Файл: Состояние и развитие потребительской кооперации РФ, на примере реально существующей организации (Потребительские кооперативы: создание, организация, функционирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Потребительские кооперативы: создание, организация, функционирование

1.1. Законодательное регулирование потребительских кооперативов

1.2. Среда функционирования предприятий и ее влияние на финансовые показатели деятельности

1.3. Современное состояние и развитие потребительской кооперации

2. Оценка деятельности потребительского общества

2.1. Управление потребительским кооперативом. Культура организации

2.2. Цели и задачи развития Куженерского райпо

2.3. Направления повышения управлением деятельностью потребительского общества

3. Функционирование потребительской кооперации в условиях экономической трансформации

3.1. Внешняя среда развития потребительской кооперации. Государственно-правовая поддержка кооперативов

3.2. Мероприятия по укреплению позиций потребительской кооперации в регионе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Часто, в подходе к управлению издержками самой распространенной является устаревшая точка зрения, согласно которой издержки должны быть снижены любой ценой до самого низкого, ниже минимально допустимого их уровня. В последнее время, как свидетельствует зарубежный опыт, все большее и большее распространение получила вторая точка зрения на оптимальный размер издержек обращения. Можно и необходимо идти на дополнительные затраты в целях увеличения оборота, привлечения новых поставщиков и покупателей, повышения качества торгового обслуживания, создания привлекательного имиджа предприятия.

К основным резервам экономии издержек обращения следуют отнести: 1) рост товарооборота, равномерное и ритмичное обеспечение продажи товаров в плановом периоде; 2) эффективное использование материально-технической базы торговли; 3) внедрение прогрессивных форм обслуживания; 4) повышение производительности труда; 5) своевременный ввод в действие новых, дополнительных рабочих мест; 6) сокращение звенности товародвижения, простоя транспорта, большую механизацию погрузочно-разгрузочных работ; 7) прогрессивную доставку товаров (тара-оборудование и т.п.); 8) ускорение оборачиваемости товаров; 9) введение сплошного или выборочного учета издержек обращения; 10) нормирование издержек с учетом потоварной издержкоемкости, услугоемкости и др.

Основными рекомендациями, которые могут быть взяты на вооружение для борьбы, направленной на снижение издержек обращения в райпо является внедрение процесса управления издер-жками и использование резервов экономии издержек обращения. В дополнение к этому необходимо наладить надлежащий учет и систему нормирования с целью ужесточения ответственности конкретных лиц за нерациональное использование потребляемых ресурсов.

Можно говорить о рентабельности следующих отраслей деятельности Куженерского райпо: оптовая торговля, заготовки, производство. В целом, деятельность Куженерского райпо нерентабельна. Проведем анализ динамики показателя общей рентабельности деятельности, который рассчитывается как отношение прибыли от реализации к себестоимости в отраслевом разрезе.

Таблица 3. Динамика показателей рентабельности Куженерского райпо

МПС за период с 1.01.2000г. по 1.01.2004г. (в %)

Отрасль деятельности

Годы

Отклонение, (+,-) 2002 г. к

2000

2001

2002

2003

2000г.

2001г.

Оптовая торговля

2,8

6,5

14,6

19,6

11,8

8,1

Общественное питание

-

-

-

5,4

-

-

Заготовки

-

28,7

43,8

97,7

43,8

15,1

Производство

10,6

13,1

14,9

3,1

4,3

1,8


Показатели рентабельности говорят об эффективности деятельности организации. Как видно из таблицы эффективность оптовой торговли в изучаемом периоде возросла на 11,8%, тенденция к росту сохранилась и в 2003 году. Значительно увеличилась эффективность заготовительной деятельности, из убыточной отрасли в 2000 году рост рентабельности за 2 года составил 43,8%, а по данным за 2003 года эффективность заготовительной деятельности составила 97,7%. Значительный рост эффективности объясняется тем, что в Куженерское райпо реализовало все купленные у населения овощи и картофель в Московской области по высоким ценам, посредством заключения договора с оптовой фирмой АО «Аврора». Имеющаяся тенденция к росту эффективности производственной деятельности в 2003 году уступила место падению эффективности производственной деятельности в 3 с лишним раза по отношению к уровню 2002 года.

Подводя итоги данного раздела работы, можно отметить что, несмотря на общую убыточность или неэффективность деятельности Куженерского райпо, большинство отраслей деятельности работают эффективно. По данным за 2003 года к ним относиться оптовая торговля, общественное питание, заготовки, промышленность. То есть, розничная торговля является неэффективной отраслью деятельности и оказывает решающее воздействие на эффективность деятельности всей организации.

Таким образом, можно сделать вывод, что повышение эффективности розничной торговли является первоочередной задачей на пути к повышению эффективности деятельности райпо в целом. Как выяснилось, основным направлением в решении данной проблемы является сокращение издержек обращения. В конечном итоге для повышения эффективности деятельности райпо необходимо реализовать все имеющиеся резервы по улучшению использования основных и оборотных средств, снижению издержек производства и обращения, которые были перечислены ранее. Теперь подведем общий итог и наметим конкретные мероприятия для повышения эффективности отраслей деятельности.

Торговля. Снижение звенности цепочки товароснабжения магазинов. В торговую сеть должно поступать больше товаров собственного производства и от заготовительной деятельности. Периодически проводить анализ спроса на товары. Обеспечить планирование пунктов продажи товаров, их целесообразное размещение и подбор ассортимента товаров для магазинов. Активизировать работу оптового звена.

Для более эффективного использования торговой площади магазинов необходимо использовать современные методы продажи товаров, такие как самообслуживание в тех магазинах, где это целесообразно. Производить оказание дополнительных услуг, в особенности активизировать прием заказов. Удлинить рабочий день в магазинах. Возродить продажу товаров «на дому», активизировать продажу товаров через магазины и торговлю с лотков. Активизировать рекламную деятельность по реализации товаров, для чего чаще проводить выставки-продажи с дегустацией продуктов, ярмарки, базары. Улучшить интерьер и оснащение розничных торговых предприятий современным холодильным, контрольно-кассовым оборудованием.


Общественное питание. Некоторые мероприятия были уже названы. В дополнении можно предложить использование сырья заказчика для изготовления кондитерских изделий, полуфабрикатов.

Заготовки. В заготовительной деятельности использовать встречную продажу населению продуктов и товаров. Реконструкции и обновления требует складское хозяйство. Необходимо наладить собственное тарное производство с использованием рабочих-надомников.

Промышленность. Так как время производства обусловлено технологическим процессом и характером применяемой техники, то чтобы его сократить, надо совершенствовать технологию, механизировать и автоматизировать труд. Сокращение времени обращения можно достигнуть за счет использования собственного сырья, полученного от заготовительной деятельности, продажу выработанной продукции собственными силами.

3. Функционирование потребительской кооперации в условиях экономической трансформации

3.1. Внешняя среда развития потребительской кооперации. Государственно-правовая поддержка кооперативов

Внешняя среда подразделяется на среду прямого и косвенного воздействия.

Среда косвенного воздействия создает общие условия среды нахождения предприятия. В большинстве случаев она не носит специфического характера по отношению к отдельно взятому предприятию. Однако степень ее влияния на различные предприятия различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности предприятий, так и с различиями во внутреннем потенциале предприятий.

Изучение среды прямого воздействия направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми предприятия находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что предприятие может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым оно может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.


Поставщики. К этой категории внешней среды обычно относят поставщиков материалов, энергии, оборудования и т.п., в данном случае следует говорить о зависимости от цен, сроков, ритмичности, качества и т.д.

Для Куженерского райпо здесь особое значение имеют поставщики потребительских товаров для розничной торговой сети. Особую важность здесь имеет непосредственная прямая связь с региональными оптовыми торговцами. Все они в основном сконцентрированы в г. Йошкар-Ола. Большую долю в товарообороте занимают такие товары как: мука, сахарный песок, соль, хлеб, алкогольные напитки. Все это кроме хлеба закупается райпо на оптовых складах. У райпо сложились давние связи с такими оптовыми фирмами, как ООО «Ан Кар», ООО «Доктор май».

Характерно большое количество бартерных сделок. В связи с этим райпо вынуждено прибегать к услугам случайных поставщиков, которые предлагают те же товары по более высокой цене, но без предоплаты на реализацию. Недостатком таких отношений является еще и то, что в основном предлагаемые товары низкого качества или «залежалый» товар, который не нашел сбыта в столице республики или других городах.

На втором месте по значимости находятся поставщики обеспечивающие производство. Здесь у райпо тоже множество проблем. Поставщиками мяса для колбасного производства являются местные сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства и население. С одной стороны райпо занимает более выгодную позицию по отношению к поставщикам, т.к. может диктовать свои условия. Т.е. райпо закупает мясо на условиях оплаты после реализации изготовленной из него продукции (товарный кредит). Но с другой стороны это не является привлекательным для поставщиков, т.к. оплата со стороны райпо происходит с очень сильными задержками. Это приводит к постоянному дефициту сырья и остановкам производства. Такая же проблема характерна и для остальных производств: хлебозавода и напиточного цеха.

Таким образом, можно заключить, что Куженерское райпо из-за отсутствия достаточного количества оборотных средств не может оказывать должного влияния на поставщиков, которое было бы выгодно для райпо.

Куженерское райпо является монополистом на рынке по реализации потребительских товаров. Данная ситуация имеет исторические корни. Еще в советские времена практически вся торговля в сельской местности осуществлялась через систему потребкооперации. С переходом на рыночные рельсы в некоторых местах ситуация стала меняться, стали появляться магазины, принадлежащие различным собственникам (частным предпринимателям, фирмам). В Куженерском районе из-за его относительной удаленности от центра – столицы республики, ситуация практически не изменилась. По-прежнему, торговля осуществляется через систему потребкооперации. Альтернативные торговые точки практически отсутствуют. Этим Куженерский район и поселок Куженер отличается от других районов и районных центров республики, где торговля через систему потребкооперации сдает свои позиции. Это связано с тем, что многие успешно работающие сельскохозяйственные и промышленные предприятия стремятся открывать собственные магазины, где кроме собственной продукции реализуют и другие товары повседневного спроса.


Но все же ситуация может измениться и может возникнуть угроза со стороны «пришельцев». Торговля, не смотря на кризис продолжает развиваться. В столице республики торговые предприятия испытывают жесточайшую конкуренцию, поэтому они стремятся выходить на другие рынки. Самыми привлекательными для них являются районные центры. Пока данный сегмент рынка только начинает ими осваиваться. Многие торговые предприятия организуют выездную торговлю.

Дальнейшее развитие производства Куженерского райпо не мыслимо без выхода на другие сегменты рынка кроме местного. При продвижении в этом направлении райпо ожидает встреча с многочисленными конкурентами, выпускающими аналогичную продукцию. Пока стратегия завоевания других сегментов рынка райпо не определена.

Географическое месторасположение покупателя – п. Куженер, Куженерский район, г. Йошкар-Ола. Демографические характеристики – местное население без ограничения возраста и пола.

Социально-психологические характеристики покупателя – различные социальные слои населения, вкусы характеризуются консерватизмом, привычки практически не меняются на протяжении длительного времени, низкая подверженность влияниям моды.

Отношение покупателя к продукту – потребительские товары являются жизненно необходимыми покупателю, особенно продукты питания, без которых немыслимо само существование человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что Куженерское райпо имеет очень сильные позиции по отношению к покупателю в процессе торга. Т.е. из-за ограниченности в возможности выбора продавца нужного ему товара, сила покупателя торговаться существенно ослаблена.

Объем закупок, осуществляемых покупателем – в отношении продуктов питания он не может быть ниже необходимого минимума для поддержания жизнедеятельности, имеет место такое выражение «хлеб люди будут покупать всегда». Стоимость для покупателя перехода к другому продавцу – на первый взгляд более низкая цена товара, может оказаться на самом деле более высокой из-за транспортных расходов, т.к. другие продавцы находятся на значительном расстоянии. Таким образом, утверждение о большей степени зависимости покупателя от продавца справедливо.

О государственной политике в отношении развития и поддержки потребительской кооперации можно судить по уже упомянутым нормативно-правовым актам. Но следует отметить, что Правительства принимало немало решений по поддержке малого предпринимательства, забывая при этом, что в стране есть великолепная сеть, которую не нужно реформировать, а лишь на новой основе поддержать и сохранить (в лице потребительской кооперации России). Т.е. необходимо продолжать развитие законодательно-правовой базы обеспечивающей дальнейшее развитие потребительской кооперации.