ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
108. | Характеристика агрессивного поведения. Коррекция агрессивного поведения. Агрессивное поведение – действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим людям. Диагностические критерии агрессивности для детей дошкольного возраста. Ребенок часто теряет контроль над собой. Таких детей часто можно увидеть спорящими, ругающимися с детьми и взрослыми. Агрессивные дети намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять их просьбы, либо вовсе игнорируют. В своем «неправильном» поведении и совершаемых ошибках винят других, ссылаются на обстоятельства. Завистливы и мнительны. Часто сердятся и прибегают к дракам. Характерологические особенности агрессивных детей воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении. Коррекция: Игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера; на развитие позитивной модели поведения. Использование элементов изо-терапии, (игры с водой, глиной, песком) – различные способы рисования – пальцами, ладошками, ступнями. С целью отреагирования - постановка спектаклей, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой. Подвижные игры. 1.Утренняя гимнастика – это комплекс общеразвивающих упражнений, как элемент двигательного режима, направленный пробуждение организма и подготовке его к дальнейшей деятельности. 2. физкультурные занятия – основная форма организованного систематического обучения умениям и навыкам дошкольников посредством физических упражнений. 3. физминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности. 4.пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. 5.подвижные игры – разновидность игровой деятельности, основу которой составляют разнообразные активные движения, двигательные действия, мотивированные сюжетом игры. 6.физкультурные упражнения на прогулке. - совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка. 7.спортивные игры – это подвижные игры для детей с элементами спорта, такие как баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей, кегли. 8.упражнения на тренажерах –гимнастический ролик, диск здоровья, детские гантели, гири, велотренажер, мини – батут, гребля, беговая дорожка). 9.спортивные развлечения и праздники со своими сценариями, приуроченные к какой-то дате. 10.корригирующая гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата. |
109. | Тревожность как форма отклоняющегося развития и поведения. Коррекция тревожности. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Причины: завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, гиперопека, и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, излишняя строгостью Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других, что и формирует отклоняющееся поведением. Направления в работе:1. Повышение самооценки, уверенности в себе. 2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях 3. Снятие мышечного напряжения. Задачи: Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния Создать условия для преодоления зажатости и безынициативности Способствовать развитию умений решать проблемные ситуации Создавать условия для принятия самостоятельных решений, для формирования внутренней позиции Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания Формировать навыки общения, контроля своего поведения Содействовать развитию творческих задатков Повышать самооценку и уверенность в себе Основные формы и методы работы: Элементы игротерапи, сказкотерапии, арт-терапии. Релаксация. Тифлотехника - отрасль приборостроения специального назначения, относящаяся к разработке технических средств для обучения, политехнической, производственной подготовки, трудовой деятельности и культурно-бытового обслуживания слепых, слабовидящих и слепоглухих, а также для коррекции, развития, восстановления зрения. Одной из основных функций тифлотехники является создание для незрячего человека возможностей получения более полной информации о мире, в котором он живет, и использование ее для адаптации к окружающему, для самостоятельной жизни в обществе. Перекодирование зрительной информации в осязательную и слуховую. Основные задачи тифлотехники заключаются в следующем: 1. уменьшить ограничение в ориентировке слепых в окружающем их пространстве, вызванное полной или частичной утратой зрения; 2. создать необходимые технические условия для разностороннего развития, получения общего, политехнического и профессионального образования и дальнейшего повышения культурного уровня слепых. Использование в коррекционно-развивающей работе с незрячими учащимися компьютерных технологий - это и возможность создания игровой среды с учетом коррекционных задач, и разнообразие в подаче материала, и постоянный контроль за действиями обучаемого, и регулирование оптимального темпа прохождения каждым учеником заданий, их сложности. |
110. | Одаренность и гениальность как форма отклоняющегося поведения. Одаренность понимается учеными, как комплекс задатков, способностей, интереса, мотивации к определенной (специфическая одаренность) или разноплановой (общая одаренность) деятельности. а гениальность – высшая ступень развития одаренности. Одаренность – девиация со знаком плюс. Это отклонение от среднестатистической нормы, но в положительную сторону. •буллинг со стороны одноклассников, некомпетентных взрослых и учителей; •потеря мотивации к обучению (программа слишком проста); •внутренняя тревога из-за невозможности полноценно раскрыть потенциал. Одаренные дети асоциальны, если понимают, что среда им не подходит. Свое негативное отношение к учебе (из-за скуки) они выражают нарушением дисциплины, прогулами. Социальная (лидерская) одаренность, развивающаяся хаотично, выливается в деструктивное поведение, хулиганство. В условиях неконтролируемой одаренности ребенок высокомерен, эгоистичен. своевременное выявление одаренности; направление ее в нужное русло (соответствующее обучение); объяснение нормальности этого явления и предотвращение рождения комплекса бога (воспитание). Технические средства - совокупность специальных средств и приспособлений, позволяющих осуществлять компенсацию выраженных нарушений функций органа зрения и способствующих активному приспособлению человека к окружающей среде. К тифлотехническим средствам относятся: Трость тактильная Электронный ручной видеоувеличитель с увеличением от 10 до 50 крат Специальные устройства для чтения «говорящей книги» Медицинские тонометры с речевым выходом Медицинские термометры с речевым выходом . Оптические средства для коррекции слабовидения - способствуют частичной компенсации ограничений к обучению, трудовой деятельности, самообслуживанию, ориентации. Выбор устройства осуществляется индивидуально в зависимости от характера патологии органа зрения, анатомо-оптических характеристик и других офтальмологических параметров. Лупы ручные, опорные, накладные, фиксируемые на очках, разной кратности и конструкций (без освещения, с подсветкой). Очки: очки со светофильтрами, для дали или близи, очки-гиперокуляры бинокулярного применения, гиперокуляры монокулярного применения. |
111. | Характеристика игровой деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях учреждений социального обслуживания семьи и детей. |
112. | Психолого-педагогические и организационные условия образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждений социального обслуживания семьи и детей. Проблема психолого-педагогического взаимодействия с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уроках, привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Ясно лишь одно: психология неразрывно связана с изучением психолого-педагогических взаимодействий с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Психология позволяет выявить и проанализировать эмоциональное состоянием ребёнка (уровень тревожности), уровень интеллекта, мотивацию обучения. Шипицына Л.М обращает внимание на то, что существует несколько взаимосвязанных особенностей психолого-педагогического взаимодействия, которые не решаются традиционно применяемыми педагогическими технологиями. Основные из них: крайне слабое психологическое и социально - педагогическое сопровождение воспитательного процесса в детских домах; дети не получают необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них; существующая педагогическая система в детском доме не формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение. По мнению С.А. Беличевой, последствие отставания психолого-педагогических методов работы с детьми - социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации и: по способности к обучению, приобретению профессии и трудоустройству; по способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; по способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции. В психологии многие исследователи И.Ф.Дементьева, В.А. Аверин и многие другие изучают причины и факторы психолого-педагогического взаимодействия, лежащие в основе формирования и развития личности ребёнка-сироты, не удается найти достаточно разработанной психолого-педагогической системы взаимодействия, которая упорядочивала бы такие учебный процесс. Поэтому в настоящее время воспитателю, учителю, трудно ориентироваться как в содержании психологических закономерностей развития личности, так и сфере их приложения. Если формирование и развитие познавательных способностей у учащихся может опираться на разработанные психологические теории и строиться как разумно, закономерно организованная и контролируемая система образовательных взаимодействий, то организация условий для формирования личностных качеств - это область образовательных психолого-педагогических взаимодействий, преимущественно опирающаяся на интуитивный, стихийный контроль со стороны воспитателя, учителя. Поэтому и воспитание с точки зрения научно психолого-педагогического взаимодействия, часто осуществляется стихийно, без достаточной опоры на современные психолого-педагогические знания. |
113. | Виды депривации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следы социального сиротства неблагоприятны и отражаются на всей жизни ребёнка. Во-первых - это необратимые последствия при нарушениях внутриутробного развития, во вторых - отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства. Для воспитанников детских домов и интернатов свойственны такие проблемы, как психологические, медицинские, педагогические и социальные. Чем раньше ребенок отрывается от семьи, тем сильнее они выражаются. Исследование, проведенное Л.И.Божович, показывает такую особенность психического развития детей - сирот: «у детей отпадает один из важнейших источников постоянного накопления опыта и знаний, они не усваивают многообразие межличностных отношений, так как в условиях интерната дети находятся постоянно в кругу сверстников, в кругу одних и тех же впечатлений, одних и тех же педагогических воздействий». Так же отмечается, что регламентация поведения детей в условиях учреждения и введение дисциплинарных правил сдерживают естественную активность ребенка Лишаясь родителей, ребенок попадает в состояние «материнской депривации». Это понятие включает в себя целый ряд различных явлений. Это и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, и, наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к матери - одним словом, никому ненужности. На основе этого чувства у ребенка формируется отношение к миру, отношение привязанности, которые не только для развития будущих взаимоотношений - их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающее у ребенка в новых или стрессогенных ситуациях. Кроме того, близкие люди, мать являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния. Отсутствие базисного доверия к миру рассматривается, как самое первое, самое тяжелое и самое труднокомпенсируемое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к людям и к самому себе, нежелание познавать мир, лишает ребенка возможности нормального психического, социального и сенсорного (потребность в разнообразных впечатлениях) развития. |
114. | Характеристика эмоционального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях учреждений социального обслуживания семьи и детей. Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Без этих новообразований ребенок не сможет стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот, которую смогут обеспечить специально подготовленные кадры. Психологическая защищенность определяется как относительно устойчивое положительное эмоционально переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации. Психологическая защищенность оценивается в терминах переживания чувства защищенности или незащищенности. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории детей, находящихся в исключительно экстремальных условиях бытия, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной, психологической и социальной защищенности. Кроме того, данная категория детей не может развиваться полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей. Коренные изменения, происшедшие за последнее время в общественной жизни, создают благоприятные условия для проявления принципиально новых подходов к построению системы образования. В ситуации социальной нестабильности на ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому специалисты отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью, агрессивностью. Страх - это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец, связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Они его тревожат и могут вызвать невротические расстройства, которые проявляются в виде тиков, навязчивых движений, энуреза, заикания, плохого сна, раздражительности, агрессивности, плохом контакте с окружающими, дефиците внимания. В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели важное значение ввиду их довольно широкого распространения среди детей. Большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов. А. И. Захаров считает, что страх — это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем ему все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Взрослый добился своего – ребенок послушался. Но какой ценой? Страх закрепился и распространился на сходные ситуации. К числу внушенных можно также отнести и страхи, которые возникают у излишне тревожных взрослых. Разговоры при ребенке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психики, калечат ее. Так же часто, как термин «страх», встречается термин «тревога». И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т. е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Апофеоз страха и тревоги – ужас |
115. | Особенности общения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях учреждений социального обслуживания семьи и детей со взрослыми и сверстниками. У ребёнка, воспитывающегося в семье, с раннего детства закладываются фундаментальные качества личности, формируются и психологическая устойчивость, и основы представлений о нравственных ценностях, жизнеспособность и целеустремлённость. У ребёнка-сироты развитие происходит с задержкой по всем основным направлениям (сенсорному, речевому, интеллектуальному, познавательному, аффективному и др.). Из-за чего ребёнку сироте труднее налаживать взаимоотношения с окружающим миром, а так как в ходе дальнейшего развития отставание только увеличивается, то впоследствии, у этих детей возникает « комплекс сироты» (чего не замечаем у детей, воспитывающихся в семье). Воспитанники детских домов в основном относятся к «группе риска», но они отличаются по характеру проблем: 1) дети-сироты, имеющие задержку умственного развития, плохо обучаемые, пассивно-ведомые. Для них характерны следующие признаки: низкий уровень интеллектуального развития; отсутствие творческого потенциала; низкая обучаемость(так-как не сформированы учебные умения);личностная тревожность (по отношению к себе и самопринятия ); познавательная не компетентность; эмоциональный дискомфорт; недоверие к людям; асоциальное поведение из-за несформированных трудовых навыков и неумения преодолевать трудности; не достаточно сформированы нравственные знания, убеждения, поведение; отсутствие знаний о мире профессий, намерений связанных с выбором профессии, негативное отношение к профессиональному выбору, отсутствие профессиональных притязаний, незнание индивидуальных возможностей, отсутствие опыта в профессиональной деятельности; неумение ставить цели, проектировать и моделировать пути их достижения; отсутствие стремления к самореализации. 2) дети-сироты, имеющие нарушения в личностном развитии, суженную временную перспективу будущего (живущие « сегодняшним днём»). Эта категория детей характеризуется неудовлетворённостью к жизни; высокой личностной тревожностью из-за отсутствия жизненных смыслов; низкой активностью в трудовой и общественно-полезной деятельности; отсутствием профессиональных целей и планов; негативностью к продолжению самообразования; низкой потребностью в профессиональном самоопределении; некомпетентностью в ситуации выбора; неготовностью к взрослению. У них не сформированы умения анализировать, ориентироваться, искать, проектировать. 3)дети-сироты, характеризующиеся низкой социальной мотивацией, преобладанием асоциального или рискованно-защитного поведения. Для данной категории детей определяющими являются такие характеристики: личностная тревожность (из-за низкой социальной мотивации); неумение устанавливать межличностные контакты в процессе учебной деятельности из-за чего низкие показатели в учёбе; неумение устанавливать контакты в широкой социальной среде и, как следствие, низкая познавательная компетентность; трудности в социальном взаимодействии (негативное отношение к окружающим людям); отрицательное отношение к профессиональной деятельности; негативность к продолжению образования, завышенный или заниженный уровень профессиональных притязаний; низкий уровень ответственности за своё профессиональное и жизненное самоопределение. |
116. | Развитие науки о семье, исторические изменения семьи и брака, отношения к детям. Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования. Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития. Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью. Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И. Я. Ба-хофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), и шотландский юрист Дж.Ф.Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак» (1865). В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: - почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; - на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; - постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); - динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному. В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов. (прежде всего работы Фредерика Ле Пле). Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества. |
117. | Семейное законодательство РФ и международные документы по защите прав ребенка. Декларация прав ребенка (1959). Конвенция ООН о правах ребенка (1989). Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов: Семейный кодекс РФ (1996). Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Закон «Об образовании». В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Для настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются: — признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами; — приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, отечества, семьи, религии. Конвенция — это документ высокого социально-нравственного значения, основанный на признании любого ребенка частью человечества, на принятии общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам. Она подчеркивает приоритет интересов детей, специально выделяет необходимость особой заботы любого государства и общества о сиротах, инвалидах, правонарушителях, беженцах. |
118. | Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические. Под семейным конфликтом понимается возникшая ситуация неразрешенного противоречия, в которой члены семьи испытывают острые эмоциональные переживания, находятся в состоянии психологического дискомфорта и пытаются решить возникшую проблему односторонне, бескомпромиссными путями и методами. Конфликт, как правило, порождается целым комплексом причин. Но по ведущему, основному мотиву, конфликты можно сгруппировать, положив в основу их возникновения следующие причины: • эгоизм одного или обоих супругов; • завышенные материальные потребности одного или обоих супругов; • завышенная самооценка одного или обоих супругов; • несовпадение представлений супругов о роли мужа, жены, матери, отца, главы семьи; • неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, с друзьями и знакомыми; • несовпадение взглядов на ведение домашнего хозяйства; • несовпадение взглядов на воспитание детей; • различие в типах темпераментов супругов и неумение учитывать это во взаимоотношениях. Различают конфликты конструктивные (в результате их разрешения отыскивается взаимоприемлемое решение проблемы) идеструктивные (сохраняются напряженность, сознание неизбежности дальнейших конфликтов, досада). Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась об их взаимной привязанности, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Конфликт – жесткое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений. А боль в организме, как известно, – сигнал бедствия, физиологический «крик» о помощи. В своем развитии конфликт проходит несколько этапов: возникновение, становление, зрелость, преобразование. Каждый этап предполагает свою логику поведения участников конфликта. Существуют и общие рекомендации для снятия остроты конфликта, для его прекращения, а возможно – для предотвращения. Например, рекомендуется не сосредоточиваться на обсуждении того, кто прав, кто виноват, и на личных качествах друг друга, а спокойно анализировать именно внешнюю, предметную сторону ситуации, стараясь не перейти ту черту, эмоциональную грань, за которой конфликт может стать необратимым; иногда помогает привлечение объективных «судей»; всегда полезно отделить суть проблемы от ее эмоциональной окраски; заслуживает похвалы попытка прийти к компромиссу. Особое воспитательное значение в семье имеет авторитет взрослых. Некоторые родители, у которых возникают проблемы с воспитанием детей, иногда склонны думать, что авторитет дается от природы, что авторитет – это особый талант и, если его нет, то с этим нужно примириться. Эти родители глубоко ошибаются. Авторитет может стать достоянием каждой семьи, важно, чтобы он строился на истинно приоритетных основаниях: требовательности и доброте, открытости и соучастии во всех делах, доверии и ответственности, внимании к детям и их жизни. |
119. | Задачи семейного консультирования. Цели семейного консультирования могут быть определены как развивающие, коррекционные, профилактические, адаптивные. Их достижение происходит в целостном процессе совместной работы клиента и консультанта над проблемами клиента. Важной социальной задачей семейного консультирования является консультирование семьи в трудной жизненной ситуации. Ее признаки: детская дезадаптация и нарушения развития детей, супружеская рассогласованность, неадекватное взаимодействие семьи с социумом, личностные нарушения и дезорганизация в семье. В процесс консультирования должны быть включены как практические учреждения — центры психолого-социально-педагогической поддержки семьи, учреждения собственно системы образования, отраслей социальной сферы, управленческие и административные учреждения, — так и специалисты, непосредственно работающие с семьей. Задачи, формы и методы работы с семьей различаются в зависимости от того, в какой сфере семейных отношений и на каком этапе жизненного цикла развития семьи осуществляется консультирование — в сфере консультирования по вопросам заключения брака; супружеских отношений, детско-родительских отношений. Основные задачи семейного консультирования: •психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака; •консультирование супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика); •психологическая помощь семье при разводах; •консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений; •психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания приемных детей; •психологическое сопровождение беременности и родов; •психологическое сопровождение становления родительства;
|
120. | Направления работы в психологическом консультировании родителей по поводу сложностей в отношениях с детьми. |
Запросы родителей, нуждающихся в консультациях специалиста, имеют несколько основных направлений. Первое – проблемы, связанные с воспитанием детей. Второе – проблемы, обусловленные трудностями в развитии и обучении детей. Третье – интерес родителей к имеющимся у детей способностям; к особенностям подросткового возраста. Большая группа проблем обусловлена необходимостью принятия семьей решения о дальнейших перспективах развития ребенка, о его профессиональном самоопределении.
Четвертое – личностные проблемы детей и подростков, межличностное взаимодействие в семье и ближайшем окружении.
Все эти направления родительских запросов тесно связаны с половозрастными особенностями детей и, следовательно, имеют свою специфику, которая определяется полом и возрастом ребенка. В первую очередь, конечно, возрастом.
Наиболее типичны жалобы на постоянные конфликты с ребенком, на непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды); невнимательность; неорганизованность поведения; лживость (за которую принимают как «псевдоложь», т.е. детское фантазирование, так и ложь во спасение, из страха быть наказанным, упрямство, необщительность, неуважение к родителям, неподчинение, грубость... Список этих «грехов» можно продолжать до бесконечности. Что делать психологу-консультанту на этапе работы с жалобой и запросом? Прежде всего – наполнить жалобу-запрос конкретным содержанием (какие именно поведенческие ситуации стали основой обращения). Обеспечить «стереоскопичность» взгляда на ситуацию (и взгляд на нее родителей, и взгляд ребенка, и материалы психодиагностики). В любом случае психолог должен быть на стороне ребенка. Его работа состоит не в подтверждении наличия «отрицательного» качества у ребенка (чего в ряде случаев только и ждет родитель), а в выдвижении совместно с родителем гипотезы об истории его развития, его возможностях и путях преодоления конфликтных отношений с родителями. Причины нарушения детско-родительских отношений – это прежде всего неумение понять ребенка, уже допущенные ошибки воспитания (не со зла, а в силу ограниченности и традиционности представлений о воспитании) и, конечно, столь типичная для последних лет бытовая и личностная неустроенность самих родителей. В целом в психологическом консультировании по поводу сложности отношений с детьми целесообразно выделить три органически связанных направления.
1.Повышение социально-психологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций.
2.Психологическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по ее изменению.
3. Психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком.
Практические задачи/задания
1. | Предложите рекомендации родителям по преодолению кризиса 1 года. Помните: для кризиса этого возраста жизни характерны гипертрофированная привязанность к маме; повышенная эмоциональная возбудимость, капризность; проявление агрессии; непослушание и упрямство. Предоставляйте малышу в этот период свободу действий, что позволяет ему чувствовать независимость, создает иллюзию «ненужности» взрослого. Проявляйте терпимость к попыткам малыша устанавливать при этом свои правила, пренебрегая требованиями и запретами старших. Не сдерживайте стремление ребенка к самостоятельным действиям, отнеситесь с пониманием к его протестному поведению, желанию делать все вопреки требованиям мамы. Не пугайтесь истерик и капризов малыша, их непредсказуемости, так как изменения в его поведении свидетельствуют о переходе на новый этап развития — от младенчества к раннему детству. Старайтесь понять, что это не «капризы», а проявления кризиса, т. е. переходного периода в жизни ребенка, свидетельствующего о процессе развития годовалых детей. Разумно стройте свои взаимоотношения с малышом, спокойно предъявляйте ему требования, с пониманием отнеситесь к изменяющимся потребностям растущей и развивающейся личности, которые затрагивают в этот период все сферы жизни ребенка : предметную деятельность; отношения со взрослыми; отношение к себе своим желаниям. Поощряйте самостоятельность крохи, пусть он многое делает сам и осваивает новые способы действий: пытается самостоятельно пользоваться ложкой и кружкой во время еды; упражняется в раздевании и одевании; подражает взрослым, повторяет в играх и действия. Ребенок начинает противопоставлять себя другим, осознает собственное «Я» в окружающем мире. Обращайте внимание на xapa ктерные личностные изменения ребенка: повышенную обидчивость, капризность, недовольство привычными мелочами, упрямство в отстаивании выполнения своих желаний (часто непостоянных непоследовательных, проявление независимости и самостоятельности; старайтесь смягчить их проявления и помочь малышу преодолеть возрастной кризис «Я — сам». Стремитесь найти золотую середину между строгими запретами и вседозволенностью; установите определенные и постоянные правила, которые малыш может легко запомнить и начнет им следовать; соблюдайте основные принципы бесконфликтной дисциплины: • включайте в жизнь каждого ребенка определенные ограничения и запреты, немногочисленные правила; • сообщайте ребенку требование или запрет дружественно-разъяснительным тоном, избегайте строгих, повелительных интонаций; • четко и ясно давайте понять малышу, какое его действие приемлемо, а какое недопустимо ни при каких обстоятельствах; • избегайте длинных нравоучительных монологов, так как маленький ребенок не способен воспринять и переработать большой объем информации; решительно останавливайте малыша от недозволенных действий. |
2. | Предложите рекомендации родителям по проблеме адаптации ребенка к детскому саду. Воспользовавшись рекомендациями, приведёнными ниже, любой родитель сможет помочь своему малышу и себе легче пройти процесс адаптации к детскому саду. 1. Убедитесь, что детский сад необходим именно сейчас вашей семье. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду. 2. Создавайте и сохраняйте позитивное отношение ко всему, что касается детского сада 3. Приведите ребенка на игровую площадку детского сада, чтобы вместе с мамой издалека посмотреть, как дети весело играют друг с другом, строят домики из песка, качаются на качелях и т. д. Затем обо всём увиденном поговорите с малышом дома, поделитесь в его присутствии этой радостной новостью с родственниками и знакомыми. 2. покажите малышу свои фотографии из детского сада. Детям нравятся рассказы мам и пап о том, как они детьми ходили в сад. Расскажите им о том, что сначала не умели чего-то делать, а потом научились. 3. Посещайте вместе с ребёнком детские парки и площадки, приучайте его к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ребёнком на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Исходя из наблюдений, скорректируйте темы бесед с малышом. Необходимо, чтобы ребёнок воспринял положительный настрой взрослых, который поможет ему в дальнейшем. 4. Не обсуждайте при ребенке проблемы, связанные с детским садом, которые очень волнуют взрослых. Помните о том, что дети в этом возрасте легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она ни старалась скрыть свое состояние за улыбкой. 5.Заранее узнайте режим дня дошкольного учреждения и постарайтесь приблизить к нему режим своего ребёнка: ежедневно поднимайте малыша чуть раньше, чем в предыдущий день, сдвигая на более раннее время все привычные дела: завтрак, прогулку и т. д. Укладывайте ребёнка каждый день немного раньше, чем это было сделано вчера, ведь завтра утром ему предстоит встать раньше. 6. Постепенно предлагайте малышу кушать те продукты и блюда, которые входят в меню детского сада (молочные каши, супы, рубленые мясные изделия, тушёные овощи, запеканки, компоты, кисели). Отучайте ребёнка от перекусов между основными приёмами пищи, чтобы он привыкал есть только в определённое время, съедал количество еды, достаточное для активной жизни в течение нескольких часов, и не испытывал дискомфорта. 7. Обязательно поставьте в известность персонал садика, если малыш склонен к аллергиина тот или иной продукт или лекарство. 8. Формируйте у ребенка навыки самостоятельности: приучайте его самостоятельно есть, пользоваться горшком, мыть руки и вытирать их полотенцем, одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду. Научите малыша отличать лицевую и изнаночную сторону одежды, переднюю и заднюю часть. Если ребенок берет одежду и старается надеть её сам, то не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него! Если же наоборот, малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, то стимулируйте его. Например, наденьте ему носочки, но не до конца, и предложите самому подтянуть их повыше. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять. Вместе одевайте и раздевайте игрушку. Устройте соревнование, кто быстрее наденет носки, футболку, свитер. Подыграйте малышу, уступив ему первенство. Ваш «Чемпион» придет в восторг, а заодно и потренируется в самостоятельном одевании. |
3. | Предложите рекомендации родителям по развитию внимания дошкольника, используя современные информационно-коммуникативные средства для коммуникации. Для того чтобы ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание. 1. В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание детей. 2. Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечением. 3. Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность. 4. Развивая внимание ребёнка, не давите и не фиксируйте его неудачи. Большое внимание обращайте на достигнутые им успехи. 5. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей. 6. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания. 7. Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов. "Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!" - шутит бабушка, наблюдая, как ложка в руке внука, уставившегося в экран телевизора, замерла на полпути от конечной цели. "Давай пока уберем игрушку в сумку, а то она тебя очень отвлекает, и ты совсем не смотришь на дорогу", - предлагает мама сыну при переходе улицы. "Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает ребенка и дома, и в детском саду, и во время прогулок на улице. То есть всегда и везде. На первый взгляд это поучения-нравоучения, ведь взрослый считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения взрослого, а на то, что значимо для него самого. То есть, ребенок заинтересован не ложкой с кашей, а тем, что происходит на экране телевизора. Любимая игрушка в руках ребенка намного для него привлекательней, чем ситуация на дороге, тем более что рядом мама, которая этой ситуацией может управлять. Взрослый может объяснить, что такое внимательность и внимание в целом. Но не ребенок. Под руководством родителей ребёнок учится сосредотачиваться на занятии, даже когда ему неинтересно. Давая указания своему ребенку, следите, чтобы они были логичными и понятными ребёнку. Постарайтесь вовлечь его, освещая привлекательные стороны объекта. Учите детей с детства подмечать необычные особенности предметов и явлений. Возрастающая любознательность и совершенствование мыслительных процессов позволяют дошколёнку лучше концентрироваться на заинтересовавшем предмете. Вниманием детей 5-6 лет управляет взрослый при помощи речи или жестов («Будь внимательнее!», «Посмотри, какая птичка!»). В старшем дошкольном возрасте, дети управляют своим вниманием при помощи своей речи. Таким образом они планируют свою деятельность, задают ей конечную цель. Это даёт толчок к развитию произвольного внимания. Чтобы развитие произвольного внимания у детей стало успешным, родителям нужно учитывать некоторые его особенности. |
4. | Предложите рекомендации родителям по преодолению кризиса 3 лет.
|
5. | Предложите рекомендации родителям по преодолению страхов у дошкольников. Страхи часто возникают у детей, особенно в возрасте от двух до шести лет. Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. Одним из наиболее эффективных способов устранения нежелательного поведения ребенка в этом возрасте является игнорирование этого поведения. Однако в случае со страхами этот метод малоэффективен и даже может вызвать обратный эффект – усиление страха или появление нового страха, ребенок, который боялся пылесоса, может начать бояться большинства бытовых приборов – чайник, кофеварку и т.д. Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Не стоит убеждать ребенка, боящегося чудовищ заглянуть под кроватку и в темные углы, а малыша, которого пугает звук воды, спускаемой в унитазе, спустить ее самостоятельно и увидеть, что «ничего страшного не произошло». Подбадривающие фразы типа «не веди себя как младенец» или «ну, будь же смелым мальчиком» также не лучшее лекарство от страха. Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 1. Признание - спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 2. Разъяснение - детям начиная с двухлетнего возраста часта бывает достаточно простого объяснения, например: если ребенок боится звука закипающего чайника можно объяснить, что водичка, которую он пьет, льется из крана, но чтобы она была более вкусной и полезной или горячей ее надо сначала очень сильно нагреть, а потом пить. Для этого сделали чайник. В чайнике водичка нагревается. Когда она нагревается, она шумит. Это хороший шум, это значит, водичка делается вкусной и полезной, чтобы ребенок, мама и папа могли ее пить. 3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует, однако, знакомить детей с фильмами, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются (даже если они кусают грабителей и спасают жизнь главному герою), а молния попадает в дом (даже если девочка, живущая в доме не испугалась, вызвала пожарных и все спаслись). 4. Демонстрация на расстоянии. Если ребенок боится момента, когда вода в ванной или раковине утекает в трубу (боится, что его затянет вместе с водой). Один из родителей может держать его на руках или за руку у самого входа в ванную комнату, а другой сливать воду из наполненной ванны, демонстрируя при этом, что может, а что не может утечь в трубу – волос может, а губка нет, мыльные пузырьки могут, а нога нет и т.д. 5. Более близкая демонстрация и повышение чувства контроля. Знание о возможности контролировать пугающий объект может помочь ребенку. Опыт включения - выключения пугающего бытового прибора: фонарик или ночник, которые ребенок, боящийся темноты, сам может включать и выключать – все это сделает страшное более контролируемым и, следовательно, менее пугающим. 6. Беседа, обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 7. Чувство юмора. Не смейтесь над страхами своего малыша, но, используя все вышеописанные приемы, не бойтесь пошутить там, где это уместно, чтобы снять напряжение и помочь расслабиться испуганному ребенку. |
6. | Предложите рекомендации родителям по сенсорному развитию ребенка раннего возраста, используя современные информационно-коммуникативные средства для коммуникации. В соответствии с требованиями ФГОС ДО информационные, коммуникационные, аудиовизуальные и интерактивные технологии становятся сегодня основой для построения структуры новой образовательной среды, организации пространства нового типа. Перед образовательными организациями стоит задача подбора технических средств таким образом, чтобы наиболее эффективно использовать их в своей работе. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем миром. Обучение детей раннего возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. В нашем детском саду используется программно-аппаратный комплекс «Колибри» (ПАК «Колибри»)– современное и эффективное интерактивное решение для дошкольного образования! В него входит встроенный производительный компьютер, интерактивная панель с функцией Мультитач, прочное защитное покрытие экрана, встроенные колонки, качественный звук, базовое ПО для работы компьютера, специализированное ПО для образования. Это пакет из множества игр для детей дошкольного возраста на такие темы, как: сенсорное развитие, рисование, окружающий мир, логика и внимание, цвета, музыка и прочее. Особенности:
Рекомендуемое использование комплекса интерактивных развивающих игр:
Данный комплекс рассчитан на детей дошкольного и младшего школьного возраста, для индивидуальных или игровых занятий. Игры построены логично и интуитивно понятно, поэтому подходят и для работы с педагогом, и для самостоятельного изучения. Выгодное отличие программы в том, что игры здесь имеют возможность управления не только прикосновением к экрану, но и через движения тела с использованием кинекта. Воспитатели и специалисты отнеслись к появлению ПАК «Колибри» в саду позитивно: легко освоили и используют ее в своей профессиональной деятельности. Дети восприняли появление нового устройства восторженно. Педагоги широко используют готовые цифровые образовательные игры для детского сада и создают собственные, используя разнообразные приемы работы с ПАК «Колибри». Работа с данным программно - аппаратным комплексом вызвала неподдельный интерес и восторг со стороны не только педагогического коллектива, а так же родителей и администрации детского сада. |