ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. НАПРАВЛЕНИЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»
Согласно ФГОС ДО, в ДОО проводится оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Педагог-психолог оказывает содействие педагогам в подборе диагностических комплексов и в проведении отдельных процедур в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга).
Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинга) допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:
-
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); -
оптимизации работы с группой детей.
Психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе воспитания в ДОО, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.
Психологическая диагностика проводится психологом как индивидуально, так и с группой воспитанников ДОО.
Обязательно:
а) Мониторинг процесса адаптации воспитанников младших групп детскому саду;
б) диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительных групп.
Дополнительно:
а) диагностика воспитанников с целью определения уровня коммуникативного и эмоционального развития для организации и координации работы;
б) по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
2. НАПРАВЛЕНИЕ «ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ»
Психопрофилактика контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО.
Цель: обеспечение раскрытия возможностей возраста, снижение влияния рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупреждение нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в ДОО. Психогигиена предполагает предоставление всем участникам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Для этого предусмотрено:
Обязательно:
1. Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
2. Анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
3. Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
4. Информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
5. Наблюдение режимных моментов, массовых мероприятий с целью предупреждения девиаций в поведении, выявлении воспитанников, нуждающихся в психологическом сопровождении.
6. Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОО. Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива. Совместная деятельность с вновь прибывшими детьми при угрозе тяжелой степени адаптации - адаптационные игры, пальчиковая гимнастика.
Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОО и родителей, а именно:
-
Повышение уровня психологических знаний; -
Включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОО, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие контингента детей и родителей.
Обязательно:
а) проведение систематизированного психологического просвещения педагоговв форме семинаров, конференций, практикумов по темам:
-
Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы. -
Особенности работы педагога с проблемными детьми. -
Стили педагогического общения, профессиональная саморегуляция. -
Психологические основы взаимодействия с семьей.
б) проведение систематизированного психологического просвещения родителейв форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:
-
Адаптация ребенка к ДОУ. -
Кризисы 3-х лет и 6-7 лет. -
Наиболее типичные ошибки семейного воспитания. -
Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее. -
Воспитание произвольности поведения и управляемости. -
Психологическая готовность к обучению.
Дополнительно:
а) обновление текстовой информации в групповых информационных уголках; на информационном стенде специалистов; на сайте ДОО, персональном сайте педагога-психолога.
3. НАПРАВЛЕНИЕ
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА»
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменение во внутренней психологической сфере воспитанников рассматривается как развивающая. Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию определенных недостатков в психическом развитии детей; психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков у воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития, гармонизация личности ребенка.
В процессе индивидуального сопровождения ребенка и психологического сопровождения группы детей старшего дошкольного возраста педагог-психолог руководствуется Положением о службе практической психологии в системе образования Российской Федерации. В реализации практического направления деятельности опирается на раздел V. П.20: "Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят строго индивидуальный конкретный характер".
Коррекционно-развивающая работа планируется и проводится по тематическим планам (утвержденных методическим советом МКДОУ д/с №31 с учетом специфики детского коллектива (группы) и отдельного ребенка.
В коррекционно-развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития, который может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Объектом коррекционно-развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа проводится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы.
Обязательно:
а) проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования предпосылок учебной деятельности (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года);
б) проведение коррекционно-развивающих занятий по адаптации к среде ДОО с детьми младших групп;
в) выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
Дополнительно:
а) проведение развивающих занятий с детьми младших, средних групп с целью гармоничного развития личности дошкольника, предупреждению отклонений в психоречевом, эмоционально-волевом развитии.
б) совместная деятельность с детьми старших групп с целью формирования и развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
Проанализировав социальную ситуацию развития и опираясь на благоприятные условия в МКДОУ д/с №31, нами была разработана система, направленная на развитие личности ребенка, основанная на сензитивности личностного развития на каждом возрастном этапе.
4. НАПРАВЛЕНИЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития ребенка.
Оказание помощи в разрешении проблемы будет успешным тогда, когда человек сам осознал ее наличие. В условиях ДОО педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование по вопросам психического развития ребенка. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах муниципального района по теме запроса.
Обязательно:
а) консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Дополнительно:
а)педагог-психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей;
б)педагог-психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.