Файл: 2016_Барачевский_Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность здравоохранения в ЧС.pdf
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 9762
Скачиваний: 2
6
Постановление Правительства Российской Федерации от
04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения
в области защиты от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера» ......................................179
Постановление Правительства Российской Федерации
от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной
системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций» .............................................................180
Постановление Правительства Российской Федерации от
27.11.2006 г. № 719 «Об утверждении Положения
о воинском учете» .........................................................................181
Приложение ......................................................................................201
IV. Документы Минздрава России ...............................................211
Список литературы ........................................................................217
7
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие содержит перечень и характеристику норма-
тивных правовых документов и извлечения из них, регламентирую-
щих деятельность персонала здравоохранения по предупреждению
и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных си-
туаций мирного времени, в период мобилизации и в военное время.
Материалы пособия подготовлены в соответствии с учебной
программой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, ме-
дицина катастроф», соответствуют требованиям Федерального го-
сударственного образовательного стандарта и предназначены для
студентов высших и средних образовательных учреждений меди-
цинского профиля при их подготовке к занятиям и итоговому экза-
мену по учебной дисциплине.
Оно также может быть использовано преподавателями при под-
готовке к лекциям, семинарским и практическим занятиям на доди-
пломной и последипломной подготовке медицинских специалистов
по вопросам медицины катастроф и мобилизации здравоохранения.
Пособие может оказаться полезным для использования руково-
дителями учреждений здравоохранения и их структурных подразде-
лений, а также специалистами, в чью компетенцию входят вопросы
мобилизации здравоохранения при возникновении чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени.
В издании используется специальная терминология, понятная
обучающейся категории слушателей.
Автор будет признателен и благодарен всем тем, кто выскажет
замечания и соображения в части составления этого учебного посо-
бия. Он обязательно учтет их при необходимости его переиздания.
8
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Порядок организации работы по обеспечению безопасности на-
селения в условиях подготовки к действиям в чрезвычайных ситуа-
циях (ЧС) мирного времени, при угрозе и факте их возникновения,
а также в период мобилизации и в военное время регламентируется
нормативно-правовыми документами, в числе которых федераль-
ные законы, Указы Президента Российской Федерации, постанов-
ления Правительства Российской Федерации, ведомственные при-
казы, инструкции и методические письма.
Этот перечень документов напрямую касается и системы здра-
воохранения, задачей которой является обеспечение медицинской
безопасности населения, сохранение жизни и здоровья людей, по-
страдавших в ЧС, в ходе ведения военных действий или вследствие
этих действий, а также направленных на обеспечение устойчивой
работы учреждений здравоохранения в чрезвычайных и кризисных
ситуациях.
Краткая характеристика и извлечения из ряда нормативно-право-
вых актов, касающихся этих аспектов деятельности персонала здра-
воохранения, представлены в настоящих методических материалах.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ст. 1 Конституции Российской Федерации, принятой 12 дека-
бря 1993 года сказано, что Российская Федерация (РФ) – есть демо-
кратическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления.
Конституцией РФ, как основным законом, определена иерархия
нормативных правовых актов:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный конституционный закон;
9
- Федеральный закон;
- Указ Президента Российской Федерации;
- постановление Правительства Российской Федерации;
- нормативные акты федеральных органов исполнительной вла-
сти и иных ведомств Российской Федерации.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое
действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные
правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Кон-
ституции РФ. Конституция РФ и федеральные законы имеют верхо-
венство на всей территории России.
Органы государственной власти, органы местного самоуправ-
ления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны со-
блюдать Конституцию РФ и законы.
Законы подлежат официальному опубликованию. Неопублико-
ванные законы не применяются. Любые нормативные правовые
акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, не
могут применяться, если они не опубликованы официально для все-
общего сведения.
Принципы и нормы международного права и международные
договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором РФ установлены иные правила,
чем предусмотренные законом, то применяются правила междуна-
родного договора.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы
имеют прямое действие на всей территории России. Федеральные
законы не могут противоречить федеральным конституционным за-
конам.
Право законодательной инициативы в нашей стране предостав-
лено Президенту Российской Федерации, членам Совета Федера-
ции, депутатам Государственной Думы, Правительству России,
законодательным органам субъектов РФ. Это право также принад-
лежит Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному
Судам РФ по вопросам их ведения.
Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Причем, за-
конопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их
уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финан-
10
совых обязательств государства и другие законопроекты, предусма-
тривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета,
могут быть внесены только при наличии заключения Правительства
России.
Федеральные конституционные законы:
- принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией
РФ;
- считаются принятыми, если они одобрены не менее 3/4 голосов
от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от
общего числа депутатов Государственной Думы;
- после принятия в течение 14 дней подлежат подписанию Пре-
зидентом Российской Федерации и обнародованию.
Федеральные законы
- принимаются Государственной Думой большинством голосов
от общего числа депутатов;
- принятые Государственной Думой федеральные законы в тече-
ние пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации;
- федеральный закон считается одобренным Советом Федерации,
если за него проголосовало более половины от общего числа членов
этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Со-
ветом Федерации. В случае отклонения федерального закона Сове-
том Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для
преодоления возникших разногласий, после чего федеральный за-
кон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой;
- если при повторном голосовании за закон проголосовали не
менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы, феде-
ральный закон считается принятым;
- принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется
Президенту Российской Федерации для подписания и обнародова-
ния;
- Президент Российской Федерации в течение 14 дней подписы-
вает федеральный закон и обнародует его;
- если Президент Российской Федерации в течение 14 дней с мо-
мента поступления федерального закона отклонит его, то Государ-
ственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией
РФ порядке вновь рассматривают этот закон. Если при повторном