Файл: Вопросы к государственному.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. НАПРАВЛЕНИЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»

Согласно ФГОС ДО, в ДОО проводится оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Педагог-психолог оказывает содействие педагогам в подборе диагностических комплексов и в проведении отдельных процедур в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга).

Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинга) допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

  • оптимизации работы с группой детей.

Психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе воспитания в ДОО, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.

Психологическая диагностика проводится психологом как индивидуально, так и с группой воспитанников ДОО.

Обязательно:

а) Мониторинг процесса адаптации воспитанников младших групп детскому саду;

б) диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительных групп.

Дополнительно:

а) диагностика воспитанников с целью определения уровня коммуникативного и эмоционального развития для организации и координации работы;

б) по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
2. НАПРАВЛЕНИЕ  «ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ»

Психопрофилактика контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО.                 
Цель: обеспечение раскрытия возможностей возраста, снижение влияния рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупреждение нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в ДОО. Психогигиена предполагает предоставление всем участникам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Для этого предусмотрено:

Обязательно:

1. Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

2. Анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

3. Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

4. Информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

5. Наблюдение режимных моментов, массовых мероприятий с целью предупреждения девиаций в поведении, выявлении воспитанников, нуждающихся в психологическом сопровождении.

6. Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОО. Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива. Совместная деятельность с вновь прибывшими детьми при угрозе тяжелой степени адаптации - адаптационные игры, пальчиковая гимнастика.

Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОО и родителей, а именно:

  1. Повышение уровня психологических знаний;

  2. Включение имеющихся знаний в структуру деятельности.


Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОО, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие контингента детей и родителей.

Обязательно:

а) проведение систематизированного психологического просвещения педагоговв форме семинаров, конференций, практикумов по темам:

  1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.

  2. Особенности работы педагога с проблемными детьми.

  3. Стили педагогического общения, профессиональная саморегуляция.

  4. Психологические основы взаимодействия с семьей.

б) проведение систематизированного психологического просвещения родителейв форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:

  1. Адаптация ребенка к ДОУ.

  2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

  3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

  4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.

  5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.

  6. Психологическая готовность к обучению.

Дополнительно:

аобновление текстовой информации в групповых информационных уголках; на информационном стенде специалистов; на сайте ДОО, персональном сайте педагога-психолога.
3. НАПРАВЛЕНИЕ

«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА»

В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменение во внутренней психологической сфере воспитанников рассматривается как развивающая. Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию определенных недостатков в психическом развитии детей; психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков у воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития, гармонизация личности ребенка.


В процессе индивидуального сопровождения ребенка и психологического сопровождения группы детей старшего дошкольного возраста педагог-психолог руководствуется Положением о службе практической психологии в системе образования Российской Федерации. В реализации практического направления деятельности опирается на раздел V. П.20: "Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят строго индивидуальный конкретный характер".

Коррекционно-развивающая работа планируется и проводится по тематическим планам (утвержденных методическим советом МКДОУ д/с №31 с учетом специфики детского коллектива (группы) и отдельного ребенка.

В коррекционно-развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития, который может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Объектом коррекционно-развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа проводится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы.

Обязательно:

а) проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования предпосылок учебной деятельности (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года);

б) проведение коррекционно-развивающих занятий по адаптации к среде ДОО с детьми младших групп; 

в) выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.

Дополнительно:

а) проведение развивающих занятий с детьми младших, средних групп с целью гармоничного развития личности дошкольника, предупреждению отклонений в психоречевом, эмоционально-волевом развитии.

б) совместная деятельность с детьми старших групп с целью формирования и развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

Проанализировав социальную ситуацию развития и опираясь на благоприятные условия в МКДОУ д/с №31, нами была разработана система, направленная на развитие личности ребенка, основанная на сензитивности личностного развития на каждом возрастном этапе.


4. НАПРАВЛЕНИЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития ребенка.

Оказание помощи в разрешении проблемы будет успешным тогда, когда человек сам осознал ее наличие. В условиях ДОО педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование по вопросам психического развития ребенка. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах муниципального района по теме запроса.

Обязательно:

а) консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

Дополнительно:

а)педагог-психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей;

б)педагог-психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.