Файл: Состояние и развитие потребительской кооперации РФ, на примере реально существующей организации (Потребительские кооперативы: создание, организация, функционирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Потребительские кооперативы: создание, организация, функционирование

1.1. Законодательное регулирование потребительских кооперативов

1.2. Среда функционирования предприятий и ее влияние на финансовые показатели деятельности

1.3. Современное состояние и развитие потребительской кооперации

2. Оценка деятельности потребительского общества

2.1. Управление потребительским кооперативом. Культура организации

2.2. Цели и задачи развития Куженерского райпо

2.3. Направления повышения управлением деятельностью потребительского общества

3. Функционирование потребительской кооперации в условиях экономической трансформации

3.1. Внешняя среда развития потребительской кооперации. Государственно-правовая поддержка кооперативов

3.2. Мероприятия по укреплению позиций потребительской кооперации в регионе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обеспечить стабилизацию положения потребительской кооперации, ее развитие, успешное решение новых задач возможно, если учитывать опыт лучших потребсоюзов и потребительских обществ, которые, действуя в таких же условиях, что и остальные, качественно обслуживают пайщиков и других жителей, работают рентабельно, уверенно теснят конкурентов на продовольственном рынке территории, в основных сферах своей деятельности. Когда кооперация задает тон на местном потребительском рынке – это не может оставаться незамеченным, это гарантирует поддержку и помощь со стороны администрации территории.

Таким образом, потребкооперация является связующим звеном между производителями сельхозпродукции и ее потребителями. Она гарантированно обеспечивает сельское, да и во многом городское население необходимыми товарами, имеет довольно хороший перерабатывающий комплекс и практически в каждой деревне – своего представителя, который закупает продукцию и продает товары. За свою более чем полуторовековую историю кооперация накопила огромнейшие традиции и опыт, хорошо вписались сегодня в инфраструктуру и в уклад жизни. Но, к сожалению, идеология реформ не учла всего этого и чуть было не разрушила это звено.

Теперь рассмотрим состояние и проблемы развития потребительской кооперации в одном из регионов Российской Федерации - Республике Марий Эл.

Подводя итоги работы на собрании Союза потребительских обществ и предпринимателей Республики Марий Эл за девять месяцев 2004 года было отмечено следующее.

Розничный товарооборот за 9 месяцев 2004 года возрос в фактических ценах на 75,6% и составил 320 млн. рублей, в сопоставимых ценах снизился на 18,8%. Увеличение розничного товарооборота в фактических ценах произошло во всех кооперативных организациях, в сопоставимых ценах только в Микряковском потребоществе (114%) и потребительском обществе «Волжский горкоопторг» (108,2%).

Удельный вес товарооборота потребительской кооперации в обороте республики составил 12,3%. Наибольший удельный вес в обороте территорий (районов) занимают Моркинское (54,5%), Оршанское (57,6%), Сернурское (45,4%), Новоторьяльское (46,9%), Куженерское райпо (44,7%).

Принятый прогноз по розничному товарообороту выполнен на 115%. В расчете на 1 жителя продано товаров на 760 рублей, против 430 рублей в соответствующем периоде прошлого года.

При росте товарооборота в фактических ценах наблюдается снижение продажи отдельных групп товаров в натуральном выражении. Продажа мяса и птицы сократилась на 116,5 тонны, темп роста к уровню прошлого года 72%, рыбы – на 10,2 т . (95,9%), кондитерских изделий – на 138 т. (87%), масла животного – на 44,7 т. (55,6%), масла растительного – на 109 т. (62,4%), сахара – на 535 т., соли – на 96 тонн. Сумма недополученного товарооборота по этим группам товаров составила 18,7 млн. рублей. По непродовольственным товарам также наблюдается снижение продажи отдельных групп товаров (синтетических моющих средств, мыла), в результате потеря товарооборота составила 2,5 млн. рублей.


За 2004 год увеличился удельный вес продажи алкогольных напитков в розничном товарообороте на 3,4% и составил 30%. В обороте продовольственных товаров по Марпотребсоюзу алкогольные напитки составляют 34,3%.

Товарные запасы на 1 октября 2004 года составили 36,5 млн. рублей и возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 2,4 раза. Рост товарных запасов произошел во всех кооперативных организациях, кроме ПО «Йошкар-Олинский горкоопторг», где запасы снизились на 23%. Товарные запасы в днях оборота в целом по Марпотребсоюзу составляют 31 день.

Товарооборачиваемость за 9 месяцев 2004 года в целом по системе Марпотребсоюза ускорилась на 5 дней и составила 24 дня.

Оборот аптечной торговли составил 1,5 млн. рублей. Оказано платных услуг населению на 5 млн. рублей, темп роста к уровню прошлого года в фактических ценах 218%.

Розничный товарооборот общественного питания за 9 месяцев 2004 года составил 50,4 млн. рублей и возрос в фактических ценах на 84,6%, в сопоставимых ценах оборот сократился на 24,3%.

Прогнозы по собственной продукции общественного питания выполнены всеми кооперативными организациями. В целом по Марпотребсоюзу выполнение составило 21,%, в фактических ценах оборот собственной продукции возрос на 91,7%, в сопоставимых ценах сократился на 21,3%. Удельный вес собственной продукции в розничном товарообороте составил 42,6%.

Доля розничного оборота общественного питания Марпотребсоюза в обороте республики за 9 месяцев 2004 г. составила 26,8%. В пяти кооперативных организациях (Моркинском, Новоторьяльском, Сернурском, Советском, Юринском райпо) доля оборота общественного питания в обороте района свыше 80%.

За 9 месяцев 2004 г. отпущено продукции собственного производства в розничную торговую сеть на 6,4 млн. рублей.

На предприятиях общепита выпекают хлеб, производят макаронные изделия, солят рыбу, вырабатывают пряничные изделия, изготавливают полуфабрикаты. За рассматриваемый период выработано хлеба на 121,7 тонн больше чем за соответствующий период прошлого года. Выпуск кондитерских изделий увеличился в целом по системе Марпотребсоюза на 18,5 тонны. Одна треть кондитерских изделий вырабатывается в Сернурском объединении общественного питания, их реализовано за 9 месяцев 2003 г. на 1,8 млн. рублей. В другом крупном Звениговском объединении выработка напротив уменьшилась в 2 раза. Основная причина – отсутсвие кадров и недостаточный профессиональный уровень имеющихся кадров массовых профессий. Полуфабрикатов выпущено на сумму 1,9 млн. рублей, что на 62,8% больше чем в прошлом году.


Предприятиями кооперативной промышленности за 9 месяцев 2004 г. произведено товаров народного потребления на 92,9 млн. рублей, к уровню прошлого года темп роста в сопоставимых ценах составил 121,1%. Принятый прогноз по производству выполнен на 133,5%. Основные объемы производства формируют Оршанское, Куженерское, Советское, Моркинское, Медведевское, Сернурское и Новоторьяльское райпо.

В целом по системе Марпотребсоюза достигнут рост производства к уровню прошлого года по хлебу и хлебобулочным изделиям (122,6%), булочным изделиям (127,6%), бараночным изделиям (125%), кондитерским изделиям (113,1%), безалкогольным изделиям (132,1%) пиву (218%), макаронным изделиям (121,1%), консервам (162,5%), снижены объемы производства по колбасным изделиям.

В текущем году Правительством республики были определены конкретные задачи для потребкооперации по восстановлению и расширению сети заготовительных организаций в районах. На сегодняшний день в потребобществах созданы и действуют 16 заготовительных пунктов, где работают 75 человек, из них 32 – специалисты заготовители. Все это позволило за 9 месяцев текущего года увеличить заготовительный оборот к уровню прошлого года в 3 раза, закуп картофеля – в 2 раза, овощей – в 1,8 раза. Больше чем в прошлом году заготовлено яиц, грибов, меда. Заготовительный оборот в целом по Марпотребсоюзу составил 40647 рублей.

Стабилизируется финансовое положение райпо и потребительских обществ. На 1.09.2004 г. 24% хозрасчетных предприятий и организаций закончили девять месяцев с прибылью, в аналогичном периоде прошлого года прибыльных хозрасчетных предприятий не было.

Несмотря на значительное сокращение убытков по сравнению с 2002 годом (на 2570,4 тыс. руб.), сумма убытка составила 1563 тыс. рублей, задание Программы по их снижению не выполнено.

При убыточной работе отраслей торговли и общественного питания в целом по системе (сумма убытка соответственно 3670 и 879 тыс. руб.), достигнуто значительное снижение убытков по сравнению с прошлым годом по торговле на 1096 тыс. рублей, общественному питанию на 327 тыс. рублей. Некоторые предприятия имеют прибыль.

Рентабельна в целом отрасль промышленность, прибыль получена в сумме 2929 тыс. рублей, что в 1,5 раза больше чем в прошлом году.

На 01.09.2004 г. начислено 9625 тыс. рублей в фонд развития потребкооперации, что в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Из за убыточности работы предприятия лишены возможности начислять в фонд в полном объеме и пополнять собственные оборотные средства за счет данного источника.


Имеется задолженность по бюджету и внебюджетным фондам, которая увеличилась, также присутствует и просроченная задолженность.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Марпотребсоюза будет продолжена работа по увеличению объемов и расширению ассортимента, снижению себестоимости вырабатываемой продукции, и техническому перевооружению предприятий кооперативной промышленности.

Обобщая изложенный материал можно заключить, что потребительская кооперация в Марий Эл занимает достойное место в экономике республики. Предприятиям потребительской кооперации присущи все те же экономические, финансовые и социальные проблемы, что и предприятиям других отраслей: неплатежи, большой удельный вес бартерных операций, недостаток оборотных средств, отток квалифицированных кадров. Но следует также заметить, что потребительская кооперация это многоотраслевая экономическая система от которой зависит благосостояние жителей сельских районов республики, поэтому крайне важна поддержка не на словах а на деле со стороны государственных органов. Без нее наметившиеся тенденции к улучшению ситуации могут не получить должного развития и будут протекать крайне медленно.

В последующем разделе работы мы перейдем к рассмотрению опыта управления и практической деятельности Куженерского районного потребительского общества Марпотребсоюза.

2. Оценка деятельности потребительского общества

2.1. Управление потребительским кооперативом. Культура организации

Куженерское районное потребительское общество является объединением граждан и юридических лиц. Создано по территориальному признаку на основе членства, путем внесения паевых взносов для торговой заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Куженерское районное потребительское общество в своей деятельности руководствуется Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом Российской федерации «О потребительской кооперации в РФ» и др. законами Российской Федерации, Уставом. Куженерское потребительское общество является некоммерческой организацией.


В соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и в связи с заявлением правления Куженерское райпо зарегистрировано как юридическое лицо на основании постановления главы администрации Куженерского района № 960 от 28.12.1992г. Предприятие имеет свой расчетный счет в банке, печать и угловые штампы.

В Уставе потребительского общества определено:

  • наименование потребительского общества – Куженерское райпо Марпотребсоюза;
  • место его нахождения - Республика Марий Эл, Куженерский район, п. Куженер, ул. Калинина, 1;
  • предмет и цели деятельности потребительского общества (указаны выше);
  • порядок вступления пайщиков в потребительское общество; порядок выхода пайщиков из потребительского общества, в том числе порядок выдачи паевого взноса и кооперативных выплат;
  • размер, состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов, ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;
  • состав и компетенция органов управления и органов контроля потребительского общества, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
  • порядок покрытия пайщиками убытков, понесенных потребительским обществом;
  • порядок реорганизации и ликвидации потребительского общества.

Собственником имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо. Имущество потребительского общества не распределяется по долям (вкладам) между пайщиками и работающими по трудовому договору (контракту) в потребительской кооперации гражданами. Источниками формирования имущества потребительского общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а так же доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Имущество за учреждениями, созданными потребительским обществом, закрепляется на праве оперативного управления.

Управление обществом осуществляют: общее собрание общества, собрание уполномоченных общества, совет общества, председатель совета общества;

  1. Высшим органом управления является общее собрание общества. Свои полномочия высшего органа общее собрание осуществляет через собрание уполномоченных общества, через собрания пайщиков кооперативных участков.
  2. В период между общими собраниями управление в обществе осуществляет совет общества, который является представительным органом и собрание уполномоченных.
  3. Исполнительным органом общества является правление общества, во главе которого стоит председатель совета райпо. Председатель совета райпо осуществляет руководство текущей деятельностью общества.
  4. Контроль за соблюдением устава общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными организационными подразделениями осуществляет ревизионная комиссия общества.