Файл: Реферат курсовая работа содержит 74 страницы текстового документа формата А4, включающие 55 страницу приложения формата А4, 13 литературных источников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Церковь Воскресения Христова

Село Воскресенское с деревянной церковью в честь Воскресения Христова упоминается в Писцовых книгах за 1577 год. Кирпичная церковь строилась с 1881 по 1898 годы по проекту архитектора Николая Маркова. Документы свидетельствуют, что сборщиком пожертвований для строительства церкви был крестьянин села Новлянского Яков Венедиктович Ларин, который ходил для этого до самого Петербурга. Колокольня церкви была возведена в 1909 году. Привезенный на станцию Воскресенск колокол прихожане несли до села на руках (примерно около километра), а первый колокольный звон слушали, встав на колениПомимо центрального престола, освященного в честь Воскресения Христова, церковь имеет еще два придела - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святых равноапостольных жен-мироносиц. Церковь Воскресения Христова дала название селу Воскресенскому, затем железнодорожной станции и пристанционному поселку Воскресенск, позже - городскому поселению и городу. В середине 1930-х годов церковь была закрыта и разорена (с 1934 по 1937 годы богослужения, вероятно, совершались, но изредка). Есть данные, по которым предполагается, что последним священником до 1937 года был Иоанн Троицкий, расстрелянный в 1937 году на полигоне в Бутово. Храм восстанавливается с 1990 года. В церкви есть чтимые иконы: Божией Матери «Умиление», Божией Матери «Феодоровская», святого великомученика Пантелеимона (написана на горе Афон), святого мученика Иоанна Воина, святого Иакова Ростовского (икона была подарена Я.В. Ларину в 1898 году, в 1990-е годы пожертвована в церковь), святой блаженной Матроны Московской.

Храм святителя Иоанна Златоуста Новлянского микрорайона построен в 1761 г. «…тщанием и иждивением Московского Златоустовского монастыря». Первоначально церковь выглядела не совсем так, как сейчас, более скромно: отсутствовала колокольня, и трапезная (притвор) имела другой вид. За перестройку и достройку церкви принялись лишь в начале 1850 годов, причем вероятно, что в работах принимал участие архитектор
Михаил Иванович Бове. В 1855 на средства прихожан была пристроена колокольня и расширена трапезная. В 1856 году при храме выстроена сторожка. В 1859 году были освящены престолы в трапезной - Рождества Богородицы (справа) и Святителя Николая Чудотворца (слева). В 1865 году начались работы по обновлению внутреннего убранства церкви. Был возобновлен главный (центральный) престол, заменены иконостасы. Главный иконостас храма - пятиярусный, с позолоченными классическими деталями декора. На западной стене храма, над входом, изображена сцена» явление народу», на северной стороне - фигура равноапостольной княгини Ольги, над дверью «Моление о чаше». На южной стене - фигура равноапостольного князя Владимира и сцена «Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста». В куполе - Христос, окруженный силами небесными и небесным же воинством. Подкупольный пояс занимают изображения российских святых - Бориса и Глеба, Сергия Радонежского, Александра Невского и мн. др. (60 фигур). В алтаре Никольского придела изображены сцены из жизни святителя Николая, в Рождественском - Богородичный цикл. Первым священником тогда еще деревянной церкви был Иван Терентьев. С 1910 и по 1937 год настоятелем храма Иоанна Златоуста был свящ. Александр Цветков. 21 сентября 1937 года он был расстрелян на полигоне НКВД «Бутово». В этом же году святыню закрыли. Благодаря находчивости старосты села Новлянское, все убранство храма сохранилось. Женщина и ее помощники засыпали зерном притвор, так что войти во внутрь храма не стало возможным, и когда пришли советские власти, они зайти в церковь не смогли. В 1946 году храм Иоанна Златоуста был открыт, и с тех пор, более 60 лет он является главным храмом города Воскресенска. На территории храма находится часовня, где покоится схимонахиня Нила. Жизнь подвергла ее суровому испытанию - за то, что она не отдала советским властям церковные ценности, ее сослали в Соловки. После ссылки она жила в Воскресенском районе, служила в храме Иоанна Златоуста, пела на клиросе. Люди шли к ней со своим горем. Всем она давала мудрый свет, ценное наставление. А ее сильная молитва всегда помогала людям выздоравливать, находить работу, обретать семейное счастье. Они не забывают о ее помощи. Всегда в часовенке живые цветы. А чудотворный песок с ее могилы не раз помогал страждущим.



Подробно об истории храма можно прочитать в книге благочинного церквей Воскресенского округа проиерея Сергия Зиброва

Крестовоздвиженская церковь

Первоначальная деревянная церковь в селе Марчуги предположительно была построена в 20 гг. XVII века. К 20-м годам XVII века писцовая книга отмечает наличие в селе деревянной церкви, освященной в честь праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

В конце XVII века река Москва изменила свое русло и церковь, которая находилась на берегу, оказалась на острове. В 1768 году на новом месте «тщанием» вдовы лейтенанта флота А.М. Милославской (урожденной Пожарской) была построена кирпичная церковь существующая и поныне. Трапезная и пределы храма (один был освящен во имя святого Николая, а другой - во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба) были построены в 1848 году хлопотами гвардии полковника князя А.Б. Черкасского. А в 1858 году была построена каменная колокольня. В дальнейшем Крестовоздвиженскую церковь не раз перестраивали, достраивали, ремонтировали. В 1894-1895 годах проводился большой ремонт, во время которого в храме были установлены новые деревянные резные позолоченные иконостасы, которые сохранились и поныне.

Из инвентарной ведомости храма за 1913 год мы узнаем, что с 15 мая 1910 года здесь служил священник Михаил Пятикрестовский. Пришлось пострадать за Христа до смерти в годы репрессий и настоятелю храма священнику Михаилу Взорову. Он в возрасте 67 лет был расстрелян 31 октября 1937 г. на Бутовском полигоне. А в это время ключница храма Анна Жбанова пряталась с ключами от церкви в подполе у чужих людей больше месяца, тем самым внесла свою лепту в сохранение святыни. Церковь была спасена от разграблений, и на протяжении всего времени в ней проходили богослужения.

В послевоенные годы здесь служили отец Анатолий, священник Петр. В 1967 году, 14 мая, на приход направили молодого священника Александра Сайгушева. При его многолетнем служении были отремонтированы оконные переплеты, проведен водопровод, паровое отопление всего храма, в 1978 году построена котельная. В 2004 году был проведен газопровод.

Композиционное ядро здания составляет кирпичный храм типа «восьмерик на четверике» с двусветным основанием и граненной апсидой, наделенной сдержанной, несколько однообразной декорацией стиля барокко. Основным элементом убранства служат оконные наличники двух типов, сохранившихся в верхних ярусах. Нижние окна кардинально изменены в XIX веке. Квадратная четырехстолпная трапезная соединяет храм с шатровой столпообразной колокольней в четыре яруса. Стены храма плотно оштукатурены и побелены. Живопись на стенах и сводах - конца XIX в. У храма есть два придела: один во имя св. Николая, а другой - во имя свв. страстотерпцев Бориса и Глеба.


Крестовоздвиженский храм никогда не закрывался, и сейчас, как и на протяжении почти 250 лет, в нем совершаются богослужения. В настоящее время храм восстанавливается, необходимо еще многое сделать для того, чтобы вернуть храму его былую красоту. О том, как нам помочь в реставрации храма, смотрите в разделе контакты.

Троицкая (Успенская) церковь в Константиново выстроена в 1797 г. тщанием владелицы усадьбы Прасковьи Владимировны Мелиссино (урожденной Долгоруковой). Церковь сооружена в память ее мужа, Ивана Ивановича Мелиссино, обер-прокурора Священного Синода в 1763-1768 гг. Образцом для храма послужила, видимо, церковь монастыря Сан-Пьеро ин Монторио в Риме, сооруженная архитектором Д. Браманте в 1505 г. Церковь освящена во имя Святой Троицы и имеет в трапезной приделы: в честь Рождества Иоанна Предтечи (левый) и Успения Пресвятой Богородицы (правый). Здание кирпичное, с отделкой из белого камня. Настенная роспись храма относится к 1909-1910 гг. Церковь была закрыта в 1934 г. и подвергнута разрушениям. Возвращена верующим в 1990 г.

Поселение Константиново основано Юрием Долгоруким в 1134 г. как крепость на берегу Жабни н форпост на востоке Ростово-Суздальского княжества. В КашинскоЙПисцовоЙ книге за 1628-1629 гг. есть запись: «Калязина монастыря в вотчине село Константиновское на реке Жабне, а в нем храм во имя Успения Пречистые Богородицы». Клировая ведомость за 1796 год дает следующие сведения о церкви в с. Константиновское: «Цepкoвь Успения построена 1795». Последние документальные сведения о селе Константиново мы получаем из Тверского епархиального статсборника (1901 г.): «Церковь Успения Божьей Матери; правый - святителя Николая; левый - 12 апостолов». В ХХ веке вс. Константиново насчитывалось только 7 домов, включая здания церковно-приходскоЙ школы. В школе (1919-1922 г.) учился известный писатель, литературный критик Александр Николаевич Макаров; в 1935-1942 гг. работала талантливая учительница Ольга Алексеевна Зверева, награжденная за свой педагогический труд двумя орденами Ленина (1939 и 1949 г.). В приходе церкви 342 двора, в них проживало 1465 мужчин и 1669 женщин, всего 3134 человек. Число прихожан 1282-1492 чел. Перед затоплением местности водами Углического водохранилища церковь былa разобрана, дома жителей перенесены в другие места, для начальной школы построено новое типовое здание у дороги Калязин-Нерль.


Церковь во имя преподобного Серафима Саровского выстроена в усадьбе гофмейстера императорского двора П.Д. Ахлестышева в 1912 г. Автор проекта - академик архитектуры В.В. Суслов. Он же с помощью К.П. Калачева руководил строительством.

Церковь построена в неорусском стиле, сложена из кирпича, своды и конструкции кровель - железобетонные. Была богато украшена поливными изразцами, полихромной майоликой, покрыта глазурованной черепицей, побелена и выглядела чрезвычайно живописно. Отделать до конца и освятить церковь не успели из-за начавшейся революции. Храм был закрыт.

В 1997 г. церковь передана верующим в сильно разрушенном состоянии. Сохранились часть отделки, замечательные иконы патрональных святых и майолика над крыльцом «Спас Нерукотворный». В настоящее время храм восстанавливается. В нем имеется частица мощей преподобного Серафима Саровского.

января. День памяти преподобного Серафима Саровского.
Престольный праздник в церкви прп. Серафима Саровского в с. Федине. 19 июля 1903 г. в г. Сарове Нижегородской губернии состоялось светлое торжество - прославление преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского. ВСаров съехалось около трёхсот тысяч человек. Присутствовала и царская семья с сопровождавшей её свитой. В числе сопровождавших был и гофмейстер императорского двора Павел Димитриевич Ахлёстышев. И, видимо, здесь он принял решение построить в своей усадьбе (деревня Федино Бронницкого уезда) церковь во имя новопрославленного святого. Проект заказал выдающемуся русскому архитектору Владимиру Васильевичу Суслову. К 1914 г. храм был построен. Только по фотоснимкам мы можем судить о его красоте и великолепии. Оставалось устроить иконостас, расписать внутренние стены храма и повесить колокола. Но начавшаяся первая мировая война, а потом и революция помешали завершить работы. Храм так и не был освящён. В течение многих десятилетий он подвергался разрушению и, когда в середине 90-х годов был передан общине верующих, представлял собой незавидное зрелище. Впервые за 80-летнюю историю храма в него был назначен настоятель священник Александр Сипягин, и 22 марта 1998 г. в стенах храма состоялась первая Божественная литургия. В настоящее время настоятелем является священник Павел Чибисов. Медленно, с трудом, но идёт восстановление храма. В ноябре 2003 г. установили купол на крыше храма, а к Пасхе 2004 г. на купол был установлен золочёный крест. В храме имеется ковчег с частицей мощей прп. Серафима Саровского. По средам в 16.00 все желающие могут принять участие в чтении Акафиста преподобномуБогослужения совершаются в субботние и предпраздничные дни в 16.00, а в воскресенье и праздничные дни - Литургия в 8.00.