Файл: 2016_Барачевский_Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность здравоохранения в ЧС.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 9762

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6

Постановление Правительства Российской Федерации от 

04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения

в области защиты от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера» ......................................179

Постановление Правительства Российской Федерации

от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной

системе предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций» .............................................................180

Постановление Правительства Российской Федерации от 

27.11.2006 г. № 719 «Об утверждении Положения

о воинском учете» .........................................................................181

Приложение ......................................................................................201

IV. Документы Минздрава России ...............................................211

Список литературы ........................................................................217


background image

7

ВВЕДЕНИЕ

Учебное  пособие  содержит  перечень  и  характеристику  норма-

тивных правовых документов и извлечения из них, регламентирую-

щих деятельность персонала здравоохранения по предупреждению 

и  ликвидации  медико-санитарных  последствий  чрезвычайных  си-

туаций мирного времени, в период мобилизации и в военное время.

Материалы  пособия  подготовлены  в  соответствии  с  учебной 

программой  дисциплины  «Безопасность  жизнедеятельности,  ме-

дицина катастроф», соответствуют требованиям Федерального го-

сударственного  образовательного  стандарта  и  предназначены  для 

студентов  высших  и  средних  образовательных  учреждений  меди-

цинского профиля при их подготовке к занятиям и итоговому экза-

мену по учебной дисциплине. 

Оно также может быть использовано преподавателями при под-

готовке к лекциям, семинарским и практическим занятиям на доди-

пломной и последипломной подготовке медицинских специалистов 

по вопросам медицины катастроф и мобилизации здравоохранения. 

Пособие может оказаться полезным для использования руково-

дителями учреждений здравоохранения и их структурных подразде-

лений, а также специалистами, в чью компетенцию входят вопросы 

мобилизации  здравоохранения  при  возникновении  чрезвычайных 

ситуаций мирного и военного времени.

В  издании  используется  специальная  терминология,  понятная 

обучающейся категории слушателей. 

Автор будет признателен и благодарен всем тем, кто выскажет 

замечания и соображения в части составления этого учебного посо-

бия. Он обязательно учтет их при необходимости его переиздания.


background image

8

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, 

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 

Порядок организации работы по обеспечению безопасности на-

селения в условиях подготовки к действиям в чрезвычайных ситуа-

циях (ЧС) мирного времени, при угрозе и факте их возникновения, 

а также в период мобилизации и в военное время регламентируется 

нормативно-правовыми  документами,  в  числе  которых  федераль-

ные законы, Указы Президента Российской Федерации, постанов-

ления Правительства Российской Федерации, ведомственные при-

казы, инструкции и методические письма.

Этот перечень документов напрямую касается и системы здра-

воохранения,  задачей  которой  является  обеспечение  медицинской 

безопасности населения, сохранение жизни и здоровья людей, по-

страдавших в ЧС, в ходе ведения военных действий или вследствие 

этих действий, а также направленных на обеспечение устойчивой 

работы учреждений здравоохранения в чрезвычайных и кризисных 

ситуациях.

Краткая характеристика и извлечения из ряда нормативно-право-

вых актов, касающихся этих аспектов деятельности персонала здра-

воохранения, представлены в настоящих методических материалах.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ст. 1 Конституции Российской Федерации, принятой 12 дека-

бря 1993 года сказано, что Российская Федерация (РФ) – есть демо-

кратическое федеративное правовое государство с республиканской 

формой правления.

Конституцией РФ, как основным законом, определена иерархия 

нормативных правовых актов:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный конституционный закон;


background image

9

- Федеральный закон;

- Указ Президента Российской Федерации;

- постановление Правительства Российской Федерации;

- нормативные акты федеральных органов исполнительной вла-

сти и иных ведомств Российской Федерации.

Конституция  РФ  имеет  высшую  юридическую  силу,  прямое 

действие  и  применяется  на  всей  территории  РФ.  Законы  и  иные 

правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Кон-

ституции РФ. Конституция РФ и федеральные законы имеют верхо-

венство на всей территории России.

Органы  государственной  власти,  органы  местного  самоуправ-

ления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны со-

блюдать Конституцию РФ и законы.

Законы  подлежат  официальному  опубликованию.  Неопублико-

ванные  законы  не  применяются.  Любые  нормативные  правовые 

акты,  затрагивающие  права,  свободы  и  обязанности  человека,  не 

могут применяться, если они не опубликованы официально для все-

общего сведения.

Принципы  и  нормы  международного  права  и  международные 

договоры  РФ  являются  составной  частью  ее  правовой  системы. 

Если  международным  договором  РФ  установлены  иные  правила, 

чем предусмотренные законом, то применяются правила междуна-

родного договора.

Федеральные  конституционные  законы  и  федеральные  законы 

имеют прямое действие на всей территории России. Федеральные 

законы не могут противоречить федеральным конституционным за-

конам.

Право законодательной инициативы в нашей стране предостав-

лено  Президенту  Российской  Федерации,  членам  Совета  Федера-

ции,  депутатам  Государственной  Думы,  Правительству  России, 

законодательным органам субъектов РФ. Это право также принад-

лежит Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному 

Судам РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Причем, за-

конопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их 

уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финан-


background image

10

совых обязательств государства и другие законопроекты, предусма-

тривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, 

могут быть внесены только при наличии заключения Правительства 

России.

Федеральные конституционные законы:

-  принимаются  по  вопросам,  предусмотренным  Конституцией 

РФ;

- считаются принятыми, если они одобрены не менее 3/4 голосов 

от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от 

общего числа депутатов Государственной Думы;

- после принятия в течение 14 дней подлежат подписанию Пре-

зидентом Российской Федерации и обнародованию.

Федеральные законы

- принимаются Государственной Думой большинством голосов 

от общего числа депутатов;

- принятые Государственной Думой федеральные законы в тече-

ние пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации;

- федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, 

если за него проголосовало более половины от общего числа членов 

этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Со-

ветом Федерации. В случае отклонения федерального закона Сове-

том Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для 

преодоления возникших разногласий, после чего федеральный за-

кон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой;

-  если  при  повторном  голосовании  за  закон  проголосовали  не 

менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы, феде-

ральный закон считается принятым;

-  принятый  федеральный  закон  в  течение  5  дней  направляется 

Президенту Российской Федерации для подписания и обнародова-

ния;

- Президент Российской Федерации в течение 14 дней подписы-

вает федеральный закон и обнародует его;

- если Президент Российской Федерации в течение 14 дней с мо-

мента поступления федерального закона отклонит его, то Государ-

ственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией 

РФ порядке вновь рассматривают этот закон. Если при повторном