающего центра. В частности, 

основной задачей является осуществление функций Сотрудничаю-

щего центра ВОЗ по медицине катастроф и чрезвычайным ситуаци-

ям, а основными направлениями деятельности Центра определены:

- обеспечение поддержки программ в области ЧС, стратегии и 

политики, принятые руководящими органами ВОЗ на глобальном и 

региональном уровнях;

- прогнозирование и исследование закономерностей возникнове-

ния медико-санитарных последствий при различных авариях, ката-

строфах и стихийных бедствиях;

- исследование эффективности и совершенствование структуры 

органов  управлений,  формирований  и  учреждений  службы  меди-

цины  катастроф.  Подготовка  рекомендаций  для  соответствующих 

служб медицины катастроф по решению проблем здравоохранения 

населения при ЧС;

-  развитие  и  выполнение  международных  программ  обучения, 

изучение  материалов  по  готовности  к  катастрофам  и  ликвидации 

последствий ЧС;

- сотрудничество с ВОЗ и другими центрами в совместной де-

ятельности  по  исследованиям,  сбору  и  оценке  технической  и  на-

учной информации по готовности к катастрофам и ликвидации их 

последствий;

- организация и проведение международных конференций, сим-

позиумов, выставок, семинаров по проблемам медицины катастроф.

Функции  Сотрудничающего  центра  по  медицине  катастроф  в 

случае возникновения или предупреждения ЧС, вызываемых сти-

хийными бедствиями, промышленными авариями, катастрофами и 

эпидемиями возлагаются на ВЦМК «Защита» Минздрава России, г. 

Москва. Этими функциями являются:

- повседневное управление ВСМК;

- осуществление координации деятельности организаций, рабо-

тающих в области медицины катастроф в России и в странах СНГ;

- участие в международных совещаниях и учебных программах, 


background image

213

организация их проведения.

Центр имеет право:

- иметь бланк со своим наименованием и эмблемой;

- устанавливать контакты и вести переписку по тематике сотруд-

ничества с зарубежными центрами ВОЗ, с Европейским региональ-

ным бюро и штаб-квартирой ВОЗ по тематике и результатам иссле-

дований, проводимых в других странах;

- принимать специалистов по проблеме медицины катастроф из 

других стран;

-  рекомендовать  специалистов  для  участия  в  работе  конферен-

ций, съездов, симпозиумов, совещаний в рамках научных разрабо-

ток центра;

- осуществлять подготовку публикаций по тематике сотрудниче-

ства в изданиях ВОЗ.

Центр обязан в установленном порядке:

- представлять ежегодно в ВОЗ, в Управление международных 

связей Минздрава России отчет о работе центра;

-  представлять  ежегодно  в  Управление  международных  связей 

Минздрава России оценки и предложения по деятельности ВОЗ по 

проблеме медицины катастроф.

Приказ МЧС России и Минздрава России от 02.04.1997 г. 

№  185/94  «О  взаимодействии  МЧС  России  и  Минздрава 

России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных 

ситуаций»

Этим приказом утверждено Положение о взаимодействии этих 

министерств по предупреждению ЧС и при их возникновении.

Взаимодействие – согласованные и взаимосвязанные по целям, 

задачам, месту, времени, объемам и способам выполнения совмест-

ные действия органов управления и сил по предупреждению и лик-

видации медико-санитарных последствий ЧС. 

Целью  взаимодействия  Сторон  является  обеспечение  эффек-

тивного использования сил и средств, спасение жизни и сохранение 

здоровья, оказание пострадавшим всех видов медицинской помощи 

в необходимых объемах и в оптимальные сроки, ликвидация эпиде-

мических очагов.


background image

214

Принципы взаимодействия:

- единство государственной политики в области предупреждения 

и ликвидации ЧС, охраны здоровья населения и профилактики за-

болеваний;

- приоритет сохранения жизни и здоровья населения при возник-

новении и ликвидации ЧС;

-  единые  подходы  и  критерии  при  прогнозировании  и  оценке 

медико-санитарной  обстановки  при  различных  ЧС,  учет  возмож-

ностей спасательных и медицинских формирований и учреждений.

Взаимодействие осуществляется на всех уровнях Единой госу-

дарственной  системы  предупреждения  и  ликвидации  ЧС  (РСЧС), 

при всех режимах ее деятельности (повседневный, повышенной го-

товности, чрезвычайной ситуации) и по всем направлениям работы 

в ЧС.

Взаимодействие МЧС и Минздрава России по предупреждению 

и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС осуществляется 

по следующим направлениям:

- прогнозированию, наблюдению и оценке социально-экономи-

ческих и медико-санитарных последствий ЧС;

- взаимному обмену информацией по вопросам ЧС;

- согласованию решений о выделении сил и средств для пред-

упреждения и ликвидации ЧС;

-  согласованию  совместных  действий  по  медицинской  защите 

населения,  своевременному  оказанию  медицинской  помощи  по-

страдавшим, по организации проведения санитарно-противоэпиде-

мических и других специальных мероприятий;

- координации эвакуации пострадавших из зон ЧС;

- участию в организации обнаружении радиоактивного, химиче-

ского и биологического заражения питьевой воды, продуктов пита-

ния, продовольственного сырья и объектов окружающей среды;

- организации мероприятий, направленных на сохранение здоро-

вья аварийно-спасательных и медицинских формирований и учреж-

дений, участвующих в работе по ликвидации ЧС;

-  созданию  резервов  финансовых,  материально-технических  и 

медицинских ресурсов, необходимых для ликвидации медико-сани-

тарных последствий ЧС;


background image

215

- обучению спасателей и населения приемам и способам оказа-

ния первой помощи пострадавшим в ЧС;

- проведению совместных тренировок и учений;

-  выполнению  мероприятий  в  части  выполнения  медицинской 

реабилитации спасателей и населения, пострадавших в ЧС;

- разработке и реализации целевых программ, нормативных до-

кументов в сфере предупреждения и ликвидации ЧС;

- участию в осуществлении государственной экспертизы, надзо-

ра и контроля в части защиты населения и территорий от ЧС;

-  участию  в  выполнении  научно-исследовательских  и  опытно-

конструкторских работ по проблемам медицинской защиты и меди-

цинского обеспечения населения в ЧС;

-    международному  и  межтерриториальному  сотрудничеству  в 

области медицинского обеспечения населения в ЧС.

В интересах взаимодействующих сторон осуществляется:

- обмен информацией об угрозе и возникновении ЧС и принима-

емых решениях, данные о пораженных и поступивших в лечебные 

учреждения;

- поиск и обнаружение пострадавших, их сбор и вынос (вывоз) 

из опасных зон с оказанием медицинской помощи;

- предоставление каналов и средств связи, медицинское обеспе-

чение спасателей и других лиц, участвующих в ликвидации послед-

ствий ЧС;

- создание запасов медицинского имущества, поддержание его в 

готовности к доставке в зоны ЧС, а при необходимости, и доставка 

в них.

Приказ  Министерства  здравоохранения  Российской 

Федерации от 09.06.2003 г. № 230 «Об утверждении штат-

ных нормативов служащих и рабочих государственных и 

муниципальных  учреждений  здравоохране-ния  и  служа-

щих централизованных бухгалтерий при государственных 

и муниципальных учреждениях здравоохранения

Приложением 3 этого приказа определены штатные нормативы 

структурных  подразделений  (работников),  специально  уполномо-

ченных на решение задач в области ГО государственных и муници-