Файл: Состояние и развитие потребительской кооперации РФ, на примере реально существующей организации (Потребительские кооперативы: создание, организация, функционирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Потребительские кооперативы: создание, организация, функционирование

1.1. Законодательное регулирование потребительских кооперативов

1.2. Среда функционирования предприятий и ее влияние на финансовые показатели деятельности

1.3. Современное состояние и развитие потребительской кооперации

2. Оценка деятельности потребительского общества

2.1. Управление потребительским кооперативом. Культура организации

2.2. Цели и задачи развития Куженерского райпо

2.3. Направления повышения управлением деятельностью потребительского общества

3. Функционирование потребительской кооперации в условиях экономической трансформации

3.1. Внешняя среда развития потребительской кооперации. Государственно-правовая поддержка кооперативов

3.2. Мероприятия по укреплению позиций потребительской кооперации в регионе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях отношение государства стало публично позитивным. Особо следует отметить прямую поддержку потребительской кооперации, о которой в начале 2001 года было объявлено Премьером Российского правительства Е.М. Примаковым. Но более реальной должна быть поддержка на местах в регионах Российской Федерации. Приведем некоторые примеры. По договоренности с Чувашпотребсоюзом 2000 год Президент Чувашской Республики провозгласил годом кооперации. Тем самым подчеркивается особая роль потребительской кооперации как мощного рычага защиты наименее обеспеченных слоев населения, и прежде всего сельского населения. Данное решение принято не случайно. Тем самым, по словам Президента Чувашской Республики Николая Федорова, подчеркнута особая роль кооперации в насыщении потребительского рынка республики, обеспечении населения продовольствием, решении социальных задач. Это является признанием несомненных достижений кооператоров Чувашии. С согласия Центросоюза Российской Федерации 23-27 июля в Чебоксарах проводятся Дни российской кооперации. К сожалению, кооператоры Марий Эл не могут похвастаться столь громкими достижениями, но нельзя не отметить Указ Президента Республики Марий Эл Вячеслава Кислицина «О поддержке Союза потребительских обществ и предпринимателей Республики Марий Эл» №751 от 15.04.98г, в котором закреплено оказание финансовой помощи предприятиям потребительской кооперации.

Рынок капитала. Задолженность потребительской кооперации по кредитам и начисленным процентам была переоформлена на внутренний и государственный долг, погашение долга еще раз отсрочено до 1 декабря 2005 года. Практикуется погашение задолженности местных бюджетов перед пенсионерами, работниками бюджетной сферы путем поставок продовольствия, товаров первой необходимости и оказание необходимых услуг. Взамен потребкооперация получает деньги волне приличные. По итогам 2003 года – 21 млн. рублей.

Основным источником поступления денежных средств для предприятий потребительской кооперации остается Фонд развития потребительской кооперации. Начиная со II квартала 1994 года предприятия создают данный фонд с отнесением расходов, направляемых в него, на себестоимость продукции (работ, услуг) в размере до 6 процентов от стоимости реализованных товаров (продукции). Назначение Фонда - стабилизация кооперативной экономики для улучшения обеспечения сельского населения товарами и услугами. В 2003 году Куженерским райпо было начислено фонда развития потребительской кооперации 36 тыс. руб., по данному показателю райпо находится на предпоследнем месте в Марпотребсоюзе. В предыдущем году средства в данный фонд не начислялись. Всего по системе Марпотребсоюза в фонд развития потребительской кооперации в 2003 году было начислено 6700 тыс. руб., что на 2191,50 тыс. руб. меньше чем в предыдущем.


Кредитная политика Центрального банка остаётся жесткой. Сроки выдачи кредитов короткие (3-6 месяцев). Поэтому предприятия практически не используют кредиты банков для финансирования своей деятельности. Так в Куженерском райпо кредиты банков в 2000 году составляли 11,7% от общей суммы заемных средств, в 2001 году – 7,9%, в 2002 – 0,3%, за 2003 года – 1,6%. Т.е. за период с 2000 по 2003 годы мы наблюдаем устойчивую тенденцию к снижению доли кредитов банков в финансировании деятельности Куженерского райпо.

Товарно-денежная сбалансированность. На данный момент в экономике господствует бартер. Мало кто из потребителей может расплатиться живыми деньгами.

Новые производственные технологии. К ним можно причислить выпуск прохладительных напитков в пластиковых бутылках. Всеобщая компьютеризация всех сфер деятельности. Осваиваемые производством райпо технологии не относятся к инновационным, но для республики Марий Эл являются достаточно передовыми. Райпо приобретено несколько персональных компьютеров.

Характеристика населения. Происходит интенсивное снижение рождаемости. Отказ супругов от увеличения семьи в значительной мере обусловлен низким уровнем жизни. Наблюдается естественная убыль населения, несмотря на ежегодный миграционный прирост. Со спадом производства продолжается сокращение численности работающих. Уровень безработицы в Марий Эл составил 9%. В тоже время достаточно трудно найти квалифицированного специалиста, имеющего широкую специализацию в области экономики, маркетинга, юриспруденции.

Общая оценка. Состояние окружающей природной среды в республике в целом благополучное - Марий Эл считается экологически чистым оазисом в центре загрязненной России. Природно-сырьевая база в республике бедна.

В заключение данного раздела подведем итоги влияния факторов прямого и косвенного воздействия на деятельность Куженерского райпо. Законодательная и нормативная база предусматривает немало льгот для предприятий потребительской кооперации, что способствует экономическому росту и развитию системы.

Куженерское райпо находиться в зависимости от такой переменной внутренней среды как поставщики, так как в силу своей финансовой несостоятельности не может устанавливать во взаимоотношениях с ними выгодные для себя условия и вынуждено действовать только в интересах поставщиков.

В современных рыночных условиях столкновение с конкурентами неизбежно, пока на существующих рынках Куженерское райпо находится в более выгодном положении чем конкуренты, но при выходе на другие рынки райпо ожидает встреча с многочисленными конкурентами, выпускающими аналогичную продукцию. Пока стратегия завоевания других сегментов рынка райпо не определена.


Обобщающей характеристикой такого фактора прямого влияния как покупатели на деятельность Куженерского райпо следует выделить соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя – первое соотношение доминирует над вторым, т.е. степень зависимости покупателя от продавца больше.

Со стороны законодательных и исполнительных органов государства следует отметить немалую поддержку потребительской кооперации, что позитивно сказывается на развитии системы.

Влияние экономического фактора на деятельности райпо проявляется как позитивно (реструктуризация задолженности, создание Фонда потребительской кооперации), так и негативно вследствие кризисного состояния экономики страны.

Влияние технологического фактора заключается в том, что научно-технический прогресс заставляет организацию постоянно производить какие-либо изменения в технологии и прочих сферах, чтобы не отставать от конкурентов.

Социально-демографическая ситуация в целом негативно отражается на деятельности райпо в отличие от влияния природно-экологического фактора, которое можно оценить как положительное.

3.2. Мероприятия по укреплению позиций потребительской кооперации в регионе

Как уже отмечалось в предыдущих разделах работы, потребительская кооперация занимает достойное место в экономике Республики Марий Эл. Союзом потребительских обществ и предпринимателей Республики Марий Эл разработана программа социально-экономического развития.

Удельный вес товарооборота потребительской кооперации в 2003 году составил 15% в обороте республики. Увеличению товарооборота, удовлетворению спроса населения будет способствовать дальнейшее развертывание розничной торговой сети. Для этого в сельской местности будет совершенствоваться сеть магазинов по торговле товарами смешанного ассортимента. Для снижения остроты вопроса торгового обслуживания жителей отдаленных сел и деревень планируется открытие 10 торговых точек типа «магазин на дому».

В целях более эффективного использования торговых площадей и для более активного привлечения покупателей необходимо шире использовать опыт совмещения с торговыми площадями различных баров, кафе, детских площадок и т.п.


Руководителям предприятий, входящих в систему Марпотребсоюза рекомендовано усилить внимание к организации торговли конкретными группами товаров для чего необходимо активизировать работу коммерческого аппарата по формированию ассортимента товаров в магазинах различных типов в строгом соответствии с утвержденным ассортиментным перечнем, обратив особое внимание на создание устойчивого наличия социально значимых товаров.

Программа развития предусматривает рост в 2005 году розничного товарооборота общественного питания на 21% (85 млн. руб.), его темпы роста будут несколько опережать увеличение всего розничного товарооборота. Это станет возможным благодаря расширению ассортимента и повышению качества продукции и услуг, реконструкции и перепрофилированию действующих предприятий, усилению социальной направленности предприятий питания. Для этого в Звениговском райпо, Ардинском сельпо, Козьмодемьянском потребсоюзе предполагается открыть сеть точек быстрого питания на трассах республиканского значения, с целью обслуживания водителей и пассажиров горячим питанием.

Массовое питание имеет значительные возможности на потребительском рынке. Одним из резервов общественного питания является увеличение выпуска продукции собственного производства и реализация ее в розничной торговой сети.

Для более эффективного использования имеющихся производственных, торговых площадей предприятий общественного питания, увеличения объемных показателей необходимо перевести предприятия на круглосуточный режим работы, организацию 2-х и 3-х сменной работы цехов по выработке кондитерских и кулинарных изделий.

Предприятия общественного питания должны расширять реализацию полуфабрикатов собственного производства для этого должны быть устранены такие недостатки как отсутствие условий для транспортировки и хранения полуфабрикатов в летнее время.

Реализация мер по активизации промышленного производства Марпотребсоюза, расширению ассортимента, повышению качества позволит сформировать устойчивую тенденцию роста производства потребительских товаров. Прирост объемов производства в 2005 году составит 14%. В 2005 году будет произведено 19,6 тыс. тонн хлебобулочных изделий, 1010 тонн – кондитерских изделий, 910 тонн – колбасных изделий, 90 тыс. дал. – безалкогольных напитков. Для этого планируется в первом полугодии 2005 года открыть в Сернурском райпо консервный цех по производству плодоовощных консервов мощностью 300 туб.


Дальнейшее развитие получит производство продукции в упаковке, в том числе безалкогольных напитков в пластиковых бутылках.

Перспективно для кооперативных предприятий нашей республики развитие народных промыслов по производству изделий из дерева, кости, бересты, глины, камня, пряжи.

В целом по Марпотребсоюзу заготовительный оборот в 2003 году увеличился в 3 раза. Правительством республики были определены конкретные задачи для потребкооперации по полному восстановлению и расширению сети заготовительных организаций в районах.

Для повышения эффективности заготовительной деятельности необходимо принимать меры не только по увеличению объемов закупаемой продукции, но и обеспечить ее сохранность и реализацию.

Особо следует увеличить темпы закупок мяса, молока, кожевенного и вторичных видов сырья, другой сельхозпродукции широко используя для этих целей встречную продажу населению муки, комбикормов, зернофуража, отрубей и т.д.

Отделу заготовок и сбыта Марпотребсоюза необходимо совместно с районными потребобществами разработать систему сбыта заготовленной продукции, иметь постоянных платежеспособных клиентов-покупателей, заранее заключать договоры с партнерами, организовать приемку и отгрузку сельхозпродукции на местах по предоплате.

Отдел кадров и отдел заготовок Марпотребсоюза совместно с районными потребобществами с 1 ноября 2003 года приступил к подготовке в кооперативном техникуме 30 специалистов заготовителей, производит обучение всех продавцов сельских магазинов для работы в системе заготовок.

Таким образом, Программа развития Марийского потребсоюза на 2004-2005 годы акцентирует внимание на достижении безубыточной деятельности за счет увеличения объемных показателей: розничного товарооборота, выпуска продукции предприятиями промышленности и общественного питания, стоимости оказываемых платных услуг, объема закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, прочих видов деятельности.

Основные параметры социально-экономического развития Марийского потребсоюза определены с учетом производственного потенциала, характера и динамики происходящих экономических процессов, опыта кооперативных организаций, эффективно работающих в рыночных условиях.

В дополнение к указанным мероприятиям следует присовокупить ряд приоритетных вопросов, которые требуют обязательного разрешения в будущем:

  • достижение уровня организации, соответствующей современным требованиям культуры и производства;
  • активизация работы с пайщиками, населением для укрепления общественного мнения о потребительской кооперации не только как о добросовестном партнере и налогоплательщике, но и как о системе, удовлетворяющей повседневные жизненные потребности сельского населения;
  • лоббирование интересов и влияние на всех уровнях власти на решения в пользу потребительской кооперации.