Файл: Состояние и развитие потребительской кооперации РФ, на примере реально существующей организации (Потребительские кооперативы: создание, организация, функционирование).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Потребительские кооперативы: создание, организация, функционирование
1.1. Законодательное регулирование потребительских кооперативов
1.2. Среда функционирования предприятий и ее влияние на финансовые показатели деятельности
1.3. Современное состояние и развитие потребительской кооперации
2. Оценка деятельности потребительского общества
2.1. Управление потребительским кооперативом. Культура организации
2.2. Цели и задачи развития Куженерского райпо
2.3. Направления повышения управлением деятельностью потребительского общества
3. Функционирование потребительской кооперации в условиях экономической трансформации
3.2. Мероприятия по укреплению позиций потребительской кооперации в регионе
1.2. Среда функционирования предприятий и ее влияние на финансовые показатели деятельности
Человек живет в мире организаций. Организация элемент общественной системы. С другой стороны общество можно рассматривать как систему организаций. Организация возникает тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей; или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей. Первый способ характерен для деловых организаций (предприятия, учреждения), второй для организаций союзного типа (партии, профсоюзы, любительские объединения). В работе рассматривается деловая организация – Куженерское районное потребительское общество.
Организация понятие многогранное. В теории управления под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и достижения общей цели. Организация представляет собой открытую систему, целостность, состоящую из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся с внешним миром. Поэтому одной из самых значительных характеристик является зависимость организации от внешней и внутренней среды.
Внутренняя среда организации характеризуется также степенью дифференциации и интеграции производственных и трудовых процессов. Дифференциация означает такое распределение работ между отдельными субъектами организации, чтобы каждая из них получила в нем определенную степень завершенности в конкретном результате, имеющем самостоятельную ценность. Но поскольку эти результаты сами по себе не являются с точки зрения организации законченным целым, на которое направлена ее деятельность, для его получения дифференциация должна дополняться интеграцией субъектов, то есть их сотрудничеством, необходимость которого обусловлена реальной взаимосвязанностью отдельных работ, сформировавшейся в процессе разделения труда.
Внешняя среда организации образуется ее окружением, которое бывает деловым и фоновым. Деловое окружение образуют те явления, процессы и институты среды, на которые организация путем целенаправленных действий или договоренностей может оказывать непосредственное влияние, например, поставщики, потребители, посредники. Таким образом, с элементами делового окружения организация находится в состоянии двустороннего взаимодействия. К фоновому окружению организация может только приспосабливаться, но целенаправленно влиять на него она не в состоянии. Политика государства, конъюнктура рынка и многие другие обстоятельства подавляющему большинству организаций неподвластны их приходится принимать к сведению и либо подчиняться, либо "уходить" от их воздействия, либо пытаться теми или иными способами нейтрализовывать его последствия. Внешнее окружение организации обычно характеризуется динамизмом, то есть постоянным изменением внешних факторов, и в целом оказывается неустойчивым. Это обстоятельство придает деятельности организации, особенно в перспективе, элемент неопределенности, степень которой может быть весьма различной.
В то же время неопределенность во многом зависит и от внутренних моментов, среди которых можно выделить профиль организации, состояние морально-психологического климата и способности руководства. Легко себе представить, например, какая судьба ждет во время шторма добротный корабль со сплоченным экипажем, управляемый старым "морским волком" и утлое суденышко с разношерстной разболтанной командой во главе с капитаном-новичком. Руководство организации должно быстро улавливать изменения во внешней и внутренней среде, четко осознавать их значение как в настоящем, так и в будущем и выбирать наилучший вариант реакции на них в пределах существующих ограничений, в наибольшей степени соответствующий поставленной цели. Эти ограничения связаны прежде всего с материальными и людскими ресурсами и на практике трудно преодолимы, особенно в краткосрочном периоде. Поэтому на деле организация может реагировать лишь на незначительные изменения среды, а остальные игнорировать. Но от того, насколько она сумеет к ограничениям приспособиться, зависит ее будущее.
Теперь более четко определим что же включает в себя внешняя и внутренняя среда предприятия.
Под внутренней средой предприятия понимают ситуационные факторы внутри организации. Так как предприятие представляет собой созданные людьми системы, то их внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений.
По сути это хозяйственный организм предприятия, его структура (см. рис. 1).
Внутренняя среда предприятия
Цели
Организационная структура
Задачи
Технология
Люди (трудовые ресурсы)
Рис. 1. Переменные внутренней среды предприятия.
Внешняя среда имеет очень большое значение для предприятия. Предприятие постоянно приспосабливается к среде, оценивая по ее реакции успешность своих действий. Внешняя среда подразделяется на среду прямого и косвенного воздействия. К переменным среды косвенного воздействия относится: состояние экономики, социально-культурные факторы, политические факторы, НТП, международные события.
К переменным среды прямого воздействия относится: потребители, конкуренты, законы и государственные органы, профсоюзы, поставщики трудовых ресурсов, материалов, капитала. Все переменные взаимосвязаны.
При рассмотрении внешней и внутренней среды предприятия нельзя обойти вопрос собственности, который стоит как бы особняком, но в тоже время имеет крайне важное значение. Собственность, как известно, имеет юридический и экономический аспекты. Юридический аспект собственности состоит в том, что закрепляется и защищается Законом право отчуждать ее одним лицом или группой лиц в собственное владение. При этом ограничиваются аналогичные права другого лица или группы лиц. Экономический аспект собственности состоит в праве ее владельцев извлекать из этой собственности прибыль, определять формы управления этой собственностью.
Внешняя среда предприятия
Среда косвенного воздействия
Среда прямого воздействия
Экономическая
Потребители
Политическая
Конкуренты
Социально-демографицеская
Поставщики капитала,
Законы и государственные органы
Рис. 2. Переменные внешней среды предприятия
Существуют субъект и объект собственности. Субъективная сторона в отношениях собственности. Субъект наделяется правом владеть, пользоваться, распоряжаться объектом собственности. Предприниматель-менеджер реализует право владеть, пользоваться, распоряжаться объектом собственности. Менеджер - наемный работник может только пользоваться и распоряжаться собственностью. Это влияет на функции, инициативу и ответственность менеджеров.
Собственность и менеджмент связаны через организационно-правовую форму и организационную структуру. При этом организационно-правовая форма предприятия тесно связана с такими факторами, как:
- вид формы собственности: частной или коллективной (Коллективная форма собственности может быть паевой и долевой. Паевая форма предполагает возможность ее вычленения из коллективной в натуральном виде. Эта форма собственности лежит в основе такой организационно-правовой формы, как кооператив. Долевая собственность не предполагает выделение долей в натуральной форме. Такая форма собственности является основой обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.);
- степень ответственности за результаты управления и пользования этой собственностью, т. е. полная ответственность всем имуществом или ответственность в размере доли в уставном капитале (В соответствии с Гражданским кодексом России полная ответственность учредителей сопровождается требованием к ним участвовать в работе учреждаемой организации. В случае ответственности в размере соответствующей доли в уставном капитале от учредителей не требуется работать в создаваемой организации).
Гражданский кодекс России предусматривает разделение всех организаций на коммерческие и некоммерческие (статья 50) [1]. Потребительские кооперативы относятся к некоммерческим организациям. Кодексом устанавливаются: порядок регистрации юридических лиц, содержание их учредительных документов, органы юридического лица, наименование, местонахождение, ответственность юридического лица и др.
1.3. Современное состояние и развитие потребительской кооперации
Потребительской кооперации в России около 170 лет. Являясь одной из старейших организаций, решающей социальные проблемы населения, она выдержала испытание временем, успешно развилась и создала мощную материально-техническую базу.
После 1917 года у нее было незаконно изъято более двух третей собственности. Но даже в самые трудные времена кооперация сохранила свою значимость в обеспечении населения товарами и услугами. Сфера ее деятельности охватывает 55 млн. человек (практически все сельское население, из которого 15 млн. пайщиков).
На предприятиях системы потребкооперации 550 тыс. работающих заняты в заготовках, производстве и торговле. Она располагает 100 тыс. магазинов, 11 тыс. предприятий общественного питания, 412 оптовыми базами, 5 тыс. заготовительных организаций, 7 тыс. промышленных предприятий и цехов [10, с.14].
Потребительская кооперация всегда была надежным партнером и активным помощником государства в решении важных народнохозяйственных задач. Еще совсем недавно кооперативные организации закупали у граждан сотни тысяч тонн мяса и мясопродуктов, молока, миллионы тонн картофеля, овощей, фруктов, даров природы, меда, другой продукции и направляли все это для снабжения городов и промышленных центров, организовывали ярмарки и базары.
Однако за последние 8 лет в ряде регионов и в целом по стране потребительская кооперация в силу как объективных, так и субъективных причин резко сдала свои позиции. Закупки мяса у населения снизились в 8,5 раз, молока в 5, яиц – в 9, картофеля – в 12, овощей – в 10, плодов – в 13 раз; производство хлеба – почти в 5 раз, колбасных изделий в 6, кондитерских – в 7, консервов – в 10, безалкогольных напитков – в 11 раз. Резко упал товарооборот [12, с. 17].
В последнем пятилетии потребительская кооперация испытала самые большие трудности за весь постсоветский период. Вся система была на грани краха.
Но потребительской кооперации удалось выжить, хотя она понесла очень большие потери. Розничный товарооборот уменьшился в 4 раза, производство потребительских товаров – в 2,7, заготовительный оборот – более чем в 6 раз. Сократилась численность работников – в 2,5 раза. Почти две трети кооперативных предприятий и организаций работают убыточно.
Однако и в этих сложных условиях более тысячи потребительских обществ и 16 республиканских, краевых и областных потребсоюзов ведут хозяйство рачительно и прибыльно.
Многие кооперативные организации не прервали капитальное строительство. За последние годы введено объектов почти на 2 млрд. р., находятся средства и на строительство жилья.
В 2002 году наметились было позитивные тенденции по системе потребительской кооперации в целом. Замедлились темпы снижения объемов розничного товарооборота, закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, производства товаров, а по отдельным позициям даже достигнут рост. Снизились издержки обращения, уменьшилась зависимость от кредитов банков.
Принятые в 2002 году меры и специально разработанная Программа стабилизации и развития потребительской кооперации до 2002 года создали условия для оздоровления положения во всех отраслях.
Предварительные итоги развития потребительской кооперации в 2003 году – первом году работы по выполнению Программы стабилизации и развития потребительской кооперации – подвело 120-е общее Собрание представителей потребительских обществ России.
Задания Программы по розничному товарообороту выполнили 10 потребсоюзов, по товарообороту общественного питания – 30, по закупкам мяса – 20, молока – 34, яиц – 32, картофеля – 17, овощей – 18, плодов – 15 потребсоюзов, по выработке хлебобулочных изделий – 9, колбасных – 7, кондитерских – 55, консервов и безалкогольных напитков – 19, пива – 12 потребсоюзов [19].
20 потребсоюзов добились увеличения розничного товарооборота, 30 – закупок мяса, молока, яиц, картофеля, овощей и плодов. Возросло производство кондитерских изделий и пива. Приостановили спад по производству безалкогольных напитков и консервов. Немало кооперативных организаций, наращивая объемы, вышли за рамки привычных видов деятельности и активно возрождают на селе разного рода бытовые услуги – открывают парикмахерские, снабжают население медикаментами, оказывают ритуальные услуги, развивают народные промыслы, способствуя тем самым и решению проблемы занятости.
Крайне негативное влияние на развитие потребительской кооперации оказал августовский кризис 1998 года, который уничтожил ростки улучшения деятельности. В период кризиса, когда частные торговые точки свернули торговлю, потребительская кооперация продолжала торговое обслуживание пайщиков и всего сельского населения в прежних масштабах и по устойчивым ценам. В результате потеряла более 1,5 млрд. р. оборотных средств.
В связи с нерегулярными выплатами заработной платы и пенсий предприятия потребительской кооперации выдают товары населению в долг на длительное время, что снижает социальную напряженность на селе. Из-за недостатка бюджетных ассигнований в долг отпускаются значительные объемы продовольствия школам, домам престарелых, а также сельхозпредприятиям. Вследствие этого, при критическом недостатке оборотных средств, из оборота потребительской кооперации постоянно отвлекается до 3,5 млрд. р. по су-ществу потребительская кооперация повсеместно беспроцентно кредитует как население, так и социальную сферу, не получая при этом ничего взамен.